МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 января 1993 г. N 1
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПОДГОТОВКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовое обеспечение строительства и подготовки Вооруженных
Сил Российской Федерации осуществляется в условиях экономического
кризиса в стране, сопровождающегося ростом цен, инфляцией,
обострением вопросов социальной защиты военнослужащих,
гражданского персонала, ветеранов Вооруженных Сил и членов их
семей. Это обязывает органы военного управления, штабы, каждого
командира и начальника с высокой ответственностью относиться к
расходованию выделяемых на оборону материальных и финансовых
ресурсов, соблюдать строжайший режим экономии с целью получения
дополнительных источников средств для обеспечения высокой боевой и
мобилизационной готовности, решения социально-бытовых и других
проблем армии и флота.
Однако результаты финансово-хозяйственной деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992 году свидетельствуют,
что такие подходы не стали определяющими в деятельности органов
военного управления, военных советов, командующих, командиров и
начальников. Более того, некоторые должностные лица изменения в
государственном устройстве страны, демократизацию общественной
жизни, ориентацию на рыночные отношения в экономике восприняли как
вседозволенность при использовании материальных ресурсов и
расходовании выделяемых на оборону ассигнований. Борьба с
бесхозяйственностью, расточительством, утратами и хищениями
оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества,
приписками объемов и стоимости выполненных работ в капитальном
строительстве зачастую ведется неэффективно, а кое-где практически
свернута.
Не снижаются недостачи, утраты и хищения продовольствия,
вещевого имущества, топлива, запасных частей к автомобилям,
горючего, строительных материалов и денежных средств (ВМФ, Войска
ПВО, ДВО, СибВО, ЗабВО, СЗГВ). По-прежнему бесхозяйственно
расходуются топливо и электроэнергия, сырье, материалы, другие
ресурсы. Не всегда рационально используется автомобильный,
железнодорожный и воздушный транспорт.
Пользуясь отсутствием должного контроля за деятельностью служб
материального и технического обеспечения, низким качеством
некоторых ревизий финансово-хозяйственной деятельности, нечестные
лица длительное время безнаказанно расхищали материальные ценности
и денежные средства (ВВС, ТОФ, БФ).
На Тихоокеанском флоте получила распространение незаконная
практика временной передачи горючего и смазочных материалов в
больших количествах организациям и предприятиям народного
хозяйства, которые длительное время полученные от флота ресурсы не
возвращали, что отрицательно сказывалось на боевой учебе и
обеспечении жизнедеятельности сил флота.
В результате некомпетентной коммерческой деятельности,
проводимой по инициативе некоторых командиров и начальников,
Министерство обороны Российской Федерации потеряло многие миллионы
рублей, крайне необходимые для решения неотложных проблем армии и
флота (Войска ПВО, ВМФ, ГЛАВТУ, СибВО, ЗГВ).
Крупные суммы денежных средств расходуются в войсках (силах) на
уплату штрафов, пени, неустойки за невыполнение условий
хозяйственных договоров, простой транспортных средств, загрязнение
окружающей среды и другие нарушения. Большой ущерб государству
причиняется дорожно-транспортными происшествиями и потравами в
ходе учений и занятий (ВМФ, ВВС, ДВО, ЗабВО, СибВО).
Не уделяется должного внимания выявлению и использованию в
интересах повышения боевой готовности войск (сил) и улучшения
социально-бытовых условий личного состава внутренних резервов
войскового (корабельного) хозяйства. Только на Тихоокеанском и
Балтийском флотах из-за халатного отношения некоторых должностных
лиц к организации сбора и обеспечению сохранности драгоценных и
цветных металлов при разборке выслужившей установленные сроки и
списанной военной техники Министерство обороны Российской
Федерации не получило несколько миллионов рублей.
Некоторые командиры и начальники, принимая решения на
расходование материальных ценностей и денежных средств в обход
установленного порядка, оказывают давление на финансовых
работников и других должностных лиц, чем создают предпосылки для
бесхозяйственности и злоупотреблений.
В Военно-Морском Флоте, Главном управлении международного
военного сотрудничества, Центральном управлении материальных
ресурсов и внешнеэкономических связей, Спортивном комитете
Министерства обороны Российской Федерации, Западной группе войск
имеют место нарушения в использовании иностранной валюты.
Требование о наведении порядка в учете валютных средств,
перечислении их из иностранных банков на счета Министерства
обороны Российской Федерации выполнено не полностью.
С издержками решаются задачи по выводу войск из Германии,
Польши и государств - бывших союзных республик СССР. Экономические
интересы Российской Федерации в ходе переговоров, связанных с
выводом войск (сил) из этих государств, в ряде случаев
отстаиваются недостаточно. Принятие решений о выводе воинских
частей, учреждений и подразделений обеспечения, надобность в
которых отпала, пересмотре их штатной численности в связи с
уменьшением объемов работ и решаемых задач под различными
предлогами затягивается.
Продолжается практика заключения договоров на поставки
вооружения и военной техники, выполнение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в объемах, превышающих выделенные
ассигнования на эти цели (ВМФ, Войска ПВО, ВВС, ГЛАВТУ).
Не всегда с достаточной эффективностью используются
ассигнования на проведение научных исследований и опытных
разработок. Создание новых образцов вооружения и военной техники
осуществляется с отставанием от установленных сроков, что вызывает
их удорожание, потерю актуальности, а иногда и прекращение работ
(Войска ПВО, ВВС, ВМФ).
Имеют место недостатки в строительном комплексе Министерства
обороны Российской Федерации. Ряд организаций не выполняет
договорные обязательства по сдаче объектов в сроки и по
номенклатуре, предусмотренной титульными списками.
Не изжита практика сдачи в эксплуатацию жилых домов с
недоделками и низким качеством выполненных строительно-монтажных
работ, необоснованного завышения компенсируемых затрат в
строительстве, связанных с рыночными отношениями (РВСН, ВМФ,
Войска ПВО, СибВО, СКВО).
Продолжают иметь место нарушения при установлении цен на ремонт
вооружения и военной техники, что ведет к дополнительному
истребованию средств по смете Министерства обороны Российской
Федерации. В 1992 году вследствие завышения указанных цен
предприятиями Военно-Морского Флота, Военно-воздушных сил, Войск
ПВО, Главного ракетно-артиллерийского управления и Главного
автомобильного управления Министерства обороны Российской
Федерации необоснованно получено свыше 20 млн. рублей прибыли.
В целях улучшения финансового обеспечения строительства и
подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях
сокращения выделяемых на оборону ассигнований и углубления
экономических реформ приказываю:
1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации,
главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и
флотилиями, командующим (начальникам) родами войск, начальникам
главных и центральных управлений Министерства обороны Российской
Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам
учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций
Министерства обороны Российской Федерации <*>, военным комиссарам:
--------------------------------
<*> Далее в настоящем Приказе воинские части, учреждения,
военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства
обороны Российской Федерации для краткости, если не оговорено
особо, будут именоваться воинскими частями.
разработать и реализовать необходимые меры по улучшению
финансово-хозяйственной деятельности, обеспечению рационального
использования выделяемых на оборону ресурсов, искоренению
бесхозяйственности и расточительства при расходовании материальных
ценностей и денежных средств. Особое внимание обратить на
экономное использование ассигнований в иностранной валюте, для
чего тщательно изучать и прогнозировать вопросы материального и
финансового обеспечения войск (сил), временно находящихся на
иностранной территории и территории государств - бывших союзных
республик СССР, принимать меры или вносить конкретные и
обоснованные предложения по улучшению обеспечения войск (сил) и
усилению режима экономии;
итоги финансово-хозяйственной деятельности войск и сил флота,
выполнения планов промышленного производства и капитального
строительства, результаты контрольно-ревизионной работы
рассматривать на военных советах видов Вооруженных Сил Российской
Федерации, округов, групп войск, флотов, армий и флотилий, на
совещаниях руководящего состава родов войск, главных и центральных
управлений Министерства обороны Российской Федерации, соединений и
воинских частей;
обеспечить качественное планирование средств по смете
Министерства обороны Российской Федерации на основе глубокого
экономического анализа потребности в ассигнованиях с учетом
складывающихся цен и тарифов при заключении договоров и
обоснованных расчетов по всем видам расходов;
денежные средства, выделяемые по смете Министерства обороны
Российской Федерации, расходовать строго по целевому назначению,
на решение первоочередных задач обустройства войск (сил) и
улучшение быта личного состава, повышение боевой готовности,
оснащение армии и флота современным вооружением и военной
техникой;
запретить расходование в воинских частях денежных средств по
смете Министерства обороны Российской Федерации на приобретение
централизованно поставляемых табельного имущества, теле-, радио-,
кино- и фотоаппаратуры, автомобилей и мотоциклов, мягкой,
специальной и другой мебели, холодильников и кондиционеров, а
также предметов роскоши и украшательств: ковров, ковровых изделий,
дорогостоящих тканей, иных предметов и материалов для декоративной
отделки и внутреннего убранства помещений. Вопрос о приобретении
ковров, дорогостоящих тканей, мягкой и специальной мебели для
лечебно-оздоровительных, общеобразовательных и дошкольных
учреждений, учреждений культуры решать в каждом конкретном случае
по согласованию с соответствующими главными и центральными
управлениями Министерства обороны Российской Федерации,
управлениями, отделами, службами округов, флотов, групп войск и
финансовыми органами исходя из действительной потребности и
экономической целесообразности их децентрализованной закупки;
средства и комплексы вычислительной техники (ЭВМ, ПЭВМ, счетно-
клавишные вычислительные машины, локальные вычислительные сети и
др.), программное обеспечение общего применения, включая
импортные, приобретать через Управление начальника Связи
Вооруженных Сил Российской Федерации. Расходование денежных
средств по смете Министерства обороны Российской Федерации на эти
цели в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, родах войск,
главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской
Федерации, округах, группах войск, на флотах, в объединениях,
соединениях и воинских частях не производить;
командиров и начальников, допускающих нарушения при
расходовании государственных средств или оказывающих с этой целью
давление на начальников финансовой службы и других должностных
лиц, призванных по долгу службы обеспечивать соблюдение
установленного порядка использования материальных ценностей и
денежных средств, привлекать к установленной законом
ответственности;
добиваться строжайшего режима экономии при расходовании
топливно-энергетических ресурсов, установить строгий контроль за
соблюдением лимитов и норм расхода топлива, горючего,
электроэнергии и воды, обеспечить удовлетворение роста их
потребности за счет экономного использования. На основании
всестороннего и глубокого анализа экономики войскового хозяйства,
строительного и промышленного производства выявлять имеющиеся
резервы и направлять их на обеспечение боевой готовности войск
(сил), усиление социальной защиты личного состава, развитие
производственных мощностей. Максимально использовать инициативу
личного состава при выполнении задач по содержанию и ремонту
вооружения и военной техники, оборудованию мест для проведения
занятий по боевой и физической подготовке;
тщательно готовить и неукоснительно соблюдать при проведении
учений и занятий маршруты движения войск, улучшить работу по
предупреждению дорожно-транспортных происшествий, потрав и
сокращению на этой основе расходов по возмещению ущерба,
причиняемого сторонним предприятиям, организациям и отдельным
гражданам;
обратить особое внимание на обеспечение сохранности
оборудования, мебели и другого имущества при выводе войск (сил) из-
за границы. С этой целью в новых местах постоянной дислокации
соединений и воинских частей производить инвентаризации прибывшего
имущества на основании учетных документов (аттестатов),
направляемых из групп войск в адрес управлений, отделов и служб
округов (флотов);
принять меры по устранению имеющихся недостатков и упущений в
работе по обеспечению сохранности вооружения, военной техники,
горючего, продовольствия, строительных материалов, иного военного
имущества и денежных средств. Решительно пресекать и искоренять
нетерпимые для армии и флота факты бесхозяйственности, растрат,
недостач, хищений материальных ценностей и денежных средств,
приписок объемов и завышения стоимости выполненных работ,
искажения государственной отчетности. По каждому такому случаю
проводить тщательные расследования, виновных привлекать к
ответственности, при наличии оснований передавать материалы на них
следственным органам;
строго спрашивать с должностных лиц, не выполняющих уставные
обязанности по контролю за учетом, хранением и наличием
материальных ценностей и денежных средств. В состав внутренних
проверочных комиссий назначать наиболее квалифицированных,
принципиальных офицеров, прапорщиков (мичманов) и лиц гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
неукоснительно соблюдать установленный порядок отпуска
продовольствия, топлива, горючего, вещевого и другого имущества
платным потребителям. Принять меры к своевременному и полному
возмещению платными потребителями денежных средств за отпущенные
материальные ценности и оказанные услуги;
разработать и провести мероприятия по повышению
взрывопожаробезопасности военных объектов, предупреждению
непроизводительных расходов по уплате штрафов за нарушение правил
природопользования, простои транспортных средств, возмещению
ущерба юридическим и физическим лицам, особенно в государствах
временного пребывания российских войск (сил). Должностных лиц,
виновных в непроизводительных расходах, привлекать к материальной
ответственности в установленном порядке;
при осуществлении вывода российских войск (сил) с территории
Германии, Польши и государств - бывших союзных республик СССР на
основе двусторонних переговорных процессов квалифицированно и
принципиально отстаивать интересы Министерства обороны Российской
Федерации, находить взаимоприемлемые решения спорных вопросов и
последовательно решать их до окончания вывода соединений и
воинских частей;
обеспечить своевременную и качественную реализацию принимаемых
Верховным Советом и Правительством Российской Федерации решений по
социальной защите военнослужащих, гражданского персонала,
пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации и членов их
семей. Своевременно доводить до войск и сил флота руководящие
документы, регламентирующие социальную защиту личного состава.
Взять под жесткий контроль полноту выплаты денежного довольствия
военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу, пенсий и
пособий пенсионерам и их семьям. Оказывать всемерную помощь
ветеранам Вооруженных Сил, воинам-интернационалистам, инвалидам и
членам семей погибших военнослужащих в предоставлении
установленных для них действующим законодательством льгот и
преимуществ;
повысить эффективность производственной и финансово-
хозяйственной деятельности предприятий и организаций, занятых в
капитальном строительстве. Добиться выполнения каждой строительно-
монтажной организацией договорных обязательств по вводу в действие
строек и объектов, обеспечить рост производительности труда и
рентабельность строительства;
не допускать выполнения нетитульных и неплановых работ по
строительству и капитальному ремонту, а также замену
предусмотренных проектами материалов и конструкций, вызывающую
удорожание строительства;
обеспечить безусловное выполнение службами материального,
технического и финансового обеспечения планов контрольно-
ревизионной работы. Главной задачей этой работы считать
качественное проведение документальных ревизий и глубоких
тематических проверок по наиболее важным направлениям финансово-
хозяйственной деятельности в целях обеспечения экономного и
рационального использования выделяемых на оборону ассигнований,
укрепления государственной финансовой дисциплины, изыскания
внутренних резервов войскового (корабельного) хозяйства в
интересах улучшения социально-бытовых условий личного состава,
поддержания высокой боевой готовности войск (сил);
в условиях углубления экономических реформ усилить
действенность финансового контроля, настойчиво добиваться
результативности каждой ревизии и проверки. В основу контрольно-
ревизионной работы финансовых органов армии и флота положить
принципиально новые подходы к организации финансово-экономических
взаимоотношений в государстве, опирающиеся на требования Законов
Российской Федерации "О собственности", "О предприятиях и
предпринимательской деятельности", Указа Президента Российской
Федерации от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в
системе государственной службы", Постановления Съезда народных
депутатов Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. "О состоянии
законности, борьбы с преступностью и коррупцией";
укрепить контрольно-ревизионный аппарат
высококвалифицированными, принципиальными и требовательными
офицерами и лицами гражданского персонала, способными качественно
проводить ревизии и проверки, своевременно выявлять и
предупреждать злоупотребления, хищения и незаконные расходы
материальных ценностей и денежных средств;
усилить контроль за расходованием средств, выделяемых по смете
Министерства обороны Российской Федерации на выплату денежного
довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому
персоналу, регистрацией штатных расписаний, соблюдением штатно-
тарифной дисциплины. Своевременно пересматривать штатные
расписания на содержание гражданского персонала учреждений и
организаций Министерства обороны Российской Федерации в связи с
изменением их функций и объемов выполняемых задач. Не допускать
использование военнослужащих и гражданского персонала не по
штатному предназначению. Строго взыскивать с должностных лиц,
нарушающих штатную дисциплину;
улучшить работу по подбору и расстановке кадров для замещения
должностей в финансовой службе и службах материального и
технического обеспечения, всесторонне и глубоко изучать их деловые
и моральные качества. Решительно освобождаться от лиц, проявивших
нечестность, склонность к стяжательству, допустивших растраты или
хищения;
установить постоянный и действенный контроль за своевременным и
полным возмещением причиненного государству материального ущерба,
принять меры к розыску лиц, уклоняющихся от уплаты задолженности
по исполнительным листам и нотариальным надписям. Не допускать
отнесения за счет государства ущерба, подлежащего возмещению
виновными лицами;
повысить роль и эффективность работы экономических советов и
комиссий. Основным направлением их деятельности считать изыскание
внутренних источников в целях улучшения материально-технического и
финансового обеспечения войск и сил флота. В интересах активизации
экономической деятельности использовать действующую систему
материального стимулирования и другие рычаги, имеющиеся в
распоряжении командующих, командиров и начальников.
2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации,
главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующим войсками округов, группами войск, флотами, командующим
(начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных
управлений Министерства обороны Российской Федерации:
размещение в промышленности заказов вооружения, военной техники
и имущества производить строго в пределах выделенных ассигнований
на эти цели. Повысить экономическую обоснованность принимаемых
решений на разработку и производство вооружения и военной техники;
при формировании проектов годовых и перспективных планов научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ материалы по
обоснованию стоимости разработок сложных и дорогостоящих
комплексов и систем, отдельных видов уникального вооружения и
военной техники направлять в научные организации Министерства
обороны Российской Федерации по профилю исследований для
проведения экономической экспертизы. Результаты экспертизы
представлять на согласование в Главное управление военного бюджета
и финансирования Министерства обороны Российской Федерации и
Управление начальника вооружения Вооруженных Сил Российской
Федерации;
не допускать освобождения от материальной ответственности
предприятий и организаций - разработчиков и поставщиков вооружения
и военной техники, нарушающих договорные обязательства. Исключить
случаи оплаты неготового, некомплектного и не отгруженного в
войска (силы) вооружения и военной техники. Принять дополнительные
меры по повышению уровня экономической работы подчиненных военных
представительств. Установить действенный контроль за
своевременностью расчетов подчиненных научно-исследовательских
организаций Министерства обороны Российской Федерации с
соисполнителями, привлекаемыми к проведению исследований;
обеспечить на подчиненных промышленных предприятиях разработку
и осуществление необходимых мер по ускорению внедрения в
производство новейших достижений науки и техники, прогрессивных
технологий двойного применения, снижению издержек производства и
повышению производительности труда, улучшению использования
имеющихся производственных мощностей для своевременного и полного
обеспечения потребностей войск и сил флота в ремонте вооружения и
военной техники, выпуске общепромышленной продукции. Ежеквартально
анализировать действующие договорные оптовые цены на ремонт
вооружения и военной техники, по результатам анализа принимать
необходимые меры;
при планировании конференций, сборов, совещаний, спортивных
соревнований и других мероприятий, связанных с расходованием
денежных средств и материальных ценностей, определять источники их
обеспечения, разрабатывать и утверждать расчеты и сметы на
покрытие этих расходов;
активизировать работу по повышению экономической подготовки
руководящего и командного состава армии и флота, шире использовать
для этих целей курсовую сеть Военной академии экономики, финансов
и права Вооруженных Сил Российской Федерации;
запретить хранение средств в иностранных банках, кроме случаев,
когда такое хранение разрешено в установленном порядке. Имеющуюся
в иностранных банках иностранную валюту в течение первого квартала
1993 г. сосредоточить на счетах Министерства обороны Российской
Федерации;
в первом полугодии 1993 г. рассмотреть необходимость пребывания
воинских частей, учреждений и подразделений обеспечения на
иностранной территории. Воинские формирования, практическая
необходимость в содержании которых на иностранной территории
отпала, расформировать или вывести на территорию Российской
Федерации;
тщательно проанализировать организационно-штатную структуру и
численность подчиненных военных представительств на предприятиях и
в организациях народного хозяйства, принять меры к приведению их в
соответствие с объемами заказываемой военной продукции;
обеспечить постоянный и действенный контроль за соблюдением
установленного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября
1992 г. N 1518 <*> порядка реализации высвобождаемого (излишнего),
не используемого и не нашедшего применения в Вооруженных Силах
Российской Федерации военного имущества.
--------------------------------
<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 231.
3. Начальнику вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации
совместно с Главным управлением военного бюджета и финансирования
Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть в 1993 году
структуру заказчиков научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ специального назначения и доложить
предложения по приведению ее в соответствие со структурой
Министерства обороны Российской Федерации.
4. Начальнику строительства и расквартирования Вооруженных Сил
Российской Федерации, начальнику Главного управления военного
бюджета и финансирования Министерства обороны Российской
Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской
Федерации, начальникам главных и центральных управлений
Министерства обороны Российской Федерации - заказчикам
строительства:
при уточнении плана капитального строительства на 1993 год
предусмотреть первоочередное направление капитальных вложений на
жилищное строительство и важнейшие пусковые объекты;
в целях усиления контроля за качеством сдаваемых в эксплуатацию
объектов строительства, исключения фактов приписок объемов и
завышения стоимости работ ежеквартально проводить сплошные
проверки в 2 - 3 строительных управлениях (управлениях инженерных
работ) предъявляемых к сдаче в эксплуатацию законченных
строительством объектов.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
начальника Главного управления военного бюджета и финансирования
Министерства обороны Российской Федерации.
6. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской
Федерации Приказы Министра обороны СССР 1987 г. N 0270, 1989 г. N
155, 1990 г. N 66.
7. Приказ разослать до отдельного батальона, учреждения, военно-
учебного заведения, предприятия и организации Министерства обороны
Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации,
генерал армии
П.ГРАЧЕВ
|