ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ) ПРИ ГОСКОМИМУЩЕСТВЕ РОССИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 1994 г. N ВГ-03/2426
Федеральное управление по делам о несостоятельности
(банкротстве) направляет разъяснения по некоторым вопросам,
поступившим из территориальных агентств, возникающим в процессе
реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве)
предприятий.
Заместитель
Генерального директора
Федерального управления
по делам о несостоятельности
(банкротстве)
В.ГОЛУБЕВ
Приложение
1. Вправе ли налоговые органы продолжать безакцептное списание
денежных средств, поступающих в результате взимания дебиторской
задолженности и продажи имущества, на счета предприятия -
должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации?
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О
несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона),
осуществляемая в процессе конкурсного производства ликвидация
предприятия - должника проводится как в форме принудительной
ликвидации по решению арбитражного суда, так и в форме
добровольной ликвидации на основании совместного решения
руководителя предприятия - должника и кредиторов, утвержденного
собственником (собственниками) предприятия - должника. Открытие
конкурсного производства для предприятия - должника влечет за
собой последствия, предусмотренные статьей 18 Закона. С момента
открытия конкурсного производства все претензии имущественного
характера к предприятию - должнику могут быть предъявлены только в
рамках конкурсного производства. Требования кредиторов
удовлетворяются в соответствии с порядком и очередностью,
установленной статьей 30 Закона.
По смыслу Закона перечень и содержание указанных последствий
как для предприятий - должников, ликвидируемых принудительно, так
и для предприятий - должников, ликвидируемых добровольно, различий
не имеет. Однако из п. 3 статьи 51 Закона следует, что требования
привилегированных кредиторов, а к их числу относится и налоговая
инспекция, могут быть удовлетворены за счет имущества предприятия
- должника после назначения конкурсного управляющего. Отсюда
налоговые органы, как правило, делают вывод якобы о правах
внеконкурсного погашения задолженности по платежам в бюджет и,
следовательно, правомерности продолжения безакцептного списания
ими денежных средств со счетов предприятия - должника,
находящегося в процессе добровольной ликвидации.
По мнению Федерального управления подобные действия налоговых
органов противоречат нормам гражданского законодательства и
законодательства о банкротстве. В соответствии со статьей 30
Закона требования налоговых органов по погашению задолженности по
обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды
удовлетворяются в третью очередь после покрытия расходов,
указанных в п. 1 этой статьи, и полного погашения требований
кредиторов первой и второй очередей. Из п. 2 статьи 1 Основ
гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик также
следует, что при ликвидации юридического лица требования по
внесению платежей в бюджеты не могут быть удовлетворены раньше
расчетов кредиторами предшествующей очереди.
Таким образом, с момента утверждения собственником
(собственниками) совместного решения руководителя предприятия -
должника и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия -
должника безакцептное списание денежных средств с его счетов
должно быть прекращено.
2. Обязательна ли публикация официального объявления о
добровольной ликвидации предприятия - должника, находящегося в
областной и муниципальной собственности, в "Вестнике Высшего
арбитражного суда Российской Федерации"?
В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "О
несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона)
публикация официального объявления о добровольной ликвидации
предприятия - должника в "Вестнике Высшего арбитражного суда
Российской Федерации" обязательна. По смыслу Закона данная
публикация преследует цель уведомить о ликвидации предприятия -
должника всех его возможных кредиторов, местонахождение которых
может быть самым обширным, и тем самым предоставить возможность
предъявления ими своих претензий. Поэтому Закон не предусматривает
каких-либо исключений из этого правила зависимости от формы
собственности предприятия - должника.
Важно также отметить, что Закон связывает с фактом публикации
наступление ряда правовых последствий, например, начало отсчета
двухмесячного срока для предъявления претензий кредиторов к
должнику.
Невыполнение требований Закона об опубликовании объявления о
добровольной ликвидации предприятия - должника может стать
основанием для признания действий, связанных с его ликвидацией,
недействительными.
3. Решением арбитражного суда предприятие было признано
несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное
производство. Собрание кредиторов приняло решение о продаже
имущества (активов) этого предприятия целиком (единым
имущественным лотом) по конкурсу с последующей ликвидацией его
статуса юридического лица. При этом хозяйственную деятельность
предприятия в процессе конкурсного производства прекращать не
предполагается.
Правомерны ли требования налоговых органов о внесении
предприятием в порядке, установленном для нормально
функционирующих предприятий, обязательных платежей в бюджет и
внебюджетные фонды, поскольку предприятие не прекратило своей
хозяйственной деятельности?
Указанное требование налоговых органов не может быть признано
правомерным по следующим основаниям:
Решение арбитражного суда о признании предприятия
несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства в
соответствии со статьями 10 и 16 Закона Российской Федерации "О
несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона)
является решением о его принудительной ликвидации. С момента
вступления указанного решения в законную силу предприятие
считается находящимся в процессе ликвидации.
Законодательством Российской Федерации не установлена
обязательность прекращения хозяйственной деятельности предприятия,
в отношении которого принято решение о признании его
несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.
Напротив, в соответствии со статьей 21 Закона конкурсный
управляющий выполняет функции управления предприятием - должником
(т.е. обязан по возможности обеспечить нормальное функционирование
предприятия - должника). Данное требование к управляющему
подтверждено также статьей 30 Закона, которая предусматривает
внеочередной порядок погашения расходов, связанных с продолжением
функционирования предприятия - должника в процессе конкурсного
производства.
Таким образом, фактическое продолжение хозяйственной
деятельности предприятия после открытия конкурсного производства
не дает юридических оснований для изменения особого правового
режима исполнения любых его обязательств, в том числе и налоговых.
В соответствии со статьей 18 Закона с момента признания
предприятия несостоятельным (банкротом) все претензии
имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в
рамках конкурсного производства. Передача либо иное отчуждение
имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение
дано собранием кредиторов), а также погашение его обязательств
запрещается. Требования кредиторов, предъявленные в рамках
конкурсного производства и признанные в установленном порядке,
удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной
статьей 30 Закона.
В соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий
формирует конкурсную массу и согласно статьям 32, 34 Закона
осуществляет продажу имущества предприятия - должника. После
продажи имущества предприятия - должника конкурсный управляющий
осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии со статьями 30,
35 Закона. Иной порядок распределения имущества предприятия,
признанного арбитражным судом несостоятельным (банкротом), и
средств, вырученных от продажи указанного имущества, не только не
предусмотрен, но прямо запрещен статьей 47 Закона, в соответствии
с которой кредитор, соглашающийся на предпочтительное
удовлетворение его требований в ущерб другим кредиторам,
совершает действия, квалифицируемые как неправомерные действия
кредитора.
Также необходимо учесть, что согласно статье 18 Закона с
момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия
решения об открытии конкурсного производства прекращается
начисление пени и процентов по всем видам задолженности
предприятия - должника (в т.ч. и задолженности по платежам в
бюджет и внебюджетные фонды).
|