МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 1993 г. N 47/20-11п
О СВЕТСКОМ ХАРАКТЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отношение государственной школы к религии определяется
Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О свободе
вероисповедания".
В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О свободе
вероисповедания" государство обязано уважать право ребенка, его
родителей или лиц, их заменяющих, на выбор согласно их убеждениям
путей и форм нравственного и религиозного воспитания.
Граждане Российской Федерации в отношении религии
придерживаются разных убеждений. Они исповедуют христианство,
ислам, буддизм и т.д., не исповедуют никакой религии, потому что
мировоззренчески не определились или придерживаются атеистических
убеждений, считают себя агностиками, светскими гуманистами.
Убеждения всех граждан государство обязано уважать в соответствии
с конституционным принципом свободы совести при том условии, что
эти убеждения не противоречат закону и не ущемляют права и
интересы других граждан. Предпочтение какой-либо одной
мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно
означает дискриминацию по отношению к другим, появление монополии
в вопросах духовного развития личности. Государство предоставляет
возможность выбора мировоззрения каждому гражданину как его
личного выбора, как его частного дела по отношению к государству.
Родители, отдавая ребенка в государственную школу, должны
знать, что школа не может взять на себя обязательство воспитывать
его в соответствии с каким-либо определенным религиозным или
атеистическим выбором родителей. Это необходимое условие того, что
школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и
дети считают для себя неприемлемыми.
В связи с вышеизложенным Министерство образования Российской
Федерации в сфере духовного развития личности придерживается
следующих положений.
1. Государственные органы управления образованием обязаны
соблюдать принцип раздельности светского и религиозного
образования. Светский характер образования в государственных
образовательных учреждениях является одним из основополагающих
принципов государственной политики в области образования (статья 2
Закона Российской Федерации "Об образовании" - "Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации", 1992, N 30, ст. 1797, стр. 2222). Это
означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое
воспитание в любых формах. Содержание образования должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами, различными расовыми, национальными, этническими,
религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права
учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
2. "Преподавание религиозно - познавательных, религиоведческих
и религиозно - философских дисциплин, не сопровождающееся
совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер,
может входить в учебную программу государственных учебных
заведений" (ст. 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" -
"Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР", 1990, N 21, ст. 240, стр. 286). С этой целью в школах
могут быть введены факультативные курсы "История религий",
"Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества"
и др., опубликованные в сборниках "Вестник образования", научно -
методических журналах Министерства образования России.
3. Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в
учреждениях внешкольного дополнительного образования в
объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных
обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения
духовных потребностей учащихся.
4. Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного
дополнительного образования историю религии и другие
религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги
дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную
подготовку.
5. Органам управления образованием, институтам повышения
квалификации работников образования, педагогическим вузам
необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических
кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе
истории религии и других религиозных дисциплин.
6. Государственные органы управления образованием обязаны
контролировать соблюдение Законов "Об образовании" и "О свободе
вероисповедания" в образовательных учреждениях и не допускать их
нарушения. В то же время государство признает за гражданами право
создавать в целях религиозного или атеистического воспитания
негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных
воскресных школ или классов не относится к компетенции органов
управления образованием. Государство обеспечивает в
негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и
конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных
программ и требований государственных образовательных стандартов.
7. "Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание
могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных
заведениях, частным образом на дому или при религиозном
объединении, а также факультативно по желанию граждан
представителями религиозных объединений с зарегистрированным
уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях"
(статья 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" - "Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1990,
N 21, ст. 240, стр. 286).
8. Одновременно сообщаем, что отменяются как противоречащие
Законам "Об образовании" и "О свободе вероисповедания" письма
Министерства просвещения РСФСР от 24.08.71 N 389 "Об усилении
атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и
студентов педагогических учебных заведений"; от 09.08.74 N 357-М
"Об усилении научно - атеистического воспитания учащихся средней
общеобразовательной школы"; от 15.04.84 N4-14/130/33-24/14-446/16
"О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды
среди учащихся в свете решений июньского (1982 года) Пленума ЦК
КПСС"; от 14.01.85 N 15-М "Об атеистическом воспитании детей в
дошкольных учреждениях".
Заместитель
Министра образования РФ
А.Г.АСМОЛОВ
|