КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
ПРИКАЗ
от 17 августа 1994 г. N 127
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИИ
И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90),
УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА РЫБНОГО
ХОЗЯЙСТВА СССР ОТ 20.04.90 N 170
В целях дальнейшего совершенствования расследования и
классификации аварийных случаев, повышения уровня профилактической
работы по предупреждению аварийности и улучшения практики
применения ПРАС-90 приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 1994 года
согласованные с прокуратурой России, Минобороны России и
Департаментом морского транспорта изменения и дополнения к ПРАС-90
(Приложение).
2. Поручить ВНИЭРХ внести изменения и дополнения в Положение о
порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с
судами (ПРАС-90) и размножить в количестве 100 экземпляров.
3. Возложить на Управление мореплавания, портов и охраны труда
контроль за применением ПРАС-90 с учетом вводимых изменений и
дополнений.
Председатель Комитета
Российской Федерации
по рыболовству
В.Ф.КОРЕЛЬСКИЙ
Приложение
к Приказу Роскомрыболовства
от 17 августа 1994 г. N 127
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
В ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ
И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90)
1. Пункт 1.2.1 изложить в редакции:
"АС - событие с судном, приведшее его к бедствию в результате
воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или
экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания,
различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых
технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение
его физико-химических свойств в процессе морской перевозки,
посадка судна на грунт, касание грунта, намотка троса и/или сетей
на гребной винт или руль и другие случаи, повлекшие утрату
мореходных качеств и препятствующие нормальной эксплуатации
(плаванию) судна; повреждение судном другого судна (судов),
средств навигационного оборудования (СНО), берегового сооружения,
подводного кабеля, подводного трубопровода, потеря судном
буксируемого объекта".
2. В примечании к пункту 1.2.2 вместо указанного выражения
внести предложение в редакции: "Суда, используемые для рыбного
промысла, охраны рыбных запасов и иные, обслуживающие
рыбопромысловый комплекс и зарегистрированные в морских рыбных
портах, независимо от форм собственности".
3. В пункте 1.2.3 после слова "Правилами" указать слово
"морского", выражение "СССР" исключить. Далее в тексте вместо
выражения "Регистр СССР" читать "Морской Регистр".
4. Пункт 1.4.1 изложить в редакции:
"на поднадзорные Морскому Регистру или другому
классификационному обществу суда, принадлежащие судовладельцам
Российской Федерации, независимо от форм собственности и
подчиненности, плавающих под Государственным флагом Российской
Федерации, АС с которыми произошел во время их эксплуатации,
ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе
плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где
навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов
осуществляется органами речного транспорта".
5. Пункт 1.5.1 изложить в редакции:
"на корабли и суда военно-морского флота Российской Федерации,
погранвойск МБ Российской Федерации, Министерства внутренних дел
Российской Федерации".
6. Пункт 1.5.2 изложить в редакции:
"на маломерные суда, неподнадзорные Морскому Регистру или
другому признанному классификационному обществу (самоходные с
мощностью СЭУ 55 кВт и менее, кроме пассажирских, наливных и
судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных
грузов, а также буксиров; несамоходные с валовой вместимостью
80 рег. тонн и менее)".
7. В пункте 2.2 вместо указанного текста изложить
"Кораблекрушением считается":
8. Внести пункт 2.2.1 в редакции:
"АС, в результате которого произошла гибель судна или его
полное конструктивное разрушение, после чего проведение
восстановительного ремонта нецелесообразно".
9. Внести пункт 2.2.2 в редакции:
"АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект".
10. Пункт 2.3.1 изложить в редакции:
"АС (пункт 1.2.1 настоящего Положения) повлекший гибель
человека (людей). В примечании к упомянутому пункту указать
"Случай гибели и/или травмирования человека (людей) расследуется в
установленном порядке, независимо от проведения расследования АС".
11. Пункт 2.3.2 изложить в редакции:
"АС с пассажирским судном, в результате которого произошло
повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных
качеств и/или создавшее препятствие в производственной
деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных
ограничений".
12. Пункты 2.3.3 - 2.3.5 исключить.
13. В пунктах 2.4.1, 2.4.2, 2.4.4 выражение "с убытками от
50 до 500 тыс. р." исключить.
14. Пункт 2.4.3 изложить в редакции:
"АС, в результате которого судно находилось на мели 24 ч и
более, независимо от размера и характера полученных и/или
нанесенных повреждений".
15. Внести пункт 2.4.5 в редакции:
"АС, в результате которого произошла намотка тросов и/или
сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна,
создавшие препятствия в производственной деятельности судна
(судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных
ограничений".
16. Пункт 2.5.1 изложить в редакции:
"АС, в результате которого произошло повреждение судна или
другого судна, или смещение перевозимого груза, и/или изменение
его физико-химических свойств, не подпадающие под признаки,
указанные в п. п. 2.4.1, 2.4.4, 2.4.5 настоящего Положения".
17. В пунктах 2.5.2 - 2.5.4 выражение "размера причиненных
убытков и" исключить.
18. Пункт 2.5.5 изложить в редакции:
"АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не
приведшее к выводу его из эксплуатации".
19. Пункт 2.5.6 изложить в редакции:
"АС, в результате которого произошло повреждение судна при
правомерных действиях экипажа во время проведения швартовых и/или
перегрузочных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающее
под признаки, указанные в п. 2.4.1 настоящего Положения".
20. Пункт 2.5.7 изложить в редакции:
"АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 ч
и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы
одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в
производственной деятельности в связи с появлением каких-либо
эксплуатационных ограничений".
21. Пункт 2.5.8 изложить в редакции:
"АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного
кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не
приведшим их к выводу из эксплуатации".
22. Пункт 2.9 изложить в редакции:
"После АС (п. п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.2,
2.5.3, 2.5.4, 2.5.7) свидетельство о годности судна к плаванию,
международные свидетельства, классификационное свидетельство и
другие судовые документы Морского Регистра или другого
классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для
возобновления их действия судно должно быть предъявлено к
освидетельствованию Морскому Регистру или по его поручению
иностранному классификационному обществу с целью определения
технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или
ремонта".
23. Пункт 3.4 изложить в редакции:
"АС, подпадающий под признаки, указанные в п. п. 2.2 - 2.4, а
также в п. п. 3.6 - 3.8 настоящего Положения расследуется
капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС
осуществляется министерством (ведомством) по подчиненности порта.
24. Пункт 3.5 исключить.
25. Пункт 3.6 изложить в редакции:
"АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным
судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского
торгового порта Российской Федерации, расследуется капитаном
морского торгового порта с участием представителей судовладельца
аварийного судна; АС, происшедший на акватории морского рыбного
порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского
рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного
судна".
Примечание к указанному пункту изложить в редакции:
"В Департаменте морского транспорта Министерства транспорта
Российской Федерации органом, осуществляющим контроль за
расследованием АС, является Главная государственная морская
инспекция; в Комитете Российской Федерации по рыболовству -
Управление мореплавания, портов и охраны труда".
26. В пункте 3.7 вместо выражения "СССР" указать "Российской
Федерации", вместо "ММФ" указать "Департамент морского транспорта
Минтранса России".
27. В пункте 3.9 вместо выражения "внутренних водных путей
(ВВП)" указать "внутренних судоходных путей (ВСП), вместо
выражения "Минморфлота СССР, Минречфлота РСФСР, союзных республик"
указать "Минтранса России".
28. Пункт 4.1 изложить в редакции:
"Капитан (Шкипер) судна о происшедшем АС обязан донести
судовладельцу (по рыбопромысловым судам - также капитану порта
регистрации). Если АС произошел на акватории российского порта,
донесение направляется также и капитану данного порта".
29. Пункт 4.2 изложить в редакции:
"Об АС, затрагивающем иностранные интересы, имевшем место в
иностранных территориальных и внутренних водах, капитан судна
обязан сообщить судовладельцу, представителю Департамента морского
транспорта Минтранса России, торгпредству, консульству или
посольству России и обратиться к ним за оказанием содействия и
помощи, а капитаны рыбопромысловых судов должны действовать в
соответствии с "Руководством по оформлению документов при
происшествиях между рыбопромысловыми судами России и иностранными
судами (фирмами)". О происшедшем случае также информируется
представитель Ингосстраха или Клуба взаимного страхования по
данному риску".
30. В пункте 4.3 вместо выражения "СССР" указать "Российской
Федерации"; вместо выражения "ММФ" указать "Департамента морского
транспорта Минтранса России". После слова "внутреннего" указать
"судоходного".
31. Пункт 4.4 изложить в редакции:
"О всех кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, а
также АС, затрагивающих иностранные интересы, и повреждениях
судна, полученных при проведении аварийно-спасательных работ, во
время плавания в ледовых условиях, а также при условиях, когда не
обеспечивается навигационная безопасность, судовладелец сообщает
соответствующему министерству (ведомству). Одновременно о
кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях судовладелец
сообщает транспортному прокурору независимо от тяжести последствий
конкретного случая".
32. В пунктах 5.3, 5.6 вместо слова "советский" указать
"российский".
33. Пункт 5.8 изложить в редакции:
"После рассмотрения представленных капитаном судна документов
капитан порта классифицирует АС. Если АС классифицируется как
эксплуатационное повреждение, капитан порта возвращает материалы
капитану судна, который проводит расследование в соответствии с
условиями пункта 5.11 настоящего Положения". Примечание к
указанному пункту исключить.
34. В пункте 5.11 выражение "или судовладельцами" исключить.
35. В пункте 5.13 последний абзац дополнить выражением "жизнь
людей".
36. Пункт 5.19 изложить в редакции: "По итогам расследования
АС судовладельцем заполняется аварийная карта, проформа которой
прилагается <*>. По АС с рыбопромысловыми судами аварийная карта
заполняется органом расследования".
--------------------------------
<*> Не приводится.
37. В пунктах 6.1 - 6.2: вместо выражения "СССР" указать
"Российской Федерации"; вместо выражения "советского" указать
"российского".
38. В пункте 6.3 вместо слова "советским" указать
"федеральным".
39. В пункте 7.5 выражение "расследованные им" исключить.
40. Пункт 7.6 изложить в редакции:
"Министерство (ведомство) учитывает АС с подведомственными
судами, расследованные капитаном порта. По рыбопромысловым судам -
в соответствии с порядком, установленным Комитетом Российской
Федерации по рыболовству".
41. В пункте 7.8 вместо выражения "СССР" указать "Российской
Федерации", вместо выражения "Минрыбхозом СССР" указать "Комитетом
Российской Федерации по рыболовству".
42. В Приложении 1 к Положению:
42.1. Примечание к заглавию изложить в редакции:
"По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
42.2. В позиции 2.5 вместо слова "тактики" указать "практики".
42.3. В позиции 3.6 вместо учетного индекса "ПД" указать "НО".
42.4. В позиции 5.3 исключить выражение "убытки от которых
составляют".
42.5. Позиции 5.3.1, 5.3.2 исключить.
42.6. В позиции 5.5 после слова "Правилам" внести "Морского",
выражение "СССР" исключить.
42.7. В позиции 5.6 выражение "суммы убытков и" исключить.
42.8. В позиции 5.6.1 вместо выражения "свыше 48 ч" указать
"24 ч и более".
42.9. В позиции 5.6.2 вместо выражения "48 ч" указать "24 ч".
42.10. Позиции 5.6.3 и 5.6.4 исключить.
43. Примечание к заглавию Приложения 2 к Положению изложить в
редакции:
"По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
44. В Приложении 3 к Положению:
44.1. Примечание к заглавию изложить в редакции:
"По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
44.2. Текст изложить в редакции:
"О всех АС с судами, которые по предварительной оценке могут
быть впоследствии классифицированы кораблекрушением, аварией или
аварийным происшествием, независимо от объема имеющейся первичной
информации судовладельцы независимо от форм собственности и
подчиненности обязаны немедленно передать имеющуюся информацию по
следующим адресам:
1. Начальнику Государственного морского спасательно -
информационного центра (позывной ГКЦ).
2. Начальнику Главной государственной морской инспекции
позывной (ЦММ).
3. Начальнику отдела технической политики (позывной ЦУМ) (при
техническом АС).
4. Начальнику отдела специализированной общестрелковой и
пожарно-технической службы ВОХР морского транспорта (позывной
ЦМПМ) (в случае пожара и/или взрыва).
5. Начальнику администрации Северного морского пути (позывной
АСП) (в случае, происшедшем при плавании судна в ледовых
условиях).
Если АС произошел на акватории морского торгового порта
России, то наряду с судовладельцем соответствующий капитан порта
также должен немедленно информировать о происшедшем АС в указанное
подразделение Департамента морского транспорта Минтранса России.
После передачи первичной информации об АС следует выяснить и
дополнительно сообщить следующие сведения:
1. Название судна, позывные, тип (серия), год и место
постройки. При ледовом АС указать фактическую категорию ледовых
усилений корпуса.
2. Дата, судовое и московское время.
3. Район (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние или
территориальные воды, открытое море), координаты.
4. Откуда, куда следует.
5. В грузу или балласте, род груза (если наливное судно, то
сведения о дегазации, системе инертных газов).
6. Гидрометеорологические условия (направление и сила ветра,
волнение моря, зыбь, течение, видимость, характеристика ледяного
покрова, прогноз погоды).
7. Присутствие на борту лоцмана, использование буксиров.
8. Обстоятельства АС.
8.1. При столкновении: курс, скорость, состав вахты, кто
управлял судном, ситуация (обгон, следование встречным,
пересекающимся курсом).
8.2. При посадке на мель: характер грунта, осадка (носом,
кормой) до и после АС, потеря осадки, крен, курс, величина
прилива, число тонн на 1 см осадки, размещение груза по трюмам,
танкам, палубный груз, наличие и размер буксирного троса и троса
для браги.
9. Название судов, вовлеченных в АС, их флаг, порт приписки,
сведения о владельцах.
10. Потеря мореходных качеств судами, вывод причала (объекта)
из эксплуатации.
11. Количество пострадавших людей с указанием фамилии, имени,
отчества, должностей.
12. Загрязнение водной среды, объем, место, предполагаемая
причина, вид и количество сброшенных с судна нефтепродуктов и
других вредных веществ.
13. Принимаемые меры по оказанию помощи и спасанию людей,
ликвидации повреждений и последствий загрязнения моря. Количество
и тип спасательных средств, спущенных на воду.
14. Координаты действий по борьбе за живучесть, связь с судами
и береговыми станциями.
15. Фамилия, имя, отчество капитана, год рождения,
образование, стаж работы в должности капитана, время работы на
данном судне.
16. Другие сведения, характеризующие и уточняющие
обстоятельства АС и его последствий.
Начальник Управления
мореплавания, портов
и охраны труда
А.А.КОЗЛОВ
|