Распоряжением министра администрации по коммунальному
хозяйству, транспорту и связи Московской области в весенний период
1992 г. дорожным организациям было предоставлено право на
договорной основе для частичного возмещения затрат брать
компенсацию на восстановление разрушенных и деформированных
дорожных покрытий с предприятий и организаций, использующих
автотранспорт установленной грузоподъемности.
Приказом начальника управления "Мосавтодор" "Об утверждении
платы за проезд автотранспорта по областным дорогам в весенний
период года, при введении ограничения движения автотранспорта"
была введена, со ссылкой на указанное распоряжение администрации
области, система пропуска автомашин грузоподъемностью выше
установленной для данной дороги по платным пропускам, утверждена
плата за проезд в весенний период года по грузоподъемности
автомашин и дифференцированная плата по типам автомобилей.
Следующим приказом начальника "Мосавтодор" предусмотрена
система мер по реализации вышеуказанного приказа.
Эти приказы изданы с нарушением действующих законов, поскольку
ими по существу вводится дополнительный налог.
Вопросы налогообложения регулируются Законом Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от
27 декабря 1991 г.
В ст. ст. 18, 19 этого Закона указывается, что налоги,
служащие источником образования дорожных фондов, относятся к
федеральным налогам и зачисляются в эти фонды в порядке,
определяемом законодательными актами о дорожных фондах в
Российской Федерации.
Таким актом является Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР"
от 18 октября 1991 г.
Ст. 5 Закона устанавливается налог в размере 0,4% объема
производства продукции, выполняемых работ и услуг, предоставляемых
предприятиями, объединениями и организациями (кроме
заготовительных, торгующих и снабженческо - сбытовых организаций)
и в размере 0,3% годового оборота заготовительных, торгующих (в
том числе организаций оптовой торговли) и снабженческо - сбытовых
организаций.
Других налогов или каких-либо денежных компенсаций за
пользование дорогами предприятиями, объединениями, учреждениями и
организациями, помимо предусмотренных Законом РСФСР "О дорожных
фондах в РСФСР", законодательством Российской Федерации не
предусмотрено.
В приказе начальника "Мосавтодора" ссылка на распоряжение
администрации области необоснованна, поскольку дорожным
организациям предоставлено право брать компенсацию на
восстановление разрушенных и деформированных дорожных покрытий
лишь на договорной основе.
Необоснованное установление дополнительной платы повлекло
жалобы и обращения в органы прокуратуры.
В связи с допущенными нарушениями закона приказы начальника
"Мосавтодора" в указанной части были опротестованы прокурором
области.
Протест решением начальника "Мосавтодора" отклонен по тем
основаниям, что приказом предусматривается не взимание
дополнительных налогов, а возмещение ущерба, причиненного дорожным
организациям из-за разрушения дорожных покрытий автотранспортом, и
взимание этого ущерба носило добровольный порядок.
Эти доводы несостоятельны. Вопросы возмещения ущерба должны
оговариваться конкретно в заключаемых договорах, и взыскание
фактического материального ущерба должно производиться в порядке,
определенном гражданским законодательством.
В данном случае установление платежей при отсутствии ущерба
является налогом, поскольку на момент издания опротестованных
документов дорожным организациям не было причинено реального
вреда.
На основании изложенного, прокурор Московской области
обратился в областной арбитражный суд с иском об отмене приказов
начальника "Мосавтодора". Суд установил, что "приказы приняты с
нарушением действующего законодательства, в том числе по
налогообложению", но в удовлетворении иска отказал на том
основании, что срок действия приказов истек.
Свои исковые требования прокурор повторил в кассационном
протесте и подчеркнул, что "отказывая признать приказы
недействительными, арбитражный суд порождает порочную практику,
оставляя без ответа документы, изданные в нарушение закона. Кроме
того, оставлено в силе решение начальника "Мосавтодора" об
отклонении законных требований прокурора". Такая позиция суда
лишает возможности поставить вопрос о возмещении ущерба,
причиненного незаконными приказами организациям, и не дает
гарантии, что впредь не будут издаваться аналогичные приказы.
Кассационный протест удовлетворен.
|