ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 25 ноября 1994 г. N 1283 г.Москва
О подписании Меморандума о техническом содействии
Правительства Японии проводимым в Российской Федерации
реформам по переходу к рыночной экономике и Меморандума
о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации
и Правительством Японии по вопросу о присоединении
Российской Федерации к ГАТТ/ВТО
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Одобрить проекты Меморандума о техническом содействии Прави-
тельства Японии проводимым в Российской Федерации реформам по перехо-
ду к рыночной экономике и Меморандума о сотрудничестве между Прави-
тельством Российской Федерации и Правительством Японии по вопросу о
присоединении Российской Федерации к ГАТТ/ВТО (прилагаются).
Разрешить Министерству иностранных дел Российской Федерации по
согласованию с Министерством внешних экономических связей Российской
Федерации вносить в случае необходимости в прилагаемый проект Мемо-
рандума о техническом содействии Правительства Японии проводимым в
Российской Федерации реформам по переходу к рыночной экономике изме-
нения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
Разрешить Министерству внешних экономических связей Российской
Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской
Федерации вносить в случае необходимости в прилагаемый проект Мемо-
рандума о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и
Правительством Японии по вопросу о присоединении Российской Федерации
к ГАТТ/ВТО изменения и дополнения, не имеющие принципиального харак-
тера.
2. Первому заместителю Председателя Правительства Российской Фе-
дерации Сосковцу О.Н. подписать от имени Правительства Российской Фе-
дерации Меморандумы, указанные в пункте 1 настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
Проект
М Е М О Р А Н Д У М
о техническом содействии Правительства Японии
проводимым в Российской Федерации реформам
по переходу к рыночной экономике
Правительство Российской Федерации и Правительство Японии, далее
именуемые Сторонами, договорились осуществлять широкое сотрудничество
в целях достижения успеха проводимых в Российской Федерации реформ по
переходу к рыночной экономике, используя при этом опыт послевоенного
развития японской экономики, а также стремясь обеспечить подготовку
кадров, необходимых в условиях рыночной экономики.
Стороны подтвердили общее мнение о высокой эффективности таких
форм подготовки кадров, как стажировка в Японии российских специалис-
тов с целью изучения современного состояния, опыта и "ноу-хау" япон-
ской экономики, совместная подготовка технико-экономических обоснова-
ний инвестиционных проектов применительно к конкретным объектам, пред-
ставляющим взаимный интерес для Российской и Японской Сторон, а также
направление в Российскую Федерацию японских специалистов для обмена
информацией и проведения деловых встреч со специалистами федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъек-
тов Российской Федерации, непосредственно отвечающими за осуществле-
ние рыночных реформ.
Стороны приветствовали тот факт, что, руководствуясь подписанным
18 апреля 1991 г. Соглашением между Правительством СССР и Правитель-
ством Японии о сотрудничестве в оказании технического содействия ре-
форме по переходу на рыночную экономику в СССР, которое эффективно
используется в деле оказания технического содействия российским ре-
формам, направленным на переход к рыночной экономике, Японская Сторо-
на подтвердила намерение оказывать в период по 31 марта 1995 г. тех-
ническое содействие Российской Федерации по перечисленным ниже нап-
равлениям, а Российская Сторона подтвердила намерение обеспечивать
необходимые условия для беспрепятственного осуществления вышеуказан-
ного технического содействия.
1. Экономическое планирование.
Стороны, исходя из важности разработки и осуществления основных
направлений в области управления экономикой, включая соответствующие
планы экономического развития, для дальнейшего повышения эффективнос-
ти проводимых в Российской Федерации реформ предпримут следующие ша-
ги:
1) Японская Сторона по согласованию с Российской Стороной напра-
вит группу экспертов по вопросам макроэкономической структуры россий-
ской экономики (декабрь 1994 г.);
2) будут осуществлены совместные исследования в таких областях
экономической политики, как макроэкономика, структурные проблемы,
внешняя торговля и система налогообложения;
3) в Японии для российских специалистов будут проведены консуль-
тации по вопросам разработки и реализации планов экономического раз-
вития, статистики и методов анализа экономики, а также состоится об-
мен мнениями между специалистами двух стран (декабрь 1994 г., 5 спе-
циалистов, срок - три месяца);
4) японские эксперты проведут в Российской Федерации семинары по
вопросам экономического планирования и другим основным направлениям
экономической политики в Японии (ноябрь 1994 г., 4 специалиста);
5) как правило, два раза в год в Российской Федерации или Японии
будут проводиться регулярные двусторонние консультации специалистов
по проблемам развития экономик двух стран, а также улучшения инвести-
ционного климата в России и поиску путей расширения инвестиционного
сотрудничества России и Японии (очередные консультации планируются на
март 1995 г.);
6) по взаимному согласованию будут проведены совместные семинары
по следующему перечню вопросов:
ход экономической реформы в Российской Федерации и проблемы ре-
ализации экономических программ Правительства Российской Федерации по
выводу экономики из кризиса. Опыт Японии по реформированию экономики;
законодательная база экономической реформы, ее развитие в усло-
виях экономики переходного периода. Законодательное обеспечение
структурной и институциональной перестройки экономики.
2. Финансовая и кредитно-денежная политика.
Японская Сторона пригласит в ноябре 1994 г. девять российских
специалистов для прохождения стажировки по вопросам финансовой и кре-
дитно-денежной политики.
3. Промышленная политика.
Японская Сторона, сознавая важность структурных преобразований
промышленного комплекса Российской Федерации и учитывая важность со-
действия частным предприятиям, исходя из представления о том, что со-
действие эффективному управлению предприятиями, являющимися основными
структурными единицами экономики, способствует повышению эффективнос-
ти управления экономикой в целом, будет осуществлять нижеследующие
меры:
1) организует для специалистов Государственного комитета Россий-
ской Федерации по промышленной политике стажировку по вопросам разра-
ботки промышленной политики в условиях рыночных отношений, управления
и контроля за деятельностью промышленного комплекса;
2) разработает планы реструктуризации таких предприятий, как
Красноярский металлургический завод и Кузнецкий металлургический ком-
бинат;
3) изучит проекты промышленного сотрудничества, которые предста-
вит Государственный комитет Российской Федерации по промышленной по-
литике, и направит делегацию в Российскую Федерацию с целью рассмот-
рения возможностей инвестирования и организации производства продук-
ции по заказам японских фирм;
4) в целях повышения квалификации персонала промышленных пред-
приятий будет осуществлять прием российских специалистов на стажиров-
ку по вопросам организации производства, маркетинга, повышения качес-
тва продукции и бухгалтерского учета на промышленных предприятиях.
4. Малое и среднее предпринимательство.
Сознавая необходимость ускоренного развития малых и средних
предприятий для осуществляемого в Российской Федерации перехода на
рыночную экономику, положительно оценивая результаты предпринятых
Правительством Японии мер по предоставлению в 1992-1993 годах техни-
ческой помощи в области развития малого предпринимательства в Россий-
ской Федерации, реализованных на основании ранее достигнутых догово-
ренностей между Государственным комитетом Российской Федерации по ан-
тимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Ми-
нистерством внешней торговли и промышленности Японии, и принимая во
внимание заинтересованность Российской Стороны в дальнейшем развитии
сотрудничества в этой области, включая:
повышение квалификации руководителей, специалистов и персонала
малых предприятий, а также сотрудников государственного аппарата, за-
нимающихся вопросами поддержки малого предпринимательства;
объединение усилий в создании специализированной информационной,
технологической, финансовой и консультационной инфраструктуры поддер-
жки малого и среднего бизнеса (центры, фонды, банки, технопарки, кон-
сультационные, обучающие и информационные структуры, лизинговые фирмы
и т.д.);
обмен деловой информацией, необходимой для привлечения японских
инвестиций в экономику Российской Федерации, и в частности в районы
Дальнего Востока и Сибири,
Японская Сторона осуществляет с 1 апреля 1994 г. по 31 марта
1995 г. следующие меры:
1) направит 23 лектора, а также на базе имеющихся в г.Владивос-
токе и г.Москве центров обучения проведет стажировки по вопросам тех-
нологии и управления в следующих областях: менеджмент, рыбное хозяй-
ство, пищевая промышленность, дерево- и металлообработка, высокотех-
нологичные отрасли;
2) пригласит 20 специалистов в области разработки политики в
сфере малого и среднего предпринимательства;
3) направит в Российскую Федерацию 5-6 экспертов по вопросам по-
литики в области малого и среднего предпринимательства для проведения
в г.Москве консультаций по вопросам реализации политики в области ма-
лого и среднего предпринимательства.
5. Приватизация и антимонопольная политика.
Исходя из важности ускорения приватизации государственных пред-
приятий и ликвидации монополий в Российской Федерации и учитывая опыт
командирования групп экспертов, Японская Сторона будет проводить со-
ответствующие консультации по вопросам ликвидации монополий, ускоре-
ния приватизации в таких областях, как транспорт и связь, а также ор-
ганизовывать обмен мнениями между специалистами двух стран по вопро-
сам антимонопольной политики.
6. Система транспорта.
Признавая важную роль создания современной системы транспорта в
деле осуществления реформ по переходу к рыночной экономике в Россий-
ской Федерации, для российских специалистов в Японии будут проводить-
ся стажировки по вопросам эксплуатации и управления железнодорожным
транспортом (ноябрь 1994 г., 12 специалистов, срок - 20 дней), а так-
же в сфере транспорта (январь 1995 г., 12 специалистов, срок - 20
дней).
7. Управление воздушным движением над Сибирью и Камчаткой.
Принимая во внимание тот факт, что техническое содействие в об-
ласти управления воздушным движением будет способствовать обеспечению
безопасности движения воздушных судов над Сибирью и Камчаткой, Япон-
ская Сторона примет российских авиадиспетчеров, а также других специ-
алистов, занимающихся вопросами управления воздушным движением, на
стажировку, которая будет включать посещение объектов, обеспечивающих
безопасность управления воздушным движением, консультации с предста-
вителями управления воздушного транспорта Министерства транспорта
Японии (декабрь 1994 г., 8 специалистов).
8. Регулирование трудовых отношений
и стабилизация занятости.
1) Японию посетит делегация российских специалистов по вопросам
трудовых отношений в составе представителей государственных, профсо-
юзных и предпринимательских кругов для проведения встреч с представи-
телями аналогичных организаций Японии и изучения состояния трудовых
отношений в промышленности (ноябрь 1994 г., 10 специалистов, срок -
12 дней);
2) в Японии будет принята группа российских исследователей, за-
нимающихся изучением вопросов трудовых отношений (февраль 1995 г., 4
специалиста, срок - 30 дней).
9. Повышение производительности труда
на российских предприятиях.
С учетом того, что повышение производительности труда на промыш-
ленных предприятиях является важнейшим условием развития рыночной
экономики, намечены следующие меры:
1) Японская Сторона примет сроком на один или два месяца пред-
ставителей предприятий Российской Федерации для проведения в 14 япон-
ских компаниях различной отраслевой принадлежности стажировки по
внешнеторговым операциям, банковскому делу и другим вопросам (с нояб-
ря по декабрь 1994 г., 31 специалист);
2) Японская Сторона будет активно поддерживать деятельность
японских неправительственных организаций, оказывающих содействие по-
вышению производительности предприятий Российской Федерации, главным
образом в таких формах, как прием стажеров (57 специалистов с 1 апре-
ля 1994 г. по 31 марта 1995 г.);
3) по линии японских неправительственных организаций будут про-
водиться консультации специалистов и прием стажеров в области внешне-
торговых операций и в других областях (февраль-март 1995 г., до 10
специалистов);
4) по рекомендации Государственного комитета Российской Федера-
ции по промышленной политике на российских предприятиях будут прове-
дены консультации по вопросам менеджмента.
10. Топливно-энергетический комплекс.
Японская Сторона, учитывая важность реформирования российского
топливно-энергетического комплекса как составной части общей програм-
мы перехода экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а
также значение двустороннего и многостороннего сотрудничества в об-
ласти энергетики, осуществляемого на взаимовыгодной основе и в кон-
тексте целей и положений Европейской энергетической хартии, а также
принимая во внимание роль нефтегазового сектора в топливно-энергети-
ческом комплексе и в целом в экономике Российской Федерации, выражает
большую заинтересованность в развитии нефтегазовых месторождений на
шельфе острова Сахалин.
Японская Сторона рассмотрит возможность оказания необходимого
содействия в проведении геолого-разведочных работ в Сибири и других
регионах Российской Федерации.
Японская Сторона организует стажировку в Японии российских спе-
циалистов в области нефтепереработки, а также в области добычи и пе-
реработки угля.
11. Связь.
Японская Сторона, исходя из понимания, что эффективное развитие
средств связи является неотъемлемым условием проведения в Российской
Федерации реформ, направленных на переход к рыночной экономике, наме-
рена и в дальнейшем продолжать осуществление технического сотрудни-
чества в этой отрасли. В Японию будут приглашены руководящие работни-
ки Министерства связи Российской Федерации и организаций, занимающих-
ся связью, для стажировки по вопросам политики в области связи, мето-
дов управления и контроля на уровне предприятий в условиях рыночной
конкуренции (ноябрь-декабрь 1994 г., 9 специалистов). 12. Медицина.
Японская Сторона, сознавая необходимость мер по социальной защи-
те населения и особую важность медицинского обслуживания в процессе
осуществления рыночных преобразований в Российской Федерации, намере-
на оказывать надлежащую поддержку развитию сотрудничества между соот-
ветствующими организациями обеих Сторон.
13. Таможенная служба.
Японская Сторона в соответствии с просьбой таможенных властей
Российской Федерации, а также исходя из понимания эффективности ис-
пользования дрессированных на поиск наркотиков собак для контроля за
перемещением запрещенных лекарственных средств, организует стажировку
в Японии для сотрудников таможенной службы Российской Федерации из
дальневосточного региона с целью изучения методики дрессировки (фев-
раль 1995 г., 3 специалиста, 14 дней).
14. Местная администрация.
С учетом расширения прав на местах и повышения роли местных ад-
министраций в системе социального обеспечения в условиях происходяще-
го по мере проведения приватизации отделения объектов социального
обеспечения от предприятий в Японии для представителей Министерства
Российской Федерации по делам национальностей и региональной полити-
ке, а также сотрудников органов местного самоуправления в Российской
Федерации будет осуществлена стажировка, в том числе по вопросам ор-
ганизации, полномочий и бюджета японских органов местного самоуправ-
ления и определяющего их функции законодательства (декабрь 1994 г.,
15 специалистов, срок - 14 дней).
За Правительство
Российской Федерации
За Правительство
Японии
Токио, " " ноября 1994 г.
Проект
М Е М О Р А Н Д У М
о сотрудничестве между Правительством Российской
Федерации и Правительством Японии по вопросу о
присоединении Российской Федерации к ГАТТ/ВТО
Правительство Российской Федерации и Правительство Японии, осно-
вываясь на документах, подписанных в ходе визита Президента Россий-
ской Федерации Ельцина Б.Н. в Японию в октябре 1993 года,
подтверждая важность успешного осуществления проводимых в Рос-
сийской Федерации реформ, ускорения интеграции Российской Федерации в
многостороннюю торгово-экономическую систему в качестве полноправного
партнера,
руководствуясь обоюдным намерением сбалансированно расширять от-
ношения между двумя странами в целом,
подтверждая свою приверженность положениям Коммюнике встречи на
высшем уровне в г.Неаполе от 9 июля 1994 г., в котором выражено наме-
рение сотрудничать в деле присоединения Российской Федерации к Гене-
ральному соглашению по тарифам и торговле в целях ускорения интегра-
ции Российской Федерации в мировую экономику и дальнейшего улучшения
доступа российских товаров на рынки основных промышленно развитых
стран,
учитывая, что Российская Федерация ведет переговоры по присоеди-
нению к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, имея конечной
целью войти в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника,
выражают стремление к дальнейшему развитию сотрудничества между
Российской Федерацией и Японией по вопросу вступления Российской Фе-
дерации в ГАТТ/ВТО и договорились о нижеследующем:
1. Правительство Японии выражает готовность оказывать техничес-
кое содействие Правительству Российской Федерации, включая предостав-
ление необходимой информации и консультационных услуг, проведение
стажировок по проблемам, связанным со вступлением Российской Федера-
ции в ГАТТ/ВТО.
2. Правительство Российской Федерации подтверждает свое стремле-
ние предпринимать дальнейшие усилия по совершенствованию внутренней
законодательной базы и системы регулирования внешних экономических
связей с учетом правил и требований ГАТТ/ВТО.
3. Правительство Российской Федерации приветствует результаты
проведенных российско-японских консультаций по вопросам технического
содействия, подтверждает полезность дальнейшего обмена мнениями по
вопросам вступления Российской Федерации в ГАТТ/ВТО и высоко оценива-
ет намерение Правительства Японии принять в 1995 году в Японии специ-
алистов Российской Федерации для прохождения стажировок.
Обе Стороны отметили важность двустороннего сотрудничества в це-
лях развития международной торговли и выразили намерение продолжать
усилия в этом направлении.
За Правительство
Российской Федерации
За Правительство
Японии
Токио, " " ноября 1994 г.
|