ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
от 2 сентября 1994 г.
(Извлечение)
Постановлением судьи Ленинского районного народного суда
г. Красноярска Волков на основании заявления фонда муниципального
имущества г. Красноярска был подвергнут штрафу в сумме 20 200 000
руб. за совершение административного правонарушения,
предусмотренного ст. 31 Закона Российской Федерации от 3 июля
1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации" - отказ от оплаты предприятия,
купленного по конкурсу или на аукционе.
Постановлением председателя Красноярского краевого суда
оставлен без удовлетворения протест прокурора Красноярского края.
Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил
вопрос об отмене судебных постановлений и прекращении дела об
административном правонарушении по тем мотивам, что договор
купли - продажи ТОО не был заключен и Волков привлечен к
административной ответственности неправомерно.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ 2 сентября
1994 года протест удовлетворил по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации", отказ от оплаты предприятия, купленного по
конкурсу или на аукционе, влечет административную ответственность
- штраф в размере от 5 до 20 процентов от продажной цены
приватизируемого предприятия.
В постановлении судьи указано, что Волковым как директором
ТОО "Катюша-С" подана заявка на участие в конкурсе по приобретению
магазина. В результате конкурса ТОО признано победителем, как
согласившееся с условиями конкурса и предложившее наибольшую цену.
Волков подписал протокол о результатах конкурса, однако, в течение
30 суток не явился для подписания договора купли - продажи и
отказался от оплаты купленного магазина.
Считая, что сделка купли - продажи была заключена между фондом
муниципального имущества и ТОО "Катюша-С" с момента подписания
протокола о результатах конкурса и что с этого же времени
представленный на конкурс магазин считается купленным, судья
признал, что отказ Волкова от его оплаты влечет административную
ответственность, и подверг его штрафу в размере 5% от продажной
цены приватизируемого магазина.
Между тем вывод судьи о том, что между фондом муниципального
имущества и ТОО "Катюша-С" был заключен договор о купле - продаже
магазина и Волков отказался от оплаты его, нельзя признать
правильным.
В деле имеется заявка ТОО на участие в конкурсе, подписанная
Волковым, в которой указано, что в случае принятия предложения ТОО
берет на себя обязательство заключить договор купли-продажи в срок
не позднее 30 дней с момента отправления в его адрес извещения о
принятии предложений.
Волковым подписан протокол о результатах конкурса по
приватизации магазина, в соответствии с ним ТОО и фонд
муниципального имущества обязались в 30-дневный срок после
подписания этого протокола заключить договор купли-продажи.
Договор купли-продажи, как усматривается из объяснений сторон,
заключен не был, так как ТОО отказалось перечислить деньги.
Таким образом, Волков отказался от заключения договора купли -
продажи, а не от оплаты купленного объекта.
Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации" установлена
административная ответственность за отказ от оплаты предприятия,
купленного по конкурсу или на аукционе, а не за отказ от
заключения договора купли-продажи объекта, выставленного для
продажи по конкурсу или на аукционе.
Утверждение судьи и председателя краевого суда о том, что
договор купли-продажи был заключен между ТОО и фондом
муниципального имущества с момента подписания протокола о
результатах конкурса, не соответствует содержанию протокола, а
также установленным правилам перехода права собственности на
объекты муниципальной собственности, приватизированные в порядке
конкурса или на аукционе.
Как указано выше, в протоколе о результатах конкурса указано
об обязательстве сторон заключить договор купли-продажи магазина
в течение 30 суток с момента подписания протокола. Указания о том,
что договор заключен, протокол не содержит.
Согласно Временному положению о приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации на аукционе
(Приложение No. 4 к Указу Президенту Российской Федерации от
29 января 1992 г. No. 66 "Об ускорении приватизации
государственных и муниципальных предприятий") и Временному
положению о приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации по конкурсу (Приложение No. 5 к
тому же Указу Президента Российской Федерации), установлен
следующий порядок приватизации на аукционе или по конкурсу.
После принятия решения о продаже объекта приватизации на
аукционе или по конкурсу, проведения подготовки к ним, определения
условий участия в них покупателей, проведения аукциона, конкурса
победитель должен в течение определенного организаторами времени
подписать протокол о результатах аукциона или конкурса.
В протоколе указываются сведения о покупателе и продавце,
наименование объекта приватизации, окончательная цена, а также
обязательство сторон по подписанию договора купли-продажи; один
экземпляр протокола выдается покупателю и является документом,
удостоверяющим его право на заключение договора купли-продажи.
Если победитель аукциона (конкурса) в течение 10 дней не подписал
протокол о его результатах, внесенный залог ему не возвращается
(п. п. 4.4, 4.5).
В срок не позднее 30 календарных дней с момента подписания
протокола между продавцом и покупателем должен быть подписан
договор купли-продажи. В соответствии с установленными сроками и
формой платежа покупатель обязан перевести на расчетный счет
продавца или внести наличными установленную договором сумму
(п. п. 5.1, 5.3).
Право собственности на объект приватизации переходит от
продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
Как видно из изложенных выше правил, обязанность оплатить
объект возникает у победителя аукциона или конкурса не с момента
подписания протокола о его результатах, а только после заключения
договора купли-продажи, который должен быть заключен после
подписания протокола о результатах аукциона или конкурса.
В постановлении не указано, что Волков заключил договор
купли-продажи магазина, поэтому его отказ от оплаты объекта до
заключения этого договора не может повлечь административную
ответственность по п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации".
К административной ответственности по этому Закону он
привлечен неправомерно.
|