УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.06.2000 N 426
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 1994 г. N 1146
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ
МОНИТОРИНГЕ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
В целях организации выявления, оценки и прогнозирования
изменений в обеспечении санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, установления и устранения вредного влияния
среды обитания человека на его здоровье Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о социально - гигиеническом
мониторинге.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.04.99
N 374.
3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
принять в 1994 - 1995 годах меры по организации ведения
социально - гигиенического мониторинга;
осуществлять координацию деятельности органов, учреждений и
организаций, обеспечивающих ведение социально - гигиенического
мониторинга;
разработать совместно с Министерством охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской Федерации и Министерством
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации,
другими заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти и утвердить в 1994 году нормативные документы и
методические материалы, определяющие структуру, содержание и
порядок организации ведения социально - гигиенического мониторинга
в Российской Федерации;
осуществлять научное, информационное и инженерно - техническое
обеспечение работ по ведению социально - гигиенического
мониторинга за счет средств федерального бюджета, ежегодно
выделяемых на выполнение Федеральной целевой программы развития
Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации в 1993 - 1995 годах и Государственной программы
неотложных мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического
благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения
на 1994 - 1996 годы, а также за счет иных источников, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
организовать совместно с центрами государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации,
районах и городах осуществление необходимых работ по обеспечению
ведения социально - гигиенического мониторинга;
оказывать финансовую и материально - техническую помощь
соответствующим органам, учреждениям и организациям, участвующим в
ведении социально - гигиенического мониторинга.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 1994 г. N 1146
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
I. Общие положения
1. Социально - гигиенический мониторинг является системой
организационных, социальных, медицинских, санитарно -
эпидемиологических, научно - технических, методологических и иных
мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием
санитарно - эпидемиологического благополучия населения, его оценку
и прогнозирование изменений, установление, предупреждение,
устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания
на здоровье человека.
2. Социально - гигиенический мониторинг осуществляется на
федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в
районах и городах уполномоченными для этих целей органами,
учреждениями и организациями на основе разработанных и
утвержденных в установленном порядке нормативных документов,
методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических
нормативов.
3. Основной целью социально - гигиенического мониторинга
является установление, предупреждение, устранение или уменьшение
факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье
человека в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
4. Для достижения поставленной цели при обеспечении ведения
социально - гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
организация наблюдения, получение достоверной и объективной
информации об обеспечении санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, состоянии среды обитания человека и его
здоровья;
системный анализ и оценка получаемой информации;
программное и инженерно - техническое обеспечение социально -
гигиенического мониторинга на основе современных научных решений и
эффективных электронно - вычислительных комплексов;
обеспечение органов, предприятий, учреждений и организаций
независимо от их подчиненности и форм собственности, а также
граждан информацией, полученной при осуществлении социально -
гигиенического мониторинга;
подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, устранения или
уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на
его здоровье для принятия решений органами государственной власти
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления.
5. При проведении социально - гигиенического мониторинга
обеспечиваются:
организация наблюдения за санитарно - эпидемиологическим
благополучием населения, установление, предупреждение, устранение
или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на
здоровье человека при осуществлении государственного санитарно -
эпидемиологического надзора и выполнении федеральных целевых,
научно - технических и региональных программ по вопросам
обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия и охраны
здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды
обитания человека;
получение и обработка информации государственных и отраслевых
систем наблюдения, оценки и прогнозирования изменения состояния
здоровья населения, окружающей природной, производственной и
социальной среды, социально - экономического развития, а также
данных государственной статистики;
сбор, хранение и обработка данных наблюдения для их
дальнейшего использования;
выявление причинно - следственных связей между состоянием
здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения
санитарно - эпидемиологического благополучия населения,
установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов
вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в
связи с изменением среды обитания человека;
создание информационных и информационно - аналитических
систем, сетей, программных материалов и баз данных социально -
гигиенического мониторинга;
организация нормативно - справочной информации, используемой в
статистических регистрах, базах данных, комплексах
автоматизированной обработки информации;
подготовка информации (публикации, бюллетени и т.д.);
передача информации пользователям социально - гигиенического
мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов,
предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
использование единых и обязательных нормативных документов,
методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических
нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.
II. Организационная структура
социально - гигиенического мониторинга
6. Ведение социально - гигиенического мониторинга на
федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в
районах и городах осуществляется Минздравом России,
соответствующими центрами госсанэпиднадзора совместно с
уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и
организациями федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
администраций районов и городов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
7. Центры госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для
этих целей органами, учреждениями и организациями в районах и
городах:
обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку
информации по обеспечению санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека
на его здоровье, передают ее в центры госсанэпиднадзора в
субъектах Российской Федерации, а также формируют первичные базы
данных;
подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения районов и городов,
предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного
влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений
органами местного самоуправления.
8. Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
осуществляют анализ полученных данных, выявляют с участием
соответствующих научно - исследовательских учреждений причинно -
следственные связи между изменением состояния санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья
населения и средой обитания человека, составляют прогнозы динамики
наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и
ведут соответствующие базы данных;
подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, предупреждения,
устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания
на здоровье человека для принятия решений органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
передают информацию в Российский информационно - аналитический
центр Минздрава России.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
9. Российский информационно - аналитический центр Минздрава
России анализирует полученную информацию, составляет прогноз
обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения
Российской Федерации, изменения состояния здоровья человека в
связи со средой его обитания, а также ведет соответствующие
федеральные базы данных.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
III. Информационный фонд социально - гигиенического
мониторинга
10. Информационный фонд социально - гигиенического мониторинга
представляет собой систематизированные в определенном порядке
многолетние данные наблюдения, а также нормативно - справочные
материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных,
обеспеченные комплексом программно - технологических и технических
средств для выявления характера и связей изменения состояния
санитарно - эпидемиологического благополучия населения, здоровья
человека и среды его обитания.
11. Информационный фонд социально - гигиенического мониторинга
состоит из данных, характеризующих:
здоровье населения;
состояние среды обитания человека;
качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод,
почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;
показатели социально - экономического положения Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, районов и городов,
оказывающие влияние на изменение санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
12. Информационными показателями для социально -
гигиенического мониторинга являются:
базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, учреждений и организаций, а также
международных организаций;
базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического
развития населения, ведение которого осуществляется Минздравом
России, Минсоцзащиты России, Госкомстатом России и
подведомственными им организациями и учреждениями;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
базы данных наблюдения за обеспечением санитарно -
эпидемиологического благополучия населения и среды обитания
человека, ведение которого осуществляется Минздравом России и
подведомственными ему организациями и учреждениями;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
базы данных наблюдения за природно - климатическими факторами,
источниками антропогенного воздействия на окружающую природную
среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и
подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках
Единой государственной системы экологического мониторинга
Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом,
Роскомземом, Роскомнедрами, Рослесхозом, Роскомводом,
Роскомрыболовством и подведомственными им организациями и
учреждениями;
базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение
которого осуществляется в рамках Единой государственной
автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой
Росгидрометом, Минздравом России, Минсельхозпродом России и
подведомственными им организациями и учреждениями;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
базы данных наблюдения за состоянием социальной среды обитания
человека, социально - экономическим положением в Российской
Федерации, субъектах Российской Федерации, районах и городах,
ведение которого осуществляется в рамках государственной системы
учета и статистики Госкомстатом России и подведомственными ему
организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда,
ведение которого осуществляется в рамках Всероссийского
мониторинга социально - трудовой сферы Минтрудом России,
Минздравом России и подведомственными им организациями и
учреждениями;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством
питания населения, безопасностью для здоровья человека
продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого
осуществляется Минздравом России, Минсельхозпродом России и
подведомственными им организациями и учреждениями.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 N 374)
13. Базы данных социально - гигиенического мониторинга
поддерживаются комплексом программно - технологических и
технических средств, функционирующих на федеральном уровне, уровне
субъектов Российской Федерации, районов и городов.
14. Программно - технологическое обеспечение предусматривает
при сохранении имеющихся функциональных возможностей формирование,
использование, обновление, актуализацию и представление всех видов
показателей, включенных в базы данных социально - гигиенического
мониторинга.
15. Обмен данными информационного фонда социально -
гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и
организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга,
осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с
другими пользователями - на договорной основе.
16. Пользователями данными информационного фонда социально -
гигиенического мониторинга могут быть органы государственной
власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и
организации независимо от их подчиненности и форм собственности,
общественные объединения, а также граждане.
17. Пользователям запрещается передача данных информационного
фонда социально - гигиенического мониторинга третьим лицам на
коммерческой основе.
__________________________________________________________
"Собрание законодательства РФ", 17.10.94, N 25, ст. 2711
|