ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 21 ноября 1994 г. N П-3-8-34
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ С ГРАЖДАНАМИ,
УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ
Процесс сокращения Вооруженных Сил приводит на рынок труда
большое количество лиц, уволенных с военной службы. По данным
Министерства обороны РФ в 1993 году было уволено более 100 тыс.
офицеров, прапорщиков и мичманов. Планом на 1994 год предусмотрено
уволить из армии и флота почти 90 тыс. человек, из них около 40%
офицеров без права на пенсию. Более 85% уволенных офицеров - лица
в возрасте до 45 лет. Это наиболее активный, трудоспособный
контингент, ищущий работу и желающий трудоустроиться с учетом
имеющейся квалификации или пройти обучение по избранной
гражданской специальности.
Органами службы занятости в течение 1993 - 1994 гг. накоплен
определенный положительный опыт в работе по трудоустройству и
профессиональному обучению граждан, уволенных с военной службы.
В практику деятельности органов службы занятости все активнее
входит программный, плановый подход в работе с этой категорией
граждан. Ряд краевых, областных органов службы занятости совместно
с территориальными органами других министерств и ведомств активно
участвуют в реализации целевых программ, утвержденных
постановлениями Правительства РФ (г. г. Москва и Санкт-Петербург,
Московская, Ленинградская, Самарская, Иркутская, Новосибирская,
Свердловская области и др.). В ряде регионов органами службы
занятости совместно с органами военного управления и местной
исполнительной власти разработаны и реализуются отдельные планы
мероприятий по социальной защите лиц, уволенных с военной службы
(Республики Кабардино-Балкария и Марий Эл, Калужская, Московская,
Пермская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Ярославская области,
г. Санкт-Петербург и др.).
Во многих регионах Российской Федерации органами службы
занятости серьезное внимание уделяется проблемам профессионального
обучения уволенных военнослужащих. Наиболее активно эта работа
проводится в г. Санкт-Петербурге, Московской, Ульяновской,
Ростовской, Калининградской областях, Краснодарском крае. В этих
регионах за 6 месяцев 1994 года направлено на профобучение от 20
до 50% этой категории граждан, признанных безработными.
Характерной направленностью профобучения граждан, уволенных с
военной службы, является обучение их основам предпринимательства и
самозанятости. В ряде регионов России органы службы занятости
проводят работу по созданию условий бывшим военнослужащим в
открытии собственного дела (Ярославская, Самарская, Московская,
Оренбургская, Калужская, Свердловская области и др.).
Анализ работы органов службы занятости за 1993 год и первое
полугодие 1994 года, а также проведенные проверки позволяют
сделать вывод о том, что на местах сложилась определенная система
в работе с гражданами, уволенными с военной службы. Более
разнообразными и мобильными стали формы и методы работы,
повысилась ее эффективность и целенаправленность, улучшилось
взаимодействие с местными исполнительными органами, воинскими
частями, военными комиссариатами, общественными объединениями
офицеров запаса, ветеранов Вооруженных Сил.
Межведомственная комиссия по социальным вопросам
военнослужащих и членов их семей на своем заседании 28 сентября
1994 года, рассмотрев вопрос о работе государственной службы
занятости по обеспечению трудоустройства и профессионального
обучения граждан, уволенных с военной службы, также отметила
положительные сдвиги в этой работе. Этому во многом способствовало
принятие ряда нормативно-правовых актов, введение в органах службы
занятости должностей специалистов по работе с данной категорией
граждан.
Вместе с тем, анализ свидетельствует, что в органы службы
занятости за содействием в трудоустройстве и профобучении
обращается только около 10% от общего количества уволенных
военнослужащих. Так, в целом по Российской Федерации в первом
полугодии 1994 года в органы службы занятости обратилось около
4 тыс. граждан, уволенных с военной службы, из них 40%
трудоустроено без дополнительной переподготовки, около 500 человек
направлено на профессиональное обучение. В ряде регионов органы
службы занятости за этот период не направили на обучение ни одного
уволенного военнослужащего (Псковская, Владимирская, Костромская,
Астраханская области, Чувашская, Удмуртская Республики, Алтайский
край и др.).
Одной из причин такого положения, в том числе, недостаточных
объемов профобучения является отсутствие налаженной
профконсультационной работы с военнослужащими перед увольнением с
военной службы.
Совместное письмо Минобороны и ФСЗ России (сентябрь 1993 года)
определило задачи органам службы занятости в этом направлении,
однако работа разворачивается пока медленно.
В целях усиления контроля за работой с гражданами, уволенными
с военной службы, Приказом ФСЗ России от 06.05.94 N 60 установлена
регулярная отчетность органов занятости (за полугодие и по итогам
года) по трудоустройству и профессиональному обучению офицеров,
прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы.
Однако, отдельные органы службы занятости необходимые сведения
за первое полугодие 1994 года в Федеральную службу занятости не
представили (Тюменская, Магаданская области, Республика Калмыкия).
С целью улучшения работы с гражданами, уволенными с военной
службы, увеличения объемов их профессионального обучения считаем
необходимым провести следующие мероприятия:
1. Завершить до конца текущего года введение в органах службы
занятости должностей специалистов по работе с гражданами,
уволенными с военной службы. Обеспечить приоритетное использование
на этих должностях офицеров запаса, имеющих опыт работы с
военнослужащими и членами их семей.
2. Проанализировать ход и организацию работы по проблемам
трудоустройства и профобучения граждан, уволенных с военной
службы. Изучить причины недостаточной активности их обращения за
содействием в органы службы занятости, принять необходимые меры по
улучшению создавшегося положения.
Итоги анализа и принятые меры отразить в годовом отчете о
работе органа службы занятости за 1994 год.
3. В дополнение к Приказу ФСЗ России от 06.05.94 N 60 при
составлении статистических данных учитывать не только офицеров,
прапорщиков и мичманов, но и всех военнослужащих, уволенных с
военной службы. При этом показатели по пунктам 1 - 6 Приказа
указывать дробью, где: числитель - всего граждан, уволенных с
военной службы, знаменатель - в том числе офицеры, прапорщики,
мичманы и лица, проходившие военную службу по контракту. В этом
случае все цифровые показатели должны соответствовать аналогичным
показателям формы 1-т (трудоустройство) и приложениям к ней.
4. Совместно с местными органами исполнительной власти,
военного управления, социальной защиты, управления образованием и
другими заинтересованными структурами разработать на 1995 год
планы мероприятий по усилению социальной защиты граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей. Предусмотреть в них решение
проблем по обеспечению занятости, профобучению, развитию
предпринимательства данной категории граждан, а также источники
финансирования этой работы. Активизировать работу по организации
упреждающего профконсультирования военнослужащих перед увольнением
с военной службы.
------------------------------------------------------------------
|