Утверждаю
И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
А.ИЛЬЮШЕНКО
14 декабря 1994 г. N 20-1-85/94
Согласовано
И.о. Министра внутренних дел,
генерал - полковник
внутренней службы
Е.А.АБРАМОВ
13 декабря 1994 года
ИНСТРУКЦИЯ
О ЕДИНОМ УЧЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(3-Е ИЗДАНИЕ)
I. Общие положения
1. Единый учет преступлений заключается в первичном учете и
регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших.
От надлежащей постановки первичного учета зависит полнота и
правильность характеризующих состояние преступности показателей
статистической отчетности, которая составляется на основании
данных этого учета.
Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших,
действующая с 1961 года, основывается на регистрации преступлений
по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших
преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного
заключения и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости
от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Однако
такая корректировка допускается только в пределах отчетного года,
являющегося законченным отчетным периодом.
2. Правила единого учета преступлений распространяются на
органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все
исправительные учреждения), Департамента налоговой полиции и
Государственного таможенного комитета.
Преступления, по которым следствие и дознание производится
органами контрразведки Российской Федерации, учитываются в
соответствии с принципами настоящей Инструкции. Учетные документы
разрабатываются органами контрразведки Российской Федерации и
утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Первичный учет и регистрацию преступлений, совершенных в
Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской
Федерации, осуществляют органы военной прокуратуры в соответствии
с принципами настоящей Инструкции. При этом формы и реквизиты
учетно - регистрационных документов и статистических отчетов
утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Порядок
прохождения учетно - регистрационных документов определяется
Главным военным прокурором.
3. Первичный учет осуществляется путем заполнения документов
первичного учета (статистических карточек):
- на выявленное преступление (форма N 1);
- о результатах расследования (раскрытия) преступления (форма
N 1.1);
- на преступление, по которому лицо, его совершившее,
установлено (форма N 1.2);
- на лицо, совершившее преступление (форма N 2);
- на лицо, подозреваемое в совершении преступления (форма
N 2.1);
- о движении уголовного дела (форма N 3);
- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия
предметов преступной деятельности (форма N 4);
- о результатах рассмотрения дела в суде (форма N 6).
Единая форма и обязательный для всех органов прокуратуры и
внутренних дел перечень показателей (реквизитов) этих карточек
устанавливаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации и
МВД России, а карточки N 6 - совместно с Министерством юстиции
Российской Федерации.
Реквизиты карточек (за исключением карточки формы N 6) могут
быть дополнены с учетом местных условий с письменного согласия
прокуроров республик, краев, областей, автономной области,
автономных округов.
Основные реквизиты карточек для налоговой полиции и таможенной
службы согласовываются Департаментом налоговой полиции и
Государственным таможенным комитетом с Генеральной прокуратурой
Российской Федерации и МВД России.
Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных
дел, а также ведение статистической отчетности по преступности
осуществляют органы внутренних дел.
Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, а также
уголовных дел производится в районных, городских, транспортных
органах внутренних дел. Данные статистических карточек заносятся в
журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших
преступления. Единая форма журнала учета устанавливается
Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России.
Вместо составления статистических карточек допускается перенос
аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной
регистрацией преступления (уголовного дела) в едином журнале учета
преступлений.
Документы первичного учета, зарегистрированные в районных,
городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета,
немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД
республик, краев, областей, городов, автономной области,
автономных округов и УВДТ.
В информационных центрах на основе тех же карточек ведутся в
отдельности по каждому району, городу контрольные журналы учета
преступлений, уголовных дел и лиц, их совершивших.
Эти журналы и карточки служат целям контроля за
своевременностью поступления первичной учетной документации,
подбора отдельных сведений о преступности, результатах
расследования по делу и иным справочным целям.
Информационные центры при обработке статистической информации
могут использовать средства электронно - вычислительной техники
для ведения контрольных журналов на магнитных носителях.
На основе обработки карточек первичного учета в информационных
центрах производится первичное формирование статистической
отчетности по преступности.
Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело
считается учтенным, когда оно внесено в карточку первичного учета
(либо перенесено на магнитные носители), зарегистрировано в
журнале учета преступлений и поставлено на централизованный учет в
информационном центре.
II. Учет преступлений
4. Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором,
следователем или работником органа дознания карточек на выявленные
преступления (форма N 1) по каждому ставшему им известным в
отчетном периоде преступлению, независимо от того, когда эти
преступления имели место и установлены или не установлены
совершившие их лица.
Зарегистрированные территориальными органами преступления,
дела о которых переданы по подследственности в органы военной
прокуратуры или органы контрразведки, с учета в территориальных
органах снимаются и ставятся на учет, соответственно, в органах
военной прокуратуры или органах контрразведки.
Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного
обвинения, учитываются судами. В тех случаях, когда прокурором или
судом признано необходимым возбудить дело и провести
предварительное расследование или дознание, преступления
учитываются органом, производившим расследование или дознание.
5. Карточка на выявленное преступление (форма N 1)
заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела,
направления в суд материалов с протоколом, санкционированным
прокурором в порядке ст. 415 УПК, или вынесения постановления об
освобождении лица от уголовной ответственности с применением к
нему мер общественного воздействия (ст. 10 УПК).
Карточка формы N 1 составляется немедленно и в тех случаях,
когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не
зарегистрированное. В частности, в случаях:
- принятия к производству уголовного дела, возбужденного
судом, а также поступившего из органов контрразведки и военной
прокуратуры;
- освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной
ответственности вследствие акта амнистии без возбуждения
уголовного дела;
- возобновления производства по уголовному делу, ранее
прекращенному со снятием преступления с учета;
- приобщения к расследуемому делу материалов о другом, ранее
не зарегистрированном преступлении, либо дополнительно выявленному
в процессе расследования и ранее не зарегистрированному
преступлению;
- выделения уголовного дела о преступлении из другого дела.
Карточка во всех случаях заполняется и подписывается лицом,
возбудившим уголовное дело либо вынесшим другое постановление об
одном из решений, упомянутых в настоящем параграфе.
В случаях, когда дело возбуждено судом с направлением его для
производства предварительного следствия или дознания, карточку на
выявленное преступление заполняет следователь или работник органа
дознания, принявший дело к производству.
Карточка, заполненная и подписанная следователем (работником
органа дознания), направляется в учетно - регистрационные
подразделения органов внутренних дел.
6. При составлении карточек необходимо исходить из того, что:
1. Учитывается как одно преступление (составляется одна
карточка на выявленное преступление):
а) совершение преступления несколькими лицами в соучастии
(любая форма соучастия, предусмотренная ст. 17 УК);
б) совершение преступления, состоящего из нескольких
преступных действий или посягающих на разные объекты, но по закону
квалифицируемого как одно преступление.
К таким преступлениям относятся: злостное хулиганство,
сопряженное с сопротивлением представителю власти или
представителю общественности, выполняющему обязанности по охране
общественного порядка, или иным гражданам, пресекающим хулиганские
действия (ч. 2 ст. 206 УК); превышение власти, сопровождавшееся
насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими
личное достоинство потерпевшего действиями (ч. 2 ст. 171 УК), и
другие.
Терроризм (ст. 213.3 УК) и разбой (ст. 146 УК) учитываются как
одно преступление только в том случае, если они не сопряжены с
совершением других тяжких преступлений, требующих самостоятельной
квалификации;
в) совершение одного преступного действия, в результате
которого потерпевшими оказываются несколько лиц.
Например: кража из одного помещения (общежития, квартиры)
вещей, ценностей, денег, ценных бумаг и т.п., принадлежащих разным
лицам (жильцам); мошенничество (ст. 147 УК), когда одно лицо
(группа лиц) путем одного преступного действия (обмана или
злоупотребления доверием) завладевает имуществом (деньгами,
ценными бумагами и пр.) или приобретает права на имущество,
принадлежащее нескольким лицам, независимо от их количества и
суммы причиненного им ущерба; нарушение уставных правил
взаимоотношений между военнослужащими (ст. 244 УК), если эти
нарушения осуществлены в отношении группы лиц одновременно либо
объединены единым умыслом или целью;
г) совершение двух или более различных преступлений,
выполненных одним действием (идеальная совокупность); при этом
учитывается наиболее тяжкое преступление.
Например: изнасилование, сопряженное с заражением венерической
болезнью, учитывается как изнасилование;
д) длящееся преступление, т.е. совершение преступления
непрерывно в течение более или менее длительного времени.
К таким преступлениям относится, например, незаконное ношение,
хранение огнестрельного оружия (ст. 218 УК);
е) продолжаемое преступление, т.е. совершение ряда
тождественных преступных действий, связанных между собой единым
умыслом виновного, направленных к общей цели и составляющих в
своей совокупности одно преступление.
Например: истязание (ст. 113 УК), доведение до самоубийства
(ст. 107 УК), присвоение или растрата чужого имущества, вверенного
виновному, а также хищение государственного имущества путем
злоупотребления должностного лица своим служебным положением,
состоящее из неоднократного безвозмездного изъятия имущества,
складывающееся из ряда тождественных преступных действий, имеющих
общую цель незаконного завладения имуществом (ст. 147.1 УК);
сокрытие средств в иностранной валюте, состоящее из
последовательного совершения однородных преступных действий,
составляющих в итоге сокрытие в особо крупных размерах (ч. 2 ст.
162.8 УК); систематическая подделка, изготовление или сбыт
поддельных документов (ст. 196 УК); содержание притонов и
сводничество (ст. 226 УК); развратные действия (ст. 120 УК) и
другие;
ж) преступления, совершенные в виде промысла, т.е. совершение
более двух преступных действий, ставших для лица основным или
дополнительным источником дохода, когда промысел прямо
предусмотрен в диспозиции статьи Уголовного кодекса.
К таким преступлениям относятся: изготовление или сбыт
поддельных денег или ценных бумаг в виде промысла (ч. 2 ст. 87
УК); незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими
промыслами (ст. 163 УК); незаконный промысел котиков и бобров (ст.
164 УК); приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого
преступным путем в виде промысла (ч. 4 ст. 208 УК).
2) Учитываются как два и более преступлений (составляются две
и более карточек на выявленные преступления):
а) лицо (группа лиц) совершило одновременно несколько разных
преступлений, каждое из которых является самостоятельным и
квалифицируется различными статьями Уголовного кодекса (реальная
совокупность).
Например: умышленное убийство, совершенное при терроризме;
умышленное убийство, совершенное при разбойном нападении;
умышленное убийство в процессе изнасилования; умышленное убийство
из хулиганских побуждений и совершение при этом иных хулиганских
действий; умышленное убийство при превышении власти или служебных
полномочий; поджог с целью сокрытия следов другого преступления
(кражи, убийства и т.п.);
б) лицо (группа лиц) совершило в разное время одинаковые
преступления, не связанные единством умысла.
Например: повторно совершенные кражи, грабежи, разбои,
мошенничество, вымогательство; побег из исправительного учреждения
нескольких лиц при отсутствии сговора на групповой побег, когда
все участники действовали независимо друг от друга; одновременное
самостоятельное оставление части или места службы несколькими
лицами при отсутствии сговора на совершение группового
преступления и т.п.;
в) лицо (группа лиц) совершило два (и более) преступления,
квалифицируемых по разным частям одной статьи Уголовного кодекса,
каждое из которых составляет самостоятельное преступление.
Например: лицо совершило изнасилование взрослой женщины, а
затем несовершеннолетней (действия квалифицируются по ч. 1 и ч. 3
ст. 117 УК).
7. Особенности учета некоторых составов преступлений (в
зависимости от конкретных обстоятельств совершенного преступления,
установленных предварительным следствием или дознанием,
составляется одна либо две и более карточек на выявленные
преступления).
а) При учете бандитизма (ст. 77 УК) необходимо иметь в виду,
что организация вооруженных банд, участие в них и в совершаемых
ими нападениях, независимо от количества эпизодов преступной
деятельности банд, учитываются как одно преступление. Однако в
случае совершения бандами тяжких преступлений (ст. 7.1 УК),
требующих дополнительной квалификации преступных последствий
бандитизма, необходимо также учитывать каждое из этих тяжких
преступлений, т.е. наряду с преступлением по ст. 77 УК необходимо
ставить на учет такие преступления, как умышленное убийство (ст.
102 УК), умышленное тяжкое телесное повреждение (ст. 108 УК),
захват заложников (ст. 126.1 УК) и другие тяжкие преступления.
б) При учете взяточничества (ст. ст. 173, 174 и 174.1 УК)
необходимо исходить из следующих обстоятельств:
Получение взяток одним лицом от нескольких лиц, когда эти
деяния охвачены единым умыслом виновного, имеют единую цель либо
носят характер получения взятки в несколько приемов или
систематических поборов, учитываются, независимо от количества
эпизодов, как одно преступление - получение взятки.
Дача взятки одним лицом нескольким лицам, а также неоднократно
одному или нескольким лицам при аналогичных обстоятельствах
учитывается, независимо от количества эпизодов, как одно
преступление - дача взятки.
По этим же принципам учитывается и посредничество во
взяточничестве.
В случаях, когда лицо, давшее взятку, освобождается от
уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 174
УК, его действия не учитываются как преступные.
Если получение взяток от одного и того же лица (нескольких
лиц) носит в каждом конкретном случае самостоятельный характер
(каждая последующая взятка не связана с предыдущей), то
учитываются все выявленные преступления.
Аналогично учитываются дача взятки и посредничество во
взяточничестве.
в) При учете преступлений, связанных с наркотиками (ст. 224
УК), необходимо исходить из того, что действия, совершенные лицом
(группой лиц), учитываются как одно преступление, если
установлено, что это лицо (группа лиц) совершило действия с
наркотиками, то есть изготовляло, приобретало, хранило, перевозило
или пересылало с целью сбыта (или без таковой) либо сбывало
наркотические средства с единым умыслом, независимо от времени
совершения преступления и количества эпизодов преступной
деятельности.
Однако, если некоторые из указанных действий или все действия
совершены абсолютно независимо друг от друга, не связаны между
собой единым умыслом виновного лица (лиц) и носят признаки
повторности, что позволяет квалифицировать его (их) действия по ч.
2 или ч. 4 ст. 224 УК, то каждое из этих действий учитывается как
самостоятельное преступление (то есть должно быть учтено два или
более преступлений).
Хищение наркотических средств и их последующее хранение,
перевозка, пересылка с целью сбыта или без таковой, а равно сбыт
учитываются как два преступления (по ст. 224.1 УК и ст. 224 УК).
Хищение наркотических средств путем разбойного нападения
учитывается как одно преступление (ч.3 ст. 224.1 УК).
Хищение наркотических средств, совершенное вооруженной бандой,
учитывается как два преступления (ст. 77 УК и ст. 224.1 УК).
Незаконное перемещение через таможенную границу Российской
Федерации наркотических средств учитывается как два преступления
(ст. 224 УК и ст. 78 УК).
Посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака
и конопли и незаконное изготовление из них наркотических средств,
их последующее хранение, перевозка, пересылка с целью сбыта или
без таковой, а равно сбыт учитываются как два преступления (ст.
225 УК и ст. 224 УК).
г) При учете вымогательства (ст. 148 УК) необходимо
руководствоваться следующими обстоятельствами:
Вымогательство, совершенное под угрозой оглашения позорящих
сведений о лице или его близких либо под угрозой насилия над лицом
или его близкими (угрозой повреждения или уничтожения их
имущества), сопряженное с угрозой убийства или нанесения тяжких
телесных повреждений, насилием в отношении потерпевшего либо с
повреждением или уничтожением имущества или повлекшее иные тяжкие
последствия, учитывается как одно преступление.
Если при вымогательстве были причинены тяжкие телесные
повреждения, в том числе повлекшие за собой смерть потерпевшего,
или эти действия носили характер мучения или истязания либо
вымогательство было сопряжено с умышленным убийством, а также с
захватом заложника, в связи с чем требуется дополнительная
квалификация содеянного, то необходимо учитывать вымогательство и
иное совершенное преступление.
8. Учету в числе преступлений не подлежат:
а) действие или бездействие, хотя формально и содержащее
признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу
малозначительности не представляющее общественной опасности и
поэтому не являющееся преступлением (ч. 2 ст. 7 УК);
б) действия, решения по которым приняты на основании п. 5 ст.
5 УПК (в отношении лица, не достигшего к моменту совершения
общественно опасного деяния возраста, по достижении которого,
согласно закону, возможна уголовная ответственность).
9. Прокурор, следователь и орган дознания в день возбуждения
уголовного дела, санкционирования прокурором постановления об
освобождении лица от уголовной ответственности с передачей
материалов для применения мер общественного воздействия, а также
протокола в порядке ст. 415 УПК и вынесения иных постановлений,
указанных в 5 настоящей Инструкции, сдают под расписку
заполненные ими карточки в районный, городской, транспортный или
другой орган внутренних дел, который в суточный срок производит
соответствующие записи в журнале учета преступлений, уголовных дел
и лиц, совершивших преступления, и в тот же срок направляет
карточки в информационный центр МВД, ГУВД, УВД или в учетно -
регистрационное подразделение УВДТ <*>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем информационные центры МВД, ГУВД, УВД и учетно
- регистрационные подразделения УВДТ будут именоваться учетно -
регистрационными подразделениями органов внутренних дел.
Учетно - регистрационные подразделения как в районных,
городских, транспортных органах внутренних дел, так и в МВД, ГУВД,
УВД, УВДТ обязаны немедленно учесть все поступившие документы
первичного учета и не вправе откладывать или исключать из учета
такие карточки. Лишь в случае невозможности учесть карточку из-за
ненадлежащего оформления, такая карточка может быть возвращена для
дооформления, с обеспечением контроля за ее дооформлением.
В случае необоснованного выставления карточки надзирающий или
вышестоящий прокурор вправе отменить учет такой карточки.
10. Зарегистрированные преступления подлежат снятию с учета,
если уголовные дела о них прекращены либо вынесен оправдательный
приговор по следующим основаниям:
- за отсутствием события преступления (п. 1 ст. 5 УПК);
- за отсутствием в действиях состава преступления (п. 2 ст. 5
УПК), в том числе за малозначительностью действия (ч. 2 ст. 7 УК);
- в связи с тем, что правонарушитель не достиг к моменту
совершения общественно опасного действия возраста, по достижении
которого согласно закону установлена уголовная ответственность (п.
5 ст. 5 УПК);
- за отсутствием жалобы потерпевшего по делам, которые
возбуждаются не иначе, как по жалобам потерпевших (п. 7 ст. 5
УПК);
- в связи с тем, что в отношении данного лица имеется
вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо
определение или постановление суда о прекращении дела по тому же
основанию, а также неотмененное постановление прокурора,
следователя, органа дознания о прекращении дела по тому же
обвинению (п. 9 и п. 10 ст. 5 УПК);
- в соответствии с п. 11 ст. 5 УПК;
- ввиду того, что лицо во время совершения общественно
опасного действия находилось в состоянии невменяемости.
11. Зарегистрированные преступления подлежат оставлению на
учете в случаях прекращения уголовных дел:
- за истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК);
- вследствие акта амнистии, если он устраняет применение
наказания за совершенное преступление, а также ввиду помилования
(п. 4 ст. 5 УПК);
- в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК);
- при освобождении виновного от уголовной ответственности
вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК);
- вследствие освобождения лица от уголовной ответственности по
основаниям, предусмотренным в ст. ст. 6.1, 6.2, 7, 8, 9 УПК);
- в отношении конкретного лица за недоказанностью его участия
в совершении преступления при наличии события преступления, дело о
котором приостановлено производством.
III. Учет лиц, совершивших преступления
12. Учету подлежат все совершившие преступления лица, в
отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено
обвинительное заключение, либо санкционировано направление
протокола с материалами в суд в порядке ст. 415 УПК, или
санкционирована передача материалов в соответствии со ст. 10 УПК
для применения к ним мер общественного воздействия.
Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых
прекращены либо в возбуждении уголовного дела отказано:
- за истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК);
- вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст. 5 УПК);
- в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК);
- в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК);
- по основаниям, предусмотренным в ст. ст. 6.1, 6.2, 7, 8 и 9
УПК.
Лицо, производившее расследование (либо досудебную подготовку
в порядке ст. 415 УПК), одновременно с направлением дела (либо
материалов досудебной подготовки) прокурору или прекращением дела,
а также лицо, разрешившее материал согласно статье 10 УПК,
заполняет карточку на лицо, совершившее преступление (форму N 2),
подписывает ее и только после этого передает ее в городской,
районный, транспортный или другой орган внутренних дел для
внесения сведений, касающихся этого лица, в журнал учета
преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и
последующего направления в учетно - регистрационное подразделение
органа внутренних дел.
IV. Учет уголовных дел
13. Движение уголовных дел в процессе расследования
учитывается на основании карточек на выявленные преступления
(форма N 1) и на уголовное дело (форма N 3), заполняемых
прокурором, следователем или органом дознания немедленно после
принятия по делу одного из следующих решений:
а) возбуждения уголовного дела;
б) соединения уголовных дел;
в) утверждения прокурором обвинительного заключения,
постановления о направлении дела в суд для применения мер
медицинского характера;
г) передачи дела по подследственности;
д) прекращения дела;
е) приостановления дела;
ж) возобновления производством ранее прекращенного или
приостановленного дела по п. 2 ст. 195 УПК. Преступления,
следствие по которым приостановлено по п. п. 1, 2 и 3 ст. 195 УПК,
снимаются с учета приостановленных не в момент возобновления
следствия, а только по оконченному делу, направленному в суд либо
прекращенному (за исключением случаев прекращения дела на
основании п. 2 ст. 208 УПК);
з) изъятия прокурором дела и передачи его для расследования
другому органу;
и) возвращения дела на дополнительное расследование прокурором
или судом;
к) продления срока расследования;
л) предъявления для ознакомления материалов дела обвиняемому и
его защитнику;
м) выделения в отдельное производство дела в отношении одного
или нескольких обвиняемых.
В случаях принятия прокурором решений, указанных в пп. "д",
"з", "и" данного параграфа, по делам, расследуемым следователями и
органами дознания, карточка формы N 3 составляется лично
прокурором.
14. По окончании расследования или производства дознания по
уголовному делу (вынесении постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела либо составлении протокола в порядке ст. 415 УПК)
следователем или лицом, производящим дознание, составляется
карточка формы N 4 на возмещение материального ущерба и изъятие
предметов преступной деятельности в целом по уголовному делу,
материалу, протоколу.
15. Карточки форм N 3 и N 4 по уголовному делу также сдаются
в горрайорганы внутренних дел и соответствующие органы внутренних
дел на транспорте для внесения необходимых сведений в журнал учета
преступлений уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и
последующего направления в учетно - регистрационное подразделение
органа внутренних дел.
V. Регистрация преступлений, уголовных дел и лиц,
совершивших преступления
16. а) Сведения о возбужденных уголовных делах и их движении
не позднее 24 часов с момента поступления соответствующих карточек
регистрируются в журнале единого учета преступлений, уголовных дел
и лиц, совершивших преступления.
Учетно - регистрационное подразделение органа внутренних дел
для регистрации уголовных дел ежегодно выделяет горрайлинорганам
необходимое количество регистрационных номеров.
Количество выделенных номеров с учетом объема работы
распределяется между органам внутренних дел и органам прокуратуры,
Департамента налоговой полиции и таможенной службы, о чем
сообщается в учетно - регистрационное подразделение горрайоргана.
Следователь органов внутренних дел (работник органа дознания)
одновременно с заполнением карточки на выявленное преступление
получает в учетно - регистрационном подразделении порядковый номер
дела. Следователь прокуратуры получает порядковый номер дела,
принятого им к производству, в прокуратуре. Работники дознания
налоговой полиции и таможенной службы получают номера дел
соответственно - в Департаменте налоговой полиции и органе
Государственного таможенного комитета.
Дела, поступающие для производства расследования из органов
прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы в органы
внутренних дел или из органов внутренних дел, налоговой полиции,
таможенной службы в органы прокуратуры данного района (города),
вторично не регистрируются и оканчиваются производством за
номерами первичной регистрации.
Уголовные дела, поступившие по подследственности из одного
района (города) в другой район (город) той же области (края),
подлежат регистрации.
Таким делам присваивается очередной номер из числа выделенных
данному району (городу).
Уголовные дела, выделенные из других дел, а также поступившие
для производства расследования из органов прокуратуры, внутренних
дел, налоговой полиции и таможенной службы других республик,
краев, областей, а также суда и органов контрразведки,
регистрируются так же, как и вновь возбужденные дела.
Уголовные дела, возобновленные для производства
дополнительного расследования, повторно не регистрируются. Не
подлежат регистрации уголовные дела, поступившие из других органов
для выполнения отдельных требований (допрос, очная ставка и т.д.).
Если уголовные дела объединяются в одно дело в связи с тем,
что преступления совершены одним и тем же лицом, то в основных
карточках формы N 1 делаются соответствующие отметки об
объединении этих дел, но изменения о количестве зарегистрированных
преступлений в отчетность не вносятся.
б) В случае пересылки уголовного дела в другую область, край,
республику для расследования по месту совершения преступления
учетно - регистрационный орган пересылает учетные карточки в
соответствующий учетно - регистрационный орган. Последний ставит
на учет это преступление после выяснения, не отражалось ли оно в
статистической отчетности по итогам отчетного года.
На централизованный учет в текущем отчетном периоде также
должны ставиться и отражаться в соответствующих статистических
отчетах все преступления по возбужденным в предыдущем отчетном
году уголовным делам, поступившим по подследственности из других
районов, областей, краев, республик, где они в связи с этим были
сняты с учета, а в случае возвращения таких дел в тот орган,
который ранее пересылал дело, преступления должны
восстанавливаться на учете в этом органе в тот отчетный период,
когда дело поступило обратно.
В случаях, когда по уголовному делу расследуется несколько
преступлений, совершенных на территории разных областей, краев,
республик, следователь (работник органа дознания), в производстве
которого находится дело, направляет карточки в учетно -
регистрационные подразделения органов внутренних дел
соответствующих областей, краев, республик для постановки
преступлений на учет по месту их совершения (где они ставятся на
учет независимо ни от какой местной нумерации уголовных дел).
в) В случае если хищения в результате объединения ранее
возбужденных дел либо выявления в процессе расследования новых
эпизодов становятся крупными, то они учитываются как одно
преступление. Учет осуществляется в том районе, где это
преступление квалифицировано как крупное, и тем лицом, которое
приняло такое решение.
В случае если до этого в разных районах (городах, областях,
краях, республиках) были учтены отдельные факты хищений как
самостоятельные преступления, ставшие затем составными частями
крупного, то такие преступления с учета снимаются при доказанности
умысла виновного на совершение хищения в крупных размерах.
г) Подлежит учету каждый факт обнаружения поддельных денег или
ценных бумаг. Однако, если в ходе предварительного расследования
установлено, что лицом (группой лиц) совершено изготовление и
(или) сбыт поддельных денег или ценных бумаг, квалифицируемое как
единое преступление, то на учете должно остаться одно
преступление, а все ранее зарегистрированные в качестве
самостоятельных подлежат снятию с учета.
17. а) Преступления регистрируются в журнале на основании
карточек на выявленное преступление (форма N 1) по возбужденным
уголовным делам, санкционированным прокурорами протоколам (ст. 415
УПК), материалам, направленным на рассмотрение общественности без
возбуждения уголовных дел, и по другим основаниям, указанным в 5
настоящей Инструкции.
Сведения о выявленных преступлениях корректируются по данным
карточек о результатах расследования (раскрытия) преступлений
(форма N 1.1) и движении уголовного дела (форма N 3).
б) Сведения о раскрытии преступлений регистрируются только на
основании карточки формы N 1.1 о результатах расследования
преступления.
Эта карточка заполняется при наличии оснований, позволяющих
считать преступление раскрытым, изложенных в настоящем параграфе.
Она заполняется и подписывается лицом, ведущим расследование
преступления, начальником горрайоргана, после чего направляется в
учетно - регистрационные подразделения органов внутренних дел.
Преступление может быть учтено как раскрытое только в случаях,
когда:
1) уголовное дело по обвинению лица, совершившего
преступление, закончено производством и обвинительное заключение
утверждено прокурором или его заместителем с направлением дела в
порядке ст. 217 УПК;
2) лицо, совершившее преступление, установлено, но, с согласия
прокурора, по основаниям, предусмотренным в ст. ст. 6.1, 6.2, 7,
8, и 9 УПК, уголовное дело прекращено с освобождением этого лица
от уголовной ответственности;
3) лицо, совершившее преступление (действие, содержащее
признаки преступления, не представляющее большой общественной
опасности), с согласия прокурора, без возбуждения уголовного дела
освобождено от уголовной ответственности в соответствии со ст. 10
УПК;
4) лицо, совершившее преступление, установлено в процессе
протокольной формы досудебной подготовки материалов и протокол
вместе с материалами с санкции прокурора направлен в суд в порядке
ст. 415 УПК;
5) уголовное дело прекращено с освобождением лица от уголовной
ответственности по основаниям, указанным в ст. 6 УПК, т.е.
вследствие изменения обстановки;
6) уголовное дело прекращено в соответствии с п. п. 3, 4, 8
ст. 5 УПК (за истечением сроков давности, вследствие акта
амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное
деяние или же в отношении умершего).
Задержание или арест подозреваемого в преступлении лица,
применение к нему иных мер пресечения, а также предъявление лицу
обвинения в совершенном преступлении не дает оснований для учета
преступления как раскрытого.
в) Основным критерием раскрываемости преступлений является
количество преступлений, оставшихся нераскрытыми.
Нераскрытым считается такое преступление, уголовное дело по
которому приостановлено по п. п. 1 или 3 ст. 195 УПК (в случае,
когда обвиняемый скрылся от следствия или суда или когда по иным
причинам не установлено его местопребывание, а также в случае
неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве
обвиняемого).
В число нераскрытых преступлений включаются все преступления,
дела о которых впервые приостановлены в данном отчетном периоде,
независимо от времени возбуждения уголовного дела и времени
регистрации данного преступления.
Процент нераскрытых преступлений определяется соотношением
количества нераскрытых преступлений, дела о которых приостановлены
по п. п. 1 и 3 ст. 195 УПК, деленного на сумму количества
расследованных преступлений и количества нераскрытых преступлений,
дала о которых приостановлены по п. п. 1 и 3 ст. 195 УПК,
умноженное на 100.
Примечание. К расследованным преступлениям в данном случае
относятся преступления, уголовные дела по которым направлены в суд
с обвинительным заключением и в порядке ст. 415 УПК прекращены
производством, а также по материалам о которых, с согласия
прокурора, отказано в возбуждении уголовного дела (за исключением
случаев прекращения уголовных дел или отказа в возбуждении
уголовных дел по реабилитирующим основаниям и основаниям,
исключающим уголовную ответственность).
г) При регистрации преступления по уголовному делу прокуратуры
в журнале учета проставляется номер дела с добавлением букв "ПР".
При регистрации преступления, по которому материалы с
протоколом, санкционированным прокурором, в порядке ст. 415 УПК
направлены в суд, в журнале проставляются буквы "ПРТ".
При регистрации преступления без возбуждения по нему
уголовного дела в журнале проставляется номер материала, за
которым он зарегистрирован, с добавлением букв "БВ", а если этот
материал передан общественности прокуратурой, добавляются также
буквы "ПР".
Дополнительно выявленные в процессе расследования преступления
регистрируются в журнале с указанием очередного порядкового номера
записи и номера дела, по которому они выявлены; о том, что это
преступление выявлено дополнительно, в журнале обозначается
добавлением букв "ДП".
18. Сведения о лицах, совершивших преступления, в журнал
регистрации вносятся на основании карточек на этих лиц.
Данные о движении уголовных дел (направление в суд,
прекращение и др.) записываются в журнале с карточек форм N 1.1 и
3.
19. Сведения о решении по делу, переданному в суд, в журналах
регистрации заполняются на основании справок суда.
В целях получения таких справок следователь или работник
дознания, проводивший расследование по делу, при направлении его
прокурору для утверждения обвинительного заключения подшивает в
начале дела на каждого обвиняемого бланк справки с указанием его
анкетных данных по образцу формы N 6.
Эти справки по всем рассмотренным делам, в том числе
расследованным органами прокуратуры, направляются судами в органы
внутренних дел по месту регистрации уголовных дел не позднее
пятидневного срока с момента вступления приговора в законную силу.
Горрайорганы, транспортные отделы внутренних дел и
исправительные учреждения после получения из судов указанных
справок делают необходимые отметки в журнале регистрации и не
позднее 3 суток с момента поступления справок пересылают их в
информационные центры МВД, ГУВД, УВД и учетно - регистрационные
подразделения УВДТ для отражения сведений о решении судов в
контрольных журналах, оперативно - справочных картотеках и
внесения соответствующих корректив в статистическую отчетность.
20. Регистрация преступлений, уголовных дел и привлеченных по
ним лиц на транспорте, а также в исправительных учреждениях
осуществляется в том же порядке, как и в горрайорганах внутренних
дел.
21. По согласованию с прокурорами республики, края, области
(транспортным прокурором) учет преступлений и лиц, их совершивших,
в учетно - регистрационных подразделениях органов внутренних дел
может осуществляться с использованием средств вычислительной
техники и связи. В этом случае показатели документов первичного
учета переносятся на магнитные носители с последующей распечаткой
введенных данных в формате соответствующих статистических
карточек.
Распечатка подписывается лицом, разрешившим материал, протокол
либо осуществляющим расследование по уголовному делу, либо
начальником следственного подразделения (органа дознания) или
лицом, его заменяющим, и подшивается в специальное дело,
формируемое в учетно - регистрационном подразделении.
22. Документы первичного учета преступлений хранятся в учетно
- регистрационных подразделениях органов внутренних дел в течение
одного года после составления на их основе статистической
отчетности о преступности и о лицах, совершивших преступления, при
условии, что по делам, направлявшимся с обвинительным заключением
в суд, поступили справки по форме N 6.
23. Документы первичного учета по нераскрытым преступлениям
(по которым уголовные дела приостановлены по п. п. 1 или 3 ст. 195
УПК) уничтожению не подлежат и хранятся до раскрытия преступления
либо прекращения уголовного дела по основаниям, исключающим
квалификацию действия как преступление.
VI. Указания по составлению документов
первичного учета
24. Заполнение карточек на выявленное преступление и других
документов первичного учета должно производиться разборчиво и без
сокращений, при этом фамилия, имя и отчество лица, совершившего
преступление, записываются печатными буквами. Фамилии лиц,
подписывающих карточку, должны указываться полностью и четко.
Ответы на поставленные в учетных документах вопросы должны
точно соответствовать имеющимся материалам и ясно отражать
существо дела. Исправления и дописки в учетных документах
оговариваются лицами, подписавшими их.
При заполнении карточки на выявленное преступление следует
иметь в виду, что "дополнительной" считается карточка,
составляемая на выявленные в процессе расследования по данному
делу другие, ранее не зарегистрированные преступления, если их
расследование объединено в одном деле. Дополнительная карточка
выставляется в информационное подразделение в течение 24 часов
после предъявления обвинения лицу, совершившему такое
преступление.
Примечание. Если дополнительно выявленное преступление
совершено на территории другого района, города, республики, края,
области, железной дороги, орган, производящий расследование,
направляет карточку в учетно - регистрационное подразделение
органа внутренних дел. Подразделение, получившее такую карточку,
уведомляет об этом орган внутренних дел, на территории которого
преступление совершено, и, если оно ранее не было
зарегистрировано, ставит его на учет.
VII. Контроль
25. Начальники РОВД (ГОВД), следственных отделов (управлений,
отделений, групп) МВД, ГУВД, УВД, органов дознания налоговой
полиции и таможенной службы, районные и городские прокуроры,
начальники следственных отделов, управлений прокуратур областей,
краев, республик отвечают за обеспечение своевременного, точного и
полного заполнения и представления документов первичного учета и
за состояние единого учета преступлений.
Районные, городские и другие прокуратуры на правах районных
осуществляют надзор за тем, чтобы ни одно преступление, о котором
стало известно прокуратуре и органам расследования, не осталось
незарегистрированным и чтобы в учете не искажалось действительное
состояние преступности.
Прокуроры областей, краев, республик, министры (начальники
управлений) внутренних дел, начальники УВДТ, начальники
соответствующих органов Департамента налоговой полиции и
Государственного таможенного комитета обязаны проверять точное
выполнение настоящей Инструкции подчиненными им органами и
должностными лицами, принимать надлежащие меры по сигналам учетно
- регистрационных органов, районных и городских прокуроров,
привлекать в соответствии с законом к ответственности виновных в
сокрытии от учета преступлений и в искажении отчетных данных.
26. Работники органов прокуратуры и органов внутренних дел,
налоговой полиции и таможенной службы, на которых возложена работа
по учету и статистике, обязаны постоянно следить за четким
выполнением требований настоящей Инструкции.
Помощники прокуроров по оперативному учету и статистике,
начальники информационных центров МВД, ГУВД, УВД или их
заместители, учетно - регистрационные подразделения УВДТ и
соответствующие им работники налоговой полиции и таможенной службы
организуют учетно - статистическую работу в нижестоящих органах,
оказывают им в этом практическую помощь и осуществляют контроль за
полнотой учета преступлений, качеством составления первичной
учетной документации и своевременностью ее представления. О всех
недостатках в учете преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших
преступления, указанные должностные лица докладывают
соответствующим руководителям.
Осуществляющие учет работники городских, районных,
транспортных органов внутренних дел обязаны обеспечивать
своевременную регистрацию преступлений, уголовных дел и лиц,
совершивших преступления, проверять правильность составления
документов первичного учета и в установленные сроки направлять их
в соответствующие информационные центры (учетные группы).
Документы первичного учета, предусмотренные настоящей
Инструкцией, подлежат предъявлению прокурору по первому его
требованию.
Отдел статистики и анализа
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
|