12 февраля 1993 года N 209
------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МЕСТНОЙ МИЛИЦИИ)
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454)
В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" и в целях
упорядочения деятельности милиции общественной безопасности
(местной милиции) постановляю:
1. Утвердить Положение о милиции общественной безопасности
(местной милиции) в Российской Федерации согласно Приложению N 1,
Перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной
милиции), содержащихся за счет средств республиканского бюджета
Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе
Российской Федерации, краевых, областных бюджетов, краев и
областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов
автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт -
Петербурга, согласно Приложению N 2.
2. Органам исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органам
местного самоуправления:
создать необходимые условия для эффективного функционирования
подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции)
в целях обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных
интересов граждан, своевременного реагирования на изменения
криминогенной обстановки;
запретить использование для иных целей ассигнований,
передаваемых из республиканского бюджета Российской Федерации в
республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации,
бюджеты национально - государственных и административно -
территориальных образований Российской Федерации на содержание
численности участковых инспекторов милиции, подразделений
патрульно - постовой службы милиции и государственных инспекторов
безопасности дорожного движения по регистрационно -
экзаменационной работе Государственной инспекции безопасности
дорожного движения;
(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454)
руководствоваться при определении численности подразделений
милиции общественной безопасности (местной милиции) нормативами,
утвержденными Министром внутренних дел Российской Федерации в
соответствии с Законом РСФСР "О милиции";
предусматривать с учетом местных условий и необходимости
усиления борьбы с преступностью выделение дополнительных
финансовых средств для создания новых или увеличения сверх
нормативов штатной численности уже существующих подразделений
милиции общественной безопасности (местной милиции) и укрепления
ее материально - технической базы, в том числе за счет привлечения
финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных
налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений
и граждан.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
12 февраля 1993 года
N 209
Приложение N 1
к Указу Президента
Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. N 209
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МЕСТНОЙ МИЛИЦИИ)
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454)
1. Общие положения
Милиция общественной безопасности (местная милиция) <*>
является составной частью милиции Российской Федерации и входит в
структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации,
министерств внутренних дел республик в составе Российской
Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт - Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов)
внутренних дел на транспорте.
--------------------------------
<*> Далее - милиции общественной безопасности.
В районах, городах, районах городов милиция общественной
безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного
структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений)
внутренних дел.
Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной
безопасности определяются законодательством Российской Федерации.
2. Состав милиции общественной безопасности
В состав милиции общественной безопасности входят:
дежурные части <*>;
------------------------------
<*> Дежурная часть милиции общественной безопасности
одновременно является дежурной частью соответствующего городского,
районного отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления)
внутренних дел на транспорте.
участковые инспектора милиции;
изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных
под стражу лиц;
специальные приемники для содержания лиц, арестованных в
административном порядке;
подразделения:
патрульно - постовой службы милиции, в том числе отряды
милиции особого назначения (ОМОН);
Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454)
охраны объектов по договорам;
охраны и конвоирования задержанных и арестованных;
лицензионно - разрешительной работы и контроля за частной
детективной и охранной деятельностью;
по исполнению административного законодательства;
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
по раскрытию преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно;
специализированные подразделения дознания;
иные подразделения, необходимые для решения задач, возлагаемых
на милицию общественной безопасности действующим законодательством
Российской Федерации.
3. Основные задачи милиции общественной безопасности
В соответствии с законодательством Российской Федерации
основными задачами милиции общественной безопасности являются:
обеспечение личной безопасности граждан;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной
безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений;
раскрытие преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно, и расследование
преступлений в форме дознания;
оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам,
должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и
общественным объединениям.
Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть
возложены только законом.
4. Обязанности и права милиции
общественной безопасности
На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены
обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона РСФСР "О милиции",
за исключением обязанностей, отнесенных законодательством
Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.
Милиции общественной безопасности предоставлены права,
перечисленные в статье 11 Закона РСФСР "О милиции", за исключением
прав, отнесенных законодательством Российской Федерации к
компетенции криминальной милиции.
Обязанности и права Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации определяются положением, утверждаемым Президентом
Российской Федерации; обязанности и права вневедомственной охраны
определяются соответствующим положением, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.
(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454)
Милиция общественной безопасности в целях выполнения
возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и
порядке, предусмотренных статьями 12 - 15 Закона РСФСР "О
милиции".
На сотрудника милиции общественной безопасности в полном
объеме распространяются гарантии личной безопасности,
предусмотренные статьей 16 Закона РСФСР "О милиции".
Социальная и правовая защита сотрудников милиции общественной
безопасности, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации
определены соответствующими положениями Закона РСФСР "О милиции",
а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации и могут быть дополнены другими мерами и гарантиями,
устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, Советом
Министров - Правительством Российской Федерации, органами
государственной власти и управления республик в составе Российской
Федерации, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт - Петербурга, органами местного
самоуправления.
5. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений
и служб милиции общественной безопасности
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции
общественной безопасности, в том числе подразделений этой милиции
на транспорте, содержащихся за счет средств республиканского
бюджета Российской Федерации, осуществляются Министром внутренних
дел Российской Федерации в пределах ассигнований, выделенных для
этих целей Советом Министров - Правительством Российской
Федерации.
Численность милиции общественной безопасности, содержащейся за
счет средств республиканского бюджета Российской Федерации,
устанавливается Советом Министров - Правительством Российской
Федерации.
В соответствии с Законом РСФСР "О милиции", Законами
Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской
Федерации" и "О краевом, областном Совете народных депутатов и
краевой, областной администрации" создание, реорганизация и
ликвидация подразделений и служб милиции общественной
безопасности, содержащихся за счет республиканских бюджетов
республик в составе Российской Федерации, краевых, областных
бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области,
окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов
Москвы и Санкт - Петербурга, осуществляются правительствами
республик в составе Российской Федерации, администрациями краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт - Петербурга по согласованию с Министерством внутренних дел
Российской Федерации.
Численность милиции общественной безопасности, содержащейся за
счет республиканских бюджетов республик в составе Российской
Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей,
областного бюджета автономной области, окружных бюджетов
автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт -
Петербурга, устанавливается соответствующими постановлениями
правительств республик в составе Российской Федерации,
администрациями краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и не должна быть ниже
нормативов, утвержденных Министром внутренних дел Российской
Федерации.
Верховные Советы республик в составе Российской Федерации,
Советы народных депутатов краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов,
городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов
и иных административно - территориальных единиц, образуемых в
соответствии с законами Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации, могут устанавливать дополнительную
численность милиции общественной безопасности, содержащейся за
счет средств собственных бюджетов. Увеличение численности милиции
общественной безопасности оформляется соответствующим
постановлением или решением органа государственной власти, а также
приказом министерства внутренних дел республики в составе
Российской Федерации, управления (главного управления) внутренних
дел.
Подотчетность милиции общественной безопасности местным
органам государственной власти и управления регулируется Законом
Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации" и Законом Российской
Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Организационно - методическое руководство отрядами милиции
особого назначения (ОМОНом) возлагается на Министерство внутренних
дел Российской Федерации, а непосредственное - на министров
внутренних дел республик в составе Российской Федерации,
начальников управлений (главных управлений) внутренних дел краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы,
Санкт - Петербурга и Ленинградской области.
Милиция общественной безопасности, кроме милиции общественной
безопасности на транспорте, подчиняется также соответствующим
Советам народных депутатов, правительствам республик в составе
Российской Федерации, органам государственной власти и управления
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт - Петербурга, органам местного самоуправления в
пределах их компетенции.
6. Взаимодействие милиции общественной безопасности
с другими подразделениями органов внутренних дел и
органами государственной власти и управления
Милиция общественной безопасности выполняет свои задачи во
взаимодействии с криминальной милицией, другими службами органов
внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками
Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иными
правоохранительными органами.
Милиция общественной безопасности в целях обеспечения
общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения
и пресечения преступлений взаимодействует с органами
представительной и исполнительной власти, предприятиями,
учреждениями, организациями, трудовыми коллективами, общественными
объединениями и гражданами, информирует их и средства массовой
информации о своей деятельности по обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности.
7. Служба в милиции общественной безопасности
В своей служебной деятельности сотрудник милиции общественной
безопасности руководствуется требованиями законов и не может быть
ограничен решениями политических партий, общественных объединений
и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Порядок и условия прохождения государственной службы
сотрудниками милиции общественной безопасности регулируются
Законом РСФСР "О милиции" и Положением о службе в органах
внутренних дел Российской Федерации.
8. Финансирование и материально - техническое
обеспечение милиции общественной безопасности
Финансирование милиции общественной безопасности и органов
управления этой милицией осуществляется за счет средств
республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских
бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых,
областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной
области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов
городов Москвы и Санкт - Петербурга, а также за счет других
средств местных бюджетов и средств, поступающих от предприятий,
учреждений и организаций, объекты которых охраняются милицией по
договорам.
Не допускается передача численности подразделений милиции
общественной безопасности, содержащихся за счет средств
республиканского бюджета Российской Федерации, в другие службы
органов внутренних дел.
Снабжение подразделений милиции общественной безопасности,
содержащихся за счет средств республиканского бюджета Российской
Федерации, вооружением, а также вещевым довольствием по
установленным нормам и табелям положенности осуществляется
органами материально - технического и военного снабжения
Министерства внутренних дел Российской Федерации бесплатно,
остальными видами довольствия - за плату за счет выделяемых на эти
цели ассигнований.
Подразделения милиции общественной безопасности, содержащиеся
за счет республиканских бюджетов республик в составе Российской
Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей,
областного бюджета автономной области, окружных бюджетов
автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт -
Петербурга, районных бюджетов районов, городских бюджетов городов,
районных бюджетов районов в городах, бюджетов поселков и сельских
населенных пунктов, обеспечиваются всеми видами довольствия
органами материально - технического и военного снабжения
Министерства внутренних дел Российской Федерации за плату.
Приложение N 2
к Указу Президента
Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. N 209
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МЕСТНОЙ
МИЛИЦИИ), СОДЕРЖАЩИХСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКАНСКИХ БЮДЖЕТОВ
РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВЫХ,
ОБЛАСТНЫХ БЮДЖЕТОВ КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ, ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, ОКРУЖНЫХ БЮДЖЕТОВ
АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДСКИХ БЮДЖЕТОВ
ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454)
----------------------T------------------------------------------¬
¦ Службы и ¦ Нормативы штатной численности <*> ¦
¦ подразделения ¦ ¦
¦ милиции ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+
¦ Подразделения милиции общественной безопасности (местной ¦
¦ милиции), содержащиеся за счет средств республиканского ¦
¦ бюджета Российской Федерации ¦
+---------------------T------------------------------------------+
¦Отряд милиции особого¦Создается в республиканском, краевом,¦
¦назначения (ОМОН) ¦областном центре или другом крупном городе¦
¦ ¦с наиболее сложной оперативной обстановкой¦
¦ ¦при численности населения свыше 300 тыс.¦
¦ ¦человек, а также на крупных транспортных¦
¦ ¦узлах городов Москвы, Санкт - Петербурга,¦
¦ ¦Ростова - на - Дону, Самары, Новосибирска,¦
¦ ¦Хабаровска, Екатеринбурга. ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственная ¦1 государственный инспектор безопасности¦
¦инспекция ¦дорожного движения на 3000 единиц¦
¦безопасности ¦автотранспорта, но не менее 1 единицы в¦
¦дорожного движения ¦каждом городском, районном органе¦
¦ ¦внутренних дел ¦
¦(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454) ¦
¦ ¦ ¦
¦Дежурная часть ¦Создается: ¦
¦ ¦в отделе внутренних дел города с¦
¦ ¦населением 50 тыс. человек и более или¦
¦ ¦сельского района - 8 единиц; ¦
¦ ¦в линейном отделе внутренних дел на¦
¦ ¦транспорте - 8 - 12 единиц; ¦
¦ ¦в линейном отделении внутренних дел на¦
¦ ¦транспорте - 8 единиц ¦
¦ ¦ ¦
¦Изоляторы для ¦Штатная численность определяется по¦
¦временного содержания¦фактическому наполнению ИВС, в среднем за¦
¦задержанных и ¦сутки: ¦
¦заключенных под ¦до 25 человек - 8 - 11 единиц; ¦
¦стражу лиц (ИВС) ¦26 - 50 человек - 13 - 16 единиц; ¦
¦ ¦51 - 75 человек - 17 - 20 единиц; ¦
¦ ¦76 - 100 человек - 21 - 25 единиц ¦
¦ ¦ ¦
¦Конвойная служба ¦Строевое подразделение конвойной службы¦
¦милиции ¦милиции создается в республиканском,¦
¦ ¦краевом, областном центре или крупном¦
¦ ¦городе. Его численность устанавливается в¦
¦ ¦зависимости от количества населения в¦
¦ ¦городе: ¦
¦ ¦свыше 1 млн. человек - 250 - 300 единиц; ¦
¦ ¦свыше 500 тыс. человек - 100 - 150 единиц;¦
¦ ¦от 200 до 500 тыс. человек - 50 - 100¦
¦ ¦единиц; ¦
¦ ¦менее 200 тыс. чел. - 25 - 50 единиц. ¦
¦ ¦В городах Москве, Санкт - Петербурге¦
¦ ¦численность определяется в индивидуальном¦
¦ ¦порядке МВД России. ¦
¦ ¦Штатная численность конвойного¦
¦ ¦подразделения горрайоргана внутренних дел¦
¦ ¦определяется по фактическому наполнению¦
¦ ¦ИВС, в среднем за сутки: ¦
¦ ¦до 25 человек - 6 - 8 единиц; ¦
¦ ¦26 - 50 человек - 12 - 16 единиц; ¦
¦ ¦51 - 75 человек - 16 - 20 единиц ¦
¦ ¦ ¦
¦Служба дознания ¦1 дознаватель на 165 рассмотренных¦
¦ ¦материалов по делам о преступлениях в год,¦
¦ ¦включая протокольную форму досудебной¦
¦ ¦подготовки материалов, или на 50 уголовных¦
¦ ¦дел ¦
+---------------------+------------------------------------------+
¦ Подразделения милиции общественной безопасности (местной ¦
¦ милиции), содержащиеся за счет средств республиканских ¦
¦ бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых ¦
¦ областных бюджетов краев и областей, областного бюджета ¦
¦ автономной области и окружных бюджетов автономных округов, ¦
¦ городских бюджетов городов Москвы и Санкт - Петербурга ¦
+---------------------T------------------------------------------+
¦Патрульно - постовая¦1 работник ППС на 1 - 1,5 тыс. человек¦
¦служба милиции (ППС) ¦городского населения ¦
¦ ¦1 работник ППС на 120 - 150 дворов в¦
¦ ¦сельской местности ¦
¦ ¦ ¦
¦Участковые инспектора¦1 участковый инспектор милиции на 3 - 3,5¦
¦ ¦тыс. человек городского населения ¦
¦ ¦1 участковый инспектор милиции в сельской¦
¦ ¦местности на сельский или поселковый Совет¦
¦ ¦народных депутатов ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственная ¦1 государственный инспектор безопасности¦
¦инспекция ¦дорожного движения по регистрационно -¦
¦безопасности ¦экзаменационной работе на 10 тыс. человек,¦
¦дорожного движения ¦сдавших экзамены на право управления¦
¦ ¦транспортом, или на 10 тыс. единиц¦
¦ ¦на учет автотранспорта в год ¦
¦(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454) ¦
¦ ¦ ¦
¦Дорожно - патрульная¦1 инспектор ДПС на 35 км протяженности¦
¦служба (ДПС)¦дорог общегосударственного и¦
¦Государственной ¦республиканского значения ¦
¦инспекции ¦1 инспектор ДПС на 200 км протяженности¦
¦безопасности ¦дорог областного и местного значения ¦
¦дорожного движения ¦1 инспектор ДПС в городах на 265¦
¦ ¦транспортных средств, состоящих на учете ¦
¦ ¦1 инспектор по розыску на 25 водителей,¦
¦ ¦скрывшихся с мест дорожно - транспортных¦
¦ ¦происшествий за год ¦
¦ ¦1 инспектор по административной практике¦
¦ ¦на 5 тыс. административных материалов в¦
¦ ¦год ¦
¦(в ред. Указа Президента РФ от 02.12.98 N 1454) ¦
¦ ¦ ¦
¦Инспектора по делам¦1 инспектор на 4 - 5 тыс.¦
¦несовершеннолетних ¦несовершеннолетних ¦
¦ ¦ ¦
¦Подразделения по ¦1 инспектор по административной практике¦
¦исполнению ¦из расчета на 5 тыс. административных¦
¦административного ¦материалов в год ¦
¦законодательства ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Специальные приемники¦Штатная численность устанавливается в¦
¦для лиц, подвергнутых¦зависимости от количества мест: ¦
¦административному ¦на 20 - 50 - 9 - 12 единиц; ¦
¦аресту ¦на 51 - 75 - 11 - 14 единиц; ¦
¦ ¦на 76 - 100 - 16 - 19 единиц; ¦
¦ ¦на 101 - 150 - 23 - 29 единиц; ¦
¦ ¦на 151 - 200 - 29 - 34 единиц; ¦
¦ ¦на 201 - 250 - 34 - 41 единиц; ¦
¦ ¦на 251 - 300 - 42 - 47 единиц ¦
+---------------------+------------------------------------------+
¦ Подразделения милиции общественной безопасности (местной ¦
¦ милиции), содержащиеся за счет средств, получаемых ¦
¦ за охрану объектов по договорам ¦
+---------------------T------------------------------------------+
¦Подразделения ¦Отделы, отделения вневедомственной охраны,¦
¦вневедомственной ¦имеющие в непосредственном подчинении¦
¦охраны при органах¦милицейские, военизированные и сторожевые¦
¦внутренних дел ¦подразделения, организуются при наличии¦
¦ ¦общей численности работников охраны более¦
¦ ¦50 единиц с учетом возможности развития¦
¦ ¦централизованной охраны с задействованной¦
¦ ¦емкостью свыше 120 номеров на пульт и¦
¦ ¦подразделения милиции с численностью не¦
¦ ¦менее 20 единиц личного состава. ¦
L---------------------+-------------------------------------------
--------------------------------
<*> Утверждены Министерством внутренних дел Российской
Федерации.
|