ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 1994 г. N С-3-8-29
О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТОВ, ИМЕЮЩИХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Направляем Типовую программу повышения квалификации
профконсультантов, имеющих психологическое образование,
утвержденную Федеральной службой занятости России (прилагается).
Отработка этой Программы будет проводиться на базе Российского
учебного центра Федеральной службы занятости России (первая сессия
состоится с 12 по 23 декабря 1994 года). Заявки на указанное
повышение квалификации просим направлять по адресу: 129329,
Москва, ул. Кольская, д. 2, Российский учебный центр Федеральной
службы занятости России (Щукина Галина Павловна, тел. 189-26-15).
Региональным органам занятости, располагающим полным блоком
типовых программ повышения квалификации специалистов и
руководителей по профориентации (ранее были направлены две
программы: письма ФСЗ России от 06.04.94 N С-3-10-364 и от
23.06.94 N С-3-11-712), необходимо организовать в 1994 -
1995 годах обучение соответствующих работников районных, городских
служб занятости.
Приложение
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ,
ИМЕЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Форма обучения: 4 сессии по 2 недели (всего 320 часов).
I сессия
Рынок труда и проблемы занятости в России. Определение
структуры региональной потребности в кадрах.
Основные положения социальной защиты и социальной поддержки
различных категорий незанятого населения. Нормативные документы по
занятости.
Проблемы и перспективы развития профориентации в
государственной службе занятости (нормативные акты и документы).
Стратегия профессиональной ориентации в системе занятости
(цели, содержание, организация, методы).
Организация деятельности профконсультанта.
Профориентация как система мер по управлению адекватным
профессиональным выбором. Содержание и основные направления
деятельности профконсультанта службы занятости.
Этические принципы деятельности профконсультанта службы
занятости. Варианты определения основных этических принципов в
профконсультационной практике. Методы ценностно-нравственного
самоопределения.
Коммуникативная культура профконсультанта. Основные цели и
методы психорелаксационной работы с профконсультантами.
Методы активизации профконсультантов при подготовке к работе с
клиентами.
Активные методы профориентационной работы. Различные методы
активизации профессионального и личностного поведения клиентов.
Применение компьютерных технологий в работе профконсультанта.
АРМ профконсультанта.
Цели и особенности проведения социологических исследований в
системе занятости. Технология проведения социологического
исследования. Основные принципы интерпретации его результатов.
Организация и опыт работы районного центра занятости.
II сессия
Основы профессиоведения.
Основные понятия психологического профессиоведения.
Психологические аспекты трудовой деятельности: мотивы и ценности
трудовой деятельности, уровень притязаний и т.д.
Проблема классификации профессий, основные принципы
классификации профессий, существующие классификации профессий.
Основные принципы и методы изучения трудовой деятельности в
профессиоведении.
Профессиография как один из основных способов описания
профессиональной деятельности. Виды и структура профессиограмм.
Использование профессиограмм в деятельности работников службы
занятости.
Основы профконсультирования.
Выбор профессии как социокультурный феномен. Основные факторы,
влияющие на выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии
и способы их коррекции.
Основные проблемы профессиональной переориентации взрослого
населения.
Особенности профориентационной работы с различными группами
незанятого населения: молодежью, женщинами, инвалидами,
военнослужащими, специалистами, имеющими высшее образование.
Основные формы и методы профессионального консультирования.
Психологические основы профконсультирования.
Новые методы профконсультирования. Нейролингвистическое
программирование в работе профконсультанта службы занятости: цели,
возможности, базовые понятия и основные техники.
Роль индивидуальных особенностей человека в трудовой
деятельности. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
Психологические и психофизиологические основы профотбора. Методы
профотбора. Медицинские аспекты профориентации.
Возможности использования классических психодиагностических
методик в целях профконсультирования. Новые психодиагностические и
профдиагностические методы.
Цели и возможности использования специального
психодиагностического оборудования в профконсультировании.
III сессия
Основы психологической поддержки.
Психологическая поддержка как одно из основных направлений
деятельности профконсультанта службы занятости.
Особенности психологического состояния безработных граждан.
Психокоррекционная работа с безработными как составляющая
психологической поддержки. Возможные техники психокоррекционной
работы с безработными.
Возможные способы оценки психологического состояния
безработных в процессе консультирования. Основные методы
психологической поддержки в процессе профконсультирования.
Клинические аспекты профконсультирования. Типология и
симптоматика пограничных нервно-психических состояний, способы их
первичной диагностики; возможные способы снятия психологического
напряжения у клиента в процессе профконсультирования.
Различные формы групповых занятий: их цели, возможности,
особенности, эффективность. Методы проведения групповых занятий с
безработными по психологической поддержке.
Деятельность профконсультанта в "Клубе ищущих работу", на
курсах "Новый старт".
Проблема оценки эффективности различных направлений
профориентационной деятельности; возможные методы этой оценки.
Организация контроля и оценки адаптации трудоустроившихся по
рекомендациям службы занятости.
Анализ и обобщение опыта работы региональных органов
занятости.
IV сессия. Стажировка
Анализ и обобщение индивидуального опыта профориентационной
работы.
Аттестация.
------------------------------------------------------------------
|