РЕШЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ПЛАТЕЖНОГО
СОЮЗА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Москва, 9 сентября 1994 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
одобрить проект Соглашения о создании Платежного союза
государств - участников Содружества Независимых Государств и
внести его на рассмотрение Совета глав государств Содружества
Независимых Государств.
Совершено в г. Москве 9 сентября 1994 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому
государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
О СОЗДАНИИ ПЛАТЕЖНОГО СОЮЗА ГОСУДАРСТВ -
УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Государства - участники Содружества Независимых Государств,
именуемые в дальнейшем Сторонами,
считая создание Платежного союза и эффективной системы платежей
необходимым условием нормального функционирования Экономического
союза,
формируя условия для свободного движения товаров и услуг,
стремясь к обеспечению сбалансированности торгово -
экономических отношений,
содействуя росту экономического потенциала национальных
экономик на основе взаимовыгодных кооперационных и других
хозяйственных связей,
учитывая тесную историческую и культурно-этническую связь
народов,
создавая условия для поэтапного построения оптимальной системы
взаиморасчетов,
договорились о нижеследующем.
Статья 1
Создать Платежный союз путем добровольного объединения Сторон с
целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования
взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на
этой основе платежной системы.
Создание Платежного союза Стороны рассматривают как поэтапный
процесс и приступают к его реализации путем заключения
двусторонних и многосторонних соглашений.
На последующем этапе Стороны могут осуществить мероприятия по
созданию многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.
Статья 2
Формирование Платежного союза основывается на следующих
принципах:
признание национального валютного суверенитета и роли
центральных (национальных) банков Сторон как эмиссионных центров и
органов денежно-кредитного и валютного регулирования на территории
каждой из Сторон;
недопущение на территории каждой из Сторон каких-либо
ограничений по приему и использованию национальных валют в
качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям,
предусмотренным в контрактах;
установление правил государственного внешнеторгового и
валютного регулирования, способствующих развитию на территории
каждой из Сторон полноценного (ликвидного) валютного рынка по
операциям купли - продажи национальной валюты за национальные
валюты других Сторон и за иные валюты;
обеспечение гарантированной конвертации национальной валюты в
валюты других Сторон по социально значимым платежам: переводы
пенсий, алиментов, государственных пособий, выплат и компенсаций,
включая выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам
увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей,
суммы, выплачиваемые на основании приговоров, решений, определений
и постановлений судебных и следственных органов, платежи,
связанные со смертью граждан, денежные компенсации жертвам
политических репрессий, членам их семей и наследникам, и
возмещение расходов судебным, следственным, арбитражным,
нотариальным и другим правоохранительным органам;
предоставление уполномоченным коммерческим банкам права
осуществлять расчеты по внешнеэкономическим операциям,
предоставлять кредиты банкам - корреспондентам и иным нерезидентам
- участникам внешнеэкономических операций;
недопущение административных ограничений в части определения
валюты платежей при заключении контрактов между хозяйствующими
субъектами Сторон;
предоставление нерезидентам возможности владения национальной
валютой и ее использования для оплаты товаров и услуг, платежей
неторгового характера в рамках Сторон.
Статья 3
Формируемая на основе Платежного союза платежная система
обслуживает расчеты: по товарообороту в межгосударственной и
предпринимательской сферах; неторговым операциям; услугам
транспорта, связи и других отраслей; государственным, банковским,
коммерческим кредитам; обменным (конверсионным) валютным
операциям; по покупке (продаже) наличной валюты через банковские
системы Сторон.
Участниками платежной системы являются:
правительства Сторон по заключенным между ними двусторонним и
многосторонним соглашениям;
центральные (национальные) банки, обеспечивающие
функционирование платежной системы, сближение норм и правил
валютного регулирования;
коммерческие банки, уполномоченные центральными (национальными)
банками на осуществление операций в иностранной валюте;
Межгосударственный банк, который является специализированным
институтом Платежного союза и осуществляет расчеты между
центральными (национальными) банками на основе многостороннего
клиринга, выполняет операции на валютных рынках Сторон, ведет банк
данных для информационно-справочного обеспечения центральных
(национальных) и других банков Сторон, выполняет другие функции в
интересах Платежного союза;
хозяйствующие субъекты - юридические лица и предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без образования юридического
лица;
физические лица - резиденты Сторон при осуществлении неторговых
операций.
Статья 4
В качестве валюты платежа участники платежной системы по их
выбору могут использовать национальные валюты Сторон или другие
валюты.
Международные расчеты осуществляются через корреспондентские
счета центральных (национальных) и уполномоченных коммерческих и
иных банков.
Участники платежной системы могут свободно размещать денежные
средства в национальной валюте другой Стороны на ее внутреннем
денежном рынке в порядке, определяемом законодательством этой
Стороны.
Стороны будут придерживаться режима единого валютного курса для
всех видов внешнеэкономических операций.
Участники платежной системы будут применять обменный курс,
определяемый спросом и предложением на валютных рынках Сторон.
Стороны будут стремиться осуществлять согласованные меры по
поддерживанию стабильности валютных курсов национальных валют.
С целью регулирования обменных курсов центральные
(национальные) банки создают и используют стабилизационные фонды в
свободно конвертируемых валютах и драгоценных металлах.
Стороны будут обеспечивать допуск на свой внутренний валютный
рынок банков - нерезидентов, а также Межгосударственного банка, в
соответствии со своим национальным законодательством.
Обмен национальных валют Сторон физическим лицам осуществляется
коммерческими банками и другими банковскими учреждениями по
обменному курсу, складывающемуся на валютном рынке.
Стороны обеспечат либерализацию режима обмена на национальную
валюту других Сторон остатков средств на счетах нерезидентов в
национальной валюте.
Центральные (национальные) банки не несут ответственности по
урегулированию возникающих обязательств коммерческих банков
Сторон.
Статья 5
С целью содействия организации многостороннего сотрудничества в
области валютно-платежных и кредитных отношений, сближения и
совершенствования валютных правил, затрагивающих многосторонние
расчетно-кредитные отношения Сторон, развития форм и методов
координации денежно-кредитной и валютной политики Стороны создадут
Межгосударственный Валютный комитет.
Статья 6
Для информационно-технического обеспечения платежной системы
будут создаваться информационно-справочные банки данных
Межгосударственного банка и ассоциаций коммерческих банков. При
необходимости будет создана международная специализированная
организация по информационному обслуживанию платежной системы в
виде акционерного общества закрытого типа с контрольным пакетом у
центральных (национальных) банков и с распределением остальных
акций среди коммерческих банков.
Статья 7
Стороны будут сотрудничать и осуществлять согласованные
действия в вопросах валютного контроля как на многосторонней, так
и двусторонней основе, в связи с чем поручат своим соответствующим
исполнительным органам заключить необходимые соглашения.
Статья 8
Стороны будут осуществлять мероприятия, обеспечивающие
благоприятные кредитно-банковские и валютно-финансовые условия для
становления и развития деятельности транснациональных финансово-
промышленных и банковских групп, расширения международной
специализации и кооперации производства, научно-технического и
инвестиционного сотрудничества, взаимного товарооборота.
Стороны поручат Межгосударственному банку содействовать
кредитованию и финансированию межгосударственных проектов при
взаимодействии с коммерческими банками Сторон и международными
кредитно-финансовыми организациями.
Статья 9
Стороны активизируют взаимные контакты для разрешения проблемы
неплатежей, а также сокращения объемов бартерных сделок за счет
мероприятий по внедрению в международный экономический оборот
векселя, а также механизма многостороннего клиринга через
Межгосударственный банк и другие специализированные учреждения.
Статья 10
Любые споры и разногласия между Сторонами относительно
толкования и / или применения положений настоящего Соглашения, а
также другие споры, затрагивающие права и обязанности Сторон по
настоящему Соглашению или в связи с ним, будут разрешаться в
следующем порядке:
путем проведения непосредственных консультаций между
заинтересованными Сторонами;
в рамках специальной согласительной процедуры путем создания
рабочих групп для изучения материалов спора и выработки
рекомендаций;
в рамках иных процедур, предусмотренных международным правом.
Переход к последующей процедуре возможен по взаимному согласию
Сторон, между которыми возникли спорные вопросы или разногласия,
либо по требованию одной из них при недостижении согласия в
течение шести месяцев со дня начала процедуры.
Статья 11
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и
дополнения по взаимному согласию Сторон.
Оговорки к настоящему Соглашению не допускаются.
Статья 12
Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого
государства - участника Содружества Независимых Государств,
признающего положения настоящего Соглашения, действующие на момент
присоединения, и выражающего готовность выполнять их в полном
объеме.
Присоединение осуществляется на условиях и в порядке,
определяемых в отдельном соглашении с присоединяющимся
государством, которое предварительно согласовывается и подлежит
одобрению всеми Сторонами в соответствии с их
внутригосударственными процедурами.
Статья 13
Каждая Сторона имеет право свободного выхода из состава
участников Соглашения при условии письменного уведомления
депозитария не менее чем за 6 месяцев до выхода. Депозитарий
уведомляет об этом все Стороны в месячный срок.
В случае нарушения любой из Сторон положений настоящего
Соглашения, наносящего существенный ущерб достижению его целей,
другие Стороны вправе принять решение о приостановлении действия
Соглашения или его отдельных положений в отношении этой Стороны,
либо вправе принять решение об исключении ее из числа участников
Соглашения.
Для целей разрешения возможных споров и претензий, в том числе
имущественного характера, положения настоящего Соглашения
продолжают действовать в отношении прекратившей участие Стороны
вплоть до полного урегулирования всех требований.
Статья 14
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня сдачи на хранение
депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его
Сторонами всех внутригосударственных процедур, необходимых для его
вступления в силу.
Депозитарием настоящего Соглашения является Республика
Беларусь.
Совершено в г.____________________________1994 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое
направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение,
его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику За Республику Молдова
За Республику Армения За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
За Республику Грузия За Туркменистан
За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
За Кыргызскую Республику За Украину
|