ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 1993 г. N НИ-6-14/114
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ПРОИЗВОДСТВА ПО "АВТОВАЗ"
В соответствии с указанием Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 14.10.92 N ИЛ-6-14/350 территориальными
налоговыми инспекциями 29 регионов страны произведена проверка
правильности учета доходов и исчисления налогов юридическими и
физическими лицами по операциям, связанным с приобретением и
реализацией легковых автомобилей, выпускаемых производственным
объединением "АвтоВАЗ".
Проверкой установлены многочисленные факты, когда акционерные
общества, товарищества, другие коммерческие структуры и
предприятия заключали договора с ПО "АвтоВАЗ" на покупку
автомобилей с целью их перепродажи и перечисляли объединению в
фонд развития производства сверх стоимости автомобилей по
действующим ценам денежные средства в виде спонсорского взноса, а
при реализации автомобилей, в свою очередь, также получали от
покупателей в свои фонды развития производства денежные средства
сверх стоимости автомобилей. При этом многие предприятия -
перепродавцы полученные денежные средства не учитывали как
внереализационные доходы, а зачисляли их непосредственно в
специальные фонды. В ряде случаев налогооблагаемую прибыль
увеличивали не на всю сумму средств, поступивших в эти фонды, а
только на сумму, оставшуюся после перечисления части ее в фонд
развития производственного объединения "АвтоВАЗ".
Отдельные предприятия денежные средства сверх стоимости
автомобилей, перечисленные АвтоВАЗу, относили на издержки
производства, приобретенные автомобили передавали своим работникам
бесплатно или продавали с представлением значительной скидки с
цены приобретения, не вносили в бюджет налог за перепродажу
автомобилей.
В результате в расчетах налога на прибыль объем
налогооблагаемой прибыли занижался и в бюджет недопоступали
крупные суммы денежных средств. Всего проверками по данному
вопросу налоговыми инспекциями дополнительно начислено платежей в
бюджет 457,8 млн. рублей, в том числе финансовых санкций
193,0 млн. рублей.
Государственной налоговой инспекцией по Волгоградской области
в результате проверки только 3 предприятий - акционерного общества
"Волгоград-Лада", производственно-коммерческих фирм "Смежник-Лада"
и "Спутник-Лада" в бюджет было дополнительно исчислено 109,0 млн.
руб. налоговых платежей и финансовых санкций.
Крупные суммы налоговых платежей и финансовых санкций
дополнительно исчислены налоговыми органами Республики
Башкортостан. При проверке акционерного общества "Агидель-Лада"
установлено, что с января по сентябрь 1992 г. в специальные фонды
общества от покупателей автомобилей поступило 50,8 млн. рублей, из
которых 21,5 млн. руб. были перечислены ПО "АвтоВАЗ". В ходе
проверки с указанных сумм начислены платежи в бюджет в сумме
7,7 млн. рублей.
При проверке малого предприятия "Атлант" установлено, что оно
реализовало автомашины своим работникам по ценам значительно ниже
цен приобретения, а разницу отнесло на издержки производства, в
связи с чем прибыль, подлежащая налогообложению, была занижена на
1943,6 тыс. рублей. Аналогичное нарушение выявлено и при проверке
фирмы "Рейд", которой прибыль, подлежащая налогообложению, была
занижена на 192,8 тыс. рублей.
Налоговой инспекцией по Кировскому району г. Санкт-Петербурга
установлено, что арендным предприятием "Электромедоборудование" на
основании решения трудового коллектива 16 работникам проданы
машины по цене, которая в несколько раз ниже покупной стоимости, в
том числе 4 работникам они были переданы в собственность
бесплатно. Разница между расходами по приобретению автомашин и
взносами, уплаченными работниками, а также стоимость машин,
переданных бесплатно, отнесена за счет прибыли предприятия. При
этом, при исчислении подоходного налога указанная разница в
совокупный облагаемый доход работников не включалась.
Согласно решению Малого совета Челябинского городского Совета
народных депутатов предприятия - перепродавцы обязаны уплачивать в
бюджет налог в размере 1% от суммы выручки от реализации товаров,
в том числе автомобилей. В связи с этим налоговыми органами
г. Челябинска при проверке акционерного общества "Челябинск-Лада"
дополнительно исчислен налог в сумме 3093,2 тыс. рублей и пеня за
несвоевременную его уплату в бюджет в сумме 618,1 тыс. рублей.
Вместе с тем, поступившие в Госналогслужбу Российской
Федерации информация и материалы проверок свидетельствуют о том,
что многие территориальные налоговые инспекции проверки по данному
вопросу осуществляли не полностью. Большинством налоговых
инспекций не закончена проверка предприятий - перепродавцев, т.е.
не отслежена вся цепочка купли - продажи и перепродажи автомашин,
а, следовательно, и не проверена полнота учета доходов от этих
операций и исчисления с них предусмотренных законодательством
налогов.
В ряде случаев налоговыми органами при установлении фактов
получения от покупателей денежных средств сверх стоимости
реализованных им автомашин и зачисления их в специальные фонды
неправильно определены суммы заниженной в связи с этим
налогооблагаемой прибыли.
Так, Государственная налоговая инспекция по Саратовской
области, установив при проверке, что за 9 месяцев 1992 года в фонд
развития производства акционерного общества "Саратов-Лада" от
предприятий - покупателей автомашин поступило 138,3 млн. рублей,
из которых перечислено ПО "АвтоВАЗ" и другим поставщикам 74,0 млн.
руб., сумму, подлежащую налогообложению, определила в размере
64,3 млн. руб., тогда как налог на прибыль должен быть исчислен с
общей суммы поступивших средств. При этом с сумм, поступивших в
первом полугодии 1992 г., необходимо было исчислить налог на
прибыль в размере 32%, а с сумм, полученных от покупателей в
третьем квартале, следовало исчислить налог на добавленную
стоимость в размере 21,88%, а оставшуюся сумму рассматривать как
сокрытую прибыль, подлежащую изъятию в бюджет с применением
штрафных санкций в этом же размере.
Учитывая вышеизложенное, а так же то, что произведенными
проверками доначислены крупные суммы налогов и финансовых санкций,
Государственная налоговая служба поручает организовать в текущем
году массовую проверку предприятий, учреждений и организаций,
занимающихся перепродажей легковых автомобилей, по вопросу
правильности учета ими доходов от этих операций и полноты
исчисления и уплаты предусмотренных законодательством налогов, а
там, где они начаты, довести их до полного завершения.
При проведении проверок необходимо руководствоваться п. 8
статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 1
статьи 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О
налоге на добавленную стоимость" в редакции Закона Российской
Федерации от 16 июля 1992 года "О внесении изменений и дополнений
в налоговую систему России", в соответствии с которыми суммы
средств, зачисленные начиная со второго полугодия 1992 года в
специальные фонды и не отраженные по учету как внереализационные
доходы и с которых не уплачены налоги, следует считать заниженной
прибылью и взыскивать бюджет в установленном законом порядке с
применением финансовых санкций. При этом финансовые санкции по
налогу на добавленную стоимость следует применять с 1 октября
1992 года.
Результаты проверки и принятые по ним меры необходимо отразить
в пояснительной записке к отчету о результатах контрольной работы
налоговых инспекций по форме N 2-Н за I и II полугодие 1993 года.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России
Н.В.ИВАНОВ
|