ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 1994 г. N СЗ-7/ОЗ-614
23.07.94 вступил в силу Федеральный конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской Федерации" (опубликован в
"Российской газете", N N 138-139 от 23.07.94).
В соответствии со статьей 1 Закона Конституционный Суд
Российской Федерации является судебным органом конституционного
контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную
власть посредством конституционного судопроизводства.
В Законе определены полномочия Конституционного Суда
Российской Федерации (статья 8). В частности, Конституционный Суд
Российской Федерации разрешает дела в соответствии Конституции
Российской Федерации, Федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства Российской Федерации; конституций, уставов и
иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по
вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти
Российской Федерации и совместному ведению органов государственной
власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров
между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской
Федерации (пункт 1 статьи 3).
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает также споры
о компетенции между федеральными органами государственной власти:
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
между высшими государственными органами субъектов Российской
Федерации (пункт 2 статьи 3).
К ведению Конституционного Суда Российской Федерации отнесено
и рассмотрение жалоб о нарушении конституционных прав и свобод
граждан и проверка по запросам судов конституционности закона,
примененного или подлежащего применению в конкретном деле (пункт 3
статьи 3).
Кроме названных выше полномочий, Конституционный Суд
Российской Федерации дает толкование Конституции Российской
Федерации и заключение о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,
выступает с законодательной инициативой по вопросам своего
ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему
Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и
Федеральными конституционными законами. Конституционный Суд
Российской Федерации может пользоваться и иными правами,
предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11
Конституции Российской Федерации договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его
юридической природе и предназначению в качестве судебного органа
конституционного контроля (пункты 4 - 7 статьи 3).
Исходя из того, что судам предоставлено право обращения в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке
конституционности закона, примененного или подлежащего применению
в конкретном деле, а также, учитывая характер полномочий
Конституционного Суда Российской Федерации, указанных в пунктах 1,
2, 3, 4 и 7 статьи 3 Закона, предлагается обратить внимание на
следующие положения.
1. Конституционный Суд Российской Федерации решает
исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного
судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации
воздерживается от установления и исследования фактических
обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию
других судов или иных органов (части 2 и 3 статьи).
2. Конституционный Суд Российской Федерации принимает
постановления и дает заключения только по предмету, указанному в
обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции
органа, конституционность которых подвергается сомнению в
обращении. Конституционный Суд Российской Федерации при принятии
решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении
(часть 3 статьи 74).
3. Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской
Федерации характеризуется тем, что они обязательны на всей
территории Российской Федерации для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,
граждан и их объединений (статья 6). Решение Конституционного Суда
Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и
вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует
непосредственно и не требует подтверждения другими органами и
должностными лицами. Юридическая сила постановления
Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта
неконституционным не может быть преодолена повторным принятием
этого же акта (часть 2 статьи 79).
Акты или отдельные их положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу; признанные не
соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в
силу международные договоры Российской Федерации не подлежат
введению в действие или применению. Решения судов и иных органов,
основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат
исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным
законом случаях (часть 3 статьи 79). В случае, если признание
нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом
регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской
Федерации (часть 4 статьи 79).
4. В Законе указываются последствия принятия Конституционным
Судом Российской Федерации отдельных видов решений, которые имеют
непосредственное значение для деятельности судов Российской
Федерации. В частности, признание нормативного акта или договора
либо отдельных их положений не соответствующими Конституции
Российской Федерации является основанием отмены в установленном
порядке положений других нормативных актов, основанных на
нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо
воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были
предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров
не могут применяться судами, другими органами и должностными
лицами (часть 2 статьи 87).
В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации
признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его
органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня,
указанного в решении (часть 2 статьи 95).
Если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон,
примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции
Российской Федерации, то данное дело во всяком случае подлежит
пересмотру компетентным органом в обычном порядке (часть 2 статьи
100). Указанное последствие распространяется в соответствии со
статьей 104 Закона и на случаи рассмотрения дел о
конституционности законов по запросам судов.
Толкование Конституции Российской Федерации, данное
Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным
и обязательным для всех представительных, исполнительных и
судебных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений (статья 106).
5. В Законе содержатся некоторые положения по вопросам
судопроизводства в судах Российской Федерации. Так,
Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению
жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан,
уведомляет об этом суд, рассматривающий дело, в котором применен
или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за
собой приостановление производства по делу. Однако суд,
рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению
обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия
решения Конституционным Судом Российской Федерации (статья 98).
6. Глава XIII Закона посвящена вопросам рассмотрения дел о
конституционности законов по запросам судов. В соответствии со
статьей 101 Закона суд при рассмотрении дела в любой инстанции,
придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации
закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле,
обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о
проверке конституционности данного закона. В период с момента
вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного
Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение
вынесенного судом по делу решения приостанавливаются (статья 103).
Данная информация направляется для сведения и использования в
работе.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ
|