СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 1993 г. N 74
Вопросы организации деятельности Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Положение об Аппарате Совета Министров - Пра-
вительства Российской Федерации, Регламент заседаний Совета Министров -
Правительства Российской Федерации и его Президиума и Положение о подго-
товке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров - Прави-
тельства Российской Федерации.
Руководителям аппарата Совета Министров - Правительства Российской
Федерации, министерств, ведомств и других органов исполнительной власти
принять к неуклонному исполнению указанные положения и Регламент.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 28 января 1993 г. N 74
ПОЛОЖЕНИЕ
Об Аппарате Совета Министров - Правительства
Российской Федерации
1. Аппарат Совета Министров - Правительства Российской Федерации яв-
ляется рабочим органом Совета Министров - Правительства Российской Феде-
рации (далее - Совета Министров) и обеспечивает его деятельность.
2. В своей работе Аппарат Совета Министров руководствуется Конститу-
цией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О Совете Минист-
ров - Правительстве Российской Федерации", другими законами Российской
Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской федерации, указами и распоряжениями Прези-
дента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Ми-
нистров - Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.
3. Аппарат Совета Министров осуществляет свою деятельность в тесном
взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации.
4. Аппарат Совета Министров:
а) прорабатывает и докладывает Председателю Совета Министров или его
заместителям поступающие в Совет Министров документы и обращения цент-
ральных органов федеральной исполнительной власти, органов представитель-
ной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы И Санкт-Петербур-
га и других органов государственной власти, организаций, учреждений и
предприятий; готовит по внесенным документам и обращениям аналитические,
справочные и другие необходимые материалы, а также проекты поручений Со-
вета Министров;
б) подготавливает проекты поручений Совета Министров органам испол-
нительной власти по организации выполнения решений Съезда народных депу-
татов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Пре-
зидента Российской Федерации, а также по иным вопросам, входящим в компе-
тенцию Совета Министров;
в) осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке проек-
тов постановлений и распоряжений Совета Министров, распоряжений замести-
телей Председателя Совета Министров, законодательных актов Российской Фе-
дерации и актов Президента Российской Федерации для их рассмотрения;
г) готовит аналитические, справочные и другие материалы, необходимые
для рассмотрения вопросов Советом Министров и его Президиумом, Председа-
телем Совета Министров и его заместителями;
д) осуществляет организационное обеспечение заседаний Совета Минист-
ров и его Президиума, деятельности Председателя Совета Министров и его
заместителей, оформляет принятые решения;
е) обеспечивает проверку исполнения министерствами, ведомствами и
другими органами исполнительной власти актов Президента Российской Феде-
рации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Совета Министров, ре-
шений и поручений Совета Министров, Председателя Совета Министров и его
заместителей, а также изучает фактическое положение дел и разрабатывает
предложения о принятии необходимых мер по исполнению решений;
ж) направляет письма и другие обращения граждан, организаций, учреж-
дений и предприятий, поступившие в Совет Министров, соответствующим орга-
нам исполнительной власти для рассмотрения и принятия мер;
з) обеспечивает четкое ведение делопроизводства, соблюдение режима
секретности и служебной тайны.
5. Аппарат совета Министров возглавляет Руководитель, статус и поря-
док назначения на должность и освобождения от должности которого опреде-
ляется Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве
Российской Федерации". Руководитель Аппарата Совета Министров имеет за-
местителей, в том числе одного первого.
6. Руководитель Аппарата Совета Министров:
а) руководит деятельностью Аппарата Совета Министров и несет персо-
нальную ответственность за выполнение возложенных на Аппарат Совета Ми-
нистров задач;
б) распределяет обязанности между заместителями Руководителя Аппара-
та Совета Министров, устанавливает степень их ответственности за выполне-
ние возложенных на них обязанностей;
в) определяет порядок работы отделов и других структурных подразде-
лений Аппарата Совета Министров, утверждает положения о них;
г) издает приказы, иные акты по вопросам, входящим в его компетен-
цию, организует и координирует работу подразделений Аппарата Совета Ми-
нистров;
д) представляет на утверждение Председателю Совета Министров струк-
туру и штатную численность Аппарата Совета Министров;
е) утверждает штатное расписание Аппарата Совета Министров;
ж) вносит представления Председателю Совета Министров о назначении
на должность и освобождении от должности заместителей Руководителя Аппа-
рата Совета Министров и заведующих отделами Аппарата Совета Министров;
з) заключает трудовые договоры (контракты), а также в установленном
порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Ап-
парата Совета Министров;
и) имеет другие полномочия, предоставленные ему решениями Совета Ми-
нистров.
7. Для осуществления своих функций Руководитель Аппарата Совета Ми-
нистров, его заместители, руководитель Секретариата Председателя и заве-
дующие отделами имеют право:
а) привлекать в установленном порядке (в том числе путем создания
рабочих групп, направления материалов на заключение) для проработки воп-
росов, рассматриваемых в Совете Министров, государственные учреждения и
организации, а также консультантов и экспертов, включая зарубежных;
б) получать от органов исполнительной власти, предприятий, учрежде-
ний и организаций информацию, необходимую для всестороннего анализа и
подготовки вносимых на рассмотрение Совета Министров вопросов и осущест-
вления контроля за исполнением принятых решений;
в) возвращать министерствам и ведомствам по договоренности с соот-
ветствующими руководителями внесенные с нарушением установленного поряд-
ка, без должных согласований проекты решений для их доработки;
г) использовать в установленном порядке данные информационных и ин-
формационно-поисковых систем, имеющиеся у государственных учреждений и
организаций, а также быть абонентом таких негосударственных, иностранных
и международных систем;
д) изучать и использовать опыт деятельности правительственных орга-
нов зарубежных стран;
е) знакомиться с состоянием дел в органах исполнительной власти всех
уровней;
ж) участвовать в заседаниях коллегий министерств и ведомств
Российской Федерации, а также направлять на эти заседания других от-
ветственных работников Аппарата Совета Министров.
8. Заместители Руководителя Аппарата Совета Министров координируют и
контролируют работу соответствующих отделов, организуют подготовку реше-
ний Совета Министров, а также материалов к заседаниям Совета Министров и
его Президиума.
заместители Руководителя Аппарата Совета Министров назначаются на
должность и освобождаются от должности Советом Министров по представлению
Руководителя Аппарата Совета Министров.
9. Права и обязанности работников Аппарата Совета Министров опреде-
ляются законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением
и должностными инструкциями. Работники Аппарата Совета Министров несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
10. Отделы Аппарата Совета Министров:
обеспечивают выполнение служебных обязанностей в соответствии с
настоящим Положением и положениями о них, утвержденными Руководителем Ап-
парата Совета Министров;
выполняют поручения Председателя Совета Министров, заместителей
Председателя Совета Министров и работают по заданиям Руководителя Аппара-
та Совета Министров и его заместителей;
ведут делопроизводство в установленном порядке.
Заведующие отделами Аппарата Совета Министров назначаются на долж-
ность и освобождаются от должности Советом Министров по представлению Ру-
ководителя Аппарата Совета Министров.
11. Секретариат Председателя Совета Министров является структурным
подразделением Аппарата Совета Министров и работает по заданиям Председа-
теля Совета Министров.
Секретариат Председателя Совета Министров возглавляет Руководитель
Секретариата, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в по-
рядке, установленном для руководителей основных структурных подразделений
Аппарата Совета Министров.
12. Секретариаты заместителей Председателя Совета Министров являются
структурными подразделениями Аппарата Совета Министров, работают по зада-
ниям заместителей Председателя Совета Министров, обеспечивают исполнение
их поручений, докладывают поступающую корреспонденцию, а также выполняют
поручения Руководителя Аппарата Совета Министров.
Секретариаты заместителей Председателя Совета Министров возглавляют
руководители секретариатов, которые назначаются на должность и освобожда-
ются от должности Советом Министров по представлению заместителей Предсе-
дателя Совета Министров.
13. Отделы И секретариаты тесно взаимодействуют при выполнении воз-
ложенных на них обязанностей.
14. Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материально-бы-
тового обеспечения работников Аппарата Совета Министров, а также расходы
на его содержание определяются Председателем Совета Министров в пределах
расходов на содержание Совета Министров.
15. Аппарат Совета Министров - Правительства Российской Федерации
имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и
со своим наименованием.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 28 января 1993 г. N 74
РЕГЛАМЕНТ
заседаний Совета Министров - Правительства Российской
Федерации и его Президиума
В соответствии с Законом Российской Федерации "О Совете Министров -
Правительстве Российской Федерации" настоящий Регламент определяет поря-
док подготовки и проведения заседаний Совета Министров - Правительства
Российской Федерации (далее - Совета Министров) и его Президиума, а также
оформления принятых на заседаниях решений.
I. Формирование плана заседаний Совета Министров
и его Президиума
1. Заседания Совета Министров проводятся не реже одного раза в квар-
тал. Заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходи-
мости.
2. Вопросы для рассмотрения и принятия решений на заседаниях Совета
Министров и его Президиума определяются исходя из решений Съездов народ-
ных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федера-
ции, актов Президента Российской Федерации и постановлений Совета Минист-
ров.
Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются и реша-
ются вопросы, определенные статьей 24 Закона Российской Федерации "О Со-
вете Министров - Правительстве Российской Федерации".
На этой основе перечни вопросов подготавливаются Руководителем Аппа-
рата Совета Министров с учетом предложений членов Совета Министров, руко-
водителей центральных органов федеральной исполнительной власти, органов
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Руководитель Аппарата Совета Министров формирует проект плана засе-
даний Совета Министров и его Президиума на очередной квартал.
Проект плана рассматривается заместителями Председателя Совета Ми-
нистров и утверждается Президиумом Совета Министров.
3. Включение дополнительных (внеочередных) вопросов в утвержденный
план заседаний производится по решению Председателя Совета Министров.
II. Порядок внесения документов для рассмотрения на
заседании Совета Министров и его Президиума
4. Материалы и проекты решений по вопросам, включенным в план засе-
даний Совета Министров и его президиума, вносятся министрами, руководите-
лями других центральных органов федеральной исполнительной власти
Российской Федерации, органов исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и других государственных органов и организаций
не позднее чем за 10 дней до даты, определенной утвержденным планом засе-
даний. Министры, руководители других центральных органов федеральной
исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных об-
разований, городов Москвы, Санкт-Петербурга и других государственных ор-
ганов и организаций, на которые возложена подготовка соответствующих ма-
териалов, несут персональную ответственность за их качество и своевремен-
ность представления.
5. Представляемые материалы, в том числе проекты законов, других ак-
тов Верховного Совета Российской Федерации, указов и распоряжений Прези-
дента Российской Федерации должны быть подготовлены в соответствии с тре-
бованиями Положения о подготовке проектов постановлений и распоряжений
Совета Министров - Правительства Российской Федерации. Контроль за подго-
товкой материалов для рассмотрения на заседаниях осуществляется Аппаратом
Совета Министров.
6. Руководители министерств и других центральных органов федеральной
исполнительной власти, которым направляются на согласование материалы и
проекты решений по вопросам, подлежащим обсуждению на заседаниях Совета
Министров и его Президиума, рассматривают их в первоочередном порядке.
III. Порядок подготовки заседаний Совета Министров
и его Президиума
7. Представленные в Совет Министров материалы и проекты решений
рассматриваются заместителями Председателя Совета Министров, при необхо-
димости по их указанию проходят экспертизу в Аппарате Совета Министров,
дорабатываются исполнителями и оформляются надлежащим образом.
8. Проект повестки очередного заседания Совета Министров и его Пре-
зидиума формируется Руководителем аппарата Совета Министров по согласова-
нию с заместителями Председателя Совета Министров и представляется на ут-
верждение Председателю Совета Министров. Утвержденная повестка дня вместе
с соответствующими материалами не позднее чем за 5 дней до назначенной
даты заседания рассылается его участникам.
9. Члены Совета Министров и руководители организаций и учреждений,
которым направлены материалы по повестке, могут не позднее чем за день до
заседания представить в Совет Министров свои замечания и предложения по
рассматриваемым вопросам.
IV. Порядок проведения заседаний Совета Министров и его
Президиума и оформления принятых решений
10. В заседаниях Совета Министров участвуют члены Правительства и
другие должностные лица, определенные Законом Российской Федерации "О Со-
вете Министров - Правительстве Российской Федерации", должностные лица
согласно утвержденному Председателем Совета Министров Перечню, а также
лица, приглашенные на заседание Совета Министров по каждому из рассматри-
ваемых вопросов.
заседание Совета Министров считается правомочным, если на нем
присутствуют не менее двух третей членов Совета Министров.
11. В заседании Президиума Совета Министров участвуют члены Президи-
ума, а также лица, приглашенные на заседания по каждому из рассматривае-
мых вопросов. Заседание Президиума Совета Министров считается правомоч-
ным, если на нем присутствуют более половины членов Президиума Совета Ми-
нистров.
12. Состав лиц, приглашаемых на заседание Совета Министров и его
Президиума, определяется Руководителем Аппарата Совета Министров по сог-
ласованию с государственными органами и организациями, ответственными за
подготовку рассматриваемого вопроса.
На заседание Совета Министров и его Президиума также приглашаются
работники Аппарата Совета Министров, ответственные за подготовку матера-
лов по повестке заседания.
13. Заседания Совета Министров и его Президиума проходят под руко-
водством председателя Совета Министров. При его отсутствии заседания про-
водит Первый заместитель Председателя Совета Министров.
Президент Российской Федерации вправе председательствовать на засе-
дании Совета Министров и его Президиума.
В заседаниях Совета Министров и его Президиума могут участвовать Ви-
це-президент Российской Федерации и полномочный представитель Президента
Российской Федерации.
14. Повестка и порядок работы Совета Министров или его Президиума
утверждаются непосредственно на заседании.
15. Должностные лица, участвующие в заседаниях Совета Министров и
его Президиума, регистрируются Аппаратом Совета Министров.
Приносить и использовать в зале заседаний кино-, видео- и фо-
тосъемочную аппаратуру и звукозаписывающие устройства участникам заседа-
ния и приглашенным лицам запрещается.
16. На заседании Совета Министров и его Президиума время для докла-
дов устанавливается в пределах до 10 минут, для содокладов и выступлений
в прениях - до 5 минут, для справок - до 3 минут. В необходимых случаях
председательствующий на заседании может изменять время для выступлений.
Участники заседания и лица, приглашенные на заседание по отдельным вопр-
посам, могут выступать в прениях, вносить предложения, делать замечания,
давать справки по существу обсуждаемых вопросов. Прения прекращаются по
предложению председательствующего на заседании.
17. На заседаниях Совета Министров решения принимаются большинством
голосов членов Совета Министров. Решения Президиума Совета Министров при-
нимаются большинством голосов от общего числа его членов.
18. Для доработки проектов решений и рассмотрения высказанных на
заседании предложений и замечаний Совет Министров (Президиум Совета Ми-
нистров) образует в случае необходимости рабочие группы из своего соста-
ва, а также из представителей других государственных органов и организа-
ций, научных учреждений и общественных организаций.
Лица, возглавляющие указанные группы, организуют их работу и обеспе-
чивают внесение доработанных проектов решений в установленные сроки. Если
эти сроки специально не оговариваются, то срок доработки проектов уста-
навливается в три дня.
19. По вопросам, рассмотренным на заседании Совета Министров и его
Президиума, принимаются и издаются в установленном порядке постановления
и распоряжения Совета Министров и оформляются необходимые протокольные
решения.
20. Протокол заседания Совета Министров и его Президиума готовится
Аппаратом Совета Министров и подписывается председательствовавшим на
заседании.
Аппарат Совета Министров ведет стенографическую запись заседания.
21. Протоколы заседаний Совета Министров и его Президиума рассыла-
ются членам Совета Министров, а также государственным органам, организа-
циям и должностным лицам по списку, утверждаемому Руководителем Аппарата
Совета Министров.
Протокольные решения доводятся до исполнителей в виде выписок из
протокола заседания.
22. Контроль за исполнением поручений, данных на заседаниях Совета
Министров и его Президиума, осуществляет Аппарат Совета Министров.
23. При проведении закрытых заседаний Совета Министров или его Пре-
зидиума (закрытого обсуждения отдельных вопросов) подготовка материалов к
этим заседаниям, допуск на заседания, оформление протоколов и принимаемых
решений осуществляются с соблюдением установленных правил работы с сект-
ретными документами.
24. Официальную информацию средствам массовой информации о повестке
дня и сообщения о проведении заседаний Совета Министров и его Президиума
представляет Пресс-бюро Совета Министров.
25. Присутствие представителей средств массовой информации и прове-
дение кино-, видео- и фотосъемок и звукозаписи в зале заседаний Совета
Министров и его Президиума разрешается Руководителем Аппарата Совета Ми-
нистров.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 28 января 1993 г. N 74
ПОЛОЖЕНИЕ
о подготовке проектов постановлений и распоряжений
Совета Министров - Правительства Российской Федерации
В соответствии с Законом Российской Федерации "О Совете Министров -
Правительстве Российской Федерации" (далее - Совет Министров) Совет Ми-
нистров издает постановления и распоряжения (далее - решения).
I. Порядок внесения проектов решений в Совет Министров
1. Проекты решений Совета Министров вносятся в Совет Министров его
членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной
власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образо-
ваний, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Поступающие в Совет Министров предложения граждан, организаций и
предприятий о принятии решений Совета Министров направляются для предва-
рительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.
2. Подготовка и внесение проектов решений Совета Министров во испол-
нение законов Российской Федерации, решений Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, поручений
Президента РПоссийской Федерации и по обращениям Вице-президента
Российской Федерации поручается членам Совета Министров.
3. Проекты решений Совета Министров вносятся в Совет Министров с
приложением пояснительной записки, содержащей необходимые обоснования и
прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализа-
ции.
4. Проекты решений Совета Министров подлежат обязательному согласо-
ванию с заинтересованными органами представительной и исполнительной
власти, государственными, общественными и другими организациями.
После согласования проекты решений Совета Министров визируются руко-
водителями указанных органов и организаций.
При наличии разногласий по проекту руководитель, готовящий проект
для внесения в Совет Министров, должен провести обсуждение с заинтересо-
ванными сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения. Если такое
решение не найдено, к письму в Совет Министров прилагаются перечень раз-
ногласий и подлинники замечаний, подписанные соответствующими руководите-
лями.
5. Проекты решений Совета Министров нормативного характера должны в
обязательном порядке согласовываться с Министерством юстиции Российской
Федерации.
6. Предложения, требующие решения вопросов о бюджетных ассигнованиях
или поставках продукции для государственных нужд, вносятся в процессе
составления бюджета или формирования и размещения объемов поставок про-
дукции для этих целей.
После утверждения бюджета такие предложения могут рассматриваться
при указании источников финансирования, наличии необходимых обоснований и
согласовании с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством
экономики Российской Федерации и другими заинтересованными центральными
органами федеральной исполнительной власти.
7. Выделение средств из резервного фонда Совета Министров может
предусматриваться только в случаях возникновения чрезвычайных обстоя-
тельств и при отсутствии других источников финансирования.
8. При внесении в Совет Министров предложений, требующих принятия
закона Российской Федерации или решения Президента Российской Федерации,
одновременно с предложениями представляются также проекты соответствующих
актов и необходимые документы к ним, предусмотренные в пункте 3 настояще-
го Положения.
II. Подготовка проектов решения Совета Министров
в Аппарате Совета Министров
9. Отдел Аппарата Совета Министров, которому поручена проработка
внесенного в Совет Министров проекта решения, проводит анализ и эксперти-
зу проекта и обоснований к нему, редакторскую доработку текста, согласо-
вание с другими отделами Аппарата Совета Министров и Государственно-пра-
вовым управлением Президента Российской Федерации, а также визирование
проекта у руководителей этих подразделений. К проекту решения Совета Ми-
нистров прилагается справка, в которой коротко и четко излагается сущест-
во проекта с аналитическими, справочными и другими необходимыми материа-
лами.
Срок на подготовку проекта решения Совета Министров устанавливается,
как правило, в пределах до 10 рабочих дней.
При проработке проектов решений Совета Министров работники Аппарата
Совета Министров руководствуются Положением об Аппарате Совета Министров
- Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, другими акта-
ми действующего законодательства и инструкциями по делопроизводству.
10. Неурегулированные разногласия между министерствами и ведомства-
ми, другими органами и организациями по проекту решения Совета Министров
рассматриваются Заместителем Председателя Совета Министров, в соот-
ветствии с распределением обязанностей, который принимает решение по этим
разногласиям. При этом Заместитель Председателя Совета Министров вправе
принять решение о внесении на заседание Совета Министров или его Президи-
ума проекта с разногласиями. В этом случае к проекту прилагается справка
с изложением мнения руководителей, имеющих возражения.
Если в процессе доработки в проект вносятся существенные изменения,
он подлежит повторному визированию руководителями заинтересованных ми-
нистерств и ведомств, других органов и организаций. Повторное визирование
не требуется, если при доработке в проект документа внесены уточнения, не
изменившие его содержания.
11. Подготовленный проект решения визируется заместителями Председа-
теля Совета Министров и передается Руководителю Аппарата Совета Министров
для доклада Председателю Совета Министров.
III. Заключительные положения
12. Заместители Председателя Совета Министров и Руководитель Аппара-
та Совета Министров обеспечивают строгое соблюдение установленного в
настоящем Положении порядка и требований к экономической и правовой про-
работке вносимых в Совет Министров проектов решений.
13. Решения Совета Министров принимаются в порядке, установленном
Законом Российской Федерации "О Совета Министров - Правительстве
Российской Федерации".
14. Распоряжения заместителей Председателя Совета Министров
Российской Федерации подготавливаются в порядке, установленном настоящим
Положением.
|