2 декабря 1993 г. глава администрации Томской области принял
постановление "О мерах по укреплению пожарной безопасности на
территории Томской области". Пунктом 5 этого постановления
утверждено Примерное положение о целевом сборе на содержание
подразделений противопожарной службы на территории области. Ставка
целевого сбора определена для юридических лиц в размере 0,5%
балансовой стоимости основных фондов, а для физических лиц - в
размере 0,1% инвентарной стоимости имущества либо от стоимости,
принятой для страхования.
Пунктом 7 постановления главам администраций городов и районов
области рекомендовано в месячный срок принять решение об
установлении целевого сбора на содержание пожарной охраны с
граждан и юридических лиц независимо от их организационно -
правовых форм.
Примерным положением на государственную налоговую инспекцию
возложена обязанность контролировать правильность исчисления
сбора, соблюдение плательщиками сроков уплаты налогов в бюджет.
11 февраля 1994 г. прокурор Томской области принес протест
главе областной администрации, в котором поставил вопрос об отмене
п. 5 постановления. Однако протест был оставлен без
удовлетворения, и 4 апреля 1994 г. прокурор обратился с заявлением
в суд о признании п. 5 постановления недействительным по мотивам
незаконности Примерного положения.
19 апреля 1994 г. постановлением главы администрации внесены
изменения в Примерное положение. Из него исключена ст. 3 о том,
что объектом целевого налогообложения у юридических лиц является
балансовая стоимость основных фондов, ненормированные оборотные
средства и затраты по незавершенному строительству, а у физических
лиц - имущество граждан. При этом установлено, что юридические
лица уплачивают целевой сбор на содержание пожарной охраны
ежегодно по ставке, не превышающей размеров, определяемых п. "ж"
ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", а физические лица - не более 3% от 12 установленных
законом размеров минимальной месячной оплаты труда.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление, указав,
что, несмотря на изменения, Примерное положение противоречит
требованиям закона, поскольку введение местных налогов и сборов
относится к компетенции органов местного самоуправления.
Решением Томского областного суда от 20 апреля 1994 г.
признаны недействительными п. 5 и п. 7 названного постановления в
части возложения на глав администрации городов и районов области
обязанности в месячный срок принять решение об установлении
целевого сбора с граждан и юридических лиц на содержание пожарной
охраны.
Проверив материалы дела по кассационной жалобе главы
администрации области, судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда РФ определением от 6 июля 1994 г. решение суда
оставила без изменений по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" сборы на содержание милиции и
другие цели относятся к местным сборам и не входят в компетенцию
органов государственной власти субъектов федерации. Сюда же
следует отнести и сборы на содержание пожарной охраны. Согласно
закону они устанавливаются в городах - городскими, а в районах -
районными Советами народных депутатов, в поселках и сельских
населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.
На основании Указов Президента Российской Федерации от 9
октября 1993 г. No. 1617, от 26 октября 1993 г. No. 1760, от 22
декабря 1993 г. No. 2265 функции Советов на местах переданы
соответствующей местной администрации. Согласно этим Указам и в
соответствии со ст. ст. 44, 55, 66 Закона РФ "О местном
самоуправлении в Российской Федерации" главы местных администраций
имеют право в период поэтапной конституционной реформы
устанавливать местные налоги, сборы и пошлины в пределах,
определяемых Законом РФ "О местных налогах и сборах".
Как предусмотрено ст. 139 Конституции РФ, ст. 9 Закона РФ "О
местном самоуправлении в Российской Федерации", ст. ст. 3 и 6
Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и
краевой, областной администрации", областная администрация не
вправе вторгаться в компетенцию органов местного самоуправления.
В связи с утверждением указанного выше Примерного положения и
возложением на глав администраций городов и районов области в
месячный срок принять решение об установлении целевого сбора с
граждан и юридических лиц на содержание пожарной охраны названные
требования закона нарушены.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал п. п. 5 и 7
постановления главы администрации области недействительными.
|