ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 8 сентября 1994 г. N 1037 г.Москва
О подписании Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Китайской
Народной Республики о сотрудничестве и взаимной
помощи в таможенных делах
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
Одобрить представленный Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации и согласованный с Министерством иностранных дел
Российской Федерации проект Соглашения между Правительством Россий-
ской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сот-
рудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (прилагается).
Поручить Государственному таможенному комитету Российской Феде-
рации провести переговоры с Китайской Стороной и по достижении дого-
воренности подписать указанное Соглашение от имени Правительства Рос-
сийской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и
дополнения, не имеющие принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики
о сотрудничестве и взаимной помощи в
таможенных делах
Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской На-
родной Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,
исходя из положений Совместной декларации об основах взаимоотно-
шений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от
18 декабря 1992 года,
желая развивать добрососедские отношения между двумя государ-
ствами, в том числе и посредством сотрудничества в области таможенно-
го дела,
стремясь путем сотрудничества таможенных служб способствовать
облегчению и ускорению перемещения товаров и пассажиров между двумя
государствами,
имея в виду, что нарушения таможенного законодательства наносят
ущерб экономическим, социальным и налоговым интересам обоих госу-
дарств,
убежденные в том, что усилия по предотвращению нарушений тамо-
женного законодательства и борьбе с таможенными нарушениями могут
стать более эффективными благодаря сотрудничеству таможенных служб
Сторон, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определения
Для целей настоящего Соглашения:
а) "таможенное законодательство" означает все установленные за-
коном или другими нормативными актами положения, соблюдение которых
обеспечивается таможенными службами при ввозе, вывозе и транзите то-
варов, в той мере, в которой они относятся к взиманию таможенных пош-
лин, налогов и сборов, либо к мерам по запрету, ограничению или кон-
тролю, включая контроль за перемещением валюты;
б) "правонарушение" означает любое нарушение таможенного законо-
дательства, а также любую попытку нарушения такого законодательства;
с) "таможенная служба" означает: в Российской Федерации - Госу-
дарственный таможенный комитет Российской Федерации, в Китайской На-
родной Республике - Главное таможенное управление Китайской Народной
Республики;
д) "лицо" означает любое физическое и юридическое лицо.
Статья 2
Сфера действия Соглашения
1. Таможенные службы Сторон на основании настоящего Соглашения,
в пределах своих возможностей и компетенции и при соблюдении законо-
дательства, действующего на территории их государств, сотрудничают и
оказывают друг другу взаимное содействие в целях:
а) облегчения и ускорения перемещения товаров и пассажиров между
двумя государствами;
б) предотвращения, расследования и борьбы с нарушениями таможен-
ного законодательства;
ц) обеспечения точного исчисления таможенных пошлин, налогов и
сборов, взимаемых при ввозе и вывозе товаров;
д) обмена опытом своей деятельности и информацией в области та-
моженного дела.
2. Настоящее Соглашение не затрагивает сотрудничества, предус-
мотренного иными международными соглашениями или договоренностями
Сторон и, в частности, положений, регулирующих оказание правовой по-
мощи по уголовным делам.
Статья 3
Обмен информацией
1. Таможенные службы Сторон по собственной инициативе или по
запросу предоставляют друг другу всю имеющуюся у них информацию:
а) которая может помочь в обеспечении точного взимания ввозных
или вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов;
б) о совершенных или готовящихся правонарушениях в отношении пе-
ремещения:
товаров или материалов, которые представляют угрозу для окружа-
ющей среды или здоровья населения;
наркотических средств и психотропных веществ;
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
предметов, представляющих значительную историческую, художес-
твенную, культурную или археологическую ценность;
товаров, имеющих особо важное значение, в соответствии с переч-
нями, которыми обменяются таможенные службы Сторон.
2. Таможенные службы Сторон по своей инициативе и в возможно ко-
роткий срок предоставляют друг другу всю имеющуюся информацию:
а) полученную в ходе их обычной деятельности и которая дает все
основания полагать, что серьезное таможенное правонарушение будет со-
вершено на территории государства другой Стороны;
б) способствующую обнаружению и пресечению правонарушения;
с) относительно случаев, выявленных таможенной службой одной
Стороны, которые касаются другой Стороны в отношении источников пос-
тупления и маршрутах перемещения контрабандных товаров.
Статья 4
Специальное наблюдение
По запросу таможенной службы одной Стороны таможенная служба
другой Стороны в рамках своей компетенции и возможностей в течение
определенного срока осуществляет специальное наблюдение за:
а) передвижениями, особенно за въездом на свою территорию и выез-
дом с нее, конкретных лиц, на достаточных основаниях подозреваемых в
профессиональном или обычном участии в совершении таможенных правона-
рушений на территории государства запрашивающей Стороны;
б) товарами, определяемыми таможенной службой запрашивающей Сто-
роны как являющихся предметами значительного незаконного перемещения
на территорию или с территории государства этой Стороны;
с) конкретными наземными, водными, воздушными и другими тран-
спортными средствами, на достаточных основаниях подозреваемыми в ис-
пользовании при совершении таможенных правонарушений на территории
государства запрашивающей Стороны.
Результаты таких наблюдений передаются таможенной службе запра-
шивающей Стороны.
Статья 5
Подтверждение подлинности
По запросу таможенной службы одной Стороны таможенная служба
другой Стороны передает этой таможенной службе информацию, касающу-
юся:
а) подлинности официальных документов, выданных в отношении гру-
зовой декларации, предъявляемой таможенной службе запрашивающей Сто-
роны;
б) были ли товары, ввезенные на территорию государства запраши-
вающей Стороны, законно вывезены с территории государства другой Сто-
роны;
с) были ли товары, вывезенные с территории государства запраши-
вающей Стороны, законно ввезены на территорию государства запрашива-
емой Стороны.
Статья 6
Форма и содержание запроса
1. Запросы об оказании содействия в соответствии с настоящим
Соглашением делаются в письменной форме. К запросам прилагаются доку-
менты, необходимые для их осуществления. В условиях чрезвычайной си-
туации могут быть приняты устные запросы, однако они должны быть не-
замедлительно подтверждены в письменной форме.
2. Такие запросы должны содержать следующие данные:
а) таможенная служба, делающая запрос;
б) запрашиваемое действие;
ц) предмет и причина запроса;
д) краткое описание существа дела и относящихся к нему обстоятельств;
е) законы, правила и другие законодательные акты, имеющие отно-
шение к делу;
ф) возможно более точные и исчерпывающие сведения о физических и
юридических лицах, являющихся объектами запроса.
3. Запрос делается на официальном языке государства запрашива-
емой Стороны либо на английском или другом языке, приемлемом для та-
моженной службы запрашиваемой Стороны.
4. В случае необходимости таможенная служба запрашиваемой Сторо-
ны может запросить корректировку или дополнение таких запросов.
Статья 7
Выполнение запроса
1. Любое содействие, оказываемое по запросу, осуществляется в
соответствии с законодательством, действующим на территории государ-
ства запрашиваемой Стороны.
2. По запросу таможенной службы одной Стороны таможенная служба
другой Стороны проводит в рамках своей компетенции проверку или выяс-
нение обстоятельств, имеющих отношение к правонарушению, расследова-
ние которого производится на территории государства запрашивающей
Стороны.
3. Передача документальных материалов и других документов явля-
ется одним из видов выполнения запроса.
Подлинники документов запрашиваются в случаях, когда предостав-
ления заверенных копий по условиям их юридической силы недостаточно.
Подлинники полученных документов возвращаются при первой же возмож-
ности.
4. Таможенная служба запрашиваемой Стороны принимает все необхо-
димые меры для выполнения запроса в соответствии с законодательством
ее государства.
5. Если таможенная служба запрашиваемой Стороны получает запрос,
не входящий в ее компетенцию, она передает его соответствующему ве-
домству запрашиваемой Стороны и сообщает об этом, а также о результа-
тах выполнения этого запроса таможенной службе запрашивающей Стороны.
При этом выполнение запроса находится на усмотрении соответствующего
ведомства запрашиваемой Стороны.
6. Если в выполнении запроса отказано, таможенная служба запра-
шиваемой Стороны сообщает об этом в письменном виде таможенной службе
запрашивающей Стороны с указанием причин отказа. Таможенная служба
запрашиваемой Стороны предоставляет всю имеющуюся информацию, которая
может быть полезной для дальнейшего ведения дела, указанного в таком
запросе.
Статья 8
Использование информации и документов
1. Информация, документы и другие сведения, полученные в соот-
ветствии с настоящим Соглашением, используются только для целей, оп-
ределенных настоящим Соглашением, и в соответствии с такими ограниче-
ниями, которые могут быть установлены предоставившей их таможенной
службой.
2. Такая информация, документы и другие сведения используются в
других целях, включая использование в качестве доказательства при су-
дебных или административных разбирательствах, только с письменного
согласия таможенной службы их предоставившей и при условии соблюдения
любых ограничений, установленных этой таможенной службой.
Статья 9
Конфиденциальность
Любой информации, документам или сведениям, полученным в соот-
ветствии с настоящим Соглашением, предоставляется в получающей стране
такая же степень защиты от огласки, как и подобным информации, доку-
ментам или сведениям этой страны, полученным на ее собственной терри-
тории.
Статья 10
Исключения из обязательств
по оказанию содействия
1. Если таможенная служба одной Стороны считает, что запрашива-
емое содействие может нанести ущерб суверенитету, безопасности или
другим существенным интересам ее государства, либо наносит ущерб за-
конным коммерческим интересам любого государственного или частного
предприятия, либо может помешать ведущемуся разбирательству на терри-
тории государства запрашиваемой Стороны, она может отказать в содей-
ствии либо оказать его при соблюдении определенных условий или требо-
ваний.
2. Если таможенная служба одной Стороны обращается с запросом об
оказании содействия, которое она сама в случае аналогичного запроса
таможенной службы другой Стороны не смогла бы оказать, в своем запросе она
обращает внимание на это. Выполнение такого запроса передается на
усмотрение запрашиваемой таможенной службы.
Статья 11
Борьба с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ
1. Таможенные службы Сторон с целью активизации действий по пре-
дотвращению, расследованию и пресечению незаконного оборота наркоти-
ческих средств и психотропных веществ по собственной инициативе и в
возможно короткий срок сообщают друг другу сведения о:
а) лицах, о которых известно, что они вовлечены в незаконный
оборот наркотических средств и психотропных веществ или подозреваются
в этом;
б) наземных, водных, воздушных или других транспортных сред-
ствах, контейнерах и посылках, о которых известно, что они использу-
ются для незаконного оборота наркотических средств и психотропных ве-
ществ или вызывают подозрение в этом отношении.
2. Таможенные службы Сторон по собственной инициативе передают
друг другу всю имеющуюся информацию о применяемых способах незаконно-
го оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также о
новых методах эффективной борьбы с контрабандой ими.
3. В случае, если Стороны по взаимному согласию примут решение
об использовании метода контролируемой поставки с целью выявления
лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств и психот-
ропных веществ, таможенные службы Сторон в соответствии с законода-
тельством их государств и в рамках их возможностей и компетенции де-
лают все возможное для сотрудничества в их действиях в этом отноше-
нии.
4. Таможенные службы Сторон могут расширить применение настоящей
статьи на вещества, которые используются для производства наркотичес-
ких средств и психотропных веществ.
Статья 12
Облегчение таможенных формальностей
1. Таможенные службы Сторон принимают по взаимному согласованию
необходимые меры по упрощению таможенного оформления в целях облегче-
ния и ускорения пассажирского и грузового сообщения между двумя госу-
дарствами, включая транзит товаров.
2. Перемещение товаров и транспортных средств через общую грани-
цу двух государств осуществляется через пункты пропуска, установлен-
ные по взаимной договоренности.
Таможенные службы сторон делают все возможное для принятия соот-
ветствующих административных мер с целью согласования режима работы и
пропускной способности соответствующих таможенных постов, расположен-
ных на общей границе, учитывая при этом действующие соглашения о меж-
дународном сообщении.
3. Таможенные службы Сторон проведут консультации и отдельно
согласуют вопрос о признании таможенного обеспечения и таможенных до-
кументов друг друга.
Статья 13
Обмен опытом
1. Таможенные службы Сторон в целях достижения взаимопонимания
обмениваются опытом своей деятельности в следующих сферах:
а) таможенное законодательство;
б) организация и применяемые методы таможенного контроля това-
ров, пассажиров и почтовых отправлений;
ц) использование технических средств таможенного контроля;
д) информация о контрабандной деятельности, ее видах, средствах
сокрытия, новых методах совершения правонарушений, методах обнаруже-
ния и их результатах;
е) сотрудничество с другими таможенными службами, Советом тамо-
женного сотрудничества и иными международными организациями; и
ф) другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
2. Таможенные службы Сторон сотрудничают в следующих областях
таможенного дела, включающих:
а) обмен таможенными сотрудниками и экспертами в случаях, пред-
ставляющих взаимный интерес, в том числе с целью ознакомления с тех-
ническими средствами таможенного контроля, компьютерной техникой и
другими современными научно-техническими средствами;
б) профессиональное обучение таможенных сотрудников;
с) обмен профессиональными, научными и техническими сведениями,
касающимися таможенного дела.
Статья 14
Расходы
1. Таможенные службы Сторон отклоняют любые требования возмеще-
ния расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения, за ис-
ключением расходов, которые были произведены при выполнении запроса в
соответствии с настоящим Соглашением, по оплате свидетелей, а также
экспертов и переводчиков, не занятых в таможенной службе.
2. Возмещение расходов, связанных с выполнением положений статьи
13 настоящего Соглашения, может быть предметом отдельной договорен-
ности между таможенными службами Сторон.
Статья 15
Выполнение Соглашения
1. Содействие в соответствии с положениями настоящего Соглашения
оказывается непосредственно таможенными службами Сторон, которые дос-
тигнут между собой договоренности о конкретных мероприятиях в этих
целях.
2. Таможенные службы Сторон предусматривают установление прямых
каналов связи между их центральными подразделениями и уполномочат их
местные подразделения осуществлять контакты между собой, как это бу-
дет согласовано таможенными службами Сторон в отдельной договореннос-
ти.
3. Таможенные службы Сторон проводят консультации и разрешают
вопросы, возникающие из толкования или применения настоящего Соглаше-
ния, в духе дружественного сотрудничества.
Статья 16
Территориальное действие Соглашения
Настоящее Соглашение действует на таможенной территории Россий-
ской Федерации и на таможенной территории Китайской Народной Респуб-
лики.
Статья 17
Вступление в силу и прекращение действия
1. Настоящее Соглашение вступает в силу через тридцать дней с
даты получения последнего уведомления по дипломатическим каналам о
выполнении Сторонами внутригосударственных юридических процедур, не-
обходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
2. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок. Дей-
ствие настоящего Соглашения может быть прекращено путем письменного
уведомления по дипломатическим каналам. Оно утратит свою силу через
шесть месяцев с даты такого уведомления.
Совершено в г. ................ "..." ........... 1994 года в
двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба
текста имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Российской Федерации Китайской Народной Республики
|