МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 1994 г. N 09-12/144-94
В связи с поступающими запросами по формированию системы
нотариата Министерство юстиции Российской Федерации считает
необходимым разъяснить следующее.
1. В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате орган юстиции совместно с нотариальной
палатой должен определить количество должностей нотариусов в
каждом нотариальном округе.
По имеющимся в Министерстве юстиции Российской Федерации
сведениям, в большинстве регионов численность нотариусов не
установлена до настоящего времени. Отсутствие определенности в
этом вопросе порождает конфликтные ситуации между органами юстиции
и нотариальными палатами, что препятствует достижению
взаимопонимания в разрешении проблем, отнесенных законодательством
к совместной компетенции.
Во исполнение требования закона органам юстиции предлагается
совместно с нотариальными палатами до 01.12.94 установить
численность нотариусов в каждом нотариальном округе. При этом
должна быть определена как общая численность нотариусов, так и
конкретное число частнопрактикующих нотариусов и нотариусов,
работающих в государственных нотариальных конторах. Такое четкое
разграничение необходимо для обеспечения финансирования
государственных нотариальных контор с определенной штатной
численностью, средства на содержание которых должны быть
предусмотрены при составлении бюджета.
При определении численности нотариусов основным критерием
должна быть реальная потребность данного региона в определенном
количестве нотариусов, способных обеспечивать надлежащее
нотариальное обслуживание.
В связи с этим представляется нецелесообразным при
значительном количестве частнопрактикующих нотариусов сохранять
штатную численность нотариусов в государственных нотариальных
конторах, установленную до принятия Основ законодательства
Российской Федерации о нотариате.
Решение должно быть оформлено протоколом совместного заседания
органа юстиции и правления нотариальной палаты, на основании
которого органом юстиции издается приказ об определении штатной
численности.
Количество должностей нотариусов и их соотношение
(государственных и частнопрактикующих) может устанавливаться как
на определенный период, так и на неопределенный. По мере
необходимости, в связи с изменением ситуации, такие соглашения
могут пересматриваться и устанавливаться новые цифры.
2. Штатная численность нотариусов, работающих в
государственных нотариальных конторах, должна соответствовать
количеству государственных нотариальных контор (т.е. количество
нотариусов, как минимум, не может быть меньше, чем количество
нотариальных контор), в противном случае вопрос должен быть решен
только в совокупности с решением Министерства юстиции Российской
Федерации об упразднении соответствующих нотариальных контор в
установленном порядке.
Если в регионе все нотариусы перешли на частную практику, т.е.
фактически осуществлен полный переход от государственных
нотариальных контор к частным, и практика показала, что
необходимости в пополнении государственных нотариальных контор
нет, то органу юстиции совместно с нотариальной палатой надлежит
подготовить мотивированное представление в Министерство юстиции
Российской Федерации об упразднении государственных нотариальных
контор. В представление, в частности, должны быть включены данные
об удовлетворении в полном объеме физических и юридических лиц
нотариальными услугами, о механизме освобождения от уплаты тарифов
(частично или полностью) той категории граждан, на которых
распространяются льготы по уплате государственной пошлины.
Представление должно быть согласовано с администрацией субъекта
Федерации.
3. Замещение вакантных должностей нотариусов, как в
государственных конторах, так и в частнопрактикующих, должно
производиться в соответствии со ст. 12 Основ законодательства
Российской Федерации о нотариате на основании рекомендации
нотариальной палаты, на конкурсной основе из числа лиц, имеющих
лицензии. В тех же случаях, когда число претендентов на замещение
вакантных должностей не превышает количества вакантных должностей,
т.е. не возникает необходимого условия конкурса - отбор лучших
участников, палата, исходя из того, что каждый претендент имеет
документальное подтверждение о его соответствии замещаемой
должности в виде лицензии, вправе отклонить кандидатуру только в
том случае, если располагает достоверными сведениями, не
позволяющими претенденту занять вакантную должность. К таким
обстоятельствам можно отнести сведения об осуждении претендента за
совершение умышленного преступления, нахождение его под
следствием, ограничение его дееспособности или признание
недееспособным в установленном законом порядке, а также наличие
сведений о том, что ранее данное лицо было лишено полномочий на
совершение нотариальных действий.
При отсутствии конкурса на замещение вакантных должностей
рекомендацию (согласие) или отказ в рекомендации нотариальная
палата должна в письменном виде дать органу юстиции и сообщить об
этом лицу, подавшему заявление не позднее 10 дней после подачи
заявления о замещении вакантной должности нотариуса. При отказе в
рекомендации нотариальная палата сообщает органу юстиции
основания, по которым было принято решение об отказе. Для органа
юстиции решение нотариальной палаты носит рекомендательный
характер, поэтому при наличии негативной информации о предложенной
кандидатуре орган юстиции вправе отказать в назначении на
должность нотариуса либо отложить назначение до проверки имеющихся
сведений. О таком решении орган юстиции информирует нотариальную
палату в письменном виде не позднее 10 дней после внесения
рекомендации с указанием причин, послуживших основанием для
принятого решения.
4. Назначение производится органом юстиции на конкретную
должность либо нотариуса в конкретной государственной конторе,
либо нотариуса, частнопрактикующего в определенном нотариальном
округе. В дальнейшем переход с одной должности на другую - из
государственной нотариальной конторы на частную практику или с
частной практики в государственную нотариальную контору - может
быть произведен только на общих основаниях - через участие в
конкурсе. Подпункт "б" пункта 5 Постановления Верховного Совета
Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ
законодательства Российской Федерации о нотариате" не может быть
применен к лицам, принятым на должность нотариуса после принятия
Основ, поскольку Постановление о порядке введения в действие
нормативного акта распространяется только на лиц, являющихся на
момент принятия закона субъектами правоотношений, регулируемых
этим нормативным актом.
5. В целях упорядочения деятельности частнопрактикующих
нотариусов, а также в целях обеспечения возможности нотариальным
палатам осуществлять контроль за исполнением нотариусами,
занимающимися частной практикой, профессиональных обязанностей
предлагается лицам, назначаемым на должность частнопрактикующего
нотариуса, в заявлении о назначении указывать режим их работы по
приему граждан и юридических лиц. Указанный в заявлении режим
работы должен быть согласован с нотариальной палатой и отражен в
приказе органа юстиции о назначении на должность нотариуса,
занимающегося частной практикой.
* * *
В исполнение данного письма органам юстиции надлежит до
01.01.95 представить в Министерство юстиции Российской Федерации
информацию о количестве должностей нотариусов (отдельно
частнопрактикующих и в государственных нотариальных конторах),
установленном совместным решением органа юстиции и нотариальной
палатой.
Заместитель Министра
А.М.СТЕПАНОВ
|