МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ С
ГОСУДАРСТВАМИ - ЧЛЕНАМИ СОДРУЖЕСТВА
ПИСЬМО
от 26 января 1993 г. N ВМ-254
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
РОССИИ С ПАРТНЕРАМИ ГОСУДАРСТВ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ В 1993 ГОДУ
Информационный материал подготовлен и рассылается по поруче-
нию Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г.
N АШ-П8-47764.
Информация основана на нормативных актах законодательства и
Правительства Российской Федерации, положениях, подписанных меж-
государственных и межправительственных соглашений России с госу-
дарствами СНГ, Республикой Азербайджан, Республикой Грузия и рес-
публиками Балтии о торгово-экономическом сотрудничестве на 1993
год и охватывают только вопросы, которые входят в компетенцию
Правительства Российской Федерации и являются необходимыми ориен-
тирами для нормальной свободной хозяйственной деятельности предп-
риятий всех форм собственности в условиях рыночной экономики в
интересах сохранения и развития взаимовыгодной торговли, равенс-
тва партнеров и соблюдения экономических интересов России.
Информация охватывает минимум важнейших положений, кратко
излагающих согласованные условия торгово-экономических отношений,
которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, учиты-
вая особенности торговых операций с партнерами отдельных государ-
ств и соблюдая межправительственные соглашения и нормативные акты
России о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году.
Информация включает 10 разделов, приведенных в приложениях, и
дифференцирована по государствам в зависимости от согласованности
с ними соответствующих положений торгово-экономического сотрудни-
чества в 1993 году.
При отсутствии соответствующих соглашений с отдельными госу-
дарствами предприятия руководствуются исключительно нормативными
актами Российской Федерации.
Председатель Государственного комитета
Российской Федерации по экономическому
сотрудничеству с государствами-членами
Содружества
В.МАШИЦ
Министр экономики
Российской Федерации
А.НЕЧАЕВ
Министр внешних экономических
связей Российской Федерации
С.ГЛАЗЬЕВ
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
А.КРУГЛОВ
РАЗДЕЛ I
РЕЖИМ ТОРГОВЛИ
-----------T-------------------------------------T----------------
Государства¦ Свободная торговля ¦Режим наиболее
¦ ¦благоприятству-
¦ ¦емой нации
-----------+-------------------------------------+----------------
Азербайд- 1.1. Не применяются импортные пош-
жанская лины.
Республика Применяется экспортный тариф на то-
Республика вары, подпадающие под действие рос-
Армения сийского законодательства и норматив-
Республика ных актов об экспортном тарифе (поста-
Беларусь новление Правительства Российской Фе-
Республика дерации от 30 июня 1992 г. N 461). С 1
Казахстан февраля 1993 г. вводится экспортный
Республика тариф на определенные товары, вывози-
Кыргызстан мые с территории Российской Федерации
Республика на территорию государств-участников
Таджикистан СНГ (постановление Правительства Рос-
Туркмени- сийской Федерации от 14 декабря 1992
стан г. N 973).
Республика
Узбекистан
Эстония
Украина Изменения экспортного тарифа осу-
(подписано ществляются при необходимости Госу-
Соглашение дарственным таможенным комитетом Рос-
о режиме сийской Федерации по представлению
наиболее Министерства экономики Российской Фе-
благопри- дерации, согласованному с МВЭСом и
ятствуемой Минфином России.
нации. За-
вершаются
переговоры
о переходе
на режим
свободной
торговли).
Республика Товары, поставляемые для государст-
Молдова венных нужд на клиринговой и взаимос-
(парафиро- вязанной основе в соответствии с меж-
вано правительственными соглашениями о
Соглашение торгово-экономическом сотрудничестве
о в 1993 году в пределах объемов, пре-
свободной дусмотренных этими соглашениями, экс-
торговле) портными пошлинами не облагаются.
Обеспечение поставок важнейших ви-
дов продукции на клиринговой или вза-
имосвязанной основе с государствами-
участниками СНГ осуществляется на ос-
новании постановления Правительства
Российской Федерации от 30 декабря
1992 г. N 1044.
Реэкспорт товаров российского про-
исхождения, к которым применяются ме-
ры тарифного и нетарифного регулиро-
вания, допускается только с письмен-
ного согласия МВЭС России. Реэкспорт
других товаров может быть осуществлен
с письменного согласия экспортера.
Эти нормы следует предусмотреть в
контрактах.
Латвия 1.2. Экспортные
и импортные пошли-
ны в соответствии
с действующими
нормативными доку-
ментами применяют-
ся в полном объе-
ме.
Государства обе-
обеспечивают друг
другу условия тор-
говли не хуже, чем
существующие с лю-
бым третьим госу-
дарством, с кото-
рым установлен ре-
жим наиболее бла-
гоприятствуемой
нации.
Грузия Нет соглашения о режиме торговли.
Литва В соответствии с российским законодательством в
полном объеме применяются экспортные пошлины и двой-
ные ставки импортных тарифов.
Стратегически важные сырьевые товары будут вывозиться в 1993
году в государства - бывшие союзные республики только через орга-
низации, зарегистрированные МВЭС Российской Федерации.
Указанные режимы применяются после вступления в си-
лу соответствующих двухсторонних соглашений (если
соглашение в силу не вступило, действует общий режим
в соответствии с российским таможенным законодатель-
ством).
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ II
УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ
И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ
-----------T------------------------------------------------------
Государства¦
-----------+------------------------------------------------------
Азербайд- Торгово-экономическое сотрудничество в 1993 году в
жанская соответствии с двусторонними соглашениями основыва-
Республика ется на принципах равенства, взаимной выгоды и осу-
Республика ществляется путем заключения договоров между государ-
Армения ственными и территориальными органами, хозяйствующими
Республика субъектами независимо от форм их собственности с соб-
Беларусь людением действующих в обоих государствах законода-
Республика тельств.
Казахстан Условия торговли регулируются также многосторонним
Республика Соглашением "Об общих условиях поставок товаров между
Кыргызстан организациями государств-участников СНГ", заключен-
Республика ным 20 марта 1992 г. в г. Киеве (подписано Арменией,
Молдова Беларусью, Казахстаном, Молдовой, Российской Федера-
Республика цией, Таджикистаном, Украиной).
Таджики- В Соглашении определено, что договор (контракт) яв-
стан ляется единственным документом, определяющим права и
Туркмени- обязанности сторон по поставке всех видов товаров.
стан Предприятия свободны в выборе предмета договора за
Республика исключением случаев поставок товаров по межгосударст-
Узбекистан венным соглашениям. Договора могут быть прямые (между
Украина поставщиком и покупателем) или заключаться с помощью
посреднических фирм и организаций.
Грузия В договоре обязательно определяется предмет конт-
Литва ракта, номенклатура (ассортимент), количество и ка-
Латвия чество товаров, цена, общая сумма контракта, условия,
Эстония сроки поставки, условия и формы расчетов, отгрузочные
и платежные реквизиты, финансовые сведения и юриди-
ческие адреса участников, срок поступления валютной
выручки, меры, предусматривающие финансовую ответст-
венность за нарушение условий договора, порядок опла-
ты сторонами различных сборов, связанных с исполнени-
ем внешнеторговой сделки. При отсутствии этих условий
договор считается незаключенным. Договор подписывает-
ся руководителями субъекта хозяйствования или уполно-
моченными им лицами, скрепляется печатью. Ответствен-
ность за выполнение договоров несут субъекты, их зак-
лючившие. Российские предприятия, осуществляющие сот-
рудничество с предприятиями государств Содружества,
Азербайджана, Грузии, государств Балтии, руководству-
ются действующими в России гражданским и хозяйствен-
ным законодательствами.
Споры о заключении договоров поставки товаров по
межгосударственным соглашениям рассматриваются арбит-
ражными (хозяйственными) судами государств-членов
Содружества по месту нахождения предприятий-поставщи-
ков. Споры об изменении и расторжении договоров пос-
тавок рассматриваются арбитражными (хозяйственными)
судами независимо от основания заключения договора по
месту нахождения поставщиков (изготовителей).
Уплата неустойки (штрафа, пени) и возмещение убыт-
ков, причиненных неисполнением или ненадлежащим ис-
полнением обязательств, не освобождает стороны от ис-
полнения обязательств в натуре.
Конкретный порядок разрешения хозяйственных споров
регулируется в соответствии с Соглашением о порядке
разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйс-
твенной деятельности, от 20 марта 1992 г.
Во взаимоотношениях государств, не подписавших вы-
шеуказанные соглашения, применяется общепринятый в
международной практике порядок.
В целях содействия развитию торгово-экономических
связей России с другими республиками бывшего СССР от-
дельными соглашениями предусмотрено взаимное учрежде-
ние торговых представительств Беларуси, Армении, Ка-
захстана, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, Таджи-
кистана, Туркменистана, Азербайджана, Литвы, Эстонии.
С Молдовой и Грузией соглашения еще не подписаны. С
Латвией создание представительства не предусматрива-
ется.
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ III
ВАЛЮТА РАСЧЕТОВ И ПЛАТЕЖЕЙ
-----------T-----------------------------------------------------
Государства¦
-----------+-----------------------------------------------------
Азербайд- В соответствии с Бишкекским Соглашением о единой
жанская денежной системе и согласованной кредитно-денежной и
Республика валютной политике государств, сохранивших рубль в ка-
Республика честве законного платежного средства (подписали Рес-
Армения публика Армения, Республика Беларусь, Республика Ка-
Республика захстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова,
Беларусь Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркме-
Республика нистан, Республика Узбекистан), а также двусторонним
Казахстан Соглашением между Россией и Азербайджанской Республи-
Республика кой расчеты с этими государствами осуществляются в
Кыргызстан рублях. Всякие ограничения на обращение рубля не до-
Республика пускаются.
Молдова
Республика
Таджикистан
Туркменистан
Республика
Узбекистан
Украина С 16 ноября 1992 г. прекращено использование рубля
на территории Украины в наличном и безналичном оборо-
те и введен в обращение украинский карбованец. Расче-
ты по заключенным договорам, контрактам осуществляют-
ся по взаимной договоренности сторон в рублях или ук-
раинских карбованцах.
Для осуществления платежей на Украину предприятия
России используют либо карбованцы, полученные ими от
украинских покупателей, либо приобретенные на валют-
ном рынке в России.
Расчеты осуществляются через коммерческие банки
России.
Долговые обязательства и требования в рублях, обра-
зовавшиеся по результатам торгово-экономических отно-
шений хозяйствующих субъектов по состоянию на 16 ноя-
бря 1992 г., подлежат урегулированию.
Экспортная выручка в украинских карбованцах не под-
лежит обязательной продаже на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации.
Открытие в банках Украины счетов для юридических
лиц России допускается только при наличии разрешения
Национального банка Украины.
Расчеты по неторговым операциям с Украиной регули-
руются специальными межправительственным и межбанков-
ским соглашениями, в которых будет предусмотрен сво-
бодный перевод денежных средств для выплат гражданам
и организациям с постоянным местом проживания или
местом нахождения в другом государстве по большому
перечню неторговых операций. Платежи по неторговым
операциям будут осуществляться в валюте страны-пла-
тельщика, а выплачиваться - в валюте страны-получате-
ля.
Коммерческие банки России и Украины будут использо-
вать средства соответственно в карбованцах и в руб-
лях на открытых друг у друга корреспондентских счетах
для получения наличных денег - карбованцев и рублей.
Ввоз и вывоз наличных денег в рублях и карбованцах
регулируется законодательствами соответственно России
и Украины.
На территориях обоих государств банки откроют сеть
обменных пунктов для проведения операций с наличными
деньгами.
Латвия Расчеты с республиками Балтии в соответствии с сог-
Литва лашениями могут производиться в рублях, национальной
Эстония валюте, СКВ по взаимной договоренности контрагентов,
различными способами, принятыми в международной прак-
тике.
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ IV
ФОРМЫ РАСЧЕТОВ И УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖЕЙ
-----------T------------------------------------------------------
Государства¦
-----------+------------------------------------------------------
Азербайд- Все расчеты осуществляются через коммерческие банки
жанская Российской Федерации.
Республика Перевод платежей получателям производится за счет и
Республика в пределах средств на корреспондентском счете банка
Армения страны-плательщика.
Республика Формы расчетов применяются в соответствии с между-
Беларусь народной торговой и банковской практикой и произво-
Республика дятся платежными поручениями, требованиями-поручения-
Казахстан ми и аккредитивами, открытыми непосредственно в банке
Республика поставщика.
Кыргызстан Согласно Закону Российской Федерации о денежной
Республика системе Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N
Молдова 3537-1:
Республика формы безналичных расчетов определяются правилами,
Таджики- устанавливаемыми Банком России в соответствии с зако-
стан нодательными актами Российской Федерации. Образцы
Туркмени- платежных документов, используемых для безналичных
стан расчетов на территории Российской Федерации - платеж-
Республика ных поручений, векселей, чеков и других, утверждаются
Узбекистан Банком России;
Украина расчеты между юридическими лицами, а также между
физическими и юридическими лицами по платежам, сумма
Грузия которых превышает размеры, установленные Правительст-
вом России, осуществляются только в безналичном по-
рядке.
Предварительная или последующая оплата продукции
предусматривается в заключаемых договорах.
Сохраняются введенные с 1 июля 1992 г. корреспон-
дентские счета банков.
Правительства взяли обязательства совместно с цен-
тральными банками содействовать урегулированию вза-
имных долговых обязательств хозяйствующих субъектов
по неплатежам за 1992 год.
Запрещаются наличные расчеты предприятий по своим
обязательствам.
Курс рубля к иностранным валютам устанавливается
Центральным банком России.
Литва Расчеты осуществляются различными способами, при-
Латвия нятыми в международной практике, по взаимной догово-
Эстония ренности контрагентов с условием предварительной оп-
латы.
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ V
ЦЕНЫ
-----------T------------------------------------------------------
Государства¦
-----------+------------------------------------------------------
Азербайд- Расчеты между хозяйствующими субъектами за поставки
жанская продукции и оказание услуг осуществляются в основном
Республика по свободным рыночным договорным ценам.
Республика По стратегически важным товарам (в рамках заключен-
Армения ных межправительственных соглашений) применяются це-
Республика ны, ориентированные на мировые с их ежеквартальным
Беларусь уточнением и пересчетом в национальную валюту по ко-
Республика эффициентам, определяемым компетентными органами уп-
Казахстан равления государств при заключении указанных соглаше-
Республика ний.
Кыргызстан Поставка в страны СНГ угля, нефти, природного газа
Республика и продуктов нефтепереработки в соответствии с Указом
Молдова Президента Российской Федерации N 1089 от 17 сентября
Республика 1992 г. осуществляется по внешнеторговым ценам на ус-
Таджики- ловиях, предусмотренных двусторонними соглашениями,
стан но не ниже цен промышленности, действующих на терри-
Туркмени- тории Российской Федерации. При этом цены устанавли-
стан ваются на условиях франко-отправления и предваритель-
Республика ной оплаты.
Узбекистан
Украина
Грузия В случае отсутствия соглашения об условиях поставок
Литва этих энергоносителей расчеты должны производиться по
Латвия ценам, рассчитанным исходя из среднего ежеквартально
Эстония определяемого уровня мировых цен с пересчетом в рубли
по среднему рыночному курсу рубля за текущий квартал,
в соответствии с котировкой Центрального банка Рос-
сийской Федерации.
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ VI
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
-----------T------------------------------------------------------
Государства¦
-----------+------------------------------------------------------
Республика В соответствии с решением Совета глав правительств
Армения государств-участников Содружества Независимых Госу-
Республика дарств от 13 ноября 1992 г. признано целесообразным
Беларусь применять при расчетах за реализуемые товары (работы,
Республика услуги) между хозяйствующими субъектами государств
Казахстан Содружества начиная с 1993 года единую ставку налога
Республика на добавленную стоимость в размере 20 процентов. При
Кыргызстан отсутствии соглашения налог взимается на основе вза-
Республика имной договоренности государств.
Молдова Объектами налогообложения признаются обороты или
Республика добавленная стоимость реализуемых товаров (работ, ус-
Таджики- луг). Объектом налогообложения по товарам, ввозимым
стан на территорию Российской Федерации, является таможен-
Туркмени- ная стоимость, определяемая в соответствии с российс-
стан ким таможенным законодательством. Налог взимается та-
Республика моженными органами.
Узбекистан Расчеты за реализуемые товары (работы, услуги) осу-
ществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму
налога на добавленную стоимость.
При использовании одной из сторон льгот по налогу
на добавленную стоимость их применение допускается на
территории государства, установившего такие льготы.
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ VII
КВОТЫ И ЛИЦЕНЗИИ
-----------T------------------------------------------------------
Государства¦
-----------+------------------------------------------------------
Азербайд- С 1 января 1993 г. вводится единый порядок квотиро-
жанская вания и лицензирования экспорта и импорта со всеми
Республика зарубежными странами, включая поставки в государства
Республика СНГ, Азербайджан, Грузию, Латвию, Литву, Эстонию.
Армения Устанавливается единый перечень лицензируемых това-
Республика ров, единообразная система установления и распределе-
Беларусь ния квот и оформления лицензий.
Республика Товары, экспорт и импорт которых лицензируется и
Казахстан квотируется, подлежат пропуску только при предостав-
Республика лении соответствующих лицензий.
Кыргызстан В 1993 году сохраняется квотирование и лицензирова-
Республика ние вывоза из России только 30 важнейших видов сырья
Молдова и материалов, то есть вывоз этих товаров допускается
Республика только в пределах квот на основе лицензий, выданных
Таджики- МВЭСом России. Поставки на экспорт всех видов машин и
стан оборудования гражданского назначения, другие готовые
Туркмени- изделия и услуги не подлежат квотированию и лицензи-
стан рованию.
Республика Выделение квот не является гарантией Правительства
Узбекистан для поставки продукции в страны Содружества и другие
Украина государства.
Квоты экспорта товаров устанавливаются Министерст-
Грузия вом экономики и сообщаются соответствующим министерс-
Литва твам, ведомствам и организациям.
Латвия Квоты устанавливаются:
Эстония для государственных нужд (централизованный экспорт
в СНГ и другие государства);
квоты предприятий;
региональные квоты;
квоты для аукционной продажи.
Поставки продукции на экспорт для выполнения между-
народных обязательств России отнесены к государст-
венным нуждам.
Квоты для госнужд сообщаются Министерством экономи-
ки России Министерству внешних экономических связей
России и контрактным корпорациям (Росконтракту и
др.), которые организуют размещение заказов на предп-
риятиях-изготовителях.
Закупки продукции для госнужд (кроме вооружений,
военной техники и продукции специального назначения)
осуществляются на конкурсной основе среди поставщи-
ков.
Общие экспортные квоты предприятия получают от ми-
нистерств и ведомств.
Региональные квоты распределяют по регионам минис-
терства и ведомства.
Выделение и порядок использования квот на вывоз
нефти и нефтепродуктов осуществляются в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 17 февра-
ля 1992 г. N 151. В частности, региональные органы
государственного управления реализуют квоты на вывоз
нефти и нефтепродуктов через нефтедобывающие и нефте-
перерабатывающие предприятия-производители указан-
ной продукции.
Квоты на вывоз подтверждаются сертификатами, на ос-
нове которых МВЭС России или его региональные уполно-
моченные органы выдают лицензии при представлении
поставщиком (отправителем) подписанного или парафиро-
ванного контракта.
При вывозе стратегически важных сырьевых ресурсов
лицензии выдаются только организациям, зарегистриро-
ванным в МВЭСе для этих целей.
Контроль за вывозом с территории Российской Федера-
ции и ввозом на ее территорию лицензируемых товаров
осуществляет Государственный таможенный комитет Рос-
сии.
Оформление квот и лицензий на экспорт вооружений и
военной техники, драгоценных металлов, алмазов и дра-
гоценных камней, стратегических и других материалов,
свободная реализация которых запрещена, регулируется
особыми постановлениями Правительства в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 22 февра-
ля 1992 г. N 179.
Вывоз из Российской Федерации товаров для перера-
ботки (давальческое сырье), а также товаров по согла-
шениям о международной кооперации производства регу-
лируется "Временным положением о порядке ввоза в РФ
иностранных товаров и вывоза российских товаров за
границу для переработки, а также товаров по соглаше-
ниям о международной кооперации производства" (утвер-
ждено МВЭСом РФ от 4 марта 1992 г. N 10-66/838 и Го-
сударственным таможенным комитетом РФ 7 марта 1992 г.
N 11-20/934).
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ VIII
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
-----------T------------------------------------------------------
Государства¦ Порядок взимания таможенных пошлин
-----------+------------------------------------------------------
Азербайд- В соответствии с Указом Президента Российской Феде-
жанская рации от 14 июня 1992 г. N 629 взимание экспортных
Республика пошлин осуществляется с предприятий, поставляющих то-
Республика вары на экспорт с территории Российской Федерации,
Армения независимо от форм собственности и места регистрации,
Республика включая предприятия с участием иностранных инвести-
Беларусь ций.
Республика Взимание экспортных пошлин возлагается на Государс-
Казахстан твенный таможенный комитет Российской Федерации. Пра-
Республика вительством Российской Федерации утвержден перечень
Кыргызстан товаров, облагаемых экспортной пошлиной, и размер
Республика ставок (экспортный тариф) при вывозе товаров за пре-
Молдова делы Российской Федерации <*>.
Республика При экспорте товаров предприятие-экспортер предс-
Таджики- тавляет в таможню письменное подтверждение указанного
стан в декларации уполномоченного банка о том, что расче-
Туркмени- ты по данной операции будут осуществляться через дан-
стан ный банк.
Республика В соответствии с Указом Президента Российской Феде-
Узбекистан рации от 18 июля 1992 г. N 788 осуществлены меры по
Украина обеспечению таможенного контроля за экспортом и им-
портом товаров.
Грузия В настоящее время введена и взята под охрану тамо-
Литва женная граница с государствами Балтии и Грузией, вве-
Латвия ден таможенный контроль за вывозом грузов на Украину
Эстония и в Азербайджан. С 15 ноября введен таможенный конт-
роль за вывозом и ввозом грузов в остальные государс-
тва бывшего СССР на основе товаросопроводительных до-
кументов.
С 1 января 1993 г. вводится полноценный таможенный
контроль со всеми государствами на основе представле-
ния таможенной декларации.
Таможенное оформление с уплатой всех соответствую-
щих таможенных сборов осуществляется в отношении всех
товаров, экспортируемых с территории Российской Феде-
рации и импортируемых на территорию Российской Феде-
рации.
Ставки экспортных таможенных пошлин - единые, неза-
висимо от страны, в которую товары ввозятся.
-----------------------------------------------------
<*> О пошлинах на импортные товары см. раздел I.
-----------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ IX
УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК И ТРАНЗИТА
-----------T------------------------------------------------------
Государства¦
-----------+------------------------------------------------------
Государства Содружества (Беларусь, Кыргызстан, Рос-
сийская Федерация, Армения, Казахстан, Таджикистан,
Узбекистан) подписали многостороннее Соглашение о
принципах и условиях взаимоотношений в области транс-
порта.
Предусмотрены условия для беспрепятственного проез-
да транспортных средств и транспортировки грузов, в
том числе и транзитных. Перевозчики освобождаются от
дорожных и других налогов и сборов на территории ука-
занных государств.
Правительство Российской Федерации заключило в 1992
году с правительствами Казахстана, Беларуси, Таджи-
кистана, Кыргызстана, Армении, Литвы, Эстонии двусто-
ронние соглашения, в соответствии с которыми транс-
портные средства одной Договаривающейся Стороны, вы-
полняющие перевозки по территории других Договариваю-
щихся Сторон, освобождаются от налогов и государст-
венных сборов.
Этими соглашениями сохраняется действующий порядок
осуществления международных перевозок, установленный
ранее заключенными межправительственными соглашениями
бывшего СССР с другими странами, а также международ-
ными конвенциями и соглашениями, участником которых
являлся бывший Союз.
Правительства Азербайджана, Армении, Беларуси, Ка-
захстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации,
Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана заключили
Соглашение о порядке транзита. Грузы, перевозимые
между таможнями государств Содружества, освобождаются
от обложения таможенными пошлинами, налогами и сбора-
ми за таможенное оформление в государствах транзита и
от необходимости получения разрешений на транзит, а
также от таможенного досмотра. Прохождение грузов по
территории государств регулируется в соответствии с
международными правилами перевозок.
Грузы, вывозимые в третьи государства и не оформ-
ленные таможней государства оправления, не допускают-
ся к транзиту через территорию государств-участни-
ков Содружества и пропуску в третьи государства.
Транспортно-экспедиторским организациям и гражданам
- владельцам транспортных средств запрещено принимать
экспортные товары без товарно-сопроводительных доку-
ментов и разрешения таможенных органов России.
В Республике Беларусь освобождение от налогов и го-
сударственных сборов не распространяется на перевоз-
чиков одной из Договаривающихся Сторон, расположенных
на территории другой Стороны.
Перевозки грузов в сообщениях между железными доро-
гами России и стран-участниц СНГ, Грузии, Латвии,
Литвы и Эстонии осуществляются на основе действующих
на железнодорожном транспорте нормативных документов
(Устав железных дорог, Правила перевозок грузов, тех-
нические условия погрузки и крепления грузов).
Провозная плата за перевозку грузов в межгосударст-
венных сообщениях со странами СНГ, Азербайджана и
Грузии рассчитывается и взимается за все расстояние
от станции отправления до станции назначения по еди-
ному межгосударственному тарифу, размер которого сог-
ласовывается правительствами стран Содружества.
В сообщениях со странами Балтии провозная плата за
перевозки грузов рассчитывается и взимается до или от
границы с Литвой, Латвией и Эстонией и отдельно за
расстояние по железным дорогам этих государств. Плата
за перевозки по этим железным дорогам взимается этими
дорогами.
По межгосударственному тарифу определяется и плата
за перевозки экспортных и импортных грузов, а также
грузов назначением на Калининградскую железную дорогу
транзитом через Литву.
Провозная плата за перевозки грузов в межгосударст-
венном сообщении определяется по ставкам тарифов пре-
йскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N 1 МПС изда-
ния 1989 года) с учетом повышающих коэффициентов,
действующих на момент отправления груза, о чем можно
справиться в товарной конторе станции.
За перевозку грузов и дополнительные сборы (за иск-
лючением экспортных грузов) взимается налог на добав-
ленную стоимость, вносимый в бюджет государства.
Между МПС России и МПС Латвии, МПС Литвы, Министер-
ством транспорта и связи Эстони подписаны договоры о
прямом железнодорожном сообщении.
------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ X
УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КООПЕРАЦИИ
-----------T------------------------------------------------------
Государства¦
-----------+------------------------------------------------------
Азербайд- Товары, поставляемые на экспорт по кооперации, под-
жанская лежат обязательному декларированию в установленном
Республика порядке. Для чего экспортер представляет органам Го-
Республика сударственного таможенного контроля России таможенную
Армения декларацию и копию полученного решения об освобожде-
Республика нии товаров, поставляемых по кооперации, от взимания
Беларусь экспортных пошлин и таможенных сборов.
Республика Вывоз товаров по кооперации на подлежит количест-
Казахстан венным ограничениям.
Республика В случае кооперационных поставок сырья из России
Кыргызстан для переработки в других государствах СНГ и последую-
Республика щего возвращению в Россию действует инструкция МВЭСа
Молдова России и Государственного таможенного комитета России
Республика от 22 сентября 1992 г. "Об особенностях таможенного
Таджики- контроля за товарами, перерабатываемыми в пределах
стан государств - бывших субъектов СССР".
Туркмени- В соответствии с этой инструкцией:
стан экспорт товаров, поставляемых по кооперации, осу-
Республика ществляется по контрактам (договорам) между юридичес-
Узбекистан кими лицами;
Украина товары, поставляемые по кооперации, освобождаются
от взимания экспортных пошлин на основании Договора о
Грузия переработке товаров, подтвержденного таможенным орга-
Литва ном. Договор должен строго соответствовать определен-
Латвия ным в Инструкции требованиям и быть зарегистрирован-
Эстония ным в таможне. В случае нарушения Договора о перера-
ботке товара или процедур, установленных Инструкцией,
таможенные органы взимают с заявителя экспортные и
импортные пошлины в бесспорном порядке, а также при-
меняют другие санкции.
Вывоз (ввоз) специальных комплектующих изделий для
производства вооружений и военной техники (В и ВТ),
работ и услуг в области военно-технического сотрудни-
чества в соответствии с приложением N 5 к Постановле-
нию Правительства Российской Федерации от 6 ноября
1992 г. N 854 и Постановлением Правительства Российс-
кой Федерации от 24 июля 1992 г. N 517 осуществляется
на основании заключенных договоров в рамках сложив-
шейся производственной кооперации с предприятиями,
расположенными на территории государств-участников
СНГ.
Разовые лицензии на экспорт (импорт) специальных
комплектующих изделий для производства В и ВТ выдают-
ся Министерством внешних экономических связей Россий-
ской Федерации по заявкам предприятий, согласованным
с Комитетом Российской Федерации по оборонным отрас-
лям промышленности.
Вывоз (ввоз) специальных комплектующих изделий для
производства В и ВТ с предприятий, расположенных на
территории государств-участников СНГ, вовлеченных в
вооруженные конфликты, а также Грузии, Азербайджана,
Латвии, Литвы и Эстонии, осуществляется в порядке,
предусмотренном Указом Президента Российской Федера-
ции от 12 мая 1992 г. N 507. Комитет Российской Феде-
рации по оборонным отраслям промышленности рассматри-
вает с участием соответствующих министерств и ведом-
ств обращения предприятий и организаций разработчиков
и изготовителей специальных комплектующих изделий для
производства В и ВТ о предоставлении им права участия
в военно-техническом сотрудничестве и вносит соответ-
ствующие предложения в межведомственную комиссию по
военно-техническому сотрудничеству Российской Федера-
ции с зарубежными странами (КВТС).
Правительство Российской Федерации по представлению
КВТС принимает решение о размещении или прекращении
экспорта специальных комплектующих изделий для произ-
водства В и ВТ.
Министерство внешних экономических связей Российс-
кой Федерации оформляет и выдает в пределах выделен-
ных квот в установленном порядке лицензии участникам
внешнеэкономической деятельности, получившим разреше-
ние Правительства Российской Федерации на экспорт
специальных комплектующих изделий для производства В
и ВТ.
------------------------------------------------------------------
------------------------- |