УТРАТИЛ СИЛУ -
ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ от 24.02.95 № 88
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 1993 г. N 167
------------------------------------------------------------------
Утверждаю
Заместитель Министра
образования РФ
В.К.БАЦЫН
16 февраля 1993 г. N 27-М
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1992/1993 УЧЕБНОМ ГОДУ
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании",
введенному в действие с 31.07.92, освоение образовательных
программ основного общего и среднего (полного) общего образования
завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
1. Итоговая аттестация выпускников
1. Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов
общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и
письменных экзаменов.
2. К итоговой аттестации допускаются учащиеся 9 и 11 (12)
классов, освоившие образовательную программу не ниже уровня
обязательных требований, а также учащиеся 9 класса, имеющие
неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету.
Учащиеся 11 (12) класса, имеющие неудовлетворительную годовую
отметку по одному предмету, могут быть допущены к итоговой
аттестации в порядке исключения.
Учащиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по
предмету, допускаются к аттестации по этому предмету.
3. Учащиеся 9 и 11 (12) классов, имеющие положительные годовые
отметки по всем предметам, могут быть освобождены от итоговой
аттестации по состоянию здоровья, в связи с переменой
местожительства, участием в международных олимпиадах школьников и
других исключительных случаях.
4. При освобождении учащихся от итоговой аттестации по болезни
следует руководствоваться Перечнем заболеваний, установленных
Приказами Минпроса СССР и Минздрава СССР от 03.08.81 N 120/813 "Об
освобождении от переводных и выпускных экзаменов учащихся
общеобразовательных школ" и от 05.03.88 N 40/220 "Об утверждении
Дополнения к Перечню заболеваний, которые могут явиться основанием
для освобождения учащихся общеобразовательных школ от переводных и
выпускных экзаменов".
5. Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации,
предоставляется возможность сдать пропущенные экзамены. Письменные
работы проводятся по запасным текстам, предоставляемым
общеобразовательным учреждениям в порядке, определяемом органами
управления образованием республик в составе РФ, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга
(субъектов Федерации).
6. Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов
государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
проводится комиссиями, состав которых (впредь до создания
государственной аттестационной службы, независимой от органов
управления образованием) утверждается советом (педагогическим
советом) общеобразовательного учреждения.
Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов
негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на
право ведения образовательной деятельности, проводится комиссиями,
утвержденными в соответствии с Уставом учреждения. Местные
(муниципальные) органы управления образованием осуществляют
контроль за итоговой аттестацией выпускников в соответствии с
законодательством.
Ответственность за организацию и проведение итоговой
аттестации по предмету возлагается на председателя аттестационной
комиссии. Председателем аттестационной комиссии может быть
директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по
учебно - воспитательной работе или учитель по представлению
директора. Лицо, преподающее в данном классе предмет, по которому
проводится итоговая аттестация, не может быть председателем
аттестационной комиссии.
7. Выпускникам 9 класса общеобразовательных учреждений на
итоговую аттестацию выносится не менее 4-х предметов, из которых
два (русский язык и математика) являются обязательными,
остальные - выбираются выпускником.
Проведение письменной итоговой аттестации по изучаемым языкам
(родному; русскому; родному и русскому) в 9 классах
общеобразовательных учреждений, в которых родной (нерусский) язык
является языком изучения или обучения, определяется в порядке,
устанавливаемом органами управления образованием субъектов
Федерации.
На письменной аттестации по русскому и родному языкам в
9 классах общеобразовательных учреждений всех видов, специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии (кроме вспомогательных) на
выбор учащегося предлагаются сочинение, изложение с элементами
сочинения, диктант.
Письменная аттестация по математике проводится по открытым
текстам, опубликованным в "Сборнике для проведения письменного
экзамена по математике в девятых классах общеобразовательных школ
РСФСР" (М. Просвещение, 1990).
Для устных экзаменов выпускники могут выбрать любые предметы,
изучавшиеся в 9 классе, кроме физической культуры.
8. Выпускникам 11 (12) классов общеобразовательных учреждений
на итоговую аттестацию выносится не менее 5-ти предметов, из
которых два (сочинение и алгебра и начала анализа) являются
обязательными, остальные - выбираются выпускником.
В лицеях, гимназиях, колледжах и других общеобразовательных
учреждениях с углубленным изучением предмета, кроме экзаменов по
обязательным предметам (литературе, алгебре и началам анализа),
проводится итоговая аттестация по профильным предметам.
В общеобразовательных учреждениях, работающих с ВУЗами в
составе различных учебных комплексов, возможно совмещение итоговой
аттестации по программе среднего (полного) общего образования и
вступительных экзаменов в ВУЗ. В отдельных случаях по согласованию
с органами управления образованием субъектов Федерации в тексте
письменной работы по алгебре и началам анализа разрешается
заменить задания N N 4, 5 и 6 заданиями соответствующего ВУЗа, а
письменную работу по литературе проводить по тексту ВУЗа.
В классах, где изучение математики велось по сокращенной
программе, письменная аттестация по этому предмету проводится по
текстам Министерства образования РФ. В этих классах разрешается
проведение итоговой аттестации и по текстам, составленным
учителями математики и согласованным с методическими службами.
Проведение письменной итоговой аттестации по литературе
(родной; русской; родной и русской) выпускников 11 классов
общеобразовательных учреждений, в которых родной (нерусский) язык
является языком изучения или обучения, определяется в порядке,
устанавливаемом органами управления образованием субъектов
Федерации.
Экзамен по алгебре и началам анализа в 11 классе проводится
письменно, в 12 классе общеобразовательных учреждений с вечерней
(сменной) формой обучения - устно.
Для устного экзамена выпускник 11 (12) класса может выбрать
любой предмет, изучавшийся в 10 - 11 (12) классах, кроме
физической культуры.
9. Сроки проведения основных письменных экзаменов в 9 и
11 (12) классах общеобразовательных учреждений устанавливаются
Министерством образования РФ.
10. Сроки проведения
- аттестационного периода;
- экзаменов по родному языку и родной литературе в
общеобразовательных учреждениях, в которых родной язык (нерусский)
является языком изучения или обучения;
- письменных экзаменов (повторных, досрочных и т.п.), даты
проведения которых не указаны Министерством образования РФ,
устанавливаются в порядке, определяемом органами управления
образованием субъектов Федерации.
11. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором
общеобразовательного учреждения расписанию, которое заранее
доводится до сведения учителей, учащихся и родителей (лиц, их
заменяющих).
12. Тексты для проведения основных письменных экзаменов в 9 и
11 (12) классах составляются Министерством образования РФ и
высылаются общеобразовательным учреждениям в установленном
порядке.
Тексты для проведения письменных экзаменов в иных случаях
(повторных, досрочных и т.п.) разрабатываются в порядке,
определяемом органами управления образованием субъектов Федерации.
Письменная аттестация по родному (нерусскому) языку
выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится по
текстам, составленным органами управления образованием республик в
составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт - Петербурга.
Тексты для проведения письменной аттестации учащихся 9 классов
компенсирующего обучения составляются общеобразовательным
учреждением и утверждаются местным (муниципальным) органом
управления образованием.
Материал для проведения устных экзаменов составляется
общеобразовательным учреждением на основе примерных вопросов по
предметам, разработанных Министерством образования РФ.
13. В общеобразовательных учреждениях республик в составе РФ
итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе может проводиться
как по типовым билетам, так и по билетам, составленным на их
основе.
14. Задания практической части устного экзамена (предложения
для разбора, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку,
вопросы, примеры и задачи по математике и др.) готовятся
учителями. Этот материал хранится у директора и заранее учащимся
не сообщается.
15. Пакет с текстом письменной аттестационной работы должен
быть получен общеобразовательным учреждением не позднее чем за
один день до проведения письменной аттестации.
Пакеты с темами сочинений по литературе и русскому языку
вскрываются председателем аттестационной комиссии в присутствии
членов комиссии и выпускников непосредственно перед началом
аттестации; с текстами изложений, диктантов и набором номеров
заданий по математике - за 30 минут (в классах с углубленным
изучением математики - за 1 час), с текстами заданий по алгебре и
началам анализа - за 1 час до начала аттестации в присутствии
членов аттестационной комиссии.
Темы сочинений, названия изложений и диктантов, тексты заданий
для письменных работ по математике записываются на доске.
16. При соответствующей организации аттестация может
проводиться с использованием радио и телевидения.
17. Письменная аттестация проводится с 9 часов. При
необходимости в 9 классе экзамен по русскому языку в форме
изложения может проводиться с 9 ч 30 мин., в форме диктанта - с
10 ч.
В 9 классах на сочинение, изложение с элементами сочинения и
математику отводится 4 астрономических часа (в классах с
углубленным изучением математики - 5 часов), на изложение -
3 часа, на диктант - 1 час; в 11 (12) классах на сочинение
отводится 6 часов, на письменную работу по алгебре и началам
анализа (в том числе и в общеобразовательных учреждениях (классах)
с углубленным изучением математики) - 5 часов.
В классах, учащиеся которых изучали математику по сокращенной
программе и в текущем учебном году аттестуются по текстам,
составленным учителями математики, продолжительность экзамена
3 - 4 часа.
18. Выпускникам 11 (12) классов на сочинении, а также
выпускникам 9 классов, избравшим для аттестации по русскому языку
сочинение на литературную тему, через час после начала работы
предоставляется возможность использовать книги с текстами
художественных произведений, не содержащие теоретических
материалов.
Примечание. При проведении итоговой аттестации выпускников
вечерних (сменных) специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений для детей с недостатками зрения и слуха наряду с
настоящим Положением следует руководствоваться письмом МП РСФСР от
04.01.82 N 1-М "О проведении экзаменов в специальных вечерних и
заочных школах для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих".
19. Проверка письменных аттестационных работ выпускников 9 и
11 (12) классов осуществляется в общеобразовательном учреждении
преподавателем данного предмета и членами аттестационной комиссии.
Если проверка не окончена, то работы сдаются на хранение
директору. При проверке ошибки подчеркиваются.
В работах по русскому языку и литературе указывается отдельно
количество ошибок орфографических, пунктуационных, грамматических,
речевых и по содержанию. Сочинение и изложение оцениваются двумя
отметками: первая ставится за содержание, вторая - за грамотность.
На сочинения, оцененные баллами "2" и "5", пишутся рецензии.
20. Выпускники, получившие на основной аттестации
неудовлетворительные отметки, допускаются к повторной аттестации.
Форму повторной письменной аттестации по русскому языку
(сочинение, изложение с элементами сочинения, диктант) и
литературе (сочинение, диктант) устанавливает аттестационная
комиссия.
21. Выпускникам 9 и 11 (12) классов предоставляется
возможность ознакомиться с итогами проверки своей письменной
работы. Организация показа работ выпускникам возлагается на
председателя аттестационной комиссии.
В случае несогласия с отметкой, выставленной за письменную
работу, выпускник имеет право в трехдневный срок обратиться в
конфликтную комиссию местного (муниципального) органа управления
образованием.
22. Порядок проведения устной итоговой аттестации по предметам
устанавливается местными (муниципальными) органами управления
образованием.
23. После проведения аттестации отметки за нее, а также
итоговые отметки по предмету заносятся в протокол, который
подписывается членами аттестационной комиссии.
В случае разногласий между членами комиссии в оценке
письменной работы или устного ответа выпускника вопрос решается
большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого
мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства.
Если выпускник аттестуется по предмету письменно и устно, то
итоговая отметка по нему заносится в протокол, оформленный для
письменной аттестации.
24. Аттестационные комиссии при выставлении итоговых отметок
руководствуются следующим:
а) итоговая отметка по предмету определяется на основании
годовой и аттестационной с учетом отметок промежуточной аттестации
в выпускном классе;
б) при неудовлетворительной отметке, полученной выпускником на
экзамене, не может быть выведена положительная итоговая отметка;
в) в аттестат о среднем (полном) общем образовании выпускника
общеобразовательного учреждения выставляется отметка по русскому
языку на основе итоговой отметки за 9 класс и итоговой
аттестационной за сочинение в 11 классе;
г) в 12 классе общеобразовательного учреждения с вечерней
(сменной) формой обучения итоговая отметка по русскому языку
ставится на основе годовой и итоговой аттестационной за сочинение;
д) итоговая отметка по русскому языку в 11 классах
общеобразовательных учреждений, в которых родной (нерусский) язык
является языком изучения или обучения, выводится на основе
итоговой отметки за 9 класс с учетом отметок промежуточной
аттестации в выпускном классе.
25. Трудовая (начальная профессиональная) подготовка
выпускников 11 класса может завершаться по их желанию сдачей
квалификационных экзаменов.
Квалификационные экзамены проводятся в сроки, согласованные
администрацией общеобразовательного учреждения с руководителями
предприятий (организаций), где учащиеся проходили практическое
обучение, но не позднее чем за две недели до начала итоговой
аттестации.
К квалификационным экзаменам допускаются учащиеся, прошедшие
полный курс теоретического и практического обучения,
предусмотренного соответствующей профессиональной программой, и
получившие положительные годовые отметки по всем дисциплинам
учебного плана по изучаемой профессии (специальности).
26. Квалификационные экзамены принимают специальные комиссии,
создаваемые непосредственно на производстве. В их состав, как
правило, входят: главный или старший специалист предприятия
(организации) (председатель), мастер производственного обучения,
заведующий мастерской. К работе квалификационных комиссий по
возможности привлекаются работники профессиональных учебных
заведений соответствующего профиля, а также представители
общественных организаций.
По ряду профессий (водитель автомобиля, тракторист, комбайнер)
прием квалификационных экзаменов осуществляется в соответствии с
законодательством специальными комиссиями ГАИ, агропромышленных
комплексов и т.д. В этих случаях руководители образовательных
учреждений заблаговременно выясняют порядок сдачи квалификационных
экзаменов. Прием экзаменов на права водителя автомобиля,
тракториста, комбайнера у выпускников общеобразовательных
учреждений осуществляется на общих основаниях.
2. Порядок выпуска учащихся, оформление и выдача
документов государственного образца об образовании
27. Выпускники 9 и 11 (12) классов, допущенные к итоговой
аттестации и прошедшие ее, получают документ об образовании.
28. Учащимся 9 класса, не освоившим общеобразовательные
программы или не прошедшим итоговую аттестацию, не может быть
выдан документ об основном общем образовании.
29. Учащимся 11 (12) классов, не освоившим общеобразовательные
программы в пределах уровня обязательных требований по двум и
более предметам, а также выпускникам, не прошедшим итоговую
аттестацию, выдается справка об обучении в общеобразовательном
учреждении.
В справке указываются годовые и аттестационные отметки (в том
числе и неудовлетворительные) по всем предметам 10 - 11 (12)
классов.
30. Лица, получившие справку об обучении, имеют право не ранее
чем через год сдавать экзамены в порядке экстерна.
Лица, не сдававшие выпускные экзамены, должны пройти
аттестацию не менее чем по 5-ти предметам, среди которых
обязательными являются литература, алгебра и начала анализа, а
также те предметы, по которым в справке выставлены
неудовлетворительные отметки.
Лица, сдававшие выпускные экзамены, должны пройти аттестацию
по предметам, по которым в справке выставлены неудовлетворительные
отметки.
31. В соответствии с решением совета (педагогического совета)
общеобразовательного учреждения выпускникам, окончившим девятый
класс, выдается аттестат об основном общем образовании
(свидетельство о неполном среднем образовании), окончившим
11 (12) класс - аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Документы об образовании выпускники получают в
общеобразовательном учреждении, где обучались, в том числе и
выпускники, находившиеся в лечебном учреждении, где были
организованы учебные занятия. При оформлении документов об
образовании таких учащихся учитываются отметки, полученные ими в
общеобразовательном учреждении при лечебном учреждении.
32. Выпускникам 11 (12) класса, овладевшим определенной
профессией и сдавшим квалификационные экзамены, выдается
свидетельство о присвоении квалификации (разряда, класса,
категории) по профессии.
33. Выпускникам, освобожденным от итоговой аттестации в
соответствии с п. 3 настоящего Положения, выдается документ об
образовании на основании годовых отметок.
34. В аттестат об основном общем образовании (свидетельство о
неполном среднем образовании) вносятся итоговые отметки по всем
предметам, которые изучались в классах второй ступени образования.
В аттестат о среднем (полном) общем образовании вносятся
итоговые отметки по предметам, которые изучались в 10 -
11 (12) классах, и отметка по русскому языку в соответствии с
подпунктами "в" и "г" п. 23 настоящего Положения.
35. Выпускникам, изучавшим факультативные курсы, в документе
об образовании делается соответствующая запись.
36. В документе об образовании отметка по каждому предмету
проставляется цифрами и в скобках словами: 5 (отлично),
4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).
С неудовлетворительными отметками и записью "прослушал"
документ об образовании не выдается.
37. Выпускникам 9 класса, не аттестованным по изобразительному
искусству, музыке, физической культуре, иностранному языку по
не зависящим от них причинам, в аттестате об основном общем
образовании (свидетельстве о неполном среднем образовании)
делается запись "не изучалось (-лся, -ась)", освобожденным по
состоянию здоровья от занятий по физической культуре и трудовому
обучению - "освобожден (-а)".
38. Документы об образовании заполняются черными чернилами,
тушью или пастой, подписываются директором общеобразовательного
учреждения, его заместителем по учебно - воспитательной работе и
учителями (не менее 2-х). Документ заверяется печатью
общеобразовательного учреждения. Наименование общеобразовательного
учреждения записывается в точном соответствии с его печатью.
Оттиск печати должен быть ясным, четким, легко читаемым.
Подчистки, исправления и незаполненные графы в документах об
образовании не допускаются. Фамилия, имя, отчество, год и месяц
рождения выпускника записываются полностью и в точном соответствии
с записями в паспорте, а выпускника, не имеющего паспорта, - в
соответствии с записями в свидетельстве о рождении. Наименование,
номер, местонахождение общеобразовательного учреждения, выдавшего
документ, записываются полностью.
Выпускникам классов (групп), организованных для молодежи и
взрослых в дневных общеобразовательных учреждениях, в документе об
образовании после наименования общеобразовательного учреждения
делается запись "Класс (группа) вечернего (заочного) обучения".
Документы об образовании могут быть заполнены с помощью
печатающих устройств.
3. Награждение отличившихся выпускников
39. Выпускникам 9 класса, имеющим годовые и итоговые
отметки "5" по всем предметам, выдается аттестат об основном общем
образовании (свидетельство о неполном среднем образовании) с
отличием.
Выпускникам 9 класса, освобожденным по состоянию здоровья от
итоговой аттестации, от занятий по физической культуре и трудовому
обучению, а также не изучавшим иностранный язык по не зависящим от
них причинам, может быть выдан документ об образовании с отличием.
Выпускникам 9 класса, отнесенным по состоянию здоровья к
специальной группе и имеющим по физической культуре годовые
отметки "зачтено", может быть выдан документ об образовании с
отличием.
40. Выпускники 11 (12) класса общеобразовательных учреждений,
имеющие полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки "5"
по всем предметам, изучавшимся в 10 - 11 (12) классах, и
получившие на итоговой аттестации по всем предметам отметку "5",
награждаются золотой медалью.
Выпускники 11 (12) класса общеобразовательных учреждений,
имеющие за время обучения в 10 - 11 (12) классах полугодовые
(триместровые), годовые и итоговые отметки "5" и не более чем по
двум предметам отметку "4", получившие на итоговой аттестации
отметки "5" и не более чем по одному предмету отметку "4",
награждаются серебряной медалью.
41. Выпускники 11 (12) классов общеобразовательных учреждений,
достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких
предметов, имеющие по ним годовые, аттестационные и итоговые
отметки "5", при положительных отметках по остальным предметам
награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении
отдельных предметов".
При награждении похвальной грамотой учитывается проявление
выпускником интереса к избранным предметам: его участие в
олимпиадах, конкурсах, выставках, успешное изучение
факультативного курса, работа в предметных кружках и т.п. В
похвальной грамоте перечисляются предметы, по которым выпускник
обнаружил особые успехи. Решение о награждении выпускника
похвальной грамотой принимается педагогическим советом
общеобразовательного учреждения.
Выпускникам, награжденным похвальной грамотой, выдаются
аттестаты о среднем (полном) общем образовании обычного образца.
42. Награждение выпускников золотыми и серебряными медалями
производится в порядке, определяемом органами управления
образованием субъектов Федерации.
43. Вся документация по итоговой аттестации и материалы, по
которым она проводилась, хранятся в порядке, определяемом органами
управления образованием субъектов Федерации.
44. Выпускники 11 (12) класса, освобожденные от итоговой
аттестации, медалями не награждаются, за исключением:
- выпускников, освобожденных по состоянию здоровья от занятий
по физической культуре, трудовому обучению, основам безопасности
жизнедеятельности и не изучавших иностранный язык по не зависящим
от них причинам;
- выпускников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
группе и имеющих по физической культуре годовые отметки "зачтено";
- выпускников, имеющих соответствующие отметки и освобожденных
от итоговой аттестации в связи с участием в летних учебных сборах
кандидатов в команды России на международные олимпиады школьников;
- выпускников, имеющих соответствующие отметки и освобожденных
от итоговой аттестации по состоянию здоровья в связи с
хроническими заболеваниями.
45. Документы о награждении медалями выпускников,
освобожденных от итоговой аттестации согласно п. 44 настоящего
Положения, общеобразовательные учреждения представляют в
соответствующие органы управления образованием не позднее чем за
2 недели до начала аттестационного периода в общеобразовательных
учреждениях.
46. При решении советом (педагогическим советом)
общеобразовательного учреждения вопроса о представлении выпускника
к награждению медалью не разрешается пересматривать полугодовые
(триместровые), годовые и итоговые отметки, полученные им в 10 -
11 (12) классах.
47. Выпускникам 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений
по их просьбе, а также по просьбе родителей (лиц, их заменяющих)
выдаются рекомендации для продолжения образования в соответствии с
интересами и способностями выпускника.
48. Считать утратившей силу Инструкцию об экзаменах, переводе
и выпуске учащихся общеобразовательных учебных заведений в
Российской Федерации в 1991/92 учебном году (письмо Минпроса РСФСР
от 02.12.91 N 433/15).
|