МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 сентября 1994 г. N 259
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА
РАССМОТРЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ МИНИСТЕРСТВОМ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях упорядочения работы по подготовке нормативных
документов в системе Минприроды России приказываю:
1. Утвердить прилагаемый временный Порядок рассмотрения,
согласования и утверждения нормативных документов Министерством
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
2. Подразделениям Минприроды России руководствоваться
временным Порядком при подготовке нормативных документов и
представить в Главное управление нормативно-правового
регулирования предложения по его совершенствованию до 01.10.95.
3. Главному управлению нормативно-правового регулирования
(Максименко) доработать временный Порядок с учетом предложений
подразделений Минприроды России и до 01.01.96 представить на
утверждение руководству Министерства проект Порядка рассмотрения,
согласования и утверждения нормативных документов Министерством
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
4. Главному управлению по взаимодействию с органами
государственной власти, общественными организациями и работе с
кадрами и Российскому экологическому федеральному информационному
агентству (Рыбальский) обеспечить тиражирование и распространение
нормативных документов, утвержденных или согласованных Минприроды
России.
5. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя
министра А.А. Аверченкова.
Министр
Минприроды России
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение
к Приказу Минприроды России
от 5 сентября 1994 г. N 259
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1. Область применения
Настоящий ведомственный нормативный документ:
а) разработан с целью соблюдения правовых норм при
согласовании и утверждении проектов нормативных документов; <*>
--------------------------------
<*> К нормативным документам относятся Положения, Инструкции,
Правила, Рекомендации и другие, согласно п. п. 2.4, 2.5 настоящего
нормативного документа.
б) предназначен для обеспечения единого порядка рассмотрения,
согласования и утверждения проектов нормативных документов в
системе Минприроды России;
в) распространяется на проекты нормативных документов,
подлежащих согласованию или утверждению Минприроды России;
г) является обязательным для центрального аппарата Минприроды
России, его подведомственных организаций и территориальных
органов;
д) применяется в условиях формирования Системы природоохранных
нормативных документов до принятия соответствующего нормативного
документа этой Системы.
2. Общие положения
2.1. Проекты нормативных документов рассматриваются
заинтересованными структурными подразделениями Минприроды России с
привлечением подведомственных организаций и территориальных
органов Министерства (при необходимости). <*>
--------------------------------
<*> Подведомственные организации и территориальные органы
Минприроды России рассматривают проекты нормативных документов за
счет бюджетных ассигнований (при утверждении документов
Министерством) или на договорной основе за счет средств
организации - заказчика (при согласовании документов
Министерством).
2.2. Проекты нормативных документов в части охраны окружающей
природной среды и рационального использования природных ресурсов
подлежат государственной экологической экспертизе, осуществляемой
Главным управлением государственной экологической экспертизы
Минприроды России (далее - Главгосэкоэкспертиза) с привлечением
представителей ГУНПР и других структурных подразделений
Министерства, к компетенции которых относятся вопросы проекта
рассматриваемого документа. <*>
--------------------------------
<*> "Положение о государственной экологической экспертизе",
утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 22.09.93 N 942.
2.3. Согласование и утверждение проектов нормативных
документов осуществляют руководители Минприроды России в
соответствии с "Инструкцией по ведению делопроизводства в
центральном аппарате Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации" от 30.09.93.
2.4. Утверждению Минприроды России подлежат проекты
нормативных документов, которые:
а) регулируют вопросы координации деятельности специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды (Приложение А) и
предназначены для применения этими органами;
б) регулируют вопросы охраны окружающей среды и природных
ресурсов, отнесенные к компетенции Минприроды России, и
предназначены для применения на территории Российской Федерации
организациями (органами) системы Минприроды России, а также
организациями (предприятиями) - природопользователями независимо
от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
в) регламентируют методики выполнения измерений,
предназначенные для использования территориальными органами
Минприроды России при осуществлении ими функций государственного
экологического контроля и экологического мониторинга, а также
устанавливают правила и требования по метрологическому обеспечению
измерений, осуществляемых этими органами;
г) регулируют основные вопросы деятельности структурных
подразделений, подведомственных организаций и территориальных
органов Минприроды России (ведомственные нормативные акты).
2.5. Согласованию Минприроды России подлежат проекты
нормативных документов, которые:
а) регулируют вопросы охраны и использования природных
ресурсов, отнесенные к компетенции других специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды, и предназначены для
применения на территории Российской Федерации этими специально
уполномоченными органами и организациями (предприятиями) -
природопользователями независимо от их ведомственной
принадлежности и форм собственности;
б) регулируют специфичные для отраслей промышленности вопросы
деятельности по охране окружающей среды и использованию природных
ресурсов и предназначены для применения организациями
(предприятиями) этих отраслей, а также территориальными органами
Минприроды России и его подведомственными организациями;
в) разрабатываются в рамках программ и планов государственной
стандартизации (проекты ГОСТ Р) и касаются деятельности, при
реализации которой должны быть учтены требования по охране
окружающей среды и природных ресурсов (экологические условия и
требования);
г) разрабатываются Госстандартом России, Госстроем России,
Госсанэпиднадзором России, другими органами государственного
контроля и надзора (кроме приведенных в Приложении А) и
затрагивают вопросы компетенции Минприроды России.
2.6. В процессе рассмотрения проекта нормативного документа
оцениваются:
а) наличие правовой базы для разработки или формирования
требований и соответствие ей;
б) соответствие содержания документа его назначению;
в) наличие основополагающих нормативных документов в
рассматриваемой области и соответствие положениям этих документов;
г) полноту, правильность и логическую непротиворечивость
устанавливаемых в проекте документа качественных и количественных
норм (нормативов, требований, правил и т.д.);
д) конкретность содержащихся указаний и требований и
возможность объективной проверки их соблюдения;
е) полноту, правильность и правомерность ссылок на действующие
нормативные документы, сопряженные с рассматриваемым документом;
ж) однозначность и точность терминов и понятий, их
соответствие установленным в правовых актах и действующих
нормативных документах;
з) наличие и правомерность санкций за нарушение установленных
в документе норм;
и) правильность оформления проекта нормативного документа.
2.7. На рассмотрение представляется:
а) сопроводительное письмо;
б) два экземпляра проекта нормативного документа с
пояснительной запиской;
в) сводка отзывов в одном экземпляре (для проектов вторых
редакций).
Комплект документов на методики выполнения измерений по
п. 2.4 (в), кроме того, включает:
г) технический отчет по исследованию метрологических
характеристик;
д) заключение одного из заинтересованных территориальных
органов Минприроды России с результатами опробования методики на
реальных объектах (при необходимости);
е) заключение Центральной специализированной инспекции (ЦСИ)
Минприроды России;
ж) заключение государственной метрологической экспертизы.
2.8. Продолжительность процедуры рассмотрения, согласования
или утверждения проекта нормативного документа не должна превышать
трех месяцев с даты поступления в Минприроды России всех
необходимых материалов и уведомления о перечислении средств на
оплату работ по рассмотрению и экспертизе документа (в
соответствии с примечаниями по п. п. 2.1 и 2.2).
2.9. ГУНПР обеспечивает оперативное информирование структурных
подразделений Министерства о согласованных и утвержденных
нормативных документах, а также рассылку утвержденных нормативных
документов.
3. Порядок рассмотрения проектов нормативных документов,
подлежащих согласованию Минприроды России
3.1. Проекты нормативных документов, поступающие в Минприроды
России на согласование, направляются в ГУНПР, которое:
а) устанавливает в соответствии с позициями п. 2.6
необходимость согласования проекта нормативного документа
Минприроды России;
б) определяет структурные подразделения Министерства, к
компетенции которых относятся вопросы проекта документа;
в) передает в Главгосэкоэкспертизу проекты нормативных
документов, подлежащие Государственной экологической экспертизе;
г) организует рассмотрение проектов нормативных документов,
кроме обозначенных в позиции (г), структурными подразделениями
Министерства; <*>
--------------------------------
<*> Материалы по проектам нормативных документов направляются
в структурные подразделения вместе с формой "Листа согласования"
(Приложение Б).
д) собирает и обобщает замечания и предложения структурных
подразделений;
е) рассматривает проект нормативного документа по вопросам,
отнесенным к компетенции ГУНПР;
ж) при наличии замечаний по проекту нормативного документа
готовит проект заключения Минприроды России и визирует его у
руководителей структурных подразделений, участвовавших в
рассмотрении этого документа;
з) готовит проект письма об отказе в согласовании и
представляет его вместе с заключением по позиции (в) на подпись
заместителю министра, курирующему деятельность ГУНПР;
и) в отсутствие замечаний по проекту нормативного документа
обеспечивает подготовку его к согласованию в соответствии с п. 5.
3.2. Структурные подразделения Министерства:
а) рассматривают поступившие материалы по проектам документов
(при необходимости с привлечением подведомственных организаций и
территориальных органов Минприроды России на условиях, указанных в
п. 2.1);
б) в необходимых случаях направляют проект нормативного
документа в Головную организацию Минприроды России по
природоохранному нормативному обеспечению - Федеральный центр
природоохранного нормативного обеспечения (ФЦ ПНО) для проведения
нормоконтроля по позициям (в), (е), (ж) и (и) п. 2.6;
в) готовят и представляют в ГУНПР отзывы на проекты
нормативных документов, учитывая замечания и предложения
подведомственных организаций и территориальных органов Минприроды
России (при наличии таковых);
г) при отсутствии замечаний и предложений по проекту
нормативного документа вносят соответствующую запись в "Лист
согласования" (Приложение Б).
3.3. Главгосэкоэкспертиза:
а) организует рассмотрение проектов нормативных документов в
рамках Государственной экологической экспертизы с привлечением
(при необходимости) к работе в составе экспертной комиссии
представителей ГУНПР и других заинтересованных структурных
подразделений Министерства, а также представителей ФЦ ПНО для
проведения нормоконтроля; <*>
--------------------------------
<*> Специалисты структурных подразделений, участвующие в
Государственной экологической экспертизе, являются уполномоченными
представителями этих структурных подразделений.
б) оформляет заключение Государственной экологической
экспертизы и направляет его вместе с материалами по проекту
нормативного документа в ГУНПР, которое обеспечивает выполнение
функций по позициям (з) или (и) п. 3.1.
4. Порядок рассмотрения проектов нормативных документов,
подлежащих утверждению Минприроды России
4.1. Минприроды России утверждает проекты нормативных
документов, разработанные:
а) по планам научно-исследовательских работ (НИР)
подведомственных организаций Минприроды России;
б) по целевым программам, заказчиком которых является
Минприроды России;
в) структурными подразделениями Минприроды России по заданию
руководства Министерства или в инициативном порядке;
г) подведомственными организациями или территориальными
органами Минприроды России в инициативном порядке.
4.2. Проект нормативного документа, разработанный по плану НИР
или целевой программе, поступает в структурное подразделение
Министерства, являющееся заказчиком этого документа, которое:
а) выполняет функции, аналогичные указанным в позиции (б)
п. 3.1, а также определяет органы государственного контроля и
надзора, на согласование которым должен быть направлен проект
рассматриваемого нормативного документа;
б) рассматривает поступившие материалы и при наличии
принципиальных замечаний возвращает проект нормативного документа
на доработку;
в) при отсутствии принципиальных замечаний по проекту
нормативного документа организует его рассмотрение структурными
подразделениями Министерства с привлечением в необходимых случаях
подведомственных организаций (кроме организации - разработчика) и
территориальных органов Минприроды России;
г) обобщает поступившие отзывы на проект нормативного
документа;
д) при наличии замечаний и предложений организует доработку и
повторное рассмотрение проекта нормативного документа
заинтересованными структурными подразделениями Министерства;
е) при отсутствии замечаний и предложений (или после их
устранения) направляет проект нормативного документа в ФЦ ПНО для
проведения нормоконтроля в соответствии с позицией (б) п. 3.2;
ж) корректирует текст проекта документа в соответствии с
предложениями ФЦ ПНО, внесенными в процессе нормоконтроля;
и) по проектам нормативных документов, прошедшим нормоконтроль
и не подлежащим согласованию органами государственного контроля и
надзора, а также Государственной экологической экспертизе,
оформляет "Лист согласования" (Приложение Б) и передает его вместе
со всеми имеющимися по проектам этих документов материалами в
ГУНПР для подготовки к утверждению; <*>
--------------------------------
<*> При подготовке нормативных документов к утверждению в их
текст не могут вноситься какие-либо изменения без согласования со
структурным подразделением - заказчиком.
к) в остальных, кроме указанных в позиции (и), случаях
обеспечивает (если требуется) согласование проектов нормативных
документов соответствующими органами государственного контроля и
надзора и после этого направляет их в Главгосэкоэкспертизу на
Государственную экологическую экспертизу (если требуется) и далее
осуществляет функцию по позиции (и).
4.3. Порядок рассмотрения проектов нормативных документов,
разработанных структурными подразделениями Министерства,
аналогичен порядку по п. 4.2. Организацию рассмотрения проекта
нормативного документа обеспечивает его разработчик.
4.4. Проекты нормативных документов, разработанные
подведомственными организациями и территориальными органами
Минприроды России в инициативном порядке, направляются в ГУНПР,
которое:
а) определяет структурное подразделение Министерства, к
компетенции которого относятся основные вопросы, регламентируемые
проектом этого документа, и передает ему (или оставляет в ГУНПР,
если является таковым само) поступившие материалы для организации
рассмотрения проекта нормативного документа в соответствии с
п. 4.2;
б) совместно с этим структурным подразделением устанавливает
целесообразность утверждения Минприроды России проекта
представленного нормативного документа.
4.5. При наличии принципиальных разногласий по проектам
нормативных документов заинтересованное структурное подразделение
организует и проводит согласительное совещание с участием
разработчика проекта нормативного документа и представителей
других структурных подразделений Министерства. В необходимых
случаях на совещание приглашается представитель руководства
Министерства, к компетенции которого относятся рассматриваемые
вопросы.
Решение совещания оформляется соответствующим протоколом.
5. Порядок согласования и утверждения проектов
нормативных документов
5.1. Министр и его заместители согласуют и утверждают проекты
нормативных документов по "Представлению" (Приложение В),
подготовленному ГУНПР.
К "Представлению" прилагаются "Лист согласования"
(Приложение Б) и "Заключение Государственной экологической
экспертизы" (для документов, подлежащих этой экспертизе). <*>
--------------------------------
<*> "Лист согласования" не оформляют, если в работе экспертной
комиссии Государственной экологической экспертизы принимали
участие полномочные представители всех заинтересованных
структурных подразделений Министерства.
5.2. Согласование проектов нормативных документов
осуществляется личной подписью или письмом за подписью заместителя
министра, курирующего деятельность ГУНПР. Проект указанного письма
готовит ГУНПР.
5.3. Утверждение проектов нормативных документов, подлежащих
регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюст
России) или требующих дополнительных предписаний и разъяснений,
осуществляется приказами Минприроды России, проекты которых
готовят структурные подразделения, организовавшие рассмотрение
проектов нормативных документов по п. п. 4.2 - 4.4. Утверждение
проектов прочих нормативных документов осуществляется личной
подписью министра или его заместителя, к компетенции которого
относятся вопросы проекта утверждаемого документа. <*>
--------------------------------
<*> На утверждение представляются два экземпляра проекта
нормативного документа, один из которых остается в ГУНПР для
систематизации и учета, а другой после утверждения и регистрации
передается в Управление массовой информации и связей с
общественностью для обеспечения тиражирования и распространения
(совместно с Российским экологическим федеральным информационным
агентством).
5.4. Подготовку нормативного документа к регистрации в Минюсте
России осуществляет ответственное за его разработку структурное
подразделение совместно с ГУНПР.
5.5. В случаях, когда вопросы нормативного документа относятся
к компетенции двух и более заместителей министра, утверждающие
функции выполняет министр или его первый заместитель.
5.6. Все материалы для согласования и утверждения проектов
нормативных документов министром и его заместителями
подготавливает ГУНПР.
Приложение А
ПЕРЕЧЕНЬ
СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ <*>
1. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации.
--------------------------------
<*> 1. Постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации "О специально уполномоченных государственных
органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды" от 22 сентября 1993 г. N 943.
2. Указ Президента Российской Федерации "О структуре
федеральных органов власти" от 10 января 1994 г. N 66.
2. Комитет Российской Федерации по геологии и использованию
недр.
3. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству.
4. Комитет Российской Федерации по рыболовству.
5. Федеральная служба геодезии и картографии России.
6. Федеральная служба лесного хозяйства России.
7. Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды.
8. Комитет Российской Федерации по водному хозяйству.
9. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации (Департамент по охране и рациональному
использованию охотничьих ресурсов). <*>
--------------------------------
<*> Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации "О специально уполномоченных государственных органах по
охране и регулированию использования животного мира" от 4 ноября
1993 г. N 1108.
Приложение Б
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
ПРОЕКТА НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА СТРУКТУРНЫМИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МИНПРИРОДЫ РОССИИ
Проект нормативного документа "_______________________________
(название документа)
________________________", разработанный _________________________
(наименование
_________________________________________ согласован:
организации - разработчика)
1. Начальник Главного управления нормативно-правового
регулирования ____________________________________________________
(подпись, дата, Ф.И.О.)
2. Начальник _________________________________________________
(название структурного подразделения)
__________________________________________________________________
(подпись, дата, Ф.И.О.)
и т.д.
Приложение В
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРОЕКТА НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА НА УТВЕРЖДЕНИЕ
(СОГЛАСОВАНИЕ)
N ________ от ____________________
Главное управление нормативно-правового регулирования
представляет на утверждение (согласование) министру (заместителю
министра) охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации ________________________________________________________
(Ф.И.О.)
проект нормативного документа ___________________________________,
(название проекта)
разработанный ___________________________________________________,
(наименование организации - разработчика)
рассмотренный и согласованный структурными подразделениями
Минприроды России (Лист согласований N _____, Заключение
Государственной экологической экспертизы от ______________ N ____)
Приложения:
1. Проект нормативного документа на ______ л. в _____ экз.
2. Лист согласований или Заключение Государственной
экологической экспертизы на _____ л.
3. Проект приказа письма Минприроды России (при
необходимости).
Начальник ГУНПР _______________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|