Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 25.08.94 N СЗ-7/ОЗ-614 "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

            ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  ПИСЬМО
                   от 25 августа 1994 г. N СЗ-7/ОЗ-614

        23.07.94 вступил  в  силу Федеральный конституционный закон "О
    Конституционном Суде   Российской   Федерации"   (опубликован    в
    "Российской газете", N N 138-139 от 23.07.94).
        В соответствии  со  статьей  1  Закона   Конституционный   Суд
    Российской Федерации  является  судебным  органом конституционного
    контроля, самостоятельно  и  независимо  осуществляющим   судебную
    власть посредством конституционного судопроизводства.
        В Законе   определены   полномочия    Конституционного    Суда
    Российской Федерации (статья 8).  В частности, Конституционный Суд
    Российской Федерации разрешает  дела  в  соответствии  Конституции
    Российской   Федерации,  Федеральных  законов,  нормативных  актов
    Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной
    Думы,  Правительства Российской Федерации;  конституций, уставов и
    иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по
    вопросам,  относящимся  к  ведению  органов государственной власти
    Российской Федерации и совместному ведению органов государственной
    власти  субъектов  Российской Федерации;  договоров между органами
    государственной   власти   Российской   Федерации    и    органами
    государственной  власти субъектов Российской Федерации,  договоров
    между  органами  государственной   власти   субъектов   Российской
    Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской
    Федерации (пункт 1 статьи 3).
        Конституционный Суд Российской Федерации разрешает также споры
    о компетенции  между федеральными органами государственной власти:
    между органами  государственной  власти  Российской  Федерации   и
    органами государственной  власти  субъектов Российской Федерации и
    между высшими  государственными  органами   субъектов   Российской
    Федерации (пункт 2 статьи 3).
        К ведению Конституционного Суда Российской Федерации  отнесено
    и рассмотрение  жалоб  о  нарушении  конституционных прав и свобод
    граждан и проверка по  запросам  судов  конституционности  закона,
    примененного или подлежащего применению в конкретном деле (пункт 3
    статьи 3).
        Кроме названных    выше    полномочий,   Конституционный   Суд
    Российской Федерации  дает   толкование   Конституции   Российской
    Федерации и   заключение   о   соблюдении  установленного  порядка
    выдвижения обвинения    Президента    Российской    Федерации    в
    государственной измене  или совершении иного тяжкого преступления,
    выступает с  законодательной  инициативой   по   вопросам   своего
    ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему
    Конституцией Российской   Федерации,   Федеративным  договором   и
    Федеральными конституционными   законами.    Конституционный   Суд
    Российской Федерации   может   пользоваться   и   иными   правами,
    предоставляемыми ему  заключенными  в  соответствии  со статьей 11
    Конституции Российской  Федерации   договорами   о   разграничении
    предметов ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
    власти Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
    субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его
    юридической природе и предназначению в качестве  судебного  органа
    конституционного контроля (пункты 4 - 7 статьи 3).
        Исходя из того,  что судам  предоставлено  право  обращения  в
    Конституционный Суд  Российской  Федерации  с запросами о проверке
    конституционности закона,  примененного или подлежащего применению
    в конкретном   деле,  а   также,   учитывая   характер  полномочий
    Конституционного Суда Российской Федерации, указанных в пунктах 1,
    2, 3,  4  и  7 статьи 3 Закона,  предлагается обратить внимание на
    следующие положения.
        1. Конституционный    Суд    Российской    Федерации    решает
    исключительно вопросы права.  При  осуществлении  конституционного
    судопроизводства Конституционный    Суд    Российской    Федерации
    воздерживается от   установления   и   исследования    фактических
    обстоятельств во  всех  случаях,  когда  это  входит в компетенцию
    других судов или иных органов (части 2 и 3 статьи).
        2. Конституционный    Суд   Российской   Федерации   принимает
    постановления и дает заключения только по предмету,  указанному  в
    обращении, и  лишь  в  отношении  той  части  акта или компетенции
    органа, конституционность   которых   подвергается   сомнению    в
    обращении. Конституционный  Суд  Российской Федерации при принятии
    решения не связан основаниями и доводами,  изложенными в обращении
    (часть 3 статьи 74).
        3. Юридическая сила решений Конституционного  Суда  Российской
    Федерации характеризуется   тем,   что  они  обязательны  на  всей
    территории Российской   Федерации   для   всех   представительных,
    исполнительных и судебных органов государственной власти,  органов
    местного самоуправления,  предприятий,  учреждений,   организаций,
    граждан и их объединений (статья 6). Решение Конституционного Суда
    Российской Федерации  окончательно,  не  подлежит  обжалованию   и
    вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует
    непосредственно и не  требует  подтверждения  другими  органами  и
    должностными лицами.      Юридическая      сила      постановления
    Конституционного Суда  Российской  Федерации  о   признании   акта
    неконституционным не  может  быть  преодолена  повторным принятием
    этого же акта (часть 2 статьи 79).
        Акты или      отдельные      их      положения,     признанные
    неконституционными, утрачивают      силу;      признанные       не
    соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в
    силу международные  договоры  Российской  Федерации  не   подлежат
    введению в действие или применению.  Решения судов и иных органов,
    основанных на актах,  признанных неконституционными,  не  подлежат
    исполнению и  должны быть пересмотрены в установленных федеральным
    законом случаях (часть 3 статьи  79).  В  случае,  если  признание
    нормативного акта  неконституционным  создало  пробел  в  правовом
    регулировании, непосредственно применяется Конституция  Российской
    Федерации (часть 4 статьи 79).
        4. В Законе указываются последствия  принятия  Конституционным
    Судом Российской Федерации отдельных видов решений,  которые имеют
    непосредственное значение  для   деятельности   судов   Российской
    Федерации. В  частности,  признание нормативного акта или договора
    либо отдельных  их  положений  не   соответствующими   Конституции
    Российской Федерации  является  основанием  отмены в установленном
    порядке положений  других   нормативных   актов,   основанных   на
    нормативном акте или договоре,  признанном неконституционным, либо
    воспроизводящих его или содержащих такие же положения,  какие были
    предметом обращения.  Положения этих нормативных актов и договоров
    не могут  применяться  судами,  другими  органами  и  должностными
    лицами (часть 2 статьи 87).
        В случае,  если  Конституционный  Суд   Российской   Федерации
    признает издание  акта  не  входящим  в  компетенцию издавшего его
    органа государственной  власти,  акт  утрачивает  силу   со   дня,
    указанного в решении (часть 2 статьи 95).
        Если Конституционный  Суд  Российской Федерации признал закон,
    примененный в  конкретном  деле,  не  соответствующим  Конституции
    Российской  Федерации,  то  данное  дело во всяком случае подлежит
    пересмотру компетентным органом в обычном порядке (часть 2  статьи
    100).  Указанное  последствие  распространяется  в соответствии со
    статьей   104   Закона   и   на   случаи   рассмотрения   дел    о
    конституционности законов по запросам судов.
        Толкование Конституции     Российской     Федерации,    данное
    Конституционным Судом  Российской Федерации,  является официальным
    и обязательным   для   всех   представительных,  исполнительных  и
    судебных органов   государственной   власти,   органов    местного
    самоуправления, предприятий,  учреждений, организаций, должностных
    лиц, граждан и их объединений (статья 106).
        5. В   Законе   содержатся  некоторые  положения  по  вопросам
    судопроизводства в    судах     Российской     Федерации.     Так,
    Конституционный Суд  Российской  Федерации,  приняв к рассмотрению
    жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан,
    уведомляет об этом суд,  рассматривающий дело,  в котором применен
    или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за
    собой приостановление    производства    по   делу.  Однако   суд,
    рассматривающий дело,  в котором применен или подлежит  применению
    обжалуемый закон,  вправе  приостановить  производство до принятия
    решения Конституционным Судом Российской Федерации (статья 98).
        6. Глава  XIII  Закона  посвящена  вопросам рассмотрения дел о
    конституционности законов по запросам  судов.  В  соответствии  со
    статьей 101  Закона суд   при рассмотрении дела в любой инстанции,
    придя к выводу о несоответствии Конституции  Российской  Федерации
    закона, примененного  или подлежащего применению в указанном деле,
    обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о
    проверке конституционности  данного  закона.  В  период  с момента
    вынесения решения  суда  об  обращении   в   Конституционный   Суд
    Российской Федерации  и до принятия постановления Конституционного
    Суда Российской Федерации  производство  по  делу  или  исполнение
    вынесенного судом по делу решения приостанавливаются (статья 103).
        Данная информация направляется для сведения и использования  в
    работе.

                                              Заместитель Председателя
                                             Высшего Арбитражного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                        В.В.ВИТРЯНСКИЙ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz