ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
21 декабря 1994 года N 68-ФЗ
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят
Государственной Думой
11 ноября 1994 года
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской
Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,
находящихся на территории Российской Федерации (далее -
население), всего земельного, водного, воздушного пространства в
пределах Российской Федерации или его части, объектов
производственного и социального назначения, а также окружающей
природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные
ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на
отношения, возникающие в процессе деятельности органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее
- организации) и населения в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Глава II. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава III. Государственное управление в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной
власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел
Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской
Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
Федерации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и социальная
защита пострадавших
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава V. Подготовка населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава VI. Порядок финансового и материального
обеспечения мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 22. Финансирование целевых программ
Статья 23. Финансирование органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Глава VII. Государственная экспертиза, надзор
и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Глава VIII. Международные договоры Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 29. Международные договоры Российской Федерации
Глава IX. Заключительные положения
Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
______________________________________________________________________________
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на
максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных
ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае
их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон
чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них
опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из
настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи
целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в
результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не
регулируются.
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и
средства федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение
устойчивости функционирования организаций, а также объектов
социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и
средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных
акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в
их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения
задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы
функционирования единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации руководителями
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации
чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской
Федерации, и по согласованию с исполнительными органами
государственной власти и органами местного самоуправления, на
территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также
сведения о радиационной, химической, медико-биологической,
взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих
территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций в этой области является гласной и открытой, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и администрация организаций обязаны
оперативно и достоверно информировать население через средства
массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по
обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от
них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление
должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Порядок обеспечения населения, федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных
ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров
ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся
заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа
необходимой достаточности и максимально возможного использования
имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и
средствами организаций, органов местного самоуправления, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на
территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При
недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном
законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и
средства федеральных органов исполнительной власти.
Глава II. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Президент Российской Федерации:
а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции
Российской Федерации и федеральными законами основные направления
государственной политики и принимает иные решения в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской
Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по
вопросам преодоления их последствий;
в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями
56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в
порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение;
г) принимает решение о привлечении при необходимости к
ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских формирований.
Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Федеральное Собрание Российской Федерации:
а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование
деятельности и мероприятий в указанной области;
в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской Федерации:
а) издает на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента
Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их
исполнение;
б) организует проведение научных исследований в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных
федеральных программ в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и
обязанности федеральных органов исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
осуществляет руководство единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а
также определяет порядок использования указанных резервов;
е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим
хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных
и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых
мер безопасности;
ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и
полномочия исполнительных органов государственной власти по их
ликвидации;
з) принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией
чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их
возникновения;
и) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны
Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) определяет порядок сбора информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена
указанной информацией между исполнительными органами
государственной власти, а также органами управления, специально
уполномоченными на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и
иные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен
информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в
ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием
помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен
информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при
их проведении; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно
действующие органы управления, специально уполномоченные на
решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Глава III. Государственное управление в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Для осуществления государственного управления и координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается
специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Указанный федеральный орган создает подведомственные ему
территориальные органы.
Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной
власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в
своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в
соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к подведомственным организациям:
разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-
технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования
отрасли в чрезвычайных ситуациях;
утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями
отраслевые нормы и правила безопасности производства,
технологических процессов, продукции, а также правила защиты
работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной,
пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и
правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при
проектировании, строительстве и эксплуатации объектов
производственного и социального назначения;
финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по
проблемам безопасности;
б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
осуществляют методическое руководство при решении вопросов
защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения
устойчивости и безопасности функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые
требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников
организаций и населения.
3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут
предусмотренную законодательством Российской Федерации
ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами
возложенных на них задач и осуществление своих функций в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения
об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной
численности подразделений для решения задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально
подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и
средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
используют их в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты
работников организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных
ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению
устойчивости функционирования организаций и обеспечению
жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности
к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам
защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе
невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ на подведомственных объектах
производственного и социального назначения и на прилегающих к ним
территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и
подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций.
Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в
соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими
уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов
управления единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов,
связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне
чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания,
оплаты труда, материально-технического, медицинского и других
видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку,
подтвержденную в аттестационном порядке.
Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться
специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Порядок их привлечения определяется Президентом Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел
Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской
Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов
внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел
субъектов Российской Федерации применяются в соответствии с
задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
Федерации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и социальная
защита пострадавших
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и
другое имущество органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных
ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться
в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах
необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и
органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные
обращения по вопросам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание
и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное государственное социальное страхование, получение
компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при
выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в
связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего
или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или
умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга
по спасению человеческой жизни, охране собственности и
правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования,
виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам
Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
устанавливаются законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и
практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-
спасательных и других неотложных работ.
Глава V. Подготовка населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, в том числе в образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также
сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций
осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в
специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту
работы.
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления,
входящими в единую государственную систему предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными
объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты
и спасения людей, федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой
информации.
Глава VI. Порядок финансового и материального
обеспечения мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 22. Финансирование целевых программ
Финансирование целевых программ по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости
функционирования организаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Финансирование органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансирование деятельности постоянно действующих органов
управления, специально уполномоченных на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной
власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других
источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для
ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного
фонда Правительства Российской Федерации в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях
экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также органами местного
самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой
настоящей статьи резервов и порядок восполнения использованных
средств этих резервов определяются законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Глава VII. Государственная экспертиза, надзор
и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации
проектов и решений по объектам производственного и социального
назначения и процессам, которые могут быть источниками
чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и
проводится специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в целях проверки и выявления степени их
соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации
проектов и решений по объектам производственного и социального
назначения и процессам, которые могут быть источниками
чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться
общественными объединениями и независимыми экспертами, а также
специалистами международных экспертных организаций в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с
задачами, возложенными на единую государственную систему
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях
проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств
к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области
осуществляются федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении
законодательства Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и
предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер
по защите жизни и сохранению здоровья людей и других
противоправных действиях должностные лица и граждане Российской
Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-
правовую и уголовную ответственность, а организации -
административную и гражданско-правовую ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава VIII. Международные договоры Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 29. Международные договоры Российской Федерации
Если международными договорами Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных
договоров Российской Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативные
правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные
нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов
местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим
Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в
силу.
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок в
установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации предложения о приведении
законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
21 декабря 1994 года.
N 68-ФЗ
|