СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1993 г. N 306
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ
В 1993 ГОДУ
Совет Министров - Правительство Российской Федерации поста-
новляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные положения и критерии госу-
дарственной селективной структурной политики в 1993 году.
2. В целях организации работы, связанной с практической реали-
зацией выработанной государственной селективной структурной поли-
тики, и контроля за ходом ее проведения министерствами и ве-
домствами обязанности между заместителями Председателя Совета Ми-
нистров - Правительства Российской Федерации распределить следую-
щим образом:
В.Ф.Шумейко - обеспечить взаимодействие Совета Министров -
Правительства Российской Федерации с комитетами и комиссиями Вер-
ховного Совета Российской Федерации, проводить общую координацию
работ, решать социальные вопросы;
Б.Г.Федорову - обеспечить работу по формированию государствен-
ной селективной структурной политики в процессе финансовой стаби-
лизации, организовать в этом направлении совместную работу Совета
Министров - Правительства Российской Федерации с Центральным бан-
ком Российской Федерации. Осуществлять координацию этой работы,
проводимой в Министерстве экономики Российской Федерации, Ми-
нистерстве финансов Российской Федерации, Комитете Российской Фе-
дерации по политике цен, Комитете Российской Федерации по драго-
ценным металлам и драгоценным камням, Государственной налоговой
службе Российской Федерации;
Г.С.Хиже - осуществлять решение вопросов, связанных с заверше-
нием формирования заказа промышленным предприятиям по поставке
продукции для государственных нужд, поддержкой магистральных
транспортных систем, связи и теплокоммуникаций, финансированием
конверсии военного производства. Обеспечивать координацию этой ра-
боты, проводимой в Министерстве транспорта Российской Федерации,
Министерстве путей сообщения Российской Федерации, Министерстве
связи Российской Федерации, Государственном комитете Российской
Федерации по промышленной политике, Комитете Российской Федерации
по оборонным отраслям промышленности, Комитете Российской Федера-
ции по машиностроению, Комитете Российской Федерации по химической
и нефтехимической промышленности, Комитете Российской Федерации по
металлургии, Российском космическом агентстве;
А.Х.Заверюхе - обеспечить решение вопросов, связанных с проб-
лемами сельского хозяйства и продовольствия, и координацию этой
работы, проводимой в Министерстве сельского хозяйства Российской
Федерации, Комитете Российской Федерации по рыболовству, Комитете
Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности,
Комитете Российской Федерации по торговле;
А.Н.Шохину - осуществлять решение вопросов, связанных с
экспортной политикой и программой импортозамещения как частью
государственной селективной структурной политики, с активной тамо-
женной политикой, обеспечивая координацию этой работы, проводимой
в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации,
Государственном комитете Российской Федерации по экономическому
сотрудничеству с государствами-членами Содружества, Госу-
дарственном таможенном комитете Российской Федерации, Российском
агентстве международного сотрудничества и развития, Федеральной
службе России по валютному и экспортному контролю;
А.Б.Чубайсу - осуществлять решение вопросов, связанных с фор-
мированием системы государственного предпринимательства, координи-
ровать эту работу, проводимую в Государственном комитете
Российской Федерации по управлению государственным имуществом,
Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур, министерствах и
ведомствах производственной сферы;
Ю.Ф.Ярову - осуществлять взаимодействие с республиками в
составе Российской Федерации, краями, областями, автономными обра-
зованиями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, обеспечивая коор-
динацию этой работы, проводимой в Министерстве охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственном
комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строи-
тельства, Комитете Российской Федерации по геологии и использова-
нию недр;
С.М.Шахраю - обеспечивать нормотворческую работу в увязке с
Планом действий Совета Министров - Правительства Российской Феде-
рации по реализации экономической реформы в 1993 году и задачами
государственной селективной структурной политики.
Заместителям Председателя Совета Министров - Правительства
Российской Федерации в процессе работы по осуществлению госу-
дарственной селективной структурной политики решать вопросы во
взаимодействии с республиками в составе Российской Федерации, кра-
ями, областями, автономными образованиями, городами Москвой и
Санкт-Петербургом.
3. Министру науки и технической политики Российской Федерации
Б.Г.Салтыкову обеспечить решение вопросов, связанных с поддержкой
науки и научно-технического потенциала в интересах активного
структурного преобразования сферы материального производства, осу-
ществлять по этим направлениям взаимодействие с Российской акаде-
мией наук.
4. Общие проблемы, связанные с разработкой и проведением в
жизнь государственной селективной структурной политики, возлага-
ются на Председателя Совета Министров - Правительства Российской
Федерации, который осуществляет также координацию этой работы,
проводимой в Министерстве обороны Российской Федерации, Ми-
нистерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве топ-
лива и энергетики Российской Федерации и Министерстве Российской
Федерации по атомной энергии.
5. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга развернуть практическую работу в соответствии с
Основными положениями и критериями государственной селективной
структурной политики в 1993 году.
Председатель Совета Министров -
Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Приложение
к постановлению Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 1993 г. N 306
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В 1993 ГОДУ
I. Общие положения
План действий Совета Министров - Правительства Российской Фе-
дерации по реализации экономической реформы в 1993 году, утверж-
денный постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 23 февраля 1993 г. N 160, предусматривает развернутую
программу конкретных мер на федеральном уровне управления, практи-
ческая реализация которых в сочетании с усилиями республи-
канско-региональных систем исполнительной власти позволит начать
преодоление глубокого экономического кризиса.
Опыт прошедшего года показал, что глобально огосударствленная
хозяйственная система в России должна изменяться не только в режи-
ме самоорганизации и саморегулирования, но и в условиях реального
и целенаправленного управленческого воздействия на процессы преоб-
разований при четко выработанных приоритетах.
Важнейшим направлением государственного воздействия на эконо-
мику является активная структурная политика. Эта политика должна
проводиться в рамках общей стратегии экономических реформ, в соче-
тании и взаимной увязке с жесткой финансовой и денежно-кредитной
политикой, приватизацией и другими направлениями экономических
преобразований, намеченными в Плане действий Совета Министров -
Правительства Российской Федерации. Ограниченность ресурсов, необ-
ходимость контроля над инфляцией обусловливают придание структур-
ной политике строго селективного характера.
Структурная политика на данном этапе обеспечивает, с одной
стороны, поддержку целенаправленно выбранных групп предприятий и
организаций с получением от них реальной продукции, а с другой -
учитывает все аспекты складывающихся рыночных отношений и станов-
ления экономической свободы предприятий и предпринимателей.
Цель государственной селективной структурной политики -
обеспечить повышение эффективности общественного производства че-
рез целенаправленное изменение его структуры, технического уровня
и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост на этой
основе жизнеобеспечивающих объемов производства путем реализации
системы государственных решений и создания финансово-экономической
заинтересованности предприятий и предпринимателей.
Однако, не упуская из вида стратегические цели этой политики,
а также учитывая сложившиеся реалии, необходимо определить и про-
вести в жизнь первоочередные задачи на 1993 год, имея в виду
достижение стабилизации производства на конкретных предприятиях на
основе практического управленческого воздействия, подкрепленного
жесткими мерами финансово-кредитного и денежного характера, при
недопущении дальнейшего снижения уровня жизни населения.
Вместе с тем здесь уже неприменимы общие подходы. Расчеты по-
казывают, что, выдвигая глобальную задачу стабилизации произ-
водства в 1993 году, например, на уровне, достигнутом в IV кварта-
ле 1992 г., можно потерять по сравнению с 1992 годом в целом около
30 млн. тонн нефти (или более 7 процентов к общей добыче 1992 го-
да) и соответственно 2 млн. тонн автомобильного бензина (5.7 про-
цента) и около 5 млн. тонн дизельного топлива (7.4 процента), 1.4
тысячи грузовых вагонов (8.3 процента), 125 млн. подшипников каче-
ния (22 процента), более 420 тыс. тонн (15.4 процента) фосфатных и
около 750 тыс. тонн (28 процентов) калийных удобрений, 13.5 тыс.
тонн (43 процента) синтетических красителей и многое другое.
Названная продукция является по-прежнему важнейшей в деле жиз-
необеспечения страны, а нефть, продукты ее переработки и природный
газ составляют основу экспортного потенциала. Поэтому надо предп-
ринимать все меры не только по стабилизации производства этих и
некоторых других видов продукции, но и создать условия по наращи-
ванию такой продукции уже в 1993 году, не допуская катастрофи-
ческого для экономики снижения ее производства.
Успех в этой практической работе может быть достигнут, если
Верховный Совет Российской Федерации, Верховные Советы республик в
составе Российской Федерации, Советы народных депутатов краев, об-
ластей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и их исполнительные органы поддержат и разовьют предлагаемые цели
и критерии. Достижение в таком, пусть даже одном, локальном нап-
равлении согласованности в народном хозяйстве крайне необходимо.
Большинство товаропроизводителей будет выбираться из кризиса
собственными силами, а это означает серии банкротств, закрытие
предприятий, волну безработицы и многие другие негативные социаль-
ные последствия. Но таков сегодня путь выживания для всех. Он мо-
жет создать реальные основы для оживления экономики и на этой
основе повышения уровня социальной поддержки населения.
Главным в этой работе является правильный выбор критериев
государственной селективной структурной политики и объектов ее
приложения как в 1993 году, так и в последующем.
Учитывая долгосрочный характер работы, эти критерии и объекты
финансовой поддержки должны в первую очередь определяться сложив-
шимся положением дел в народном хозяйстве. Тогда согласованная се-
лективная структурная политика относительно быстро при активной ее
реализации даже в условиях ограниченных ресурсов позволит начать
реальный перелив производительного капитала на достижение экономи-
ческих приоритетов, обусловленных спецификой сложившегося положе-
ния. На этот процесс должны работать не только финансы, кредиты,
но и налоговая система, амортизационная и валютная политика, адми-
нистративные рычаги и коммерческая инициатива. Здесь же необходимо
в порядке законодательной инициативы оперативно подготовить пред-
ложения по изменению действующего законодательства с учетом полу-
ченного практического опыта. Речь, в частности, идет о таких зако-
нах, как законы о предприятиях, собственности, конверсии оборонной
промышленности, недрах, Центральном банке Российской Федерации и
ряде других. Соответствующие изменения должны быть внесены в целый
ряд нормативных актов Совета Министров - Правительства Российской
Федерации.
Активная борьба со спадом производства товаров и услуг, фи-
нансовая поддержка по важнейшим направлениям при жестком селектив-
ном подходе объективно вызовут оживление и по сопряженным цепочкам
взаимодействия будут стимулировать спрос и обеспечат сбыт продук-
ции на значительном количестве других предприятий.
Однако перелив средств произойдет также за счет других от-
раслей и отдельных предприятий. Учитывая неизбежность сложных
последствий, их дорогую цену для общества, крайне необходим конт-
роль государства на всех уровнях за эффективным использованием фи-
нансовых ресурсов, и особенно перераспределенных для выбранных
предприятий и объектов реконструкции и строительства.
Практический переход к селективной структурной политике весьма
труден, поэтому ясность и конкретика - это залог успешной реализа-
ции поставленной задачи. Тяжелые последствия при ее решении (банк-
ротства и рост безработицы) потребуют большой и предметной работы
в социальной области всех эшелонов управления экономикой, но осо-
бенно на региональном уровне.
При реализации государственной селективной структурной полити-
ки должно быть использовано несколько взаимосвязанных методов
государственного воздействия на экономику как на федеральном, так
и республиканско-региональном уровнях при согласованной работе с
законодательной властью и системой, управляемой Центральным банком
Российской Федерации. Это известные методы, но задача состоит в
активном, программно-целевом их задействовании на практике в рам-
ках Плана действий Совета Министров - Правительства Российской Фе-
дерации по реализации экономической реформы в 1993 году.
К этим мерам, применяя достаточно условную их группировку,
можно отнести:
прямое государственное регулирование, включающее использование
бюджетного финансирования, кредитных субсидий (в том числе иност-
ранных) выбранным предприятиям, а также субвенций и дотаций терри-
ториям;
регулирование финансовыми методами определенных материальных
потоков, в которых заинтересовано государство, на взаимовыгодной с
производителями контрактной основе для обеспечения поставок про-
дукции и услуг в целях удовлетворения общегосударственных потреб-
ностей. Проведение на федеральном уровне квотирования и лицензиро-
вания стратегически важных товаров для достижения максимальной
внешнеэкономической эффективности селективной структурной полити-
ки;
широкое использование на федеральном и республиканско-регио-
нальном уровнях методов финансового и денежно-кредитного регулиро-
вания, включая налоговые ставки и налоговые льготы, индексацию
амортизационных отчислений, проведение ускоренной амортизации, це-
ленаправленное влияние учетных банковских ставок, кредитную рест-
рикцию или экспансию. Применение гарантий государства, республик и
регионов, в том числе и в работе с иностранными инвесторами, масш-
табная и принципиальная таможенная политика, антимонопольное регу-
лирование цен и создание рыночных систем согласования их между
производителями и потребителями, задействования других мер рыноч-
ных механизмов.
Общей задачей Совета Министров - Правительства Российской Фе-
дерации остается всемерное создание условий для повышения предпри-
нимательской активности в промышленном, сельскохозяйственном и
строительном производствах, на транспорте и в системе коммуника-
ций, в обращении товаров и в определенных секторах социальной сфе-
ры. Центрами деловой активности должны стать в первую очередь те
предприятия и организации, которые попадают в зону влияния селек-
тивной структурной политики. Помощь государства должна обеспечить
решение задачи оживления всей экономики через выбранные достаточно
многочисленные конкретные объекты, через приватизацию, поддержку
предпринимательства и другие меры, вытекающие из Плана действий
Совета Министров - Правительства Российской Федерации по реализа-
ции экономической реформы в 1993 году. Надо учитывать и такой важ-
нейший фактор, как рынок, который будет самостоятельно осущест-
влять свою структурную и иную достаточно жесткую селекцию неза-
висимо от государства.
В связи с этим необходимо активно способствовать в рамках
государственной селективной структурной политики созданию новых
организационных форм управления конкретными сферами производства,
таких, например, как финансовые группы, холдинговые и акционерные
компании, межотраслевые и межрегиональные ассоциации, концерны,
банковские союзы, совместные предприятия, частные предпринима-
тельские структуры, межгосударственные компании, прежде всего с
ближним зарубежьем, подкрепляя это содействие оперативным уточне-
нием действующего законодательства.
Особенно важно учитывать, что государственное предпринима-
тельство на первое место должно ставить задачу обеспечения произ-
водства необходимых обществу продукции и услуг. Здесь нет противо-
речий с интересами частного предпринимательства, так как прибыль
частных компаний, пополняющая налоговую базу государства, также
работает на экономику и на общество в целом. Чем выше прибыль
предпринимателей, тем больше возможностей дальнейшего развития
производства и создания новых рабочих мест. В деле вывода экономи-
ки России из кризиса усилия федеративного государства на всех
уровнях управления и усилия предпринимателей при продуманной фи-
нансовой и налоговой политике должны объективно сочетаться.
II. Основные этапы организации работы на уровне Совета
Министров - Правительства Российской Федерации
и органов государственного управления
Поскольку все органы государственного управления на федераль-
ном уровне представляют собой в совокупности весьма сложную систе-
му исполнительной власти, необходима единая "технологическая" схе-
ма организации этой работы. Следует активно задействовать все ин-
теллектуальные силы этой системы. Совет Министров - Правительство
Российской Федерации должен дать начальный импульс в деле реализа-
ции селективной структурной политики и постоянно вести эту работу,
согласовывая и проводя ее в жизнь на республиканско-региональном
уровне управления экономикой страны.
Таким образом, следует активно задействовать как федеральную
вертикаль исполнительной власти, так и большие возможности респуб-
ликанско-регионального уровня при постоянных деловых контактах с
законодательной властью.
Но для этого необходимо (пусть даже в схематичном виде)
представить сегодня общую картину намечаемой работы Правительства:
с чего начинать, как ее развивать, чем заканчивать и какие необхо-
димо наметить этапы.
На первом этапе (до 1 мая 1993 г.) следует на основе сформули-
рованных Основных положений и критериев начать активную работу в
центральных органах государственного управления под руководством
соответствующих заместителей Председателя Совета Министров - Пра-
вительства Российской Федерации.
Этот этап заключается прежде всего в организованном начале ра-
боты, подключении к ней наиболее квалифицированных специалистов не
только органов государственного управления, но также других орга-
низаций, в том числе общественных и коммерческих структур. В каж-
дом министерстве и комитете эту работу года должны возглавлять
первые заместители руководителя.
На этом этапе отрабатываются принципы, уточняются необходимые
критерии и финансово-экономические ориентиры с тем, чтобы в про-
цессе работы выйти на конкретные параметры государственной селек-
тивной структурной политики по всем направлениям.
Первый этап достаточно короткий, но он важен своим организаци-
онным началом. Необходимо, чтобы в работе по подготовке и осущест-
влению структурной политики в сочетании со всей деятельностью Со-
вета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации
экономической реформы в 1993 году были задействованы силы цент-
ральных органов управления на федеральном уровне и оперативно на-
чаты контакты с регионами.
Второй этап - это период завершения формирования адресных то-
чек и направлений реализации селективной структурной политики с
выходом на конкретные суммы финансирования из федерального бюджета
и возможные объемы, а также структурные изменения в выпуске про-
дукции. Этап должен завершиться до 20 мая согласованием намеченных
к использованию в 1993 году общих финансовых средств для реализа-
ции структурной политики с реальными источниками финансирования
всех уровней управления экономикой.
После принятия принципиальных решений Минфину России совместно
с Минэкономики России по согласованию с Центральным банком
Российской Федерации следует осуществить адресное доведение сово-
купных централизованных финансовых средств с тем, чтобы предприя-
тия, которые попали в сферу влияния государственной селективной
структурной политики, знали конкретно, на какие источники они мо-
гут рассчитывать со стороны федерального Правительства, сколько им
самостоятельно надо заработать средств или привлечь их со стороны,
чем им могут помочь республиканские, областные или краевые органы
из своих бюджетов.
На основе такой конкретной информации до 10 июня целесообразно
осуществить третий и последний этап работы по формированию госу-
дарственной селективной структурной политики в 1993 году. Он зак-
лючается в том, что Минэкономики России, привлекая все ми-
нистерства, комитеты и другие организации, участвовавшие в форми-
ровании такой политики, подготавливает совместно с Минфином России
и соответствующими экономическими органами республик и регионов
прогнозные оценки работы экономики России в этом году в отраслевом
и республиканско-региональном разрезах. Эти прогнозные оценки ста-
нут ориентиром в работе системы исполнительной власти на всех
уровнях до конца 1993 года.
Таким образом, все три этапа этой работы Совет Министров -
Правительство Российской Федерации должен завершить в сжатые сро-
ки. Естественно, что затем следует проанализировать, как проходила
эта работа на практике, внести в организационные и "технологи-
ческие" схемы необходимые коррективы, чтобы на 1994 год подобную
работу выполнить уже в IV квартале текущего года и войти в будущий
год более организованно по всем управленческим параметрам, которые
находятся в компетенции Совета Министров - Правительства
Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации
"О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации".
III. Общие критерии формирования селективной
государственной структурной политики
При формировании государственной селективной структурной поли-
тики предлагается ориентироваться на следующие критерии.
Первый. На расширенном заседании Совета Министров - Прави-
тельства Российской Федерации 11 февраля 1993 г. были намечены
конкретные направления государственной селективной структурной по-
литики, в пределах которых и должна быть развернута работа по оп-
ределению наиболее эффективных предприятий и районов в регионах,
где формируемые на федеральном уровне финансовые средства дадут
быструю и максимальную отдачу. Эти направления следующие:
топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехи-
мия;
обеспечение населения продовольствием и социальная поддержка
слабо защищенных слоев населения;
стабилизация работы магистральных транспортных систем, связи и
телекоммуникаций;
финансирование конверсии военного производства;
поддержка науки и научно-технического потенциала, способного к
участию в активном преобразовании сферы материального произ-
водства.
По каждому из этих направлений должны быть определены конкрет-
ные предприятия, намечены размеры их финансирования с федерального
уровня и оценены возможные объемы продукции, реально формирующие
прогрессивную общую структуру производства или меняющие ее в бла-
гоприятную сторону.
Следует обеспечить прямую ответственность за взятые у Минфина
России или Центрального банка Российской Федерации финансовые
средства для выбранных предприятий и хозяйств. Именно такая работа
обеспечивает реальный переход от финансирования с федерального
уровня "по площадям" к целевому селективному финансированию при
конкретном прогнозе по кварталам 1993 года получаемой продукции в
результате осуществления такой политики.
Второй. Необходимо, чтобы эта работа во всех органах госу-
дарственного управления имела достаточно четкие финансовые ориен-
тиры или определенные финансовые рамки. Уже на первом этапе Минфин
России и Минэкономики России по согласованию с Центральным банком
Российской Федерации должны сформировать эти ориентиры в конкрет-
ных цифрах и довести их до соответствующих участников работы.
Третий. Следует организовать четкую работу по поставкам про-
дукции (товаров, услуг) для удовлетворения общегосударственных
потребностей, сформированных на 1993 год. Эта продукция (товары,
услуги) должна выкупаться государством по рыночным ценам у предп-
риятий всех форм собственности и отражать один из важнейших эле-
ментов селективной структурной политики, так как государство конк-
ретно заказывает продукцию и услуги и платит за них из бюджета. На
1993 год поставки уже сбалансированы с бюджетными средствами.
Масштаб этих госпоставок сегодня небольшой и отражает решение тех
задач, которые реализуются на основе Закона Российской Федерации
"О поставках продукции и товаров для государственных нужд". Но на-
меченные на 1993 год объемы поставок для государственных нужд -
это реальный практический критерий для формирования селективной
структурной политики на 1993 и последующие годы. Естественно, что
такую работу необходимо проводить, опираясь на Федеральную конт-
рактную систему.
Четвертый. Важнейшим направлением является формирование систе-
мы государственного предпринимательства. В такую систему включа-
ются предприятия, которые в соответствии с государственной прог-
раммой приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации отнесены к объектам, приватизация которых
запрещена, а также неприватизированные предприятия, отнесенные к
объектам, приватизация которых осуществляется только по решению
Совета Министров - Правительства Российской Федерации или по реше-
нию Госкомимущества России (с учетом мнения отраслевых ми-
нистерств). Таких неприватизированных предприятий, включая и явных
монополистов, в 1993 и последующих годах будет еще работать боль-
шое количество. Из числа этих государственных предприятий также
необходимо выбрать адресатов государственной селективной структур-
ной политики, помочь им финансами и ориентировать их на произ-
водство необходимой продукции и оказание соответствующих услуг.
Это должен быть достаточно четкий критерий. С ним необходимо де-
тально разобраться прежде всего Госкомимуществу России и ГКАП
России.
Пятый. Государственная селективная структурная политика может
весьма эффективно стимулироваться всей денежно-кредитной системой
страны, возглавляемой Центральным банком Российской Федерации. Не-
обходимо организовать приоритетное прохождение платежных докумен-
тов как в пределах Российской Федерации, так и в ближнее зарубежье
по всем предприятиям и организациям, включенным в сферу действия
селективной государственной структурной политики. Это будет не
только весьма ощутимый стимул для предприятий, но и реальная под-
держка селективной структурной политики со стороны системы Цент-
рального банка Российской Федерации, что в свою очередь создаст
условия для более быстрой и масштабной возвратности кредитных
ресурсов, задействованных на этих предприятиях.
Шестой. Поскольку расширение отечественной экспортной базы и
программа импортозамещения являются составной частью государствен-
ной селективной структурной политики, весьма важно активное и
предметное участие в этой работе МВЭСа России. Основываясь на
прогнозных оценках производства продукции с учетом воздействия
государственной селективной структурной политики, Минэкономики
России, МВЭСу России с участием Госкомсотрудничества России и ГТК
России необходимо завершить разработку прогнозного внешнеторгового
баланса страны, учитывающего торговлю со странами ближнего зару-
бежья. При этом следует ориентироваться на необходимость активного
формирования "общего рынка" государств-участников Содружества,
предусматривающего отсутствие таможенных барьеров между ними и
осуществление единой таможенной политики с другими странами. Необ-
ходимо также определиться с тем, как через политику в области им-
порта активно воздействовать на отечественных производителей: ка-
кие предприятия на этом этапе защитить от внешней конкуренции, где
она должна быть, но регулироваться, а где конкуренция не должна
ограничиваться.
Седьмой. Весьма сложная задача стоит перед Минсельхозом
России. В данном случае не избежать распределения федеральных фи-
нансовых ресурсов в целом по регионам. Но крайне важно четко ори-
ентироваться в этой работе на региональную специализацию сельско-
хозяйственного производства и его эффективность. Здесь концентра-
ция ресурсов в эффективных сельскохозяйственных регионах может
дать очень много. Но должен быть сразу продуман инструмент обрат-
ной связи с сельскими производителями, включая фермеров. К ним уже
пошли федеральные деньги, известно, сколько и в какие адреса. С
такой же точностью надо оценить объемы реализации сельскохо-
зяйственной продукции и в рамках этих реалий вести практическую
работу весь текущий год.
Восьмой. Необходимо подчеркнуть, что эта работа ведется не
только на федеральном уровне - очень важна ее стыковка с республи-
канско-региональными уровнями и коммерческим сектором.
Девятый. При формировании и реализации государственной селек-
тивной структурной политики необходимо исходить из возможностей
прежде всего финансово-кредитной системы. Именно она определяет,
причем достаточно жестко, пределы селективного финансирования как
на федеральном, так и на региональном уровнях. Остальное - рынок и
собственная инициатива предпринимателей, директоров, трудовых кол-
лективов. Здесь должна быть определена важнейшая роль Госкомиму-
щества России. Комитет должен обратить особое внимание на те
предприятия, которые остались за чертой приоритетов и пока еще
принадлежат государству, но в силу ужесточения финансовой политики
оказались один на один с рынком. Нужно начинать работать с такими
предприятиями, не ждать и стараться не допускать их банкротства, а
упреждающе преобразовывать их, оказывать предприятиям помощь не
финансами, а принципиально новыми условиями хозяйствования.
Десятый. Следует в самые короткие сроки довести до всех разра-
ботчиков практических мер по реализации государственной селектив-
ной структурной политики в 1993 году материал по структурной поли-
тике, подготовленный в свое время специалистами Минэкономики
России. Причем этот документ на данной стадии работы не должен
восприниматься как окончательная директива или безусловное руко-
водство к действиям. Он должен быть сегодня использован как допол-
нительный информационный материал для работы по этому направлению.
Однако надо учитывать, что селективная структурная политика госу-
дарства - это долговременная программа практических действий.
Необходимо всемерно использовать и расширять опыт Минфина
России по организации доведения до предприятий, министерств,
республик и регионов финансовых средств из государственного бюдже-
та и других источников, но уже с принципиально новых позиций. Сле-
дует тщательно проработать систему финансово-экономических условий
и требований при использовании централизованных средств, обратив
особое внимание на меры контроля, а также предупреждения перекачки
таких средств в фонды потребления предприятий и организаций.
В обязательном порядке необходимо согласованно использовать
всю систему мер, уже разработанных и проводимых в жизнь Централь-
ным банком Российской Федерации.
Таким образом, в предстоящей работе должна быть использована и
развита вся положительная практика центральных органов федерально-
го управления по регулированию производственных, социально-эконо-
мических и финансовых процессов в экономике в условиях переходного
к рынку периода. Но при этом необходимо четко выдерживать курс на
углубление экономических реформ и дальнейшее развитие рыночных от-
ношений с учетом бюджетного послания Президента Российской Федера-
ции Верховному Совету Российской Федерации.
|