УТВЕРЖДАЮ
Председатель Роскомзема
Н.В. Комов
5 декабря 1994 года
ПОЛОЖЕНИЕ
об Управлении государственного контроля
за использованием и охраной земель
1. Общие положения
1.1. Управление государственного контроля за использованием и
охраной земель, именуемое в дальнейшем "Управление, является
структурным подразделением Роскомзема.
1.2. Управление в своей деятельности руководствуется
законодательством Российской Федерации, Земельным кодексом РФ,
Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 года 3% 2162 "Об усилении
государственного контроля за использованием и охраной земель при
проведении земельной реформы", Положением "О порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в
Российской Федерации", утвержденным постановлением Совета
Министров - Правительства РФ от 23 декабря 1993 года М 1362,
приказами, инструкциями и указаниями Роскомзема, а также настоящим
Положением.
1.3. Управление обобщает практику применения законодательства
по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения
по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководству
Роскомзема.
1.4. Управление осуществляет свою работу в соответствии с
планами, утверждаемыми руководством Роскомзема, в тесном
взаимодействии с другими структурными подразделениями Комитета.
2. Основные задачи Управления
Основными задачами Управления являются организация и
осуществление государственного контроля за:
а) использованием и охраной земель, своевременным и
качественным выполнением мероприятий по улучшению земель,
предотвращению и ликвидации эрозии,засоления, заболачивания,
подтопления, зарастания, опустынивания, иссушения, переуплотнения,
захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию
земель;
б) соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и
гражданами земельного законодательства, установленного режима
использования земельных участков в соответствии с теми целями, для
которых они предоставлены;
в) восстановлением плодородия и других полезных свойств земли,
снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при
проведении работ, связанных с нарушением земель.
3. Функции Управления
Для выполнения возложенных задач Управление:
3.1. Организует и координирует работу местных органов
Роскомзема по вопросам государственного контроля за использованием
и охраной земель, соблюдением земельного законодательства.
3.2. Разрабатывает и вносит на утверждение в установленном
порядке указания, инструкции, рекомендации и разъяснения по
нормативно-методическому и организационному обеспечению
государственного контроля за использованием и охраной земельных
ресурсов.
3.3. Оказывает работникам комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству на местах консультативную и методическую помощь по
применению действующего законодательства и других нормативных
актов по вопросам контроля за использованием и охраной земель.
3.4. Принимает меры по устранению выявленных нарушений
земельного законодательства.
3.5. Участвует в планировании мероприятий экономического
стимулирования, направленных на повышение заинтересованности
собственников земли, землевладельцев, землепользователей и
арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите
земель от негативных последствий производственной деятельности.
3.6. Руководит и организует работу по сбору, анализу и
обобщению отчетов о контроле за использованием и охраной земель.
3.7. Участвует в подготовке соответствующего раздела
ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и
использовании земель Российской Федерации.
3.8. Дает заключения и вносит предложения по тематическим
планам научно-исследовательских учреждений по вопросам
использования и охраны земель.
3.9. Организует проведение смотров - конкурсов по охране и
рациональному использованию земель, обобщает их результаты и
распространяет опыт лучшей работы местных органов Роскомзема,
участвует в подготовке конференций, семинаров, совещаний по
вопросам контроля за использованием и охраной земель.
3.10. Разрабатывает совместно с учебными заведениями программы
переподготовки квалификации землеустроительных кадров по профилю
"использование и охрана земель".
3.11. Информирует население о принимаемых мерах по охране
земель.
3.12. Рассматривает заявления граждан и юридических лиц по
вопросам обжалования и опротестования постановлений Комиссий
госкомземов республик в составе Российской Федерации,
комземресурсов краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга по привлечению к административной
ответственности за нарушение земельного законодательства.
3.13. Участвует в пропаганде земельного законодательства и
мероприятий по улучшению использования и охраны земель.
3.14. Обобщает практику применения земельного законодательства
и вносит предложения по его совершенствованию.
3.15. Участвует в подготовке проектов законодательных и других
нормативных актов по вопросам использования и охраны земель.
3.16. Оказывает помощь и консультации местным комитетам по
земельным ресурсам и землеустройству по вопросам, связанным с
осуществлением контроля за использованием и охраной земель.
3.17. Рассматривает жалобы и ходатайства граждан, предприятий,
учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции
Управления.
4. Права и ответственность
4.1. Начальник Управления является заместителем главного
государственного инспектора по использованию и охране земель
Российской Федерации, заместители начальника Управления и
специалисты Управления - инспекторами по использованию и охране
земель Российской Федерации.
4.2. Заместитель главного государственного инспектора по
использованию и охране земель Российской Федерации имеет право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях
земельного законодательства для решения вопроса о привлечении
виновных лиц к ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о
возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного
законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений,
связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также
по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое
строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и
торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических,
лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и
иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного
законодательства, установленного режима использования земель особо
охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению,
заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии,
засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие
почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы
ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим
отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или
частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях,
предусмотренных земельным законодательством;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного
законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие
комиссии для привлечения виновных к административной
ответственности или рассматривать дела о нарушении земельного
законодательства самостоятельно в пределах установленных
законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого
на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда,
на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на
юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда;
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного
удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать
земельные участки, находящиеся в собственности, владении,
пользовании и аренде, а земельные участки. занятые военными,
оборонными и другими специальными объектами, - с учетом
установленного режима их посещения;
ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также
гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам
охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств и ведомств утвержденную в
установленном порядке статистическую отчетность о состоянии
земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для
проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок
выполнения мероприятий по охране земель;
к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по
вопросам изъятия и предоставления земельных участков до
рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем
органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово - кредитные органы
обязательные для исполнения предписания о прекращении
финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации
объектов и других работ в случае их приостановки, а также при
отсутствии Документов, удостоверяющих права на землю;
м) контролировать проведение аукционов, конкурсов, заключение
сделок по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче в аренду
земельных участков и другие операции с землей и вносить
предложения о признании в установленном порядке недействительными
указанные операции, проводимые с нарушением действующего
законодательства.
4.3. Инспектора по использованию и охране земель пользуются
правами заместителя главного государственного инспектора по
использованию и охране земель, указанными в подпунктах "д" (за
исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного
законодательства самостоятельно "с", "и", "м" пункта 4.2.
настоящего Положения.
4.4. Управлению также предоставляется право:
а) представлять Роскомзем при обсуждении вопросов. входящих в
компетенцию Управления, во всех государственных и общественных
учреждениях, предприятиях и организациях, принимать посетителей и
рассматривать заявления, жалобы и предложения трудящихся по
вопросам использования и охраны земель;
б) вносить в установленном порядке предложения о поощрении
работников, отличившихся при выполнении мероприятий по охране
земель, повышению плодородия почв и вовлечению в
сельскохозяйственный оборот новых земель;
в) давать предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам
рекомендации по рациональному использованию и охране земель, а
также разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
г) проверять организацию работы органов госземконтроля на
местах и вносить соответствующие предложения по ее улучшению;
д) участвовать в повышении квалификации специалистов
землеустроительной службы на факультетах повышения квалификации.
4.5. Специалисты Управления несут персональную ответственность
за неправомерные действия в соответствии с действующим
законодательством.
5. Управление возглавляет начальник Управления, который
назначается и освобождается от должности Председателем Роскомзема.
Сотрудники Управления назначаются и освобождаются от должности в
установленном порядке по представлению начальника Управления.
6. Начальник Управления:
- обеспечивает руководство, организует работу Управления,
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
Управление задач и осуществление им своих функций, утверждает
должностные обязанности специалистов Управления;
- разрабатывает и готовит предложения по совершенствованию
государственного контроля за использованием и охраной земель для
рассмотрения их в директивных органах, а также проекты
постановлений коллегии, приказов и указаний Роскомзема, инструкций
и справок по вопросам земельного законодательства и охраны земель;
- организует и координирует работу местных органов Роскомзема
по осуществлению государственного контроля за использованием и
охраной земель;
- представительствует при обсуждении вопросов, входящих в
компетенцию Управления, во всех государственных и общественных
учреждениях, предприятиях и организациях;
- принимает посетителей, рассматривает заявления. жалобы и
предложения трудящихся, дает разъяснения по вопросам, входящим в
компетенцию Управления:
- руководит работой по сбору, анализу и обобщению отчетов о
контроле за использованием земель;
- участвует в проведении занятий на ФПК Московского
Государственного университета по землеустройству.
Начальник Управления Н.И. Калинин
|