Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 апреля 1993 г. N 229
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 февраля 1993 г. N 8
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 1993 г. N 17
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
4 февраля 1993 г. N 01-17/41
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ВНЕСЕНИЯ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ
ЗА ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ
Во исполнение Закона Российской Федерации "О недрах" Прави-
тельство Российской Федерации постановлением от 28 октября 1992 г.
N 828 утвердило Положение о порядке и условиях взимания платежей
за право на пользование недрами, акваторией и участками морского
дна, а также установило, что временные минимальные ставки платежей
за право на пользование недрами, утвержденные постановлением
Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. N 478, дейст-
вуют до определения по каждому эксплуатируемому месторождению кон-
кретных размеров регулярных платежей за право на пользование нед-
рами.
Во исполнение указанного постановления Правительства
Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации,
Государственная налоговая служба Российской Федерации и Федераль-
ный горный и промышленный надзор России совместно с Министерством
экономики Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по
геологии и использованию недр, Министерством топлива и энергетики
Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по металлур-
гии разработали порядок и сроки внесения в бюджет платежей за пра-
во на пользование недрами.
1. Платежи за право на пользование недрами включают платежи за
право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, их
разведку, разработку, за право на использование отходов горнодобы-
вающих и перерабатывающих производств, а также платежи за право
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых.
Платежи за право на пользование недрами, акваторией и участка-
ми морского дна производят все предприятия, организации, объедине-
ния, иные юридические лица, независимо от форм собственности,
включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юри-
дические лица, а также физические лица, в том числе иностранные,
осуществляющие поиск, разведку, добычу полезных ископаемых или
иное пользование недрами на территории Российской Федерации, ее
континентального шельфа и морской исключительной экономической зо-
ны.
Платежи за пользование недрами при строительстве подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, вносятся
организацией, непосредственно осуществляющей это строительство, с
последующим возмещением их заказчиком за счет сметы на строи-
тельство.
2. Плата за право на пользование недрами может взиматься в
форме денежных платежей, а также части объема добытого минерально-
го сырья или иной производимой пользователем продукции, выполнения
работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в
республиканский бюджет Российской Федерации, в бюджеты республики
в составе Российской Федерации, края, области, автономного образо-
вания, района, города в качестве долевого вклада в уставный фонд
создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и
условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются
в лицензии, которая выдается совместно органом государственной
власти республики в составе Российской Федерации, края, области
или автономного образования и Комитетом Российской Федерации по
геологии и использованию недр или его территориальными подразделе-
ниями.
3. В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации "О
недрах" освобождаются от уплаты указанных платежей следующие кате-
гории пользователей недр:
- собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в
установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископа-
емых на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке не-
посредственно для своих нужд;
- пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизи-
ческие работы, геологическую съемку, другие геологические работы,
направленные на общее изучение недр, геологические работы по прог-
нозированию землетрясений и исследованию вулканической деятель-
ности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, ге-
оэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а
также иные работы, проводимые без нарушений целостности недр;
- пользователи недр, получившие участки недр для обработки
особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культур-
ное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (на-
учные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники,
памятники природы, пещеры и другие подземные полости).
Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, ор-
ганы государственной власти краев, областей, автономных образова-
ний могут устанавливать дополнительные основания для освобождения
отдельных категорий пользователей недр от платежей за право поль-
зования недрами в пределах сумм, поступающих в соответствующий
бюджет. К дополнительным основаниям освобождения пользователей
недр от платы за право на пользование недрами может быть отнесена
добыча сырья, осуществляемая из месторождений и отдельных участков
при их повторной обработке (добыча из запасов, потерянных при пер-
воначальной добыче, списанных в установленном порядке, оставленных
по разным причинам на погашенных отработкой участках и горизонтах,
из пород вскрыши, хвостохранилищ, отстойников, добыча нефти путем
применения термических физико-химических и микробиологических ме-
тодов воздействия на продуктивные пласты и т.п.), осуществление
рекультивации земель, улучшение (облагораживание) рельефа или иные
действия, направленные на улучшение экологической ситуации в реги-
оне.
4. Платежи за право на пользование недрами взимаются в форме
разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реали-
зации предоставленного права. Разовые взносы уплачиваются в разме-
рах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи в течение
всего периода эксплуатации месторождения.
5. Платежи за право на поиски и оценку месторождений полезных
ископаемых взимаются в форме регулярных платежей в течение всего
периода их проведения. Условия взимания платежей зависят от дого-
ворной (сметной) стоимости указанных работ, продолжительности их
выполнения, площади территории, выделенной пользователю недр.
Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оцен-
ку месторождений полезных ископаемых составляет 1 процент договор-
ной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная - 2 процен-
та. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископае-
мого, экономико-географических условий района и определяется по
результатам конкурсов или аукционов органами, предоставляющими ли-
цензию на право ведения указанных работ.
При площадном характере работ по поискам и оценке месторожде-
ний полезных ископаемых размер платежа за право их проведения оп-
ределяется в зависимости от удельных платежей за квадратный кило-
метр площади в год. Удельные платежи за 1 кв. км площади в год
рассчитываются путем деления ставки платежа (1 - 2 процента общей
стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в
годах. При возврате пользователем недр части опоискованной площади
он освобождается от дальнейшей платы за нее.
6. Платежи за право на разведку месторождений полезных ископа-
емых взимаются на тех же условиях, что и за право на поиски и
оценку месторождений. Минимальная величина ставки платежа за право
на разведку составляет 3 процента годовой сметной стоимости работ,
максимальная - 5 процентов. Конкретный размер платежа определяется
органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или
аукционов.
Платежи за право на разведку полезного ископаемого в границах
горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого по-
лезного ископаемого, не взимаются.
7. Платежи за право на поиски и разведку месторождений полез-
ных ископаемых включаются в издержки поисковых или разведочных ра-
бот.
При продлении срока пользования недрами для завершения поиско-
вых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увели-
чивается в 1,5 раза.
8. Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществля-
ются в форме начального, а также последующих регулярных платежей с
начала добычи в течение срока реализации предоставленного права.
Стартовые размеры разовых платежей за право на добычу полезных
ископаемых определяются Комитетом Российской Федерации по геологии
и использованию недр или его территориальными подразделениями по
согласованию с Министерством экономики Российской Федерации. При
этом их величины не должны быть менее 10 процентов величины этого
регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность
добывающего предприятия. Окончательная сумма разового платежа оп-
ределяется по результатам конкурса или аукциона.
Действующие горнодобывающие предприятия, пользовавшиеся недра-
ми до введения в действие настоящей инструкции, разовые платежи на
право добычи полезных ископаемых не производят.
9. При предоставлении совмещенной лицензии на условиях предп-
ринимательского риска, включающей поиски, разведку и добычу полез-
ных ископаемых, платежи осуществляются в форме разового платежа
при выдаче лицензии, размер которого определяется в процессе кон-
курса или аукциона, а также последующих регулярных платежей от-
дельно за право ведения каждого вида работ с учетом степени предп-
ринимательского риска.
10. В качестве условия взимания платежей за право на добычу
полезных ископаемых вводятся предельные уровни регулярных платежей
согласно приложению N 1, в пределах которых и устанавливается
конкретный платеж по каждому месторождению, в порядке, определен-
ном при выдаче лицензии, предусматривающим участие соответствующих
ведомств.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому
месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и
качества запасов, природно-географических, горно-технических усло-
вий, состояния и периода разработки месторождения и устанавлива-
ются по результатам конкурсов или аукционов органами, предоставля-
ющими лицензию.
Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого
минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных
ископаемых и включаются в себестоимость его добычи. Количество по-
гашенных в недрах запасов полезных ископаемых определяется как
сумма добытых (извлеченных из недр) и потерянных в недрах. В
расчет платежей за право на добычу полезного ископаемого горнодо-
бывающих предприятий входит объем добычи полезного ископаемого и
потерь при добыче.
11. Потери при добыче минерального сырья могут быть норматив-
ные и сверхнормативные.
К нормативным потерям полезного ископаемого при добыче от-
носятся потери, технологически связанные с принятой схемой и
системой разработки месторождения согласно утвержденного техни-
ческого проекта. Расчетная величина нормативных потерь определя-
ется в процентах от величины погашаемых запасов.
Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных
работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на
год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгор-
технадзора России. Объем фактических потерь определяется маркшей-
дерской, геологической и технологической службами предприятий не
менее одного раза в год.
Объемы нормативных (проектных) потерь полезного ископаемого,
заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных в техни-
ческих проектах для охраны зданий, сооружений, природных объектов,
магистральных нефтегазопроводов, продуктопроводов, железных дорог
и других объектов от вредного влияния горных работ, в охранных це-
ликах у геологических нарушений и подземных водных объектов, сог-
ласованные с органами Госгортехнадзора России, при расчете плате-
жей за право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат
только объемы добытого полезного ископаемого из этих целиков.
Сверхнормативные потери полезных ископаемых определяются как
разность между фактическими и нормативными (плановыми) потерями,
установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной
единице.
На предприятиях, где ведется прямое определение объемов потерь
и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных
ископаемых и за сверхнормативные потери производится (помесячно,
поквартально) с учетом фактически допущенных потерь. На предприя-
тиях, где имеется только расчетное (косвенное) определение потерь
и добычи полезного ископаемого, размер (помесячной, поквартальной)
платы за право на пользование недрами определяется с учетом соот-
ветствующего установленного норматива потерь с последующей коррек-
тировкой по фактическим потерям в целом за год.
При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых
месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, при-
родного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных
технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не
предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений
газа и конденсата (порывы трубопроводов, открытое фонтанирование,
неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного обо-
рудования). В случае появления сверхнормативных потерь недрополь-
зователь обязан внести платежи за объем утерянных нефти, газа и
конденсата сверх расчетных показателей в двойном размере из прибы-
ли недропользователя.
Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в пре-
делах, установленных Минтопэнерго России по согласованию с Госгор-
технадзором России (% утилизации), относятся к нормативным поте-
рям. Потери попутного (растворенного) газа сверх установленного
предела (% утилизации) относятся к сверхнормативным потерям.
Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы, зака-
чиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и
осуществления сайклинг-процесса для повышения конденсатоотдачи, а
также газлифта, являются рабочими технологическими агентами, и их
соответствующие объемы к потерям не относятся.
Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет при-
были, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей
за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых увеличи-
вается в два раза по сравнению с нормативными отчислениями.
12. Скидка с платежа за право на добычу полезных ископаемых за
истощение недр может предоставляться пользователю недр, осущест-
вляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой эко-
номической эффективности разработки месторождения, объективно
обусловленной и не связанной с нарушением условий рационального
использования разведанных запасов, а также добычу полезного иско-
паемого из остаточных запасов пониженного качества, в том числе не
включенных в технический проект, за исключением случаев ухудшения
качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной от-
работки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение
недр принимается органами, выдавшими лицензию на право пользования
недрами с участием органов Госгортехнадзора России, после экспер-
тизы представленных пользователем недр геолого-экономических и
технико-экономических обоснований. Экспертиза проводится за счет
недропользователя.
13. Размеры платежей за право на пользование недрами при раз-
работке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и
минеральной воды устанавливают республики в составе Российской Фе-
дерации, края, области и автономные образования. Перечень обще-
распространенных полезных ископаемых применительно к отдельным ре-
гионам определяет Комитет Российской Федерации по геологии и
использованию недр совместно с республиками в составе Российской
Федерации при участии Госгортехнадзора России.
14. Платежи за право на использование отходов в горнодобываю-
щих и перерабатывающих производствах устанавливаются в том случае,
если это использование осуществляется по самостоятельной лицензии,
в размере 25 - 50 процентов платежей за право на добычу соот-
ветствующих полезных ископаемых.
15. Платежи за право на пользование недрами континентального
шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются
в порядке и на условиях, установленных для месторождений полезных
ископаемых, расположенных на суше.
Платежи за пользование акваторией и участками морского дна
устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигура-
ции, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктив-
ности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей,
коммуникаций и технических сооружений в районе работ.
Конкретные размеры платежей определяются согласно реестрам,
составленным на основе районирования континентального шельфа и
морской исключительной экономической зоны по географо-экономи-
ческим и экологическим параметрам, с учетом режима работ в зонах
особого внимания (районы с естественной средой, необходимой для
жизнедеятельности уникальной флоры и фауны, районы, требующие за-
щиты прибрежных земель, районы, подверженные штормам, разрушениям,
эрозии). Размер платежей устанавливается органами, предоставляющи-
ми лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками
морского дна, по согласованию с государственным органом охраны ок-
ружающей среды и другими компетентными органами.
16. Платежи за право на пользование недрами для строительства
и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полез-
ных ископаемых, взимаются в форме разовых взносов и (или) регуляр-
ных платежей. Размер этих платежей определяется 1 - 3 процентами
сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при
его эксплуатации. Конкретные размеры этих платежей определяются
органами, выдающими лицензию, в зависимости от размера участка
недр, предоставленного в пользование, полезных свойств недр и сте-
пени экологической опасности при их использовании. Платежи включа-
ются в стоимость сооружений.
17. К минеральному сырью, по которому производятся платежи,
относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождения в
пределах горного отвода, указанных в лицензии.
Недропользователи производят плату за право на добычу полезно-
го ископаемого за все добытое ими минеральное сырье, как за
основное, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным
балансом полезных ископаемых и указанные в лицензии, при наличии в
стране промышленной технологии их извлечения при переработке.
В случае неизвлечения или частичного извлечения из основного
полезного ископаемого части попутных полезных компонентов, указан-
ных в лицензии, и направления добытого минерального сырья на даль-
нейшую переработку другим самостоятельным предприятиям, которые
производят реализацию извлеченных при переделе попутных компонен-
тов, недропользователи могут включать дополнительно в размер от-
пускной цены минерального сырья, направленного на переработку,
затраты, равные платежам недропользователя за право добычи неизв-
леченных попутных компонентов, исходя из расчета среднеотраслевой
стоимости их реализации.
В состав платы за право пользования недрами при добыче отдель-
ных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных
подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из
недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемо-
го.
Определение размера конкретного дополнительного платежа за
подземные воды осуществляют органы, выдавшие лицензию, с учетом
затрат, необходимых для выполнения работ по восстановлению качест-
ва воды и по восполнению эксплуатационных запасов (очистка вод,
бурение гидрогеологических скважин и т.п.).
18. Стоимость добытого минерального сырья с учетом погашенных
в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продук-
ции (без учета налога на добавленную стоимость), действующим на
момент определения суммы, а именно:
а) по нефти, включая газовый конденсат, - исходя из цены реа-
лизации предприятием без отчислений в фонд ценового регулирования
и акциза,
по природному газу - исходя из регулируемых оптовых цен предп-
риятия (до введения свободных цен),
по углю (сланцу) - исходя из цен предприятия (за исключением
дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной
ценой),
б) по драгоценным металлам, драгоценным камням и природным ал-
мазам по расчетным ценам, определяемым в установленном порядке,
в) по другим полезным ископаемым - исходя из сложившихся сво-
бодных цен реализации.
Стоимость поисковых и разведочных работ, стоимость строи-
тельства подземных сооружений и стоимость предоставленных услуг
при их эксплуатации исчисляются от сметной стоимости проекта без
учета налога на добавленную стоимость.
После окончания поисковых и разведочных работ и строительства
подземных сооружений размер платежей за право на пользование нед-
рами корректируется с учетом их фактической стоимости.
19. В случае реализации пользователем недр части минерального
сырья или продуктов его технологического передела по прямому обме-
ну или для экспортных поставок в общую стоимость минерального
сырья для определения размера платежей включаются также стоимость
экспортных поставок в иностранной валюте или рублях (для рублевой
зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемых по рыночно-
му курсу на аналогичное сырье или продукты его передела на момент
их реализации за вычетом экспортных пошлин, акцизов, отчислений в
фонд ценового регулирования Министерства финансов Российской Феде-
рации и расходов на оплату услуг за транспортировку нефти на
экспорт и валютных отчислений на нужды нефтепроводного транспорта
Российской Федерации в установленных Минтопэнерго Российской Феде-
рации размерах.
20. При реализации товарной продукции более высокого техноло-
гического передела минерального сырья (концентраты, окатыши, ме-
таллы и т.п.) размер платежей корректируется понижающим коэффици-
ентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных
ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела. К
себестоимости добытых полезных ископаемых относятся все затраты по
их добыче, транспортировке и первичной переработке.
21. Платежи за право на пользование недрами поступают в
республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образо-
ваний, районов, городов, на территориях которых осуществляется
пользование недрами.
Платежи за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газо-
вый конденсат и природный газ) распределяются в следующем порядке:
бюджет района, города - 30 процентов,
бюджет республики в составе Российской Федерации, края, об-
ласти, автономного образования - 30 процентов,
республиканский бюджет Российской Федерации - 40 процентов.
Платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме
общераспространенных, распределяются в следующем порядке:
бюджет района, города - 50 процентов,
бюджет республики в составе Российской Федерации, края, об-
ласти, автономного образования - 25 процентов,
республиканский бюджет Российской Федерации - 25 процентов.
Все платежи за право на поиски и разведку месторождений полез-
ных ископаемых поступают в бюджеты районов и городов.
Разовый платеж при предоставлении совмещенной лицензии, вклю-
чающей поиски, разведку и добычу полезных ископаемых, распределя-
ется в том же порядке, как и платеж за право на добычу соот-
ветствующего полезного ископаемого.
Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и
перерабатывающих производствах распределяются в том же порядке,
как и платежи за право на добычу соответствующего полезного иско-
паемого.
Все платежи за право на добычу общераспространенных полезных
ископаемых поступают в бюджеты районов, городов.
Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых
из уникальных месторождений или групп месторождений между бюджета-
ми разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропор-
ции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В
спорных случаях в соответствии с Законом Российской Федерации "О
недрах" решение по этому вопросу принимает Верховный Совет
Российской Федерации.
Платежи за право на пользование недрами континентального шель-
фа в границах территориального моря распределяются в следующем по-
рядке:
бюджет республики в составе Российской Федерации, края, об-
ласти, автономного образования - 60 процентов,
республиканский бюджет Российской Федерации - 40 процентов.
Платежи за право на пользование недрами в пределах морской
исключительной экономической зоны поступают полностью в республи-
канский бюджет Российской Федерации.
Платежи за право на пользование недрами для строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, поступают в бюджеты районов и городов.
Предприятия и организации, которые имеют в своем составе
структурные подразделения без права юридического лица, при условии
проведения последними добычи полезных ископаемых на территории
другого района, края, области, автономного образования, республики
перечисляют в бюджет соответствующую часть по месту добычи.
22. Платежи за право на пользование недрами уплачиваются:
в форме разовых взносов при выдаче лицензии на право пользова-
ния недрами,
в форме регулярных платежей:
а) ежемесячно, исходя из фактических объемов добычи (работ,
услуг) за истекший календарный месяц и ставок платежей в срок не
позднее 20-го числа следующего месяца - предприятиями со средне-
месячными платежами от 100 до 300 тыс.рублей,
б) предприятия со среднемесячными платежами более 300 тыс.
рублей уплачивают по срокам 13-го, 23-го одного месяца и 3-го
числа следующего месяца авансовые платежи в размере одной трети
суммы налога по последнему месячному расчету,
в) ежеквартально исходя из фактических объемов добычи (работ,
услуг) за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа месяца,
следующего за отчетным кварталом, - предприятия со среднемесячными
платежами менее 100 тыс.рублей,
г) предприятия со среднемесячными суммами налога менее 10 тыс.
рублей с разрешения руководителей местных налоговых органов
(инспекций) могут уплачивать налог один раз в год не позднее 20-го
числа месяца, следующего за отчетным годом.
23. Плательщики в сроки, установленные для уплаты налогов за
отчетный период, представляют налоговым органам по месту пользова-
ния недрами, а в копии - по месту своего нахождения расчет платы
за право на пользование недрами в соответствии с лицензией по фор-
ме согласно приложению N 2, составляемый нарастающим итогом.
24. Сроки представления месячных или квартальных расчетов, а
соответственно и сроки уплаты налогов за эти периоды, приходящиеся
на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на пер-
вый рабочий день после выходного или праздничного дня.
25. Исчисленные суммы платежей за недра в бухгалтерском учете
отражаются:
- по всем платежам за право на пользование недрами (кроме пла-
тежей за сверхнормативные потери полезных ископаемых) по дебету
счетов учета затрат на производство и кредиту счета 68 "Расчеты с
бюджетом",
- платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых по
дебету счета 81 "Использование прибыли" и кредиту счета 68 "Расче-
ты с бюджетом".
Фактическое перечисление предприятиями этих платежей отража-
ется по кредиту счета 51 "Расчетный счет" и дебету счета 68
"Расчеты с бюджетом".
26. Платежи за право на пользование недрами зачисляются на
раздел 10 бюджетной классификации: параграф 1 - платежи за право
пользования недрами или параграф 2 - платежи за пользование аква-
торией и участками морского дна.
27. Ответственность за правильность и своевременность внесения
в бюджет платежей за право на пользование недрами возлагается на
плательщиков и их должностных лиц и регулируется Законом
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации.
28. В налоговой инспекции учет поступлений платежей за право
на пользование недрами по каждому предприятию-плательщику ведется
отдельно на карточках лицевых счетов по форме N 3 или N 6, (прило-
жение 9 и 10 к инструкции бывшего Министерства финансов СССР от
29.03.91 N 27 "О порядке ведения в государственных налоговых
инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов и других плате-
жей в бюджет") в зависимости от размера среднемесячных платежей:
а) на карточках лицевых счетов по форме N 6 - по предприятиям
со среднемесячными платежами менее 300 тыс.рублей,
б) на карточках лицевых счетов по форме N 3 - по предприятиям
со среднемесячными платежами более 300 тыс.рублей, уплачивающим по
срокам 13-го, 23-го и 3-го числа следующего месяца авансовые пла-
тежи в размере одной трети суммы налога по последнему месячному
расчету.
29. Проверка правильности исчисления сумм платежей за право на
пользование недрами производится непосредственно на предприятиях
инспекторами государственных налоговых инспекций и органов Феде-
рального горного и промышленного надзора России, которые соот-
ветственно проверяют соблюдение установленного порядка расчета
платежей и техническую обоснованность исходных данных. Сроки и по-
рядок проверки, выбор объектов проверки определяются руководителя-
ми налоговых инспекций.
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
И.П.МОЛЧАНОВ
Заместитель руководителя
государственной налоговой службы
Российской Федерации
В.В.ГУСЕВ
Председатель Федерального
горного и промышленного надзора
М.П.ВАСИЛЬЧУК
Приложение N 1
к письму Минфина России,
Госналогслужбы России,
Госгортехнадзора России,
от "__"_________ 1993 г.
N _____________________
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ
регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых
__________________________________________________________________
Уровни платежей в
процентах от стоимости добытого
минерального сырья
__________________________________________________________________
Нефть, конденсат и природный газ 6 - 16
Уголь, горючие сланцы и торф 3 - 6
Черные металлы (железо, марганец, хром и ванадий) 1 - 5
Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, олово,
никель, кобальт, молибден, ртуть, сурьма, висмут, кадмий, 2 - 6
алюминий, стронций, титан, цирконий, литий, вольфрам,
тантал, ниобий и другие)
Рассеянные элементы 4 - 6
Благородные металлы (золото, платиноиды и серебро) 4 - 10
Алмазы и драгоценные камни 4 - 8
Цветные камни (самоцветы) и пьезооптическое сырье 4 - 6
Радиоактивное сырье 2 - 6
Горнохимическое сырье (апатит, фосфорит, поваренная,
калийные, магниевые каменные и борные соли,
сульфат натрия, сера самородная и сера в нефтяных, 1 - 5
газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных
месторождениях, барит, карбонатное сырье для химической
промышленности, йод, бром, рассолы и другие),
термальные воды
Горнорудное сырье и нерудное сырье для металлургии
(асбест хризотиловый и для специзделий, графит, магнезит,
брусит, дуниты, доломиты, флюсовые известняки, глины
бентонитовые, формовочные, тугоплавкие и огнеупорные,
каолины, кварц и кварциты, кварцевое, кварц-полевошпатовое,
кремнистое и стекольное сырье, тальк, тальковый камень
и пирофиллит, горный хрусталь, кварц для плавки, цеолиты,
плавиковый шпат, слюда мусковит, флогопит и вермикулит, 2 - 5
асфальтиты, битумы и битуминозные породы, озокерит,
минеральные краски, абразивы и другие)
Подземные пресные воды 2 - 8
Нерудные строительные материалы (цементное сырье,
гипс и ангидрид, мел, камни облицовочные, пильные,
бутовые и на щебень, пески строительные, песчано- 2 - 4
гравийная смесь, галька, гравий, перлитовое и керамзитовое
сырье, глины кирпичные и другие нерудные стройматериалы)
Штамп предприятия Приложение N 2
(организации) к письму Минфина РФ,
В Государственную налоговую Госналогслужбы РФ,
инспекцию по Госгортехнадзора России
(полное наименование организации,
предприятия)
Фамилия ответственного лица,
исполнителя, телефон
РАСЧЕТ
платежей за право на пользование недрами
за ______________ 199__ года
период
(количество - т; тыс.; тыс.куб.м; грамм; карат
сумма - тыс.руб.)
---T---------------------------------------------T---------T------
NN ¦ Показатели ¦ По ¦ По
¦ ¦ данным ¦данным
n/n¦ ¦ платель-¦нало-
¦ ¦ щика ¦гового
¦ ¦ ¦органа
---+---------------------------------------------+---------+------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
---+---------------------------------------------+---------+------
1. Платежи за право на добычу полезных ископаемых
1.1. Сумма платы в форме разового платежа
1.2.Платежи за право на добычу полезных ископаемых при прямых ме-
тодах определения объемов добычи и потерь
1.2.1. Добыто полезного ископаемого - всего
1.2.2. Фактические потери полезных ископаемых при добыче
1.2.3. Количество нормативных (плановых) потерь при добыче
1.2.4. Объем добычи полезного ископаемого с учетом нормативных
(плановых) потерь (1.2.1 + 1.2.3)
1.2.5 Стоимость единицы добытого (по ценам реализации) полезного
ископаемого, в руб.
1.2.6. Стоимость добытого полезного ископаемого с учетом норматив-
ных (плановых) потерь (1.2.4 х 1.2.5)
1.2.7. Установленная ставка платы за право на добычу полезного
ископаемого, в %
1.2.8. Сумма платежа за право на добычу полезного ископаемого с
учетом нормативных потерь (1.2.6 х 1.2.7:100)
1.2.9. Количество сверхнормативных потерь (1.2.2 - 1.2.3)
1.2.10.Стоимость сверхнормативных потерь полезного ископаемого
(1.2.5 х 1.2.9)
1.2.11. Сумма платежа за сверхнормативные потери (1.2.10х1.2.7x
х2:100)
1.2.12. Сумма платежа за право на добычу с учетом погашенных запа-
сов (с учетом нормативных и сверхнормативных потерь)
(1.2.8+1.2.11)
1.2.13. Сумма платежа за право на добычу полезных ископаемых -
всего (1.1+1.2.12)
1.3. Платежи за право на добычу полезных ископаемых при расчетно-
косвенных методах определения объемов добычи и потерь
1.3.1. Плановая (расчетная) добыча за год
1.3.2. Фактически добыто за отчетный период
1.3.3. Нормативные (плановые) потери на годовую добычу
1.3.4. Расчетная величина нормативных потерь за отчетный период
(1.3.2х1.3.3):1.3.1
1.3.5. Объем добычи полезного ископаемого с учетом расчетной вели-
чины норматива потерь (1.3.2+1.3.4)
1.3.6. Стоимость единицы добытого (по ценам реализации) полезного
ископаемого, в руб.
1.3.7. Стоимость добытого полезного ископаемого с учетом расчетной
величины нормативных потерь (1.3.6х1.3.5)
1.3.8. Установленная ставка платы за право на добычу полезного
ископаемого, в %
1.3.9. Сумма платежа за право на добычу полезного ископаемого с
учетом нормативных потерь (1.3.7х1.3.8:100)
1.3.10. Объем погашенных запасов полезного ископаемого за 199_
год по данным маркшейдерского замера
1.3.11. Объем добытого полезного ископаемого с учетом нормативных
потерь, включаемых в расчет платежей за право пользования недрами
по расчетам и замерам на 199_ год
1.3.12. Объем сверхнормативных потерь полезного ископаемого
за 199_ год определяется (по факту) путем сравнения нормативных и
фактических потерь
1.3.13. Стоимость сверхнормативных потерь полезного ископаемого
за 199_ год (1.3.6х1.3.12)
1.3.14. Сумма платежа за сверхнормативные потери за 199_ год
(1.3.13х1.3.8х2)
1.3.15. Сумма платежа за право на добычу с учетом погашенных
запасов (1.3.9+ 1.3.14)
1.3.16. Сумма платежа за право на добычу полезных ископаемых -
всего (1.1+1.3.15)
Примечание: а) в пунктах 1.2.1 - 1.2.4; 1.2.9 приведены данные
по предприятию по результатам замеров объемов (массы) и опробова-
ния полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве,
блоку и т.п.), включенной для отработки в годовой план развития
горных работ или отработанной вне плана;
б) данные,указанные в пунктах 1.3.1 - 1.3.5, образуются как
сумма аналогичных показателей по каждой выемочной единице;
в) при наличии в рудах месторождения попутных компонентов, уч-
тенных государственным балансом, и получении их при переработке
основного полезного ископаемого расчеты дополнительных платежей за
право пользования недрами производятся по каждому попутному компо-
ненту в такой же последовательности, как указано в расчете, и объ-
емы платежей суммируются.
2. Платежи за право на поиск и оценку месторождений полезных
ископаемых
2.1. Договорная (сметная) стоимость работ
2.2. Ставка платежа за право на поиск и оценку месторождений
полезных ископаемых, в %
2.3. Сумма платежа (2.1х2.2)
3. Платежи за право на разведку месторождений полезных ископаемых
3.1. Договорная (сметная) стоимость работ
3.2. Ставка платежа за право на разведку месторождений полезных
ископаемых, в %
3.3. Сумма платежа (3.1х3.2)
4. Платежи за право на пользование недрами для строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых
4.1. Сметная стоимость проекта по строительству и эксплуатации
подземного сооружения
4.2. Ставка платежа за право на пользование недрами, в %
4.3. Сумма платежа за право на пользование недрами (4.1х4.2)
5. Платежи за право на использование отходов горнодобывающих и
перерабатывающих производств по самостоятельной лицензии
5.1. Объем использованных отходов горнодобывающих и перерабаты-
вающих производств
5.2. Стоимость единицы отходов, в руб.
5.3. Стоимость использованных отходов (5.2х5.1)
5.4. Ставка платежа за право на использование отходов, в %
5.5. Сумма платежа за право на использование отходов (5.3х5.4)
6. Всего платежей за право на пользование недрами (1.2.15 (1.3.16)
+ 2.3 + 3.3 + 4.3 + 5.5)
в том числе:
6.1. в республиканский бюджет Российской Федерации
6.2. в бюджет республики в составе Российской Федерации, края,
области, автономного образования
6.3. в бюджет района, города
7. Фактически внесено в бюджеты - всего
в том числе:
7.1. в республиканский бюджет Российской Федерации
7.2. в бюджет республики в составе Российской Федерации, края,
области, автономного образования
7.3. в бюджет района, города
8. К доплате по сроку - всего
в том числе:
8.1. в республиканский бюджет Российской Федерации
8.2. в бюджет республики в составе Российской Федерации, края,
области, автономного образования
8.3. в бюджет района, города
9. К уменьшению - всего
в том числе:
9.1. в республиканский бюджет Российской Федерации
9.2. в бюджет республики в составе Российской Федерации, края
области, автономного образования
9.3. в бюджет района, города
Руководитель (подпись)
Главный бухгалтер (подпись)
Отметки и замечания инспектора (экономиста)
в результате предварительной проверки внесены
следующие исправления
_____________________________________________________________
"__" _______________ 199_ г.
Дата предварительной проверки
Инспектор (экономист) (подпись)
СПРАВКА ЭКОНОМИСТА ПО УЧЕТУ
По настоящему расчету в лицевом счете плательщика начислено
"__" ____________ 199 г.
(дата проводки)
Экономист по учету (подпись)
|