УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 15.08.97 N 1036
СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 1993 г. N 332
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
В целях упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов в
сфере общественного питания, в соответствии с Законом Российской
Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе-
дерации, 1992, N 15, ст.766) Совет Министров - Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила производства и реализации
продукции (услуг) общественного питания.
2. Предоставить право органам исполнительной власти республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных обра-
зований, городов Москвы и Санкт-Петербурга вносить при необходи-
мости с учетом местных условий и по согласованию с территориальны-
ми органами Государственного комитета Российской Федерации по ан-
тимонопольной политике и поддержке новых экономических структур,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора и
других органов государственного управления, на которые возложен
контроль за охраной прав потребителей, отдельные дополнения в Пра-
вила производства и реализации продукции (услуг) общественного пи-
тания, утвержденные настоящим постановлением.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 13 апреля 1993 г. N 332
ПРАВИЛА
ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила регламентируют основные требования к ра-
боте всех хозяйствующих субъектов (предприятий, граждан-предприни-
мателей) в сфере общественного питания на территории Российской
Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной при-
надлежности, в соответствии с Законом Российской Федерации "О за-
щите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 15, ст.766).
2. Хозяйствующий субъект в сфере общественного питания - это
предприятие, выполняющее функции по изготовлению, реализации и ор-
ганизации потребления кулинарной продукции и предоставлению услуг,
а также гражданин-предприниматель, занимающийся индивидуальной
трудовой деятельностью в области общественного питания.
3. Предприятия общественного питания независимо от форм
собственности осуществляют свою деятельность как в торговых залах
предприятий, так и за их пределами на основании устава, а также
при наличии лицензии на право производства и реализации продукции
общественного питания и сертификата на данный вид продукции (рабо-
ты, услуги). Граждане-предприниматели осуществляют свою деятель-
ность при наличии лицензии на право производства и реализации про-
дукции общественного питания, а также необходимых сертификатов на
продукцию (работы, услуги).
Лицензия выдается предприятию общественного питания (граждани-
ну-предпринимателю) после прохождения им регистрации в установлен-
ном порядке.
4. Предприятия общественного питания подразделяются на типы
(ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и т.д.), а рестораны и
бары также и на классы (люкс, высший, первый), которые определя-
ются собственником. Подтверждение соответствия предприятия выбран-
ному типу и классу производится органами по сертификации, аккреди-
тованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метро-
логии и сертификации в установленном порядке.
5. Критерии, предъявляемые к производственным и торговым поме-
щениям, оборудованию, инвентарю, перечню предоставляемых услуг,
технологическим режимам производства продукции, устанавливаются
государственными стандартами для предприятий общественного пита-
ния, санитарными нормами, правилами техники безопасности, противо-
пожарными и другими требованиями.
Используемые на предприятии измерительные приборы (весы, гири
и др.) должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клей-
ма и представляться на поверку в установленные сроки согласно
действующему порядку.
6. Предприятие общественного питания может самостоятельно
устанавливать дополнительные условия для посетителей, не противо-
речащие действующему законодательству.
7. Предприятия общественного питания обязаны в наглядной и
доступной форме довести до потребителей необходимую и достоверную
информацию: о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе
(местонахождении собственника), режиме работы, об ассортименте
предлагаемой продукции, перечне предоставляемых услуг, о содержа-
нии отдельных положений настоящих Правил, касающихся прав потреби-
телей, а также о дополнительных условиях для посетителей.
8. Государственным (муниципальным) предприятиям общественного
питания режим работы устанавливается по решению местных органов
исполнительной власти, а предприятиям иных форм собственности -
собственником.
Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех
форм собственности.
В случае закрытия предприятия общественного питания (для про-
ведения плановых санитарных мероприятий, ремонта и др.) предприя-
тие обязано не менее чем за неделю сообщить органам местной испол-
нительной власти и потребителям о дате и сроках закрытия.
9. Штаты предприятий общественного питания, связанных не-
посредственно с производством и реализацией продукции, независимо
от форм собственности укомплектовываются кадрами, имеющими специ-
альную подготовку.
В предприятиях общественного питания классов "люкс" и "высший"
должен работать персонал, знакомый со спецификой кулинарии и
обслуживания в других государствах.
II. Организация обслуживания и взаимоотношения
предприятий общественного питания с потребителями
10. Формы и методы обслуживания потребителей определяются
предприятием исходя из минимальных требований к данному типу и
классу предприятия общественного питания.
11. Обслуживание потребителей официантами применяется в обяза-
тельном порядке в ресторанах классов "люкс" и "высший" и, как пра-
вило, в кафе и барах.
При комбинированном обслуживании в зале предприятия выделяется
зона раздачи продукции, где потребителями самостоятельно подбира-
ются холодные закуски, напитки, десерты либо эта продукция от-
пускается барменом (буфетчиком). Горячие блюда и напитки, вин-
но-водочные изделия отпускаются официантом по заказу.
12. В предприятиях общественного питания классов "люкс",
"высший" и "первый" (за исключением баров) в процессе подготовки
зала к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов.
В столовых, а также других предприятиях общественного питания,
работающих по методу самообслуживания, допускается упрощенная сер-
вировка столов (приборы со специями, бумажные салфетки).
13. Допускается ограничивать вход посетителей в предприятия
общественного питания, работающие с официантами, за 30 минут до их
закрытия, а в предприятия, работающие по методу самообслуживания,
- за 15 минут до их закрытия.
14. В предприятиях общественного питания используются различ-
ные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после от-
бора блюд, оплата после приема пищи, саморасчет. Формы расчетов за
питание определяются в зависимости от метода обслуживания, специ-
фики обслуживаемого контингента, типа предприятия и его специали-
зации.
В предприятиях общественного питания, работающих по методу са-
мообслуживания, и магазинах (отделах) кулинарии при расчетах пот-
ребителю вручается кассовый чек.
Там, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпу-
щенной продукции производится по выданному официантом счету.
В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей
(рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), может использо-
ваться расчет по индивидуальным или групповым абонементам.
15. Наряду с основной деятельностью предприятия общественного
питания должны оказывать дополнительные услуги, перечень которых
индивидуален для каждого типа и класса предприятий и определяется
стандартом.
Стоимость дополнительных услуг должна быть указана в меню или
прейскурантах.
Вне торгового зала посетителям должна быть предоставлена воз-
можность ознакомиться с меню, прейскурантами вин и дополнительными
условиями обслуживания, установленными предприятием.
В торговых залах посетитель в обязательном порядке информиру-
ется о стоимости блюд и изделий, емкости бутылки алкогольного на-
питка, цене всей емкости, 50 и 100 г алкогольного напитка. В сто-
ловых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие,
служащие, студенты, учащиеся и др.), в меню, кроме того, указыва-
ется выход кулинарной продукции, а в других типах предприятий по
просьбе посетителей эта информация дается обслуживающим персона-
лом.
В предприятиях классов "люкс", "высший" все виды печатной рек-
ламы (обложки и вкладыши меню, прейскуранты вин, пригласительные
карточки, проспекты и пр.) изготавливаются на высокохудожественном
уровне.
16. Предприятие самостоятельно разрабатывает ассортиментный
перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения сани-
тарных и технологических требований, а также стандартов для данно-
го типа и класса предприятий и согласовывает его с территориальны-
ми органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Перечень блюд, закусок, винно-водочных изделий, указанных в
меню и прейскурантах, должен выдерживаться в течение всего времени
работы торгового зала предприятия.
17. В предприятиях общественного питания при гостиницах, вок-
залах, аэропортах, по месту работы и учебы, а также в предприяти-
ях, обслуживающих социально незащищенные группы населения, наряду
с традиционными формами реализации продукции может применяться
продажа комплексных завтраков, обедов, ужинов, разнообразных по
дням недели с учетом рациональных норм и особенностей питания.
18. Предприятия общественного питания независимо от форм
собственности должны предоставить потребителю возможность проверки
меры и веса проданной ему кулинарной продукции, товаров, а также
соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной
документации. Лица, занимающиеся изготовлением и продажей продук-
ции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой дея-
тельности, должны по просьбе потребителя предъявить ему лицензию
на право производства и реализации указанной продукции, а также
сертификат на продукцию (услуги).
При обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции
(оказываемой услуги), недовесов или обсчетов предприятие общест-
венного питания обязано по выбору потребителя:
безвозмездно устранить установленные недостатки;
уменьшить размер оплаты за кулинарную продукцию (услугу);
без дополнительной оплаты изготовить аналогичное блюдо, кули-
нарное изделие (повторно выполнить услугу);
полностью возместить расходы потребителя, связанные с приобре-
тением некачественной кулинарной продукции (выполнением услуги).
В процессе обслуживания в предприятиях общественного питания
по желанию потребителей готовая кулинарная продукция и покупные
товары, включая винно-водочные изделия, могут отпускаться навынос
в соответствующей упаковке.
19. При приеме предварительного заказа на обслуживание предп-
риятие должно гарантировать его выполнение в сроки, установленные
взаимными обязательствами. В случае невозможности выполнения тако-
го заказа по независящим от предприятия причинам оно обязано
обеспечить проведение этого мероприятия в другом предприятии об-
щественного питания без ущемления интересов потребителя, поставив
его об этом в известность не менее чем за 7 дней.
В случае отказа от обслуживания, поступившего на предприятие в
день проведения мероприятия, по инициативе заказчика, последний
обязан выкупить заказанную им продукцию (товары), которая не может
быть реализована другим потребителям.
III. Организация производства и реализации
продукции общественного питания
20. Продукция предприятий общественного питания подлежит обя-
зательной сертификации в установленном порядке.
Изготовители кулинарной продукции обязаны соблюдать:
санитарные правила, включая систематическое проведение меди-
цинских осмотров, мероприятий по повышению санитарной грамотности
работников;
технологические режимы производства продукции (совместимость
продуктов, их взаимозаменяемость, режим холодной и тепловой обра-
ботки сырья и др.), определенные действующей нормативной докумен-
тацией (сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприя-
тий общественного питания, стандарты предприятий, технические
условия и пр.).
При производстве изготовитель вправе вносить в рецептуры блюд
указанных сборников некоторые изменения, расширять перечни компо-
нентов, не допуская при этом нарушений санитарных правил, техноло-
гического режима производства продукции, ухудшения ее потреби-
тельских свойств и качества.
Повара и кондитеры должны обеспечиваться на рабочих местах и
руководствоваться при производстве продукции технологическими кар-
тами с указанием рецептур на изделия и краткой технологии.
21. Блюда должны приготавливаться такими партиями, чтобы реа-
лизация могла осуществляться в строго определенные санитарными
правилами сроки. Категорически запрещается использовать оставшиеся
от предыдущего дня мясные, рыбные рубленые изделия, макароны,
соусы, крупяные изделия.
На раздаче должна поддерживаться требуемая температура всех
блюд, изделий, применяться мерный инвентарь для отпуска жира, сме-
таны, соусов, гарниров, супов и т.п.
22. Порядок реализации продукции предприятий общественного пи-
тания (граждан-предпринимателей) в специально отведенных для этого
местах определяется местными органами исполнительной власти.
Запрещается продажа с машин, лотков, рук особо скоропортящейся
кулинарной продукции, перечень которой утверждается территориаль-
ными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
23. Каждая партия продукции общественного питания, реализуемая
вне торгового зала предприятия-изготовителя, должна иметь удосто-
верение качества с указанием наименования предприятия-изготовите-
ля, нормативной документации, в соответствии с которой она произ-
водилась, даты изготовления, конечного срока реализации, массы
упаковочной единицы, а также документ, содержащий информацию о це-
не одной штуки (килограмма) изделия.
Если установлено, что при соблюдении потребителем правил
использования, хранения, транспортировки продукция может причинить
вред его жизни, здоровью, изготовитель (предприятие, гражда-
нин-предприниматель) обязан немедленно приостановить ее произ-
водство и прекратить реализацию. Аналогичные меры принимаются и
при обнаружении нарушений технологического процесса производства
продукции.
Если причины, наносящие вред, устранить невозможно, изготови-
тель обязан снять такую продукцию с производства и реализации.
24. Продажа винно-водочных изделий в предприятиях общественно-
го питания независимо от форм собственности осуществляется при на-
личии специального разрешения (лицензии), выдаваемого местными ор-
ганами исполнительной власти по согласованию с органами санитар-
но-эпидемиологического надзора, и документа, содержащего сведения
об изготовителе этой продукции, а также в соответствии с порядком
торговли винно-водочными изделиями, действующим на территории
Российской Федерации.
IV. Контроль за работой предприятий общественного
питания (граждан-предпринимателей)
25. Контроль за безопасностью продукции на всех этапах техно-
логического цикла ее изготовления, а также контроль за соблюдением
норм и правил предприятиями общественного питания (граждана-
ми-предпринимателями) осуществляют в пределах своей компетенции
органы Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии
и сертификации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологи-
ческого надзора, Комитета Российской Федерации по торговле и дру-
гие органы государственного управления.
За невыполнение настоящих Правил предприятия общественного пи-
тания (граждане-предприниматели) несут ответственность согласно
действующему законодательству.
-------------------------
"Собрание актов Президента и Правительства РФ", 19.04.93, N 16,
ст. 1354
|