ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 сентября 1994 г. N ЮБ-6-03/367
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА
СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ С ДОХОДОВ
И ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Налоги с доходов и имущества физических лиц в налоговой
системе России имеют большую социальную значимость. Одно из
центральных мест принадлежит подоходному налогу с физических лиц.
Сумма поступлений его составляет более 13% от общих поступлений в
бюджет всех видов платежей, контролируемых Госналогслужбой России.
Значительную роль играют и имущественные налоги, которые
уплачивают владельцы строений, помещений и водно-воздушного
транспорта, а также лица, принявшие имущество в порядке
наследования или дарения.
Всего по Российской Федерации за 1 полугодие 1994 года
налоговые органы обеспечили поступление в бюджет налогов с доходов
и имущества физических лиц в сумме 6 трлн. руб., в том числе
подоходного налога, удерживаемого предприятиями и организациями, -
5922,4 млрд. руб., подоходного налога, начисляемого налоговыми
органами, - 58,5 млрд. руб., налога на имущество физических лиц -
3,2 млрд. руб. и налога с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения, - 2,8 млрд. руб.
Поступления подоходного налога в целом по России по сравнению
с 1 полугодием 1993 года возросли почти в 6 раз, при этом по
подоходному налогу, начисляемому налоговыми органами, - почти в 9
раз, а за 7 месяцев соответственно в 5,3 и 9,5 раза.
Основными факторами, повлиявшими на рост поступлений
подоходного налога, являются как рост денежных доходов населения
(за 6 месяцев 1994 года по сравнению с этим же периодом 1993 года
в 7,9 раз), так и усиление контроля со стороны налоговых органов
за соблюдением законодательства о налоге (число проверок и суммы,
дополнительно взысканные в результате этих проверок, возросли в 3
раза).
В то же время отрицательное влияние на размер поступлений в
бюджет подоходного налога оказывает общеэкономическая ситуация в
стране, а также и другие факторы:
- спад объема промышленного производства по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года более чем на 25% вызвал
высвобождение работников из народного хозяйства. Так, по состоянию
на 1 июля 1994 года официальный статус безработного имели 1,2 млн.
человек. Кроме того, негативное влияние оказало увеличение числа
лиц, вынужденно находящихся в административных отпусках в связи с
остановкой предприятий или работающих в режиме неполной рабочей
недели;
- рост просроченной задолженности по выдаче средств на
потребление из-за неплатежеспособности предприятий. В мае с.г. она
составила 2,9 трлн. руб., в июне - 3,4 трлн. руб. и в июле - 3,8
трлн. руб., в связи с чем задолженность перед бюджетом по
подоходному налогу на 1 июля 1994 года по сравнению с 1 января
1994 года возросла более чем в 4 раза;
- уклонение от налогообложения, нарушение налогового
законодательства допускают значительное число предприятий,
учреждений, организаций и физических лиц, что привело к
недопоступлению в 1 полугодии т. г. значительных сумм подоходного
налога.
Анализ отчетных данных, информации налоговых органов, писем и
жалоб граждан и организаций, а также материалов проверок,
проведенных Госналогслужбой России, показывает, что в мобилизации
крупных сумм налогов большую роль играет совершенствование
организации работы госналогинспекций, повышение квалификации и
уровня активности аппарата в контрольной работе.
За 1 полугодие 1994 года в целом по России учтено 3823,5 тыс.
человек, подлежащих обложению подоходным налогом непосредственно
налоговыми органами, из которых 1310,9 тыс. чел. или 34,3% были
привлечены к уплате этого налога, деятельность 1348,0 тыс. человек
или 35,3% к учтенным была проверена на месте и у 183,3 тысяч из
них выявлены нарушения в учете доходов, что составляет 13,6% к
числу проверенных на месте.
За 1 полугодие 1994 года привлечено к административной
ответственности за нарушение законодательства о
предпринимательской деятельности и уклонение от налогообложения
154,7 тыс. чел., что больше, чем за этот же период прошлого года
почти на 36%. Эти граждане оштрафованы на сумму 5,3 млрд. руб.,
что в расчете на 1 человека составляет около 34,3 тыс. рублей. В
правоохранительные органы направлены материалы на 13,2 тыс.
человек. Количество этих материалов по сравнению с 1 полугодием
1993 года возросло в 2 раза.
По некоторым регионам удельный вес граждан, привлеченных к
уплате подоходного налога, в общем числе учтенных в налоговых
органах гораздо ниже среднего по России. Например, по Читинской
области он составляет 3,7%, Республике Карелия - 9,0%, Орловской
области - 9,5%, Ленинградской - 10,8%, Владимирской - 11,2%,
Кировской - 11,9%, Кемеровской - 12,8%.
По отдельным регионам по сравнению с отчетом за 1 полугодие
1993 года снизился удельный вес плательщиков, привлеченных к
уплате (по отношению к учтенным). К ним относятся: Псковская,
Ивановская, Калужская, Саратовская, Оренбургская, Новосибирская,
Омская, Амурская, Камчатская, Сахалинская области, Ставропольский,
Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Республика Башкортостан.
В общем числе учтенных в налоговых органах плательщиков
снизился удельный вес проверенных на месте (по сравнению с отчетом
за 1 полугодие 1993 года). Это Архангельская, Вологодская,
Мурманская, Ульяновская области, республики Адыгея и Хакассия.
Ряд налоговых органов, такие, как, например, г. г. Хабаровска,
Улан-Удэ, Брянской, Мурманской, Смоленской областей, активно
проводят работу по привлечению к уплате подоходного налога
иностранных граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью на территории России. Так, в г. Улан-Удэ Республики
Бурятия создана оперативная группа по выявлению иностранных
граждан, прибывших с целью занятия предпринимательской
деятельностью. Группа работает совместно с туристическими фирмами,
гостиницами, принимающими иностранных туристов. В результате
проводимой работы по г. Улан-Удэ в 1 полугодии т. г. дополнительно
начислено подоходного налога с иностранных физических лиц 77,3
млн. рублей.
Во исполнение решения коллегии Госналогслужбы Российской
Федерации от 28.02.94 протокол N 12 об усилении работы по
выявлению лиц, уклоняющихся от подачи декларации о совокупном
годовом доходе, налоговые органы представили информацию о фактах
выявления наиболее крупных сумм сокрытого дохода. Налоговые органы
республик Дагестан и Саха, а также Чукотского АО не установили
таких фактов. Налоговые органы Калининградской и Астраханской
областей, Таймырского и Ханты-Мансийского АО представили
информацию без конкретных сведений, а от отдельных налоговых
органов информация не получена (Ленинградская, Тверская, Липецкая,
Иркутская области, республики Адыгея и Хакассия).
Некоторыми налоговыми органами выявлены крупные суммы сокрытых
плательщиками доходов от налогообложения. Например, в Мурманской
области выявлено у гражданина Р. сокрытие доходов в сумме 653 млн.
руб. и предъявлено дополнительно подоходного налога и финансовых
санкций к уплате 2,7 млрд. руб., в Ульяновской области у
гражданина А. выявлен сокрытый доход в сумме 128,6 млн. руб.,
предъявлено к уплате подоходного налога и санкций 413,7 млн. руб.,
в Ставропольском крае у предпринимателя Ш. сокрытый доход составил
84 млн. руб. и ему было предъявлено к уплате 196,9 млн. рублей.
За 1 полугодие 1994 года по Российской Федерации
зарегистрировано 2152,7 тыс. предприятий, удерживающих подоходный
налог с физических лиц, число которых увеличилось по сравнению с
этим же периодом прошлого года на 363,2 тыс. предприятий.
Число предприятий, проверенных на месте, составляет 255,5
тысяч, что по отношению к зарегистрированным 11,9%. Нарушения
выявлены у 177,1 тыс. предприятий или 69,3% от числа проверенных.
За 1 полугодие 1994 года в результате контрольной работы с
предприятий, учреждений и организаций дополнительно взыскано 56,6
млрд. рублей неудержанных сумм налога, 299,2 млрд. руб.
задолженности, не внесенной в бюджет на момент проверки и
финансовых санкций за эти нарушения. Таким образом, в среднем с
каждого предприятия, нарушившего законодательство, было взыскано
не внесенного им налога и санкций в сумме около 2 млн. рублей.
Активно проводятся проверки предприятий в Псковской,
Тамбовской, Кемеровской областях, республиках Калмыкия, Мордовия,
Бурятия, где удельный вес проверенных в 1 полугодии предприятий
почти в 2 раза выше, чем в среднем по России.
Об эффективности работы налоговых органов свидетельствуют
данные срочных донесений, полученных за 1 полугодие 1994 г. по 54
территориям Российской Федерации, о результатах 236 проверок
правильности исчисления подоходного налога. По данным этих
сообщений всего доначислено 28,1 млрд. руб., из них: недобор
налога составляет 4,7 млрд. рублей.
Крупные суммы недобора по подоходному налогу с физических лиц
установлены Госналогинспекцией по г. Москве. Так, при проверке
Государственного Большого театра выявлен недобор в сумме 784,6
млн. руб., который образовался в результате неудержания
подоходного налога с гонораров, выплачиваемых артистам за
заграничные гастроли. Госналогинспекцией г. Тольятти Самарской
области при проверке коммерческого банка социального развития
"Ладабанк" выявлен недобор в размере 374,4 млн. руб. в основном за
счет неудержания налога с сумм страховых выплат физическим лицам.
В то же время из отчетных данных следует, что ряд налоговых
органов недостаточно активно проводит проверки на предприятиях.
Так, в г. Москве проверено всего лишь 2% предприятий от числа
зарегистрированных, Мурманской области - 5,6%, Астраханской -
7,3%, Хабаровском крае - 6,9%. Удельный вес проверок по
перечисленным налоговым органам снизился по сравнению с 1
полугодием 1993 года.
Проверки Управления налогообложения физических лиц
свидетельствуют о том, что некоторые руководители
госналогинспекций недостаточно контролируют работу аппарата по
налогообложению физических лиц, вследствие чего проверки,
осуществляемые ими, в ряде случаев производятся поверхностно,
выявляются имеющиеся нарушения налогового законодательства.
По данным налоговых органов в 1 полугодии т. г. по налогу на
имущество физических лиц учтено 22 млн. плательщиков, что в 1,6
раза больше, чем в 1 полугодии 1993 года. Нарушения выявлены у 8,4
тыс. плательщиков, дополнительно начислено 15,7 млн. рублей.
Указанные лица получили в собственность помещения и строения в
1993 году, и налоги им исчислены за прошлый год.
Многие физические лица не были привлечены к уплате этих
налогов прежде всего в связи с отсутствием должного учета
приватизированных квартир и строений, а также из-за отсутствия
оценки строений на дачных и садовых участках, гаражей.
За 1 полугодие т. г. по налогу с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения, учтено в налоговых органах 218,4
тыс. чел., привлечено к уплате 35,1 тыс. или 16,1%. По сравнению с
1 полугодием 1993 года число учтенных плательщиков возросло в 4
раза, а привлеченных к уплате - только в 2,5 раза. Низкий удельный
вес привлеченных к уплате связан с тем, что при налогообложении
применяется стоимость имущества, указанная в договорах дарения или
свидетельствах о наследстве (оценка БТИ, оценка по договоренности
сторон, участников сделки), которая в большинстве случаев занижена
и не превышает установленного законом необлагаемого минимума.
За 1 полугодие т. г. в Управление налогообложения физических
лиц Госналогслужбы Российской Федерации поступило и рассмотрено
926 писем, что на 75 писем больше, чем за 1 полугодие 1993 года.
От физических лиц поступило 250 писем, от юридических лиц - 343,
от госналогинспекций - 333.
Анализ писем и жалоб плательщиков и материалов их проверок
свидетельствует о наличии существенных недостатков в работе
некоторых налоговых органов по обеспечению правильного применения
законов и инструкций о налогах с доходов и имущества физических
лиц.
Так, при проверке заявления граждан, проживающих в г. Коломне
Московской области, было установлено, что госналогинспекция по г.
Коломне неправомерно предъявила им налог и финансовые санкции в
сумме 302,5 тыс. рублей. Госналогинспекция по Московской области
подтвердила действия инспекции по г. Коломне. Только после
обращения этих граждан в Госналогслужбу России неправильно
принятое решение было отменено. Аналогичный факт имел место в
Ставропольском крае.
Государственная налоговая служба Российской Федерации
направляет настоящее письмо в целях совершенствования организации
работы по контролю за соблюдением законодательства о налогах с
доходов и имущества физических лиц и предлагает госналогинспекциям
по субъектам Российской Федерации продолжать работу по усилению
контрольной и аналитической работы с целью обеспечения
правильности исчисления и своевременности поступления в бюджет
налогов с физических лиц.
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Ю.А.БАЧУРИН
-------------------------
|