РОССИЯ - США
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
2-3 января
2-3 января в Москве состоялась рабочая российско-американская
встреча на высшем уровне.
Главная цель и результат переговоров - заключение Договора
между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о
дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных
вооружений (СНВ-2). В соответствии с положениями и в осуществление
этого Договора были также подписаны связанные с ним: Меморандум о
договоренности о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым
бомбардировщикам; Протокол о показах и инспекциях тяжелых
бомбардировщиков; Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию
тяжелых МБР, и о процедурах, регулирующих переоборудование шахтных
пусковых установок тяжелых МБР.
В Договоре о СНВ-2 зафиксированы параметры и этапы дальнейших
радикальных сокращений СНВ России и США, которые были согласованы
в Рамочной договоренности, подписанной Б.Н.Ельциным и Дж.Бушем в
Вашингтоне 17 июня 1992 г. В соответствии с Договором до 1 января
2003 г. стороны сократят суммарное количество их ядерных
боезарядов до 3000-3500 единиц для каждой из сторон или до еще
более низкого уровня. Речь идет о беспрецедентно глубоком
сокращении СНВ сторон - примерно на две трети от существующих
уровней. Столь масштабное сокращение боезарядов сочетается в
Договоре с глубоким качественным преобразованиями в структуре
стратегических сил России и США, что приведет к существенному
укреплению стратегической стабильности.
Это будет достигнуто, с одной стороны, в результате
ликвидации и прекращения производства межконтинентальных
баллистических ракет с разделяющимися головными частями
индивидуального наведения.
За Россией оговорено право переоборудовать 90 шахтных
пусковых установок тяжелых МБР под моноблочные ракеты, а не
разрушать старые и строить новые, что даст экономию средств в
сумме более 1 млрд.рублей в ценах 1991 года. Кроме того, наша
страна может сохранить 105 МБР "СС-19", уменьшив на них количество
боеголовок до одной.
США, в свою очередь, согласились на крупные сокращения
ядерных боезарядов на морском компоненте своей стратегической
триады - второе от имеющегося уровня. Американская сторона также
согласилась пойти на реальный (а не условный, как это было в
Договоре о СНВ-1) засчет ядерных боезарядов на тяжелых
бомбардировщиках. Таким образом, устраняются потенциальные
возможности для обхода нового Договора.
Необходимо особо подчеркнуть, что предусмотренное Договором,
хотя и резко пониженное, количество боезарядов будет вполне
достаточным для поддержания безопасности обеих сторон на должном
уровне. Одновременно Россия и США, выходя на этот низкий уровень
ядерных вооружений, вправе рассчитывать на то, чтобы к
переговорному процессу в обозримом будущем подключились другие
ядерные державы - Англия, Франция и Китай.
Весьма важно также, что проведение Россией и США радикальных
сокращений СНВ базируется - и это отражено в новом Договоре - на
учете обязательств сторон по действующему Договору о
противоракетной обороне. Он остается основой поддержания
стратегической стабильности.
В Договоре учтены также обязательства Беларуси, Казахстана и
Украины присоединиться к Договору о нераспространении ядерного
оружия в качестве неядерных государств.
В ходе переговоров в Москве обе стороны отметили следующие
ключевые моменты, связанные с подписанием Договора о СНВ-2.
Во-первых, его равноправный и сбалансированный характер.
Во-вторых, взаимное обязательство сторон сотрудничать в
разработке и применении технологий ликвидации сокращаемых
вооружений и готовность США оказать России финансово-техническое
содействие для этих целей, в т.ч. с учетом экологических аспектов.
Реализация Договора потребует, естественно, определенных
затрат. Однако намеченные сокращения будут для России на порядок
дешевле, чем обошлось бы поддержание в состоянии боеготовности
ядерных систем на их нынешнем уровне до истечения срока службы.
Этот срок истекает в предстоящие 10-15 лет, после чего они в любом
случае подлежали бы уничтожению в одностороннем порядке. Именно
поэтому для России и было практически целесообразным "вписать"
неизбежные сокращения в контекст российско-американской
договоренности и заручиться тем самым встречными шагами
американских партнеров по уничтожению значительной части их
ядерного потенциала.
В-третьих, по оценкам российской и американской сторон,
Договор о СНВ-2 стал договором столетия, крупнейшим "прорывом" на
пути разоружения, по выражению Б.Н.Ельцина, "рождественским
подарком всему человечеству". Разумеется, это является
свидетельством достигнутого высокого уровня доверия и
дружественных, партнерских взаимоотношений между Россией и США,
дальнейшего углубления обеими сторонами курса на стратегическое
партерство. Такое могло произойти, как считает российский
Президент, только в результате подлинной революции в отношениях
между двумя державами.
Как Россия и США, так и, судя по первым откликам, другие
государства мира рассматривают Договор о СНВ-2 в качестве стержня
системы гарантий для глобальной безопасности, договора новой эпохи
в международных отношениях, который свидетельствует о реальном
совместном продвижении к новому мировому порядку.
Следует отметить, что Договор о СНВ-2 получил полную
поддержку вновь избранного Президента США Б.Клинтона. Дж.Буш
подчеркнул, что он подписывает документ, опираясь на эту
поддержку, а также на сложившийся в США прочный двухпартийный
консенсус в пользу Договора. Со своей стороны и Б.Н.Ельцин заявил,
что он бы не поставил своей подписи под ним, если бы не был уверен
в поддержке Договора Б.Клинтоном.
Московская встреча стала логическим и успешным продолжением
первого Государственного визита в США российского Президента в
июне 1992 года.
В ходе переговоров были обсуждены наиболее крупные и
актуальные вопросы российско-американских и международных
отношений. В откровенном, партнерском духе Б.Н.Ельцин и Дж.Буш
обменялись мнениями о положении дел в своих странах и мире в
целом. Президент РФ дал оценку развитию ситуации в России,
подтвердил неизменность стратегического курса на экономические
реформы внутри страны и ее внешнеполитической линии на
международной арене. Одновременно он, выразив благодарность за
американскую поддержку, отметил заинтересованность России в ее
серьезном усилении по ряду важных направлений.
С американской стороны подчеркивалось, что в течение 1992
года отношение в США к происходящему в России радикально
изменилось. Главное - были сломлены психологические стереотипы
"холодной войны", в общественном сознании утвердилась идея не
только оправданности, но и необходимости оказания помощи бывшему
противнику. Дж.Буш выразил убеждение в том, что с приходом новой
администрации будет сохранена преемственность в проведении
внешнеполитического курса в отношении России, мирового сообщества
в целом.
Во время переговоров были затронуты некоторые практические
вопросы торгово-экономического сотрудничества между двумя
странами.
Президенты дали свои оценки ситуации в основных "горячих
точках". Была подтверждена готовность обеих стран не ослаблять
усилий по урегулированию международных конфликтов, включая
территорию бывшего СССР. Стороны согласовали специальное заявление
по Нагорному Карабаху.
Важной темой на переговорах стало кризисное положение в
бывшей Югославии. Б.Н.Ельцин заявил о намерении России продолжать
играть активную роль в разрешении конфликта, делая упор на
политических средствах. Российский Президент подчеркнул, что
силовое давление на Белград сопряжно с серьезными издержками.
Московский "саммит" открыл новый этап в
российско-американском партнерстве. В основном завершена работа по
реализации намеченной ранее повестки дня двусторонних отношений.
Была подтверждена готовность России к налаживанию диалога с новой
администрацией США без каких-либо раскачек и заминок. Б.Н.Ельцин
выразил надежду на то, что Б.Клинтон "подхватит эстафетную
палочку", которую ему передает Дж.Буш.
Б.Н.Ельцин пригласил вновь избранного Президента США посетить
Россию с официальным визитом, а также предложил провести рабочую
российско-американскую встречу в верхах в третьей стране вскоре
после вступления Б.Клинтона в должность.
Первый Президент США в демократическую Россию прошел успешно.
Он стал убедительным свидетельством работоспособности стратегии
партерства в отношениях между двумя странами.
|