ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 16 марта 1993 г. N НИ-6-14/114
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПО "АВТОВАЗ"
В соответствии с указанием Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 14.10.92 N ИЛ-6-14/350 территориальными
налоговыми инспекциями 29 регионов страны произведена проверка
правильности учета доходов и исчисления налогов юридическими и
физическими лицами по операциям, связанным с приобретением и
реализацией легковых автомобилей, выпускаемых производственным
объединением "АвтоВаз".
Проверкой установлены многочисленные факты, когда
акционерные общества, товарищества, другие коммерческие структуры
и предприятия заключали договора с ПО "АвтоВаз" на покупку
автомобилей с целью их перепродажи и перечисляли объединению в
фонд развития производства сверх стоимости автомобилей по
действующим ценам денежные средства в виде спонсорского взноса, а
при реализации автомобилей, в свою очередь, также получали от
покупателей в свои фонды развития производства денежные средства
сверх стоимости автомобилей. При этом многие
предприятия-перепродавцы полученные денежные средства не
учитывали как внереализационные доходы, а зачисляли их
непосредственно в специальные фонды. В ряде случаев
налогооблагаемую прибыль увеличивали не на всю сумму средств,
поступивших в эти фонды, а только на сумму, оставшуюся после
перечисления части ее в фонд развития производственного
объединения "АвтоВаз".
Отдельные предприятия денежные средства сверх стоимости
автомобилей, перечисленные АвтоВазу, относили на издержки
производства, приобретенные автомобили передавали своим
работникам бесплатно или продавали с представлением значительной
скидки с цены приобретения, не вносили в бюджет налог за
перепродажу автомобилей.
В результате в расчетах налога на прибыль объем
налогооблагаемой прибыли занижался и в бюджет недопоступали
крупные суммы денежных средств. Всего проверками по данному
вопросу налоговыми инспекциями дополнительно начислено платежей в
бюджет 457,8 млн. рублей, в том числе финансовых санкций 193,0
млн. рублей.
Государственной налоговой инспекцией по Волгоградской
области в результате проверки только 3 предприятий - акционерного
общества "Волгоград-Лада", производственно - коммерческих фирм
"Смежник-лада" и "Спутник-Лада" в бюджет было дополнительно
исчислено 109,0 млн. руб. налоговых платежей и финансовых
санкций.
Крупные суммы налоговых платежей и финансовых санкций
дополнительно исчислены налоговыми органами Республики
Башкортостан. При проверке акционерного общества "Агидель-Лада"
установлено, что с января по сентябрь 1992 г. в специальные фонды
общества от покупателей автомобилей поступило 50,8 млн. рублей,
из которых 21,5 млн. руб. были перечислены ПО "АвтоВАЗ". В ходе
проверки с указанных сумм начислены платежи в бюджет в сумме 7,7
млн. рублей.
При проверке малого предприятия "Атлант" установлено, что
оно реализовало автомашины своим работникам по ценам значительно
ниже цен приобретения, а разницу отнесло на издержки
производства, в связи с чем прибыль, подлежащая налогообложению,
была занижена на 1943,6 тыс. рублей. Аналогичное нарушение
выявлено и при проверке фирмы "Рейд", которой прибыль, подлежащая
налогообложению, была занижена на 192,8 тыс. рублей.
Налоговой инспекцией по Кировскому району г.
Санкт-Петербурга установлено, что арендным предприятием
"Электромедоборудование" на основании решения трудового
коллектива 16 работникам проданы машины по цене, которая в
несколько раз ниже покупной стоимости, в том числе 4 работникам
они были переданы в собственность бесплатно. Разница между
расходами по приобретению автомашин и взносами, уплаченными
работниками, а также стоимость машин, переданных бесплатно
отнесена за счет прибыли предприятия. При этом при исчислении
подоходного налога указанная разница в совокупный облагаемый
доход работников не включалась.
Согласно решению Малого Совета Челябинского городского
Совета народных депутатов предприятия-перепродавцы обязаны
уплачивать в бюджет налог в размере 1% от суммы выручки от
реализации товаров, в том числе автомобилей. В связи с этим
налоговыми органами г. Челябинска при проверке акционерного
общества "Челябинск-Лада" дополнительно исчислен налог в сумме
3093,2 тыс. рублей и пеня за несвоевременную его уплату в бюджет
в сумме 618,1 тыс. рублей.
Вместе с тем, поступившие в Госналогслужбу Российской
Федерации информация и материалы проверок, свидетельствуют о том,
что многие территориальные налоговые инспекции проверки по
данному вопросу осуществили не полностью. Большинством налоговых
инспекций не закончена проверка предприятий - перепродавцов, т.е.
не отслежена вся цепочка купли - продажи и перепродажи автомашин,
а, следовательно, и не проверена полнота учета доходов от этих
операций и исчисления с них предусмотренных законодательством
налогов.
В ряде случаев налоговыми органами при установлении фактов
получения от покупателей денежных средств сверх стоимости
реализованных им автомашин и зачисления их в специальные фонды
неправильно определены суммы заниженной в связи с этим
налогооблагаемой прибыли.
Так, Государственная налоговая инспекция по Саратовской
области, установив при проверке, что за 9 месяцев 1992 года в
фонд развития производства акционерного общества "Саратов - Лада"
от предприятий-покупателей автомашин поступило 138,3 млн. рублей,
из которых перечислено ПО "АвтоВаз" и другим поставщикам 74,0
млн. руб., сумму, подлежащую налогообложению, определила в
размере 64,3 млн. руб., тогда как налог на прибыль должен быть
исчислен с общей суммы поступивших средств. При этом с сумм,
поступивших в первом полугодии 1992 г., необходимо было исчислить
налог на прибыль в размере 32%, а с сумм, полученных от
покупателей в третьем квартале следовало исчислить налог на
добавленную стоимость в размере 21, 88%, а оставшуюся сумму
рассматривать как сокрытую прибыль, подлежащую изъятию в бюджет с
применением штрафных санкций в этом же размере.
Учитывая вышеизложенное, а так же то, что произведенными
проверками доначислены крупные суммы налогов и финансовых
санкций, Государственная налоговая служба поручает организовать в
текущем году массовую проверку предприятий, учреждений и
организаций, занимающихся перепродажей легковых автомобилей, по
вопросу правильности учета ими доходов от этих операций и полноты
исчисления и уплаты предусмотренных законодательством налогов, а
там, где они начаты, довести их до полного завершения.
При проведении проверок необходимо руководствоваться п. 8
статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N
2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 1
статьи 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. "О
налоге на добавленную стоимость" в редакции Закона Российской
Федерации от 16 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в
налоговую систему России", в соответствии с которыми суммы
средств, зачисленные начиная со второго полугодия 1992 года в
специальные фонды и не отраженные по учету как внереализационные
доходы и с которых не уплачены налоги, следует считать заниженной
прибылью и взыскивать в бюджет в установленном законом порядке с
применением финансовых санкций. При этом финансовые санкции по
налогу на добавленную стоимость следует применять с 1 октября
1992 года.
Результаты проверки и принятые по ним меры необходимо
отразить в пояснительной записке к отчету о результатах
контрольной работы налоговых инспекций по форме N 2-Н за I и II
полугодие 1993 года.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России Н.В.Иванов
|