ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 26 сентября 1994 г. N 1079 г.Москва
О подписании Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Соединенных
Штатов Америки о сотрудничестве и взаимной помощи
в таможенных делах
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
Одобрить представленный Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации и согласованный с Министерством иностранных дел
Российской Федерации проект Соглашения между Правительством Россий-
ской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотруд-
ничестве и взаимной помощи в таможенных делах (прилагается).
Поручить Государственному таможенному комитету Российской Феде-
рации провести совместно с Министерством иностранных дел Российской
Федерации переговоры с Американской Стороной и по достижении догово-
ренности подписать указанное Соглашение от имени Правительства Рос-
сийской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и
дополнения, не имеющие принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
Проект
С О Г Л А Ш Е Н И Е
между Правительством Российской Федерации и
Правительством Соединенных Штатов Америки
о сотрудничестве и взаимной
помощи в таможенных делах
Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенных
Штатов Америки, именуемые в дальнейшем "Стороны",
исходя из того, что нарушения таможенного законодательства нано-
сят ущерб экономическим, социальным, налоговым интересам их стран,
здоровью населения, а также законным интересам торговли,
учитывая важность обеспечения точного исчисления таможенных пош-
лин и других сборов, взимаемых при импорте или экспорте товаров, а
также надлежащего соблюдения условий запрета, ограничения и контроля,
признавая необходимость международного сотрудничества в вопросах
исполнения и обеспечения соблюдения таможенного законодательства их
государств,
считая, что усилия по предотвращению нарушений таможенного зако-
нодательства и по обеспечению правильного взимания импортных и эк-
спортных пошлин могут стать более эффективными благодаря сотрудничес-
тву между таможенными службами, и
принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного сотрудни-
чества о взаимном административном содействии от 5 декабря 1953 г., а
также обязательства по многосторонним соглашениям, таким как Венская
конвенция от 20 декабря 1988 г.,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определение терминов
Для целей настоящего Соглашения:
1. "Таможенное законодательство" означает законы и правила, соб-
людение которых обеспечивается таможенными службами при ввозе, выво-
зе, транзите или обращении товаров в той мере, в которой они относят-
ся к взиманию таможенных пошлин, налогов и других сборов либо к зап-
ретам, ограничениям или другим аналогичным мерам, связанным с переме-
щением контролируемых или запрещенных товаров через государственные
границы.
2. "Таможенная служба" означает: в Российской Федерации - Госу-
дарственный таможенный комитет Российской Федерации; в Соединенных
Штатах Америки - Таможенную службу при Министерстве финансов Соеди-
ненных Штатов Америки.
3. "Правонарушение" означает любое нарушение таможенного законо-
дательства, а также любую попытку нарушения такого законодательства.
4. "Лицо" означает любое физическое или юридическое лицо.
5. "Собственность" означает активы любого рода, движимые или
недвижимые, материальные или нематериальные, а также юридические до-
кументы или акты, удостоверяющие право на такие активы или участие в
них.
6. "Наложение ареста" или "замораживание" означает временное
запрещение перевода, конверсии, размещения или перемещения собствен-
ности или временный арест, или взятие под контроль собственности на
основании решения суда или иного компетентного органа.
7. "Конфискация" включает в соответствующих случаях изъятие и
означает окончательное лишение собственности по решению суда или иного
компетентного органа.
Статья 2
Сфера действия Соглашения
1. Стороны через таможенные службы в соответствии с положениями
настоящего Соглашения оказывают друг другу содействие в предотвраще-
нии, расследовании и пресечении любого правонарушения.
2. Стороны подтверждают свою приверженность упрощению законного
перемещения товаров и физических лиц и будут по взаимной договорен-
ности между их таможенными службами предпринимать меры по совершен-
ствованию таможенных систем, методов и процедур для достижения этой
цели в соответствии с положениями настоящего Соглашения.
3. Содействие, оказываемое каждой таможенной службой в рамках
настоящего Соглашения, осуществляется в соответствии с законодатель-
ством ее государства.
4. Настоящее Соглашение предназначено единственно для оказания
взаимной помощи Сторонами. Положения настоящего Соглашения не создают
для какого-либо лица прав получать доказательства, препятствовать их
использованию или отводить их либо препятствовать выполнению запроса.
5. Настоящее Соглашение не ограничивает действующую практику
оказания Сторонами друг другу взаимной помощи.
Статья 3
Формы сотрудничества и взаимной помощи
1. Содействие, оказываемое в соответствии с настоящим Соглашени-
ем, включает обмен информацией, необходимой для обеспечения соблюде-
ния таможенного законодательства и для правильного исчисления тамо-
женных пошлин, налогов и других сборов. Такая информация, предостав-
ляемая по инициативе или по запросу таможенной службы любой из Сто-
рон, включает в соответствующих случаях , но не ограничивается этим:
а) меры, которые могут быть использованы для пресечения правона-
рушений, и в частности применение специальных средств борьбы с право-
нарушениями;
б) новые методы, используемые для совершения правонарушений;
с) результаты наблюдения и обнаружения, полученные вследствие
успешного применения новых средств и методов борьбы с правонарушени-
ями, и
д) технику и усовершенствованные методы проведения таможенного
контроля товаров и физических лиц.
2. Содействие, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, ока-
зывается для использования во всех видах разбирательств, будь то су-
дебные или административные, или для проведения расследования. Такое
содействие включает, но не ограничивается этим, разбирательства в от-
ношении классификации, стоимости, происхождения и других характерис-
тик товара, относящихся к применению и обеспечению соблюдения тамо-
женного законодательства, и разбирательства, связанные с наложением
штрафов, конфискацией, другими видами взысканий и возмещением убыт-
ков.
3. Стороны через таможенные службы сотрудничают в:
а) разработке, развитии или усовершенствовании конкретных прог-
рамм по подготовке кадров;
б) установлении и поддержании каналов связи между таможенными
службами для обеспечения конфиденциального и быстрого обмена информа-
цией;
ц) осуществлении эффективной координации между таможенными служ-
бами, включая обмен сотрудниками, экспертами и учреждение должностей
офицеров связи;
д) обмене информацией и опытом, касающимися проверки нового обо-
рудования или процедур, и
е) любых других общих вопросах административного характера, ко-
торые могут потребовать проведения совместных действий.
Статья 4
Особые случаи взаимной помощи
1. Каждая таможенная служба по запросу предоставляет другой та-
моженной службе информацию о том, были ли товары, вывезенные с терри-
тории государства запрашивающей таможенной службы, законно ввезены на
территорию государства запрашиваемой таможенной службы и какой тамо-
женной процедуре, если она имела место, эти товары были подвергнуты.
2. Любая таможенная служба по запросу другой таможенной службы
проводит специальное наблюдение за:
а) средствами транспорта, в отношении которых имеются подозрения
в использовании при совершении правонарушений на территории государ-
ства другой таможенной службы;
б) товарами, определяемыми любой таможенной службой как объекты
существенного незаконного перемещения для страны происхождения или
назначения товара, и
с) отдельными лицами, в отношении которых у запрашивающей тамо-
женной службы имеются подозрения или сведения о совершении ими право-
нарушения.
3. Таможенные службы по взаимной договоренности по собственной
инициативе или по запросу предоставляют друг другу имеющуюся информа-
цию относительно:
а) лиц, товаров или средств транспорта, в отношении которых име-
ются подозрения или сведения о причастности к правонарушениям или де-
ятельности, которая может привести к правонарушениям на территории
государства другой таможенной службы;
б) действий, готовящихся или совершенных, которые составляют или
могут составить правонарушение в отношении товаров, имеющих особо
важное значение, перечень которых будет определен путем консультаций
между таможенными службами.
В случаях, которые могут повлечь значительный ущерб экономике,
здоровью населения, общественной безопасности или другим жизненным
интересам государства другой Стороны, таможенные службы предоставля-
ют, где это возможно, такую информацию без запроса об этом.
4. Таможенные службы могут по взаимному согласию и договореннос-
ти разрешать под их контролем ввоз, вывоз и транзит через территорию
их государств товаров, вовлеченных в незаконный оборот, с целью пре-
сечения такого незаконного оборота.
5. Стороны будут:
а) оказывать друг другу содействие в разбирательствах, включа-
ющих наложение ареста или замораживание, или конфискацию в отношении
имущества, доходов, а также транспортных и иных средств, связанных с
нарушениями таможенного законодательства;
б) распоряжаться имуществом, доходами, транспортными и иными
средствами, конфискованными в результате оказанного содействия, пре-
дусмотренного настоящим Соглашением, в соответствии с законодатель-
ством государства Стороны, под контролем которой находится имущество,
доходы или средства, и
с) разрешать таможенной службе передавать на согласованных усло-
виях конфискованное имущество, транспортные и иные средства или дохо-
ды от их продажи, которые могут быть переданы в соответствии с зако-
нодательством государств Сторон другой таможенной службе.
Статья 5
Дела и документы
1. Таможенные службы предоставляют друг другу по запросу доку-
менты или их копии, включая доклады, протоколы, акты, и иные доказа-
тельства, содержащие всю имеющуюся информацию о действиях, готовящих-
ся или совершенных, которые составляют или могут составить правонару-
шение.
2. Таможенные службы предоставляют друг другу по запросу доку-
ментацию, относящуюся к перевозке и отгрузке товаров, с указанием
стоимости, расположения и места назначения этих товаров.
3. Подлинники дел, документов и других материалов запрашиваются
лишь в случаях, когда предоставления заверенных копий недостаточно.
Копии таких дел, документов и других материалов должны быть надлежа-
щим образом заверены по отдельному запросу об этом.
4. Переданные подлинники дел, документов и других материалов
возвращаются при первой же возможности; при этом не затрагиваются
права запрашиваемой Стороны или третьих сторон, имеющих отношение к
делу.
5. Вместо документов, предусмотренных настоящим Соглашением, для
тех же целей может быть передана в любом виде компьютеризованная ин-
формация. Одновременно должна быть передана вся информация, необходи-
мая для толкования или использования этих материалов.
Статья 6
Эксперты и свидетели
1. По запросу любая таможенная служба уполномочивает, за исклю-
чением чрезвычайных случаев, своих сотрудников выступить в качестве
экспертов или свидетелей в судебных или административных разбиратель-
ствах на территории государства другой Стороны. Эти сотрудники пред-
ставляют дела, документы или их заверенные копии, другие материалы,
которые могут считаться необходимыми в таких разбирательствах. В зап-
росе об участии в судебном или административном разбирательстве дол-
жно быть ясно указано, по какому делу и в каком качестве должен выс-
тупать сотрудник.
2. В случае, если сотрудник таможенной службы в соответствии с
законодательством своего государства или законодательством государ-
ства запрашивающей Стороны имеет право отказаться давать показания
или делать заявления, запрашиваемая таможенная служба рассмотрит воз-
можность отказа от такого права при таких обстоятельствах, которые
она сочтет уместными.
Статья 7
Передача запроса
1. Запросы, сделанные в соответствии с настоящим Соглашением,
представляются в письменной форме. В чрезвычайной ситуации может так-
же быть принят устный запрос, однако он должен быть незамедлительно
подтвержден в письменной форме. К запросам прикладывается информация,
необходимая для их выполнения.
2. Запросы, сделанные в соответствии с настоящим Соглашением,
включают следующую информацию:
а) таможенная служба, делающая запрос;
б) вид разбирательства;
с) цель и причина запроса;
д) любая имеющая отношение к делу информация относительно сторон
в разбирательстве, включая, если известно, их имена и адреса, и
е) краткое описание рассматриваемого дела и его юридическая ква-
лификация.
3. Запросы составляются на русском или английском языках.
4. В случае, если запрос не отвечает требованиям, предусмотрен-
ным настоящей статьей, запрашивающей таможенной службе может быть
предложено уточнить или дополнить его.
5. В случае, если выполнение запроса не входит в компетенцию
запрашиваемой таможенной службы, она незамедлительно передает его
соответствующему органу и предпринимает действия по рассмотрению запроса
этим органом. Уведомление об этом направляется запрашивающей таможенной
службе.
Статья 8
Выполнение запроса
1. Запрашиваемая таможенная служба предпринимает все возможные
меры для выполнения запроса и, если это требуется, прилагает все уси-
лия для поиска любых административных или судебных средств, необходи-
мых для выполнения запроса.
2. Каждая таможенная служба по запросу другой таможенной службы
проводит все необходимые расследования, проверки или досмотр в связи
с делами, предусмотренными в настоящем Соглашении, включая опрос эк-
спертов, свидетелей и лиц, подозреваемых в совершении правонарушений.
3. С согласия запрашиваемой таможенной службы сотрудники запра-
шивающей таможенной службы могут находиться на территории государства
запрашиваемой таможенной службы при проведении таких расследований и
в соответствующих случаях предоставлять любую информацию или оказы-
вать содействие в отношении запроса о помощи. Они должны быть способ-
ны представить в любое время доказательство своих официальных полно-
мочий и не должны быть одеты в форменную одежду и иметь при себе ору-
жие.
4. По просьбе таможенной службы выполняются отдельные процедуры,
если это не противоречит законодательству государства запрашиваемой
таможенной службы.
5. Запрашивающая таможенная служба, если потребуется, извещается
о времени и месте мероприятий, которые проводятся в соответствии с
запросом, для координации таких мероприятий.
Статья 9
Конфиденциальность информации и документов
1. Информация, документы и другие сведения, полученные в ходе
оказания взаимной помощи, могут быть использованы только для целей,
предусмотренных в настоящем Соглашении, включая их использование при
судебных или административных разбирательствах. Такая информация, до-
кументы и другие сведения могут быть использованы для иных целей
только с явно выраженного согласия передавшей их таможенной службы.
2. Запросам, информации, актам экспертизы и другим сведениям,
полученным любой таможенной службой от другой таможенной службы в ка-
кой бы то ни было форме в соответствии с настоящим Соглашением, пре-
доставляется получившей их таможенной службой такая же степень защиты
от огласки, как и подобным документам и информации этой таможенной
службы в соответствии с законодательством ее государства. Получившая
информацию таможенная служба обеспечивает ее конфиденциальность в
случае просьбы об этом другой таможенной службы.
3. Настоящая статья не исключает использование или раскрытие ин-
формации в той степени, в какой это предусмотрено законодательством
государства запрашивающей таможенной службы при уголовном преследова-
нии. Запрашивающая таможенная служба заблаговременно уведомляет дру-
гую таможенную службу о любом таком предполагаемом раскрытии.
Статья 10
Исключения из обязательства по оказанию содействия
1. В случае, если запрашиваемая таможенная служба считает, что
выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности,
публичному порядку или другим существенным интересам ее государства,
она может частично или полностью отказать в содействии либо оказать
его при соблюдении определенных условий или требований.
2. В случае, если запрос не может быть выполнен, запрашивающая
таможенная служба незамедлительно уведомляется об этом с указанием
причин отказа и, если возможно, с указанием обстоятельств, которые
могли бы являться существенными для дальнейшего ведения дела.
3. Если таможенная служба обращается за содействием, которое не
могла бы оказать сама, в своем запросе она отмечает этот факт. Выпол-
нение такого запроса передается на усмотрение запрашиваемой таможен-
ной службы.
4. Оказание содействия может быть отложено на основании того,
что это будет затрагивать ведущиеся расследование, преследование или
разбирательство. В этом случае запрашиваемая таможенная служба кон-
сультируется с запрашивающей таможенной службой с целью определения
того, может ли быть оказано содействие при соблюдении требований или
условий, которые могут быть выдвинуты запрашиваемой таможенной служ-
бой.
Статья 11
Расходы
1. Стороны, как правило, отклоняют любые требования о возмещении
расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения, за исключе-
нием расходов на свидетелей, оплаты консультаций экспертов и работы
переводчиков, не состоящих на государственной службе.
2. Возмещение расходов, связанных с сотрудничеством и взаимной
помощью в соответствии с положениями пункта 3 статьи 3 настоящего
Соглашения, может быть предметом отдельной договоренности между тамо-
женными службами.
3. Если выполнение запроса потребует значительных расходов или
же они носят чрезвычайный характер, таможенные службы проводят кон-
сультации с целью определения условий, на которых данный запрос может
быть выполнен, а также формы производства оплаты.
Статья 12
Реализация Соглашения
1. Сотрудничество и взаимная помощь в соответствии с настоящим
Соглашением осуществляются непосредственно между таможенными служба-
ми. Таможенные службы договариваются между собой о конкретных мероп-
риятиях в этих целях.
2. Таможенные службы будут, в частности, но не ограничиваясь
этим:
а) проводить регулярные консультации по вопросам сотрудничества
в рамках настоящего Соглашения;
б) поддерживать непосредственную связь для решения вопросов, вы-
текающих из настоящего Соглашения;
с) после консультаций принимать любые меры, необходимые для ре-
ализации настоящего Соглашения, и
д) стремиться к разрешению по взаимному согласию проблем или
вопросов в отношении толкования или применения настоящего Соглашения.
Статья 13
Территориальное действие Соглашения
Настоящее Соглашение действует на таможенной территории Россий-
ской Федерации и таможенной территории Соединенных Штатов Америки.
Статья 14
Вступление в силу и прекращение действия
Соглашения
1. Настоящее Соглашение вступает в силу через 30 дней с даты
последнего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных
процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
2. С даты вступления в силу настоящего Соглашения прекращает
свое действие в отношениях между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки Соглашение между Правительством Союза Советских Соци-
алистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о
сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами этих стран
от 2 июня 1990 года.
3. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок. Каждая
из Сторон может в любой момент прекратить его действие, направив
письменное уведомление об этом другой Стороне по дипломатическим ка-
налам. Действие настоящего Соглашения прекращается по истечении трех
месяцев с даты такого уведомления. При этом разбирательства, которые
ведутся в соответствии с положениями настоящего Соглашения на момент
его прекращения, будут завершены.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполно-
моченные своими Правительствами, подписали настоящее Соглашение.
Совершено в ........... ".." .............. 199.. года в двух
экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста
имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Российской Федерации Соединенных Штатов Америки
|