РОССИЙСКО-ШВЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
(Москва, 4 февраля 1993 года)
Вводная часть
1. Россия и Швеция связаны многовековыми узами со времен
возникновения их государственности. Отношения между двумя странами
существуют уже более 700 лет и отмечены как взаимовыгодными
торгово-экономическими, научными и человеческими контактами, так и
военными конфликтами и серьезными политическими противоречиями.
С появлением нового российского государства, народ которого
сделал решительный выбор в пользу демократии, свободы и рыночной
экономики, начинается новый этап и в российско-шведских
отношениях.
Двусторонние отношения
2. Россия и Швеция, вступая в новый этап развития двусторонних
отношений, желают жить как дружественные государства, партнеры по
международному сообществу и в решении общих региональных и
глобальных проблем. Они разделяют уважение к принципам демократии,
верховенства права, прав и свобод человека, социальной
справедливости. Они поддерживают социально и экологически
ориентированную политику, экономическую либерализацию, свободу
торговли и предпринимательства в рамках цивилизованного отношения
к окружающей среде и рационального использования природных
ресурсов.
Отношения между Россией и Швецией будут развиваться при
строгом соблюдении норм международного права, в духе открытости и
определяться прежде всего их обязательствами по Уставу ООН,
документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
включая Хельсинкский Заключительный акт и Хельсинкский документ
1992 года.
Стороны будут воздерживаться от любых действий, которые могут
нанести ущерб территориальной целостности другой Стороны, и будут
разрешать споры мирными средствами в соответствии с Уставом ООН и
Хельсинкским Заключительным актом, а также другими документами
СБСЕ.
Основой двусторонних отношений между Сторонами также служат
действующие между Россией и Швецией соглашения. В целях
интенсификации сотрудничества и контактов между Россией и Швецией
будет продолжена работа над расширением и укреплением договорно -
правовой базы двустороннего и регионального сотрудничества. В
частности, в ближайшее время будет завершена работа над:
- Торговым соглашением;
- Соглашением о двойном налогообложении;
- Соглашением о таможенном сотрудничестве;
- Соглашением о защите инвестиций;
- Соглашением о воздушном сообщении;
- Соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей
среды.
Стороны желают стремиться к поддержанию диалога на уровне
высшего политического руководства, на правительственном и
ведомственном уровне по вопросам двустороннего и международного
характера, представляющим взаимный интерес. Они будут
содействовать контактам, сотрудничеству и обмену опытом между
центральными, региональными и местными органами власти и
управления.
3. С целью достижения полной ясности в вопросах российско -
шведских отношений, возникших в результате второй мировой войны и
"холодной войны" - судьба Рауля Валленберга, а также судьба
экипажей самолета ДС-3 и шведских торговых и рыболовных судов,
пропавших во время и после Второй мировой войны, - Стороны
намерены продолжить и интенсифицировать свое тесное
сотрудничество, в частности, путем изучения имеющих отношение к
этим вопросам материалов в архивах обоих государств.
Стороны удовлетворены ходом обсуждения на экспертном уровне
проблемы иностранных подводных лодок в шведских территориальных
водах. Хотя окончательные выводы во всех отношениях еще предстоит
сделать, эксперты пришли к заключению, что в шведских
территориальных водах имела место активность подводных аппаратов.
Стороны будут продолжать начатое сотрудничество с целью
окончательного прояснения этой проблемы. Они намерены тем самым
способствовать укреплению мира и безопасности в регионе
Балтийского моря, а также углублению доверия между государствами.
Международное сотрудничество
4. Россия и Швеция, подтверждая свои обязательства по Уставу
ООН и разделяя приверженность принципам, зафиксированным в
Парижской хартии для новой Европы и в Уставе ООН, заявляют о своем
намерении продолжать работать в интересах укрепления ООН и
обеспечения эффективного реагирования этой международной
организации на угрозы международному миру и безопасности. Стороны
выражают желание сотрудничать по основным международным проблемам,
взаимодействовать на двустороннем уровне, а также в многосторонних
рамках в поиске решений и мирного урегулирования споров и в обмене
опытом касательно деятельности по поддержанию мира.
5. Стороны подчеркивают важность полномасштабного
сотрудничества в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе с целью совершенствования и применения мер расширения
открытости, укрепления безопасности и стабильности в военных
делах, содействия мирному разрешению конфликтов, соблюдения
принципов уважения прав человека и социальной справедливости,
развития взаимодействия в экономической сфере. Они заявляют о
своей приверженности мирному урегулированию споров политическими
средствами, путем диалога без какого-либо принуждения или
незаконного давления. Стороны разделяют точку зрения, что никакие
иностранные войска не должны находиться на территории другого
государства без согласия правительства этого государства. Они
будут последовательно добиваться соблюдения и уважения прав
человека и национальных меньшинств, а также содействовать
бесконфликтному разрешению межэтнических проблем.
Стороны желают активно содействовать повышению эффективности
механизмов СБСЕ в деле сохранения международного мира и
безопасности. Они намерены поддерживать международные усилия,
направленные на разоружение, контроль над вооружениями, а также
укрепление доверия и безопасности в военной области.
Международная безопасность,
контроль над вооружениями и разоружение
6. Россия и Швеция заявляют о своей готовности содействовать
международным усилиям, направленным на достижение эффективного
контроля над вооружениями и укрепление доверия и безопасности в
военной области. Стороны выражают желание развивать обмены между
их вооруженными силами и Министерствами обороны.
7. Стороны заявляют о своем желании содействовать дальнейшим
мерам по укреплению существующих режимов нераспространения оружия
массового поражения и боевых ракет, а также имеющейся технологии и
предметов как военного, так и гражданского назначения. Эти меры
включают гармонизацию действующих механизмов экспортного контроля.
Они будут содействовать на основе транспарентности осуществлению
мер по регулированию передач обычных вооружений.
Стороны желают сотрудничать в поощрении присоединения новых
участников к Договору о нераспространении ядерного оружия и во имя
бессрочного продления его действия на Конференции 1995 года. Они
будут работать в направлении заключения договора о всеобъемлющем
запрете ядерных испытаний и призывают ядерные государства, которые
не объявили мораторий на испытания ядерного оружия, сделать это
возможно скорее. Россия и Швеция готовы взаимодействовать в рамках
имеющихся возможностей в целях содействия конверсии военного
промышленного производства на выпуск гражданской продукции.
Стороны приветствуют Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН о
Конвенции по химическому оружию и выражают готовность работать в
направлении скорейшего вступления Конвенции в силу, возможно более
широкого присоединения государств к Конвенции и обеспечения ей
международной поддержки.
Сотрудничество в обеспечении ядерной безопасности
8. Россия и Швеция подчеркивают важность обеспечения высокого
уровня безопасности на всех ядерных объектах. В то время как
ответственность за ядерную безопасность является национальной,
инциденты или несчастные случаи могут иметь трансграничные
последствия. Стороны согласны продолжать тесно сотрудничать в
укреплении ядерной безопасности как на двустороннем уровне, так и
в рамках международных программ сотрудничества, разработанных с
этой целью. Стороны подчеркивают необходимость продвижения этого
сотрудничества и содействия конкретным усилиям в этом контексте.
Стороны выражают также свою поддержку скорейшей разработке и
вступлению в силу Конвенции по ядерной безопасности в рамках
МАГАТЭ.
Региональное сотрудничество
9. Россия и Швеция считают весьма важным развитие более тесных
отношений между всеми странами Европы. Швеция подала заявку о
вступлении в ЕС. Швеция с давних пор привержена полномасштабному и
свободному международному сотрудничеству в экономической и других
областях, включая участие России в европейском сотрудничестве.
Стороны, подчеркивая особую важность тесных связей между
Швецией и Северо-Западным регионом России, а также поддержания
стабильности в Северной Европе, намерены развивать различные
аспекты регионального сотрудничества. Такое сотрудничество будет
осуществляться, в том числе при государственной поддержке. Оно
может включать поддержку демократических институтов,
экономического взаимодействия, культурных и научных контактов, а
также улучшения экологической и ядерной безопасности. Региональное
сотрудничество может развиваться как в двусторонних, так и в
многосторонних или субрегиональных рамках - таких, как Совет
государств Балтийского моря, процесс Рованиеми и Международный
научный комитет по Арктике.
Стороны выражают удовлетворение созданием Совета Баренцева /
Евро-Арктического региона. Они разделяют мнение, что активное
экономическое, экологическое, культурное и иное сотрудничество
было бы важным вкладом в развитие и стабильность региона Баренцева
моря.
Важно развивать и укреплять работу в рамках Стратегии защиты
окружающей среды в Арктике. Коренные народности требуют особого
внимания в рамках арктического сотрудничества.
Стороны полны решимости интенсифицировать взаимодействие в
области охраны окружающей среды, где приоритет будет отдаваться
реализации целей Конвенции по защите морской среды района
Балтийского моря, а также выполнению Балтийской совместной
комплексной программы действий по охране окружающей среды.
Экономическое сотрудничество
10. Россия и Швеция желают создать благоприятные условия для
долговременного развития торговли и экономического сотрудничества
между двумя странами.
Принимая во внимание, что развитие двусторонней торговли и
экономического сотрудничества способствует лучшему взаимопониманию
между Россией и Швецией, а также повышению благосостояния народов
двух стран, и сознавая, что нынешний уровень торговых связей и
экономического сотрудничества не соответствует существующим
возможностям, Стороны заявляют, что их целью является укрепление и
расширение торгово-экономического сотрудничества, в частности,
посредством следующих мер:
- поощрение всех форм торгового обмена;
- поощрение активного участия малых и средних предприятий в
двусторонней торговле и двустороннем экономическом сотрудничестве;
- облегчение прямых контактов между бизнесменами и
экономическими организациями, в том числе путем упрощения процедур
получения виз, видов на жительство и разрешений на работу;
- упрощение обменов коммерческой и экономической информацией;
- развитие обмена мнениями и опытом по вопросам финансовой и
экономической политики;
- создание благоприятного климата для частных инвестиций,
прежде всего посредством эффективного законодательства в области
инвестиций, в частности, регулирующего перевод прибылей и
репатриацию инвестированного капитала на основе принципов
взаимности и недискриминации;
- завершение работы над соглашениями, имеющими значение для
взаимной торговли и экономического сотрудничества, - такими, как
торговое, о таможенном сотрудничестве, о защите инвестиций и о
воздушном сообщении.
11. Стороны согласны в том, что успешное осуществление
экономических реформ в России, открытая российская экономика,
интегрирование российской экономики в мировое хозяйство, решение
проблемы российской внешней задолженности и гармонизация
российского законодательства с международными нормами способствуют
созданию предпосылок для более глубоких и эффективных двусторонних
экономических связей, а также активного сотрудничества в рамках
деятельности международных организаций в экономической и
финансовой областях.
Парламентские обмены
12. Россия и Швеция приветствуют обмены между членами их
соответствующих законодательных органов, а также сотрудничество и
обмен опытом в области парламентской процедуры и практики, в
подготовке законопроектов.
Сотрудничество в других областях
13. Швеция проявляет желание участвовать в определенных
проектах, представляющих интерес для России. Это касается, среди
прочего, создания Международного научно-технического центра в
Москве, усилий по уничтожению химического оружия в России,
программ решения проблем занятости, конверсии, продолжения
оказания консультационных услуг относительно управления финансами
и регистрации недвижимости. Стороны будут поощрять сотрудничество
между соответствующими властями двух стран в таких областях, как
охрана окружающей среды от загрязнения и ее улучшение, а также
сельское хозяйство.
Сферой особой важности является сотрудничество между
полицейскими властями в борьбе с организованной преступностью,
терроризмом, наркобизнесом, экономической преступностью,
контрабандой оружия, расщепляющихся веществ или сырья для их
получения, противоправными сделками с культурными ценностями и
незаконной иммиграцией.
14. Стороны подчеркивают важность контактов и обменов опытом в
области гражданской администрации, юстиции и судебной
деятельности, прессы и других средств массовой информации. Стороны
желают содействовать контактам и сотрудничеству, обменам между
организациями и частными лицами двух стран в области культуры и
образования.
Стороны намерены содействовать более широкому изучению
шведского языка в России и русского языка в Швеции. Они выражают
желание развивать научно-техническое сотрудничество между
соответствующими властями и академическими институтами, включая
обмены информацией и специалистами.
Москва, 4 февраля 1993 г.
(Подписи)
|