Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 1993 г. N 133
-----------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 января 1993 г. N 14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО
ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКАХ
ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОГО (ФЕДЕРАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации
от 5 апреля 1992 г. N 659-р и поручения Правительства Российской
Федерации от 23 июля 1992 г. N ВМ-П42-27054 приказываю:
Утвердить Общее положение о государственных природных
заказниках общереспубликанского (федерального) значения в
Российской Федерации согласно Приложению.
Министр
В.И.ДАНИЛОВ - ДАНИЛЬЯН
Приложение
к Приказу Минприроды России
от 25 января 1993 г. N 14
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКАХ
ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОГО (ФЕДЕРАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Государственными природными заказниками
общереспубликанского (федерального) значения (далее -
государственные природные заказники) объявляются природные
комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства
одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с
ограниченным и согласованным использованием других видов природных
ресурсов (объектов).
2. Государственными природными заказниками не могут быть
объявлены природные комплексы, находящиеся на территории
государственных природных заповедников и национальных природных
парков.
3. Государственные природные заказники находятся в ведении и
управлении специально уполномоченных государственных органов
Российской Федерации.
II. Цели объявления природных комплексов заказниками
4. Целями объявления природных комплексов государственными
природными заказниками являются:
сохранение природных комплексов в естественном состоянии;
сохранение; воспроизводство природных ресурсов (объектов);
поддержание экологического баланса.
III. Профиль государственных природных заказников
5. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей
природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь
различный профиль, в том числе могут быть:
ландшафтными или комплексными, предназначенными для сохранения
и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных
ландшафтов и их составных частей;
биологическими (ботаническими и зоологическими),
предназначенными для охраны и воспроизводства ресурсов
растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для
сохранения и восстановления численности видов живых организмов,
ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также
редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;
палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест
находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых
животных и растений, имеющих особое научное значение;
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими
и т.п.), предназначенными для сохранения и восстановления водных
объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши,
обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;
геологическими, предназначенными для сохранения ценных
объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений
минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм
рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).
IV. Порядок образования государственных
природных заказников
6. Государственные природные заказники в соответствии с
законодательством Российской Федерации образуются Правительством
Российской Федерации по представлению специально уполномоченных
государственных органов Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды, согласованному с органами
исполнительной власти республик, входящих в состав Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований.
7. Изменение границ, реорганизация и ликвидация
государственных природных заказников осуществляется в том же
порядке, что и их образование.
8. Объявление природных комплексов государственными природными
заказниками производится, как правило, без изъятия занимаемого ими
земельного участка у собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов. Отвод земельных участков для
заявленной цели допускается лишь в исключительных случаях с
соответствующим обоснованием его необходимости в установленном
порядке.
V. Режим государственных природных заказников
9. На территории государственных природных заказников и их
отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно
или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или
ограничены хозяйственная, рекреационная и иная деятельность,
противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред
окружающей природной среде, в том числе:
распашка земель;
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка
живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод,
орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды
пользования растительным миром;
промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы,
добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды
пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций,
а также палеонтологических объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для
коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геолого -
разведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов,
линий электропередач и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических
средств защиты растений и стимуляторов роста;
сплав леса;
взрывные работы;
проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств,
устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей,
иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и
другого природопользования, препятствующего сохранению,
восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
10. Конкретные задачи, профиль и особенности каждого
государственного природного заказника определяются Положением о
нем, утвержденным специально уполномоченными на то
государственными органами Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды, в ведении и управлении которого
находится конкретный заказник, по согласованию с органами
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
Советами народных депутатов краев, областей, автономных
образований.
11. Установленный для каждого государственного природного
заказника режим обязаны соблюдать все без исключения физические и
юридические лица, в том числе собственники, владельцы,
пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящих в
границы государственного природного заказника.
12. Государственные природные заказники обозначаются на
местности предупредительными и информационными знаками по
периметру их границ.
13. Государственные природные заказники в обязательном порядке
учитываются при разработке планов и перспектив экономического и
социального развития, территориальных комплексных схем, схем
землеустройства и районной планировки.
14. Расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и
созданию государственных природных заказников производятся за счет
федерального бюджета, а также внебюджетных государственных и
общественных экологических фондов.
VI. Охрана государственных природных заказников
15. Охрана государственных природных заказников может
осуществляться силами специальной службы охраны, входящей в состав
государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а
также должностными лицами специально уполномоченных
государственных органов по охране окружающей природной среды,
осуществляющих государственный экологический контроль.
16. К охране государственных природных заказников могут
привлекаться специализированные инспекции, службы и иные
формирования предприятий, учреждений, организаций и объединений
граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический
контроль и надзор за соблюдением установленного порядка
природопользования.
VII. Контроль за соблюдением режима государственных
природных заказников
17. Контроль за соблюдением установленного режима
государственных природных заказников осуществляется специально
уполномоченными государственными органами в области охраны
окружающей природной среды.
|