МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО АТТЕСТАЦИИ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ-ПРИКАЗ
от 9 февраля 1993 г. N 27-1/П-20
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ
В соответствии с указанием Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 28.12.92 N 319-у и приказом
Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России
от 25.01.93 N 27-03 была проведена государственная аттестация
Центрального института усовершенствования врачей,
организованного в 1930 г. На институт, являющийся головным
центром в системе дополнительного профессионального образования
врачей, возложены координирующие и организационно-методические
функции в системе усовершенствования кадров здравоохранения. В
институте сформировались высокопрофессиональные творческие
коллективы, способные на современном учебно-методическом уровне
решать поставленные задачи.
Основной формой последипломного обучения специалистов в
институте является цикловая подготовка. В институте проводятся
выездные циклы, сложилась очно-заочная форма усовершенствования
врачей. В настоящее время институт постоянно открывает новые
направления обучения специалистов.
В институте впервые в системе дополнительного образования
медицинских работников созданы факультет организации
национального международного здравоохранения и сестринский
факультет. Для обучения специалистов по приоритетным медицинским
направлениям за последние годы впервые организованы кафедры и
курсы ультразвуковой диагностики, лазерной хирургии,
рентгенохирургии, клинической лимфологии, детской онкологии,
авиационной медицины, организации и развития
материально-технической базы здравоохранения.
Институт проводит повышение квалификации специалистов
системы здравоохранения практически по всем специальностям
лечебного, санитарно-гигиенического, медико-биологического,
инженерного и экономического профилей, а также среднего
медицинского персонала. В течение года в институте проходят
обучение около 26 000 специалистов здравоохранения.
В составе института работают 8 факультетов, 94 кафедры,
научно-исследовательский центр, одна клиника, три центра
Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также
редакционно-издательский отдел. Институт осуществляет широкое
международное сотрудничество с 22 зарубежными университетами,
академиями, общественными и международными организациями. В
составе института функционируют пять сотрудничающих центров ВОЗ.
На 01.01.93 в институте работает 1575 чел., в том числе 769
научно-педагогических работников, из них 121 чел. (15,7%)
докторов наук, профессоров и 532 чел. (69,2%) кандидатов наук,
доцентов. Профессорско-преподавательский состав института
насчитывает 663 чел., из них 114 чел. (17,2%) докторов наук,
профессоров и 468 чел. (70,6%) кандидатов наук, доцентов.
Средний возраст заведующих кафедрами - 55 лет, профессоров - 63
года, доцентов - 54 года. К преподавательской деятельности
широко привлекаются ведущие ученые России и зарубежные
специалисты. Кафедры института располагаются на базе 24
научно-исследовательских институтов и 38 крупных
лечебно-профилактических учреждений г.Москвы. Среди штатных
преподавателей 18 академиков и членов-корреспондентов Российской
академии наук и Российской академии медицинских наук, 13
заслуженных деятелей науки Российской Федерации и 13 лауреатов
государственных премий.
Институт располагает оборудованием общей стоимостью 38,5
млн. руб., в том числе средствами вычислительной техники,
используемыми в учебном процессе, на сумму более 1,7 млн. руб.
(в ценах 1991 г.). Вместе с тем материально-техническая база
института требует дальнейшего развития. Общая площадь
учебно-лабораторных помещений составляет 2,5 тыс. кв. м. Имеются
три корпуса общежития на 2231 место, условия проживания в
которых удовлетворительные. Собственной компьютерной техникой
располагают 40 кафедр института, остальные кафедры используют
компьютерную технику Информационно-вычислительного центра
института и базовых медицинских учреждений.
Библиотека института имеет два читальных зала на 75 мест.
Фонд библиотеки насчитывает 400 тыс. томов, содержит
отечественную медицинскую литературу с XVIII в. до наших дней.
Большинство медицинских периодических изданий представлено за
все годы их существования. В библиотеке собраны все диссертации,
защищенные в институте с 1935 г.
Учебный процесс в институте осуществляется по
унифицированным программам. Организация и управление учебным
процессом обеспечивают его гибкую оперативную адаптацию в
соответствии с требованиями заказчиков и позволяет своевременно
реагировать на их изменения.
Содержание обучения слушателей определяется на основе
требований квалификационных характеристик конкретных
специалистов. Обучение слушателей отличается новизной материала,
его актуальностью, направленностью на приобретение практических
навыков. В учебном процессе широко используются активные методы
обучения, деловые игры, проблемные лекции и семинары, круглые
столы, методы "мозговых атак", клинические разборы больных и
сложных врачебных ситуаций. Итоговые работы слушателей, как
правило, имеют практическую направленность. Учебный процесс
удовлетворительно обеспечен учебными пособиями, руководствами и
методическими разработками. В учебном процессе наряду с
вычислительной техникой используются технические средства
обучения, медицинские приборы и оборудование.
Институт проводит регулярную корректировку
учебно-тематических планов в соответствии с запросами
практического здравоохранения и с учетом новых достижений
медицинской науки. Так, в 1992 г. проведено 893 цикла
переподготовки, общего и тематического усовершенствования
врачей, в том числе 97 новых циклов и 54 цикла повышения
квалификации преподавателей институтов и факультетов
усовершенствования врачей.
На методических советах института и факультетов
систематически обсуждаются проблемы последипломного обучения,
утверждаются необходимые изменения программ и тематических
планов, обобщается передовой опыт организации и методического
обеспечения учебного процесса.
Изучение эффективности последипломного обучения проводится
на основе анкетирования слушателей и анализа процесса внедрения
ими в практику новых диагностических и лечебных методов.
Тематика научных исследований института объединена в четыре
основных направления, актуальность и значимость которых
определяется участием ученых института в выполнении
государственных программ, а также в международном
научно-техническом сотрудничестве).
Основной план научно-исследовательских работ включает 61
тему, из которых 46 - охраноспособных. Одновременно выполняются
37 хоздоговорных работ на общую сумму 2,2 млн. руб. За последние
три года институтом получено 70 авторских свидетельств и
патентов, издано 64 учебника, руководства и монографии, 73
методических рекомендации, 449 учебных пособий, 2054 статьи в
отечественных и 346 статей в зарубежных изданиях.
На базе института ежегодно проводятся международные и
республиканские конференции, симпозиумы, выставки медицинского
оборудования. За три года сотрудниками института и
прикрепленными соискателями подготовлены и защищены 31
докторская и 211 кандидатских диссертаций.
С 1991 г. в институте работают пять специализированных
советов, на которых защищены 69 докторских и 249 кандидатских
диссертаций. Защита докторских диссертаций проводится по пяти
медицинским специальностям, а кандидатских - по девяти
специальностям.
В докторантуре института обучаются 5 чел., в аспирантуре -
106 чел., в клинической ординатуре - 341 чел., в том числе 67
иностранных специалистов. Институт проводит работу по обучению
собственных научно-педагогических кадров. В 1992 г. 120
профессоров и преподавателей института повысили свою
квалификацию на специальных преподавательских циклах. За
последние три года были командированы на международные
конгрессы, конференции и симпозиумы 82 сотрудника института.
Деятельность института отличает активное взаимодействие с
практическим здравоохранением. На кафедрах института ежегодно
оказывается лечебная помощь более 80 тыс. больных ежегодно.
Около 240 тыс. больных получают квалифицированные консультации.
Институт имеет собственную радиологическую клинику. Из числа
профессорско-преподавательского состава 108 чел. работают в
качестве главных специалистов Министерства здравоохранения
Российской Федерации, отраслевых министерств и ведомств, а также
Главного медицинского управления г.Москвы.
Итоги государственной аттестации Центрального института
усовершенствования врачей свидетельствуют о том, что состояние
материально-технической базы института, качественный состав
преподавательских кадров, методическое оснащение учебного
процесса обеспечивают необходимое качество обучения слушателей и
выполнение научных исследований по актуальным разделам
здравоохранения. Содержание обучения полностью соответствует
поставленным целям и требованиям квалификационных характеристик
специалистов здравоохранения.
Вместе с тем комиссия по государственной аттестации
института отметила ряд недостатков и нерешенных проблем,
устранение которых позволит улучшить организацию обучения
слушателей, его практическую направленность и эффективность. К
ним относятся:
- медленный ремонт и реконструкция основных помещений
института;
- недостаток технических средств обучения, а также новейшей
лечебно-диагностической аппаратуры;
- практическое отсутствие собственных клинических баз и
учебно-лабораторных помещений;
- отсутствие нормальных условий для работы фундаментальной
библиотеки;
- недостаточный контроль со стороны ректората за ходом
выполнения сотрудниками института диссертационных работ на
соискание ученой степени доктора наук;
- сокращение числа научно-исследовательских работ,
выполняемых в рамках международного сотрудничества.
На основании материалов государственной аттестации
института и результатов самостоятельного анализа деятельности
Центрального института усовершенствования врачей Государственная
инспекция по аттестации учебных заведений России и Министерство
здравоохранения Российской Федерации постановляют:
1. Считать, что Центральный институт усовершенствования
врачей отвечает требованиям, предъявляемым к учебным заведениям
дополнительного профессионального образования кадров
здравоохранения и признать его аттестованным до 1998 г.
2. Рекомендовать ректору института Гаврюшову В. В.
проанализировать выявленные комиссией недостатки и принять меры
к их устранению.
Заместитель министра
здравоохранения Российской Федерации В.И. Стародубов
Председатель
Государственной инспекции
по аттестации учебных заведений России В.В. Быстров
|