МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 декабря 1994 г. N 259
О СОЗДАНИИ ОТДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ
В целях дальнейшего совершенствования системы социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в
постоянной социальной поддержке, и в соответствии с пунктом 1.7
Примерного положения о Центре социального обслуживания,
утвержденного Приказом Министерства социальной защиты населения
Российской Федерации от 20.07.93 N 137 и согласованного с
Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда
Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Примерное положение об отделении специализированной помощи
на дому (Приложение N 1).
1.2. Примерное штатное расписание отделений специализированной
помощи на дому (Приложение N 2).
1.3. Примерный перечень спецодежды, обуви и хозяйственного
инвентаря, предоставляемых бесплатно работникам отделений
специализированной помощи на дому (Приложение N 3).
1.4. Порядок учета работы (дневник, рабочая тетрадь)
медицинских сестер отделения специализированной помощи на дому
(Приложение N 4).
2. Включить отделение специализированной помощи на дому, в
качестве структурного подразделения, в центры социального
обслуживания, а при их отсутствии - в состав районных (городских)
управлений (отделов) социальной защиты населения.
3. Министрам социальной защиты населения республик в составе
Российской Федерации, руководителям органов социальной защиты
населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы
и Санкт-Петербурга осуществить необходимые мероприятия по созданию
отделений специализированной помощи на дому с учетом числа
престарелых граждан и инвалидов, в первую очередь, одиноких,
страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями и требующих
постоянной помощи.
4. Департаменту по проблемам пожилых людей (Е.М. Голубев)
обеспечить оказание органам и учреждениям социальной защиты
населения постоянной организационно-методической и практической
помощи в развитии отделений специализированной помощи на дому.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Киселева С.Г.
Министр
Л.Ф.БЕЗЛЕПКИНА
Приложение N 1
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЕНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ
1. Отделение специализированной помощи на дому <*>
предназначается для постоянного или временного (до 6 месяцев)
социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской
помощи в надомных условиях пенсионерам и инвалидам, утратившим
способность к самообслуживанию или страдающим заболеваниями,
являющимися противопоказанием к принятию на обслуживание
отделением социальной помощи на дому.
------------------------------------
<*> В дальнейшем - отделение.
2. Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется решением
директора Центра социального обслуживания по согласованию с
территориальными органами управления социальной защиты населения и
с органами местного самоуправления.
Отделение может входить в состав Центра как структурное
подразделение или, при его отсутствии, функционировать при
районных (городских) отделах (управлениях) социальной защиты
населения.
3. Отделение организуется и содержится за счет средств,
предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации, в
местных бюджетах, а также за счет доходов от хозяйственной
деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.
4. Отделение создается при наличии не менее 30 пенсионеров и
инвалидов, нуждающихся в специализированной помощи и проживающих в
сельской местности, а также в городах и поселках городского типа,
не имеющих коммунально-бытового благоустройства, и 60 пенсионеров
и инвалидов - в городской местности, возглавляется заведующим
отделением, назначаемым директором Центра социального обслуживания
или, при отсутствии Центра, - заведующим районным (городским)
отделом (управлением) социальной защиты населения (Приложение N
2).
5. Основной целью деятельности отделения является
предоставление необходимых социально-бытовых услуг и доврачебной
медицинской помощи пенсионерам и инвалидам, утратившим способность
к самообслуживанию в связи с возрастом, инвалидностью или
страдающим тяжелыми заболеваниями.
Отделение выполняет следующие задачи:
- выявление и учет, совместно с органами и учреждениями
здравоохранения, комитетами Общества Красного Креста и Красного
Полумесяца, ветеранскими и другими общественными организациями и
объединениями, лиц из числа пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в
специализированном обслуживании на дому;
- оказание пенсионерам и инвалидам квалифицированного общего
ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья
обслуживаемых лиц и проведение мероприятий, направленных на
профилактику обострений хронических заболеваний;
- оказание психологической помощи обслуживаемым лицам и членам
их семей;
- обучение родственников практическим навыкам общего ухода за
нуждающимися в нем больными.
Работа отделения осуществляется во взаимодействии с
территориальными учреждениями здравоохранения и комитетами
Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
6. К основным видам услуг, оказываемым отделением, относятся:
- доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных
товаров первой необходимости, медикаментов и других видов
натуральной помощи;
- содействие в приготовлении горячей пищи на дому;
- кормление ослабленных пенсионеров и инвалидов;
- оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым лицам
(обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей,
причесывание);
- уборка жилых помещений;
- смена нательного и постельного белья;
- сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку,
химчистку, ремонт;
- оплата коммунально-бытовых и иных услуг;
- доставка воды, протопка печей, содействие в организации
ремонта жилья, обеспечении топливом;
- помощь в оформлении документов, написании писем;
- содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и
преимуществ, установленных действующим законодательством;
- оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом,
сопровождение обслуживаемых лиц в лечебные учреждения и посещение
в период их пребывания в стационарных учреждениях;
- проведение медицинских процедур (измерение температуры тела,
артериального давления, наложение компрессов, осуществление
перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение
очистительных клизм);
- осуществление подкожных и внутримышечных введений
лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего
врача;
- забор материалов для проведения лабораторных исследований;
- проведение санитарно-просветительной работы среди
обслуживаемых лиц и их родственников;
- содействие в предоставлении ритуальных услуг (в погребении
одиноких умерших граждан).
7. Зачисление на специализированное обслуживание производится
директором Центра, а при отсутствии Центра - заведующим районным
(городским) отделом (управлением) социальной защиты населения на
основании заявления, медицинского заключения о состоянии здоровья,
акта материально-бытового обследования и справки о размере
получаемой пенсии.
Противопоказанием к принятию на специализированное надомное
обслуживание является наличие хронического алкоголизма,
венерических и инфекционных заболеваний, бактерионосительства,
открытых форм туберкулеза и других заболеваний, требующих лечения
в специализированных учреждениях органов здравоохранения. Все
отказы в приеме на обслуживание должны подтверждаться заключениями
лечебно-профилактических учреждений.
8. Социально-бытовые и медицинские услуги, указанные в п. 6
настоящего Положения, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а
также на условиях частичной или полной оплаты.
Услуги, не входящие в перечень основных, могут оказываться за
плату по прейскуранту стоимости социальных и медицинских услуг,
утверждаемому местными органами самоуправления.
Бесплатно обслуживаются:
- одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие
пенсию (с учетом надбавок), в размере ниже прожиточного минимума,
установленного для данного региона;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, имеющие родственников,
которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и
уход, при условии, если размер получаемой этими гражданами пенсии
(с учетом надбавок) ниже прожиточного минимума;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях,
подушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного
для данного региона.
На условиях частичной оплаты социальные услуги получают:
- одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие
пенсию (с учетом надбавок), размер которой составляет от 110 до
150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, имеющие родственников,
которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и
уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии
(с учетом надбавок) составляет от 110 до 150% прожиточного
минимума, установленного для данного региона;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях,
подушевой доход которых составляет от 110 до 150% прожиточного
минимума, установленного для данного региона.
На условиях полной оплаты социальные услуги предоставляются:
- гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в
семьях, подушевой доход которых составляет более 150% прожиточного
минимума, установленного для данного региона.
9. Лица, принимаемые на надомное медицинское и социально-
бытовое обслуживание, заключают с органами социальной защиты
(центрами) договоры, определяющие характер и объем оказываемых
услуг, порядок и размер вносимой за обслуживание платы, а также
гарантии как обслуживаемым, так и социальным работникам.
Указанные договоры могут заключаться как с лицами, принимаемыми
на обслуживание, так и с их родственниками, обязанными содержать
их по закону, или с каждым из них отдельно при оплате на долевых
условиях, а также, при согласии обслуживаемых, с трудовыми
коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими
обслуживание.
10. Денежные средства, поступающие за оказание платных услуг на
дому, зачисляются на счет Центра социального обслуживания, а при
его отсутствии - районного (городского) отдела (управления)
социальной защиты населения и направляются на текущее содержание и
развитие отделений специализированной помощи.
11. Оказание социально-бытовых услуг пенсионерам и инвалидам на
дому осуществляется социальными работниками отделения, а
доврачебных медицинских услуг - лицами, имеющими соответствующее
медицинское образование и состоящими в штате отделения.
На должности социальных работников принимаются граждане,
прошедшие соответствующую подготовку по установленной программе, а
на должности медицинских сестер - имеющие высшее или среднее
медицинское образование, студенты старших курсов (с 4 курса)
медицинских вузов.
С отдельными гражданами могут заключаться индивидуальные
договоры на обслуживание пенсионеров и инвалидов с оплатой труда
пропорционально части должностного оклада, выплачиваемого за
обслуживание одного человека.
12. Должности социальных работников вводятся из расчета
обслуживания одним работником 3 пенсионеров и инвалидов,
проживающих в сельской местности или в городском частном секторе,
не имеющем коммунально-бытовых удобств, и 6 пенсионеров и
инвалидов, проживающих в городской местности с коммунально-
бытовыми удобствами.
Должность медицинской сестры вводится из расчета одна должность
на двух социальных работников отделения.
Зоны обслуживания для социальных работников, медицинских сестер
и график их работы устанавливаются заведующим отделением с учетом
тяжести состояния обслуживаемых лиц, характера требуемых им услуг,
компактности проживания, транспортных связей, наличия предприятий
торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также
учреждений здравоохранения.
Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых
лиц на дому устанавливается заведующим отделением, по согласованию
с медицинской сестрой отделения, оказывающей этим лицам помощь, но
не реже 3 - 4 раз в неделю.
Периодичность посещения обслуживаемых лиц медицинскими сестрами
отделения устанавливается заведующим отделением по согласованию с
лечащим (участковым) врачом, но не реже 3 раз в неделю.
По решению правительств республик в составе Российской
Федерации, органов исполнительной власти автономных образований,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга за счет средств
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов могут вводиться
меньшие нормы нагрузки на работников специализированного
отделения, отвечающие местным особенностям и условиям труда.
13. Медицинские сестры отделения организуют свою работу по
согласованию с территориальными учреждениями здравоохранения, к
которым они могут прикрепляться и которые могут обеспечивать их
инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, спиртом
для выполнения инъекций, другими материалами и предметами
медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания
доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих
препаратов. Территориальные учреждения здравоохранения обязаны
оказывать медицинским сестрам организационно-методическую помощь.
Выполнение медицинскими сестрами отделений плановых медицинских
назначений обслуживаемым лицам производится только по назначению
лечащего (участкового) врача.
Учет работы медицинской сестры ведется в дневнике установленной
формы (Приложение N 4).
14. Лица, принимаемые на должность социальных работников и
медицинских сестер, проходят перед зачислением на работу
медицинский осмотр (флюорографическое обследование, осмотр
дерматолога и терапевта) с оформлением допуска к работе. Порядок
дальнейшего освидетельствования и периодичность медицинских
осмотров устанавливаются территориальными органами здравоохранения
и госкомсанэпиднадзора с учетом конкретной эпидемиологической
обстановки.
15. Социальные работники и медицинские сестры отделения
обеспечиваются спецодеждой и специнвентарем, перечень и сроки
использования которых устанавливаются по согласованию с местной
администрацией, местными органами социальной защиты населения
(Приложение N 3).
Работникам отделения вместо спецодежды может выдаваться
форменная одежда единого образца, утвержденная органами социальной
защиты населения.
Социальные и медицинские работники отделения, исполнение
служебных обязанностей которых связано с использованием
общественного транспорта, обеспечиваются проездными билетами.
Расходы на обеспечение сотрудников отделений спецодеждой,
специнвентарем и проездными билетами включаются в смету расходов
на содержание отделения специализированной помощи на дому и
осуществляются в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Социальным работникам и медицинским сестрам отделения выдаются
удостоверения, предоставляющие право на внеочередное обслуживание
их учреждениями здравоохранения, аптеками, предприятиями торговли,
общественного питания, связи и другие преимущества,
устанавливаемые местной администрацией.
16. Для обслуживания на дому пенсионеров и инвалидов могут быть
использованы легковые автомобили, находящиеся в личной
собственности работников отделения с последующей выплатой
компенсации, устанавливаемой в порядке и в размерах в соответствии
с действующим законодательством.
17. Директор Центра социального обслуживания, а при отсутствии
Центра - заведующий районным (городским) отделом (управлением)
социальной защиты населения может в пределах установленного фонда
заработной платы вводить в штат отделения специализированной
социальной помощи на дому должности, не предусмотренные для них
штатными нормативами, с уведомлением соответствующих органов
социальной защиты.
Согласовано
Министерством труда
Российской Федерации
Министерством здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
Приложение N 2
ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ
--------------------------T-------------------T------------------¬
¦ Должность ¦Городская местность¦Сельская местность¦
+-------------------------+-------------------+------------------+
¦1. Заведующий отделением ¦1,0 на 60 чел. ¦1,0 на 30 чел. ¦
¦ ¦обслуживаемых ¦обслуживаемых ¦
+-------------------------+-------------------+------------------+
¦2. Социальный работник ¦1,0 на 6 чел. ¦1,0 на 3 чел. ¦
¦ ¦обслуживаемых ¦обслуживаемых ¦
+-------------------------+-------------------+------------------+
¦3. Медицинская сестра ¦1,0 на 12 чел. ¦1,0 на 6 чел. ¦
¦ ¦обслуживаемых ¦обслуживаемых ¦
+-------------------------+-------------------+------------------+
¦4. Водитель автомобиля ¦1,0 на отделение ¦1,0 на отделение ¦
¦<*> ¦ ¦ ¦
L-------------------------+-------------------+-------------------
------------------------------------
<*> Должность вводится при наличии автомобиля.
Приложение N 3
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ИНВЕНТАРЯ, ВЫДАВАЕМЫХ БЕСПЛАТНО РАБОТНИКАМ ОТДЕЛЕНИЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ, И СРОКОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
---------------------T-----------------------------T------------¬
¦ Наименование ¦ Наименование спец. одежды, ¦ Срок ¦
¦профессии, должности¦ обуви и хозяйственного ¦эксплуатации¦
¦ ¦ инвентаря ¦ ¦
+--------------------+-----------------------------+------------+
¦социальный работник ¦плащ или куртка ¦2 года ¦
¦ ¦халат хлопчатобумажный ¦1 год ¦
¦ ¦валенки или утепленная обувь ¦2 года ¦
¦ ¦резиновая обувь ¦2 года ¦
¦ ¦обувь кожаная ¦2 года ¦
¦ ¦обувь комнатная ¦1 год ¦
¦ ¦сумка ¦1 год ¦
¦ ¦полотенце ¦0,5 года ¦
+--------------------+-----------------------------+------------+
¦медицинская сестра ¦плащ или куртка ¦2 года ¦
¦ ¦валенки или утепленная обувь ¦2 года ¦
¦ ¦резиновая обувь ¦2 года ¦
¦ ¦обувь кожаная ¦2 года ¦
¦ ¦обувь комнатная ¦1 год ¦
¦ ¦халат медицинский ¦0,5 года ¦
¦ ¦шапочка медицинская ¦0,5 года ¦
¦ ¦полотенце ¦0,5 года ¦
¦ ¦сумка ¦1 год ¦
L--------------------+-----------------------------+-------------
Примечание. Списание в установленном порядке по акту.
Приложение N 4
на лицевой стороне обложки:
ДНЕВНИК
(рабочая тетрадь) учета работы медицинской сестры
отделения специализированной помощи на дому
_____________________________
(фамилия, имя, отчество)
на первой странице:
СПИСОК БОЛЬНЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОБСЛУЖИВАНИИ
----T--------T---------T---------T------------T---------T--------¬
¦ N ¦Фамилия,¦Домашний ¦Диагноз ¦ Дата ¦Дата и ¦Примеча-¦
¦п/п¦ имя, ¦ адрес ¦(основной¦ приема на ¦причина ¦ние ¦
¦ ¦отчество¦(телефон)¦и сопут- ¦обслуживание¦снятия с ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ствующий)¦ ¦обслужи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания ¦ ¦
+---+--------+---------+---------+------------+---------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L---+--------+---------+---------+------------+---------+---------
на второй странице:
--T---------T--------------T---------------T---------------------¬
¦N¦ Дата ¦ Ф.И.О. ¦Краткое содер- ¦Отметка лица, прове- ¦
¦ ¦посещения¦обслуживаемого¦жание проделан-¦ряющего работу (заме-¦
¦ ¦ ¦ ¦ной работы ¦чания и предложения) ¦
+-+---------+--------------+---------------+---------------------+
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L-+---------+--------------+---------------+----------------------
Примечание. Лист назначения врача вклеивается в дневник.
|