Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ВАС РФ NO. С3-7/ОЗ-614 ОТ 25.08.1994 О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                 от 25 августа 1994 г. No. С3-7/ОЗ-614
   
       23.07.94 вступил  в  силу Федеральный конституционный закон "О
   Конституционном Суде   Российской   Федерации"   (опубликован    в
   "Российской газете", No. 138-139 от 23.07.94).
       В соответствии  со  статьей  1  Закона   Конституционный   Суд
   Российской Федерации  является  судебным  органом конституционного
   контроля, самостоятельно  и  независимо  осуществляющим   судебную
   власть посредством конституционного судопроизводства.
       В Законе   определены   полномочия    Конституционного    Суда
   Российской Федерации (статья 3).  В частности, Конституционный Суд
   Российской Федерации разрешает  дела  о  соответствии  Конституции
   Российской   Федерации   федеральных  законов,  нормативных  актов
   Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной
   Думы,  Правительства Российской Федерации;  конституций, уставов и
   иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по
   вопросам,  относящимся  к  ведению  органов государственной власти
   Российской Федерации и совместному ведению органов государственной
   власти  субъектов  Российской Федерации;  договоров между органами
   государственной   власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной  власти субъектов Российской Федерации,  договоров
   между  органами  государственной   власти   субъектов   Российской
   Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской
   Федерации (пункт 1 статьи 3).
       Конституционный Суд Российской Федерации разрешает также споры
   о компетенции  между федеральными органами государственной власти;
   между органами  государственной  власти  Российской  Федерации   и
   органами государственной  власти  субъектов Российской Федерации и
   между высшими  государственными  органами   субъектов   Российской
   Федерации (пункт 2 статьи 3).
       К ведению Конституционного Суда Российской Федерации  отнесено
   и рассмотрение  жалоб  о  нарушении  конституционных прав и свобод
   граждан и проверка по  запросам  судов  конституционности  закона,
   примененного или подлежащего применению в конкретном деле (пункт 3
   статьи 3).
       Кроме названных    выше    полномочий    Конституционный   Суд
   Российской Федерации  дает   толкование   Конституции   Российской
   Федерации и   заключение   о   соблюдении  установленного  порядка
   выдвижения обвинения    Президента    Российской    Федерации    в
   государственной измене  или совершении иного тяжкого преступления,
   выступает с  законодательной  инициативой   по   вопросам   своего
   ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему
   Конституцией Российской   Федерации,   Федеративным  договором   и
   федеральными конституционными   законами.    Конституционный   Суд
   Российской Федерации   может   пользоваться   и   иными   правами,
   предоставляемыми ему  заключенными  в  соответствии  со статьей 11
   Конституции Российской  Федерации   договорами   о   разграничении
   предметов ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
   власти Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
   субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его
   юридической природе и предназначению в качестве  судебного  органа
   конституционного контроля (пункты 4 - 7 статьи 3).
       Исходя из того,  что судам  предоставлено  право  обращения  в
   Конституционный Суд  Российской  Федерации  с запросами о проверке
   конституционности закона,  примененного или подлежащего применению
   в конкретном   деле,  а   также    учитывая   характер  полномочий
   Конституционного Суда Российской Федерации, указанных в пунктах 1,
   2, 3,  4  и  7 статьи 3 Закона,  предлагается обратить внимание на
   следующие положения.
       1. Конституционный    Суд    Российской    Федерации    решает
   исключительно вопросы права.  При  осуществлении  конституционного
   судопроизводства Конституционный    Суд    Российской    Федерации
   воздерживается от   установления   и   исследования    фактических
   обстоятельств во  всех  случаях,  когда  это  входит в компетенцию
   других судов или иных органов (части 2 и 3 статьи).
       2. Конституционный    Суд   Российской   Федерации   принимает
   постановления и дает заключения только по предмету,  указанному  в
   обращении, и  лишь  в  отношении  той  части  акта или компетенции
   органа, конституционность   которых   подвергается   сомнению    в
   обращении. Конституционный  Суд  Российской Федерации при принятии
   решения не связан основаниями и доводами,  изложенными в обращении
   (часть 3 статьи 74).
       3. Юридическая сила решений Конституционного  Суда  Российской
   Федерации характеризуется   тем,   что  они  обязательны  на  всей
   территории Российской   Федерации   для   всех   представительных,
   исполнительных и судебных органов государственной власти,  органов
   местного самоуправления,  предприятий,  учреждений,   организаций,
   граждан и их объединений (статья 6). Решение Конституционного Суда
   Российской Федерации  окончательно,  не  подлежит  обжалованию   и
   вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует
   непосредственно и не  требует  подтверждения  другими  органами  и
   должностными лицами.      Юридическая      сила      постановления
   Конституционного Суда  Российской  Федерации  о   признании   акта
   неконституционным не  может  быть  преодолена  повторным принятием
   этого же акта (часть 2 статьи 79).
       Акты или      отдельные      их      положения,     признанные
   неконституционными, утрачивают      силу;      признанные       не
   соответствующими Конституции Российской Федерации  не вступившие в
   силу международные  договоры  Российской  Федерации  не   подлежат
   введению в действие или применению.  Решения судов и иных органов,
   основанные на актах,  признанных неконституционными,  не  подлежат
   исполнению и  должны быть пересмотрены в установленных федеральным
   законом случаях (часть 3 статьи  79).  В  случае   если  признание
   нормативного акта  неконституционным  создало  пробел  в  правовом
   регулировании, непосредственно применяется Конституция  Российской
   Федерации (часть 4 статьи 79).
       4. В Законе указываются последствия  принятия  Конституционным
   Судом Российской Федерации отдельных видов решений,  которые имеют
   непосредственное значение  для   деятельности   судов   Российской
   Федерации. В  частности,  признание нормативного акта или договора
   либо отдельных  их  положений  не   соответствующими   Конституции
   Российской Федерации  является  основанием  отмены в установленном
   порядке положений  других   нормативных   актов,   основанных   на
   нормативном акте или договоре,  признанном неконституционным, либо
   воспроизводящих его или содержащих такие же положения,  какие были
   предметом обращения.  Положения этих нормативных актов и договоров
   не могут  применяться  судами,  другими  органами  и  должностными
   лицами (часть 2 статьи 87).
       В случае   если  Конституционный  Суд   Российской   Федерации
   признает издание  акта  не  входящим  в  компетенцию издавшего его
   органа государственной  власти,  акт  утрачивает  силу   со   дня,
   указанного в решении (часть 2 статьи 95).
       Если Конституционный  Суд  Российской Федерации признал закон,
   примененный в  конкретном  деле,  не  соответствующим  Конституции
   Российской  Федерации,  то  данное  дело во всяком случае подлежит
   пересмотру компетентным органом в обычном порядке (часть 2  статьи
   100).  Указанное  последствие  распространяется, в соответствии со
   статьей   104   Закона,  и   на   случаи   рассмотрения   дел    о
   конституционности законов по запросам судов.
       Толкование Конституции     Российской     Федерации,    данное
   Конституционным Судом  Российской Федерации,  является официальным
   и обязательным   для   всех   представительных,  исполнительных  и
   судебных органов   государственной   власти,   органов    местного
   самоуправления, предприятий,  учреждений, организаций, должностных
   лиц, граждан и их объединений (статья 106).
       5. В   Законе   содержатся  некоторые  положения  по  вопросам
   судопроизводства в    судах     Российской     Федерации.     Так,
   Конституционный Суд  Российской  Федерации,  приняв к рассмотрению
   жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан,
   уведомляет об этом суд,  рассматривающий дело,  в котором применен
   или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за
   собой приостановление    производства    по   делу.  Однако   суд,
   рассматривающий дело,  в котором применен или подлежит  применению
   обжалуемый закон,  вправе  приостановить  производство до принятия
   решения Конституционным Судом Российской Федерации (статья 98).
       6. Глава  XIII  Закона  посвящена  вопросам рассмотрения дел о
   конституционности законов по запросам  судов.  В  соответствии  со
   статьей 101  Закона суд   при рассмотрении дела в любой инстанции,
   придя к выводу о несоответствии Конституции  Российской  Федерации
   закона, примененного  или подлежащего применению в указанном деле,
   обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о
   проверке конституционности  данного  закона.  В  период  с момента
   вынесения решения  суда  об  обращении   в   Конституционный   Суд
   Российской Федерации  и до принятия постановления Конституционного
   Суда Российской Федерации  производство  по  делу  или  исполнение
   вынесенного судом по делу решения приостанавливаются (статья 103).
       Данная информация направляется для сведения и использования  в
   работе.
   
                                             Заместитель Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                       В.В.ВИТРЯНСКИЙ
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz