ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ"
(Информационное письмо
от 6 января 1993 года N С-13/ОР-3)
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3930-1 с 1 марта 1993 года
вводится в действие Закон Российской Федерации "О
несостоятельности (банкротстве) предприятий".
Согласно п.1 ст.3 Закона дела о несостоятельности
(банкротстве) предприятий рассматриваются Высшими арбитражными
судами республик в составе Российской Федерации, арбитражными
судами краев, областей, городов, автономной области и автономных
округов по месту нахождения предприятий-должников, указанному в их
учредительных документах.
Учитывая, что с 1 марта 1993 г. на рассмотрение арбитражных
судов начнут поступать заявления о возбуждении производства по
делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, необходимо
принять меры, направленные на обеспечение надлежащей организации
разрешения соответствующих дел.
1. Целесообразно выделить судей, которые будут
специализироваться на рассмотрении дел о признании предприятий
несостоятельными (банкротами). Следует организовать углубленное
изучение Закона Российской Федерации "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий", а также проблем, связанных с оценкой
финансового состояния предприятий, их кредиторской и дебиторской
задолженности, взаимоотношениями с банками, бухгалтерским учетом,
залоговым правом.
В этих целях, наряду с организуемой Высшим арбитражным судом
Российской Федерации учебой судей, можно использовать существующие
в регионах различные формы экономического образования.
2. Необходимо наладить взаимодействие с региональными
структурами федеральной службы (агентства) по делам о
несостоятельности (банкротстве), создание и обеспечение
функционирования которой возложено на Правительство Российской
Федерации и Госкомимущество Российской Федерации. При этом следует
учитывать, что названная служба будет располагать сведениями о
лицах, которые могут выполнять функции арбитражных и конкурсных
управляющих, назначаемых арбитражным судом (ст.ст.12 и 19 Закона).
3. Представляется полезным располагать полной информацией о
независимых аудиторских организациях, которым арбитражным судом
может быть поручено составление и представление бухгалтерского
баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов в случае
непредставления соответствующих документов предприятием-должником
(ст.5 Закона).
4. Целесообразно силами арбитражного суда осуществить, в том
числе с использованием средств массовой информации, мероприятия по
разъяснению руководителям предприятий, работникам экономических и
юридических служб основных положений Закона Российской Федерации
"О несостоятельности (банкротстве) предприятий", обратив особое
внимание на вопросы оформления заявлений о возбуждении дел
обанкротстве предприятиями-должниками (ст.5), необходимость
соблюдения кредиторами доарбитражного порядка урегулирования спора
о задолженности (ст.6), порядка рассмотрения дел о признании
предприятий несостоятельными (банкротами), применения к ним
ликвидационных и реорганизационных процедур.
5. Необходимо иметь в виду, что в журнале "Вестник Высшего
арбитражного суда Российской Федерации", должны публиковаться
объявления: о проведении конкурса участников санации
предприятия-должника (п.4 ст.13 Закона); о решениях арбитражных
судов о признании предприятий несостоятельными (банкротами) и
открытии конкурсного производства (ст.17); о расторжении мирового
соглашения между предприятием-должником и кредиторами (п.3 ст.43);
о добровольной ликвидации предприятий-должников под контролем
кредиторов (п.1 ст.51).
7. Принимая во внимание, что рассмотрение дел о признании
предприятий несостоятельными (банкротами) может длиться
продолжительный период (более полутора лет), в течение которого
потребуется осуществлять контроль и производить большое число
процессуальных действий, необходимо разработать специальную
систему учета дел названной категории и обеспечить ее эффективное
применение для последующего обобщения практики.
Председатель Высшего арбитражного суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев
|