ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 1994 г. N ВГ-6-02/398
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ПОЛНЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ
В БЮДЖЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Анализ отчетных данных и поступившей с мест информации, а
также итоги проведенных в августе, сентябре т. г. в г. г. Кемерово
и Нижнем Новгороде региональных совещаний с руководителями
налоговых инспекций показали, что налоговые органы настойчиво
проводят работу по выполнению приказа Госналогслужбы России от
04.01.94 N ВГ-3-02/1, решений коллегии от 20 мая и 10 августа
текущего года и других документов Госналогслужбы России о
повышении эффективности контроля за своевременным и полным
поступлением в бюджет платежей за природные ресурсы.
Вопросы выполнения вышеуказанных приказа и решений коллегии
Госналогслужбы России, состояния организации контроля за
своевременным и полным поступлением в бюджет платы за недра, землю
и другие природные ресурсы рассмотрены большинством
государственных налоговых инспекций на расширенных коллегиях с
привлечением налоговых органов городов и районов, выработаны
конкретные организационно-методические и практические меры по
повышению уровня работы, укреплению этого специфического и
сложного участка работы квалифицированными кадрами.
В условиях значительного спада производства, кризисного
положения по взаимным расчетам многие налоговые инспекции успешно
находят пути по повышению эффективности контроля, тесному
взаимодействию в работе с налоговой полицией, банками, другими
контрольными органами и обеспечению глубоких проверок
налогоплательщиков, оказанию их экономическим службам
квалифицированной методологической помощи, и добились за последнее
время стабильного роста поступления в бюджет платы за недра, землю
и другие природные ресурсы, включая акцизы на природный газ, нефть
и газовый конденсат.
Так, в целом по Российской Федерации за третий квартал т. г.
ежемесячный прирост поступивших в бюджет платежей составил:
- по плате за право пользования недрами и отчислениям на
воспроизводство минерально-сырьевой базы - 22,3 процента,
- по акцизам на природный газ, нефть и газовый конденсат -
16,4 процента.
По двадцати пяти субъектам Российской Федерации на 1 октября
по сравнению с 1 сентября т. г. сокращена недоимка по платежам в
бюджет за природные ресурсы, включая акцизы на природный газ,
нефть и газовый конденсат в среднем на 27,3 процента.
Особенно значительного снижения недоимки по платежам за
природные ресурсы добились налоговые органы Тюменской (94%),
Ярославской (68%), Астраханской (46%), Сахалинской (40%) областей,
Республики Тува (97%) и Эвенкийского автономного округа (54%).
Однако ряд налоговых инспекций все еще недостаточно уделяет
внимание укреплению этого участка работы, улучшению организации и
повышению эффективности проверок предприятий, добывающих
минеральное сырье, полноте и своевременности уплаты платежей за
природные ресурсы, выполнению доходов бюджетов по этим налогам.
По состоянию на 1 октября 1994 года поступило платежей за
природные ресурсы менее трети суммы, прогнозируемой в бюджетах на
этот период, по Саратовской, Свердловской, Оренбургской областям,
Красноярскому и Хабаровскому краям, по республикам Башкортостан,
Татарстан и Удмуртской республике, Ханты-Мансийскому и
Ямало-Ненецкому автономным округам и другим субъектам Российской
Федерации.
Особенно критическая ситуация сложилась с поступлением в
бюджет акцизов на природный газ, хотя структурные подразделения
РАО "Газпром" по сравнению с другими отраслями имеют более
стабильное производственное и финансовое состояние.
Федеральным бюджетом на 1994 год предусмотрено поступлений
акцизов по природному газу в сумме 2244 млрд. рублей, фактически
за 9 месяцев текущего года поступило только 573 млрд. рублей, или
менее 26 процентов.
При такой ситуации некоторые налоговые инспекции не принимают
практических и действенных мер по работе с плательщиками по
наращиванию темпов роста поступлений в бюджет этого налога и
исправлению сложившегося положения, а наоборот допустили резкое
снижение сумм поступлений в бюджет акциза за природный газ.
Если за II квартал т. г. в целом по Российской Федерации
поступило акциза на природный газ 252 млрд. рублей, то за III
квартал - только 216 млрд. рублей, или меньше на 14,3%; такого
сокращения не допущено ни по одному налогу.
Наибольшее снижение за этот период допустили плательщики
республики Башкортостан - 19,8%, Свердловской области - 61,6%,
Московской области - 42,6%, г. Москвы - 48%, а по Оренбургской
области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам за
III квартал акцизы на природный газ вообще не поступали.
Анализ показывает, что отдельные территории, имея примерно
равные экономические условия, допускают резкое отклонение в уплате
указанного налога в бюджет, что видно из следующего сопоставления:
Фактически поступило в (млрд. руб.)
-------------------T------T---------------T----T-------T----------
¦II кв.¦III кв. в т. ч.¦июле¦августе¦ сентябре
-------------------+------+---------------+----+-------+----------
Свердловская обл. ¦ 9,6 ¦ 3,7 ¦ 3,7¦ 0 ¦ 0
Пермская обл. ¦ 4,9 ¦ 9,1 ¦ 2,3¦ 1,9 ¦ 4,9
Оренбургская обл. ¦ 3,9 ¦ - 4,2 ¦-3,7¦ - 0,5 ¦ -
Самарская обл. ¦12,8 ¦ 17,1 ¦ 5,0¦ 5,8 ¦ 6,3
-------------------+------+---------------+----+-------+----------
Еще более трудно идет поступление в бюджет акциза на нефть и
газовый конденсат. Из-за недостаточности принимаемых мер со
стороны налоговых органов по установлению жесткого контроля за
своевременным и полным поступлением этого налога многие
нефтедобывающие объединения, успешно осуществляя хозяйственную
деятельность, используют все способы уклонения от уплаты акциза и
не вносят в бюджет значительные суммы. В ряде регионов имели место
случаи, когда нефтедобывающие предприятия не начисляли и не
уплачивали акциз на нефть при переработке ее на собственном или
другом предприятии (на давальческой основе) и реализации ими
нефтепродуктов.
В сентябре по сравнению с августом т. г. снизились поступления
в бюджет акциза на нефть и газовый конденсат в республике Коми, г.
Москве, Самарской и Омской областях, Хабаровском крае.
В результате неудовлетворительного поступления в сентябре т.
г. акцизов на природный газ, нефть и газовый конденсат, недоимка
по акцизам на минеральное сырье резко увеличилась и по ряду
территорий значительно превысила суммы фактических поступлений.
Так, на 1 октября 1994 г. недоимка по акцизам на природный
газ, нефть и газовый конденсат превысила фактические поступления в
бюджет этого налога по Ямало-Ненецкому автономному округу,
Красноярскому краю, Томской и Оренбургской областям более чем в 3
раза, по Свердловской области в 1,7 раза, а по Астраханской и
Саратовской областям и Республике Удмуртия недоимка от фактических
поступлений этих платежей составила более половины.
В сентябре текущего года по сравнению с предыдущим месяцем
допущено снижение поступления платежей за право на пользование
недрами в 35 регионах Российской Федерации.
При этом по ряду регионов за последнее время установилось
стабильное ежемесячное снижение поступления в бюджет этого налога.
Так, за последние 2 месяца т. г. ежемесячное снижение
фактического поступления в бюджет платежей за право пользования
недрами составило по Кировской области 59%, Калужской - 48%,
Курской - 40%, Кемеровской - 24%, Рязанской - 45%, Ростовской -
22%, Краснодарскому краю - 75%, республикам Алтай и Карелия - 62 и
23% соответственно.
Платежи по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой
базы снизили в сентябре по сравнению с августом т. г. 40
территорий России. При этом более чем в 2 раза снижены поступления
этого налога по Амурской, Вологодской, Курской, Курганской,
Нижегородской, Омской областям, Хабаровскому краю, республикам
Бурятия, Дагестан, Саха, Хакасия.
Различный уровень поступления в бюджет платежей за природные
ресурсы и значительная пестрота роста недоимки по территориям,
находящимся примерно в одинаковых экономических условиях, говорят
о недостаточной действенности практических мер по усилению
эффективности контроля за полным и своевременным поступлением в
бюджет платежей за природные ресурсы, подтверждают различное
отношение руководителей налоговых органов к этому участку работы.
Учитывая сложившееся критическое положение по некоторым
регионам, коллегия Госналогслужбы России сочла необходимым
специально рассмотреть в ноябре текущего года на заседании
коллегии вопрос о состоянии контроля за поступлением платежей в
бюджет за природные ресурсы с приглашением ряда начальников
налоговых инспекций.
В целях устранения отставания в обеспечении поступления в
бюджет платежей за недра, землю и другие природные ресурсы,
акцизов на минеральное сырье Госналогслужба России поручает
начальникам государственных налоговых инспекций по субъектам
Российской Федерации:
- принять в октябре - ноябре текущего года практические меры
по увеличению поступления в бюджет платежей за природные ресурсы,
включая акцизы на минеральное сырье, повысив результативность
проводимых проверок;
- провести детальное совместное рассмотрение с руководителями
добывающих предприятий и других недропользователей хода
поступлений в бюджет платежей за природные ресурсы и выработать
конкретные меры по сокращению недоимки по этим налогам.
Руководитель
Государственной налоговой
службы Российской Федерации -
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
-------------------------
|