ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 февраля 1993 г. N С-8/ОСЗ-67
Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 года
приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре,
которые вступили в действие с момента опубликования (опубликованы
в Российской газете N 248 от 17 ноября 1992 года).
В связи с чем Высший арбитражный суд Российской Федерации
сообщает следующее:
1. В соответствии со ст. 31 представительная, исполнитель-
ная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом
прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти
права и свободы посредством законодательной и иной нормативной де-
ятельности, разработки и осуществления государственной политики и
государственных программ культурного развития, пресечения посяга-
тельств на права и свободы в области культуры.
Следует иметь в виду, что запрет любой деятельности не до-
пускается и может быть осуществлен только судом.
2. В ст. 32 действия органов государственной власти и уп-
равления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых
субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности,
квалифицируются как осуществление монополии. Должностные лица, ви-
новные в совершении действий, указанных в ст. 32, могут быть
привлечены к ответственности в связи с антимонопольным законода-
тельством Российской Федерации.
3. Основы содержат раздел VIII, в котором освещены вопросы
экономического регулирования в области культуры. Статья 41 регла-
ментирует условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации
организаций культуры.
В соответствии с названной статьей в Российской Федерации мо-
гут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством
организационно-правовых формах организации культуры.
Необходимо учесть, что создание ассоциаций, творческих союзов,
гильдий или иных культурных объединений регулируется Законом СССР
"Об общественных объединениях" (ст. 16 Основ законодательства Рос-
сийской Федерации о культуре).
Организации культуры, учреждаемые в соответствии с настоящими
Основами регистрируются в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Порядок и условия реорганизации и ликвидации организаций куль-
туры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с
действующим законодательством. При этом ликвидация собственником
(учредителем) организации культуры должна быть согласована с тру-
довым коллективом (ст. 41 Основ законодательства о культуре), а
также с профсоюзным комитетом и местным Советом народных депута-
тов.
При определении подведомственности арбитражным судам споров,
возникающих в связи с ликвидацией государственной, муниципальной,
профсоюзной или иной организации культуры (ст. 41 Основ) следу-
ет руководствоваться статьей 22 Арбитражного процессуального ко-
декса Российской Федерации, исходя при этом из субъективного
состава участников спора.
4. Необходимо иметь в виду, что в ст. 44 определены объек-
ты, которые не подлежат приватизации - это культурное наследие на-
родов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хра-
нящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и
библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприя-
тий художественной промышленности и традиционных народных про-
мыслов, включая помещения и здания, где они расположены.
Приватизация других объектов культуры допускается в порядке,
устанавливаемом законодательством Российской Федерации при усло-
вии:
сохранения культурной деятельности в качестве основного вида
деятельности;
сохранения профильных услуг;
организации обслуживания льготных категорий населения;
обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных га-
рантий работникам (на срок до одного года).
5. Согласно ст. 47 государственные и муниципальные органи-
зации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, пре-
дусмотренную их уставом. Данная статья определяет, какая деятель-
ность государственной или муниципальной организации культуры от-
носится к предпринимательской. В своей предпринимательской дея-
тельности организация культуры приравнивается к предприятию и ре-
гулируется законодательством Российской Федерации о предприятиях и
предпринимательской деятельности.
6. Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муници-
пальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других
государственных организациях к ультуры, в соответствии с ч. 5
ст. 51 не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита
или сданы в залог.
7. В ст. 62 определено, что за нарушение законодательства о
культуре, ответственность устанавливается уголовным, гражданским,
административным и иным законодательством Российской Федерации и
законодательством республик в составе Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего арбитражного суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|