УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 05.04.97 N 392
Изменено и дополнено постановлением Правительства РФ
от 5 мая 1994 г. N 540
Изменено и дополнено постановлением Совета Министров -
Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. N 1288
СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 1993 г. N 51
Об утверждении Положения о Министерстве Российской
Федерации по атомной энергии
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской Федерации
по атомной энергии.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 24 января 1993 г. N 51
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии
I. Основные положения
1. Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом
России) является центральным органом федеральной исполнительной власти,
осуществляющим руководство ядерным оружейным и энергетическим комплексами
Российской Федерации и обеспечивающими их деятельность инфраструктурами
(далее - ядерный комплекс).
2. Минатом России несет в пределах своей компетенции ответственность
за состояние и дальнейшее развитие ядерного комплекса.
3. Минатом России в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда на-
родных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе-
дерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, поста-
новлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими
нормативными актами, а также настоящим Положением.
4. Минатом России обобщает практику применения законодательства по
вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его
совершенствованию и вносит их на рассмотрение в установленном порядке.
II. Основные задачи
5. Основными задачами Минатома России являются:
обеспечение ядерной, радиационной и пожарной безопасности ядерного
комплекса;
проведение во взаимодействии с Советом Безопасности Российской Феде-
рации единой государственной политики в области создания, производства и
утилизации ядерного оружия в соответствии с военной доктриной, атомной
энергетики, функционирования ядерно-топливного цикла, атомно-энергети-
ческого машиностроения и приборостроения, международного научно-техни-
ческого и экономического сотрудничества в этих сферах;
обеспечение координации фундаментальных, поисковых, прикладных
исследований и разработок в области физики высоких энергий, ядерной физи-
ки, управляемого термоядерного синтеза и радиохимии, проводимых на предп-
риятиях и в организациях отрасли;
проведение государственной научно-технической, инвестиционной,
структурной и конверсионной политики;
осуществление государственного регулирования деятельности предприя-
тий и организаций ядерного комплекса;
обеспечение эффективного использования научно-технического и произ-
водственного потенциала предприятий и организаций ядерного комплекса, ра-
ционального разделения труда и развития кооперации;
проведение природоохранных мероприятий, связанных с деятельностью
ядерного комплекса и направленных на обеспечение экологической безо-
пасности, формирование и реализация программ обращения с радиоактивными
отходами на предприятиях отрасли;
обеспечение в рамках своих полномочий и во взаимодействии с Ми-
нистерством иностранных дел Российской Федерации выполнения государствен-
ных обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия, согла-
шениям с МАГАТЭ и другим межгосударственным и межправительственным согла-
шениям, относящимся к сфере использования атомной энергии;
проведение согласованной научно-технической политики на основе соот-
ветствующих правительственных соглашений с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств в области атомной энергии;
проведение совместно с Министерством иностранных делРоссийской Феде-
рации, Министерством внешних экономических связей Российской Федерации и
другими центральными органами федеральной исполнительной власти госу-
дарственной политики в области экспортно-импортных операций с ядерными
материалами, технологиями, оборудованием, установками, специальными нея-
дерными материалами и радиоактивными веществами;
участие совместно с другими центральными органами федеральной испол-
нительной власти в процессе выдачи в установленном порядке разрешений
о(лицензий)предприятиям комплекса на осуществление деятельности, связан-
ной с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ;
проведение государственной политики в области социальной защиты ра-
ботников ядерного комплекса;
организация и координация работ по созданию и эффективном функциони-
рованию системы обеспечения качества продукции, выпускаемой предприятиями
и организациями ядерного комплекса.
III. Основные функции
6. Минатом России в соответствии с возложенными на него задачами вы-
полняет следующие основные функции:
в области ядерного оружейного и энергетического
комплексов Российской Федерации
реализует совместно с Министерством обороны Российской Федерации и
органами управления оборонной промышленностью государственную политику
Российской Федерации в области разработки, испытаний, производства и ути-
лизации ядерного оружия, обеспечения его безопасности и конверсионных
программ предприятий Министерства;
осуществляет в пределах своей компетенции руководство разработкой
ядерных зарядов и боеприпасов, организовывает производство, испытания,
модернизацию ядерного оружия, утилизацию оружейных ядерных материалов.
Обеспечивает мобилизационную готовность предприятий отрасли в соот-
ветствии с действующими нормативными документами;
реализует государственную политику в области проектирования, соору-
жения и эксплуатации предприятий ядерного комплекса;
принимает участие в работах по разоружению и нераспространению ядер-
ного оружия; осуществляет ведомственный контроль за использованием ядер-
ных материалов и работой установок, производящих и использующих эти мате-
риалы;
разрабатывает совместно с другими центральными органами федеральной
исполнительной власти долгосрочные прогнозы и проекты государственных
программ использования атомной энергии;
в области ядерной и радиационной безопасности
организует и координирует работы по обеспечению безопасности (вклю-
чая ядерную и радиационную безопасность) предприятий ядерного комплекса,
осуществляющих деятельность, связанную с производством, обращением и
использованием в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных мате-
риалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе;
формирует предложения по государственной политике обращения с ради-
оактивными отходами, разрабатывает соответствующие отраслевые программы
работ (включая создание системы учета и контроля) и организует работу по
их реализации;
организует совместно с другими центральными органами федеральной
исполнительной власти разработку государственных и ведомственных нормати-
вов, обеспечивающих безопасное функционирование ядерного комплекса;
координирует деятельность предприятий ядерного комплекса в условиях
чрезвычайных и аварийных ситуаций;
организует наблюдение и контроль за радиационной обстановкой на по-
тенциально опасных объектах отрасли и прилегающих к ним территориях;
осуществляет мероприятия по предотвращению и ликвидации аварий и ка-
тастроф на объектах ядерного комплекса;
организует координацию работы по размещению объектов ядерного комп-
лекса с учетом промышленной и экологической безопасности;
участвует в проведении аварийно-спасательных и других неотложных ра-
бот силами отраслевых профессиональных аварийно-спасательных подразделе-
ний, входящих в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычей-
ных ситуациях;
руководит созданием и функционированием соответствующих отраслевых
подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных си-
туациях;
осуществляет ведомственный контроль за выполнением мероприятий граж-
данской обороны и пожарной безопасности на объектах отрасли, их готов-
ностью к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военное
время;
организует и обеспечивает проведение работы по формированию объек-
тивного общественного мнения по вопросам надежности, технической и эколо-
гической безопасности объектов атомной энергетики и промышленности;
представляет вышестоящим и надзорным органам, общественным организа-
циям, движениям и через средства массовой информации населению необходи-
мую информацию о деятельности ядерного комплекса;
осуществляет ведомственный контроль за ядерной и радиационной безо-
пасностью на предприятиях и в организациях ядерного комплекса;
выполняет функции государственного компетентного органа по ядерной и
радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактив-
ных веществ и изделий из них;
в области устойчивого функционирования
ядерного комплекса
координирует деятельность предприятий с целью проведения согнласо-
ванной научно-технической, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономи-
ческой политики;
создает в установленном порядке централизованные отраслевые внебюд-
жетные фонды;
анализирует и оценивает конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка по
видам продукции, выпускаемой предприятиями ядерного комплекса;
оказывает содействие в проведении маркетинга;
осуществляет координацию работ при создании совместных предприятий и
международных организаций в сфере деятельности;
участвует в установленном порядке и в пределах своей компетенции в
работах по стандартизации, метрологии, сертификации и качества, включая
организацию и координацию деятельности подведомственных предприятий в
соответствии с государственной политикой в этих областях;
способствует развитию экономических отношений между предприятиями и
организациями ядерного комплекса и созданию хозяйственного механизма,
адекватного рыночной экономике;
содействует предпринимательской деятельности, созданию благоприятных
условий для демонополизации, развитию конкуренции в сфере производства и
реализации продукции;
обеспечивает регулирование кооперационных связей;
совершенствует хозяйственный механизм и организационную структуру
управления ядерным комплексом;
разрабатывает совместно с органами исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и
городов Москвы и Санкт-Петербурга отраслевые программы развития приори-
тетных направлений в области конверсии, развития социальной инфраструкту-
ры, рабочего снабжения и подготовки кадров;
формирует предложения в области правовой и социальной защиты работ-
ников ядерного комплекса в условиях рыночной экономики и конверсии и осу-
ществляет в пределах своей компетенции меры по ее реализации;
участвует в раз0работке, заключении и выполнении отраслевых (тариф-
ных) соглашений;
в области выполнения международных обязательств
и гарантий по ядерному оружию, атомной энергетике и ядерным
технологиям
осуществляет в пределах своей компетенции совместно с соответствую-
щими органами управления государств - участников Содружество Независимых
Государств на основе специальных договоренностей согласованную политику
по использованию объектов атомной энергетики и промышленности, обеспече-
нию на них ядерной, радиационной, экологической и общетехнической безо-
пасности, а также выполнение международных обязательств в области исполь-
зования атомной энергии, регулирования ядерного экспорта и импорта, не-
распространения и сокращения ядерного оружия;
обеспечивает в пределах своей компетенции:
соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного ору-
жия, ядерном экспорте и импорте, испытаниях ядерного оружия;
создание системы и технических средств эффективного контроля в об-
ласти ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия;
выполняет функции центрального государственного органа и пункта свя-
зи, вытекающие из Международной конвенции по физической защите ядерного
материала, Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвен-
ции об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной
ситуации и Соглашения о гарантиях с МАГАТЭ;
выполняет функции национального компетентного органа России по обя-
зательствам в МАГАТЭ и других международных организациях в части их дея-
тельности по ядерной тематике, а также в соответствии с межправительст-
венными соглашениями и договорами;
участвует совместно с другими центральными органами федеральной
исполнительной власти в решении вопросов экспорта из Российской Федерации
и импорта в Российскую Федерацию ядерных материалов, технологий, оборудо-
вания, установок, специальных неядерных материалов и радиоактивных ве-
ществ;
в области государственного регулирования деятельности
предприятий и организаций ядерного комплекса
осуществляет формирование и размещение на предприятиях, в организа-
циях, учреждениях (поставщиках) заказов на закупку и поставку продукции
(товаров, работ, услуг) для государственных нужд, по которым Министерство
определено государственным заказчиком, обеспечивает финансирование этих
заказов и контроль за их выполнением;
организует совместно с другими центральными органами федеральной
исполнительной власти транспортные перевозки ядерных материалов и ради-
оактивных веществ, ядерного топлива на территории Российской Федерации и
обеспечение их физической, ядерной и радиационной безопасности;
анализирует и оценивает технический и экономический уровень проект-
ных решений и осуществляет контроль за соблюдением нормативных сроков
продолжительности строительства по объектам, финансируемым за счет госу-
дарственных централизованных капитальных вложений из республиканского
бюджета Российской Федерации;
разрабатывает единую финансовую политику и обеспечивает ее реализа-
цию с учетом особенностей ядерного комплекса, осуществляет методологи-
ческое руководство по финансовым вопросам, вырабатывает предложения по
налоговой политике, учитывающей особенности функционирования предприятий
ядерного комплекса;
ведет бухгалтерский учет и составляет сводную бухгалтерскую и ста-
тистическую отчетность;
организует и координирует работу по противопожарной и физической за-
щите ядерных материалов и объектов, комплексной защите государственных,
коммерческих секретов и интеллектуальной собственности;
организует работу по подготовке и переподготовке высококвалифициро-
ванных кадров, в том числе и граждан государств - участников Содружества
Независимых Государств, занятых на работах в ядерно-энергетических произ-
водствах, в соответствии с соглашениями с правительственными органами
государств - участников Содружества Независимых Государств;
заключает контракты с руководителями находящихся в федеральной
собственности предприятий и утверждает уставы таких предприятий при деле-
гировании Министерству этих функций Государственным комитетом Российской
Федерации по управлению государственным имуществом;
в пределах своей компетенции принимает меры по защите и использова-
нию в интересах государства прав на "ноу-хау", созданные объекты промыш-
ленной собственности (изобретений, промышленные образцы, товарные знаки и
другие объекты), приобретенные опыт и знания по работам, заказчиком кото-
рыхё является Министерство;
проводит в установленном порядке экспертизу секретных, совершенно
секретных объектов промышленной собственности в области ядерного оружия,
атомной энергии и выдачу охранных документов;
осуществляет анализ развития ядерного комплекса на базе
статистических и других данных;
IV. Права Минатома России
7. Минатом России имеет право:
создавать в чрезвычайных ситуациях комиссии, рабочие группы и другие
временные коллективы, привлекая для работы в них специалистов предприятий
комплекса и других ведомств (по согласованию);
создавать внебюджетные фонды (включая валютные) за счет добровольных
отчислений подведомственных предприятий, а также других источников и
использовать их в целях решения задач, возложенных на Министерство;
издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные
для исполнения всеми предприятиями;
присваивать почетные звания,награждать грамотами работников предпри-
ятий ядерного комплекса, а также применять другие виды поощрения.
Минатом России организует контроль за выполнением предприятиями по
производству и уничтожению ядерного оружия, осуществляющими научно-иссле-
довательские, опытно-конструкторские работы в указанных областях, условий
договоров о закреплении за ними государственного имущества на праве пол-
ного хозяйственного ведения;
получать в установленном порядке от органов государственной статис-
тики, предприятий и организаций ядерного комплекса независимо
от организационно - правовой формы и формы собственности информацию,
необходимую для выполнения возложенных на Министерство задач.
V. Руководство Минатома России
8. Минатом России возглавляет Министр, назначаемый Президентом
Российской Федерации в установленном порядке.
9. Министр имеет заместителей, назначаемых Правительством Российской
Федерации по атомной энергии:
руководит деятельностью Министерства;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Ми-
нистерство задач и функций;
распределяет обязанности между заместителями Министра, устанавливает
степень ответственности между заместителями Министра, устанавливает сте-
пено ответственности их и руководителей структурный подразделений Ми-
нистерства;
утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда
работников структуру центрального аппарата, штатное расписание и положе-
ния о подразделениях Министерства, а также смету расходов на содержание
центрального аппарата в пределах утвержденных на соответствующий период
ассигнований, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Фе-
дерации на содержание органов государственного управления;
назначает на должность и освобождает от должности работников цент-
рального аппарата Министерства,
несет ответственность за жизнедеятельность воинских формирова-
ний, подчиненных Министерству.
координирует деятельность комитетов Российской Федерации, федераль-
ных служб и инспекций, российских агентств по вопросам, относящимся к
совместной компетенции.
11. В Минатоме России образуется коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), заместителей Министра по должности, руководящих
работников Министерства и подведомственных предприятий.
12. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
13. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности ядерного
комплекса. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра.
14. В целях выработки и реализации государственной научно-техни-
ческой политики ядерного комплекса, внедрения новейших достижений оте-
чественной и зарубежной науки, техники и передового опыта в Минатоме
России создаются научно-технические советы. Организационно-техническое
обеспечение этих советов осуществляется центральным аппаратом Минатома
России. Положения о советах утверждаются Министром Российской Федерации
по атомной энергии.
15. Министерство Российской Федерации по атомной энергии является
юридическим лицом, имеет свою печать с изображением Государственного гер-
ба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный и другие сче-
та в учреждениях банков.
|