ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1994 г. N СЗ-7/ОЗ-562
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке
информации сообщает следующее.
Президентом Российской Федерации 10 июня 1994 г. издан Указ N
1181 "О мерах по обеспечению застройки не завершенных
строительством жилых домов", который вступил в силу с момента его
опубликования в "Российской газете" от 15 июня 1994 г. N 111.
Указом установлено, что не завершенные строительством жилые
дома, находящиеся в федеральной собственности, в том числе в
полном хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении
организаций и учреждений, строительство которых прекращено или
приостановлено в связи с отсутствием в течение текущего года
необходимого финансирования из федерального бюджета, подлежат
передаче для завершения строительства либо продаже.
При этом решение о передаче для завершения строительства либо
продаже не завершенных строительством жилых домов, заказчиками
которых являлись федеральные органы исполнительной власти,
организации и учреждения, финансируемые из федерального бюджета,
принимается Государственным комитетом Российской Федерации по
вопросам архитектуры и строительства и Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственным имуществом по
согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. В случае, если заказчиком являлись федеральные
государственные предприятия, такое решение принимается по
представлению предприятия - заказчика Государственным комитетом
Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства по
согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (пункт 1).
В пункте 2 Указа предусмотрено, что федеральные
государственные предприятия, являющиеся заказчиками строительства
жилых домов, строительство которых прекращено или приостановлено в
связи с отсутствием необходимого финансирования, вправе
осуществлять передачу подрядным организациям для завершения
строительства либо продажу не завершенных строительством жилых
домов.
Кроме того, установлено, что передача для завершения
строительства и продажа не завершенных строительством жилых домов
осуществляются только на инвестиционных и коммерческих конкурсах
(пункт 3).
Указом утверждено Положение о порядке передачи для завершения
строительства и продажи не завершенных строительством жилых домов,
в котором определен порядок организации и проведения
инвестиционных или коммерческих конкурсов по передаче для
завершения строительства и продаже не завершенных строительством
жилых домов, состоящих в федеральной собственности, в том числе
находящихся в полном хозяйственном ведении предприятий и
оперативном управлении учреждений, финансируемых из федерального
бюджета, за исключением объектов молодежных жилых комплексов. В
соответствии с Положением подлежат передаче для завершения
строительства и продаже отдельные жилые здания, части зданий,
сооружения, несмонтированные конструкции, изделия и оборудование,
находящиеся на строительных площадках, жилые комплексы, состоящие
из нескольких жилых домов и помещений обслуживания, а также
проектно-планировочная и проектно-сметная документация.
Положение устанавливает порядок передачи на инвестиционный
или коммерческий конкурс объектов, строительство которых
прекращено или приостановлено в связи с отсутствием в течение
текущего года финансирования, а также определяет, что в
инвестиционных или коммерческих конкурсах могут принимать участие
строительные предприятия всех форм собственности и иные
юридические, физические лица. С учетом указанного круга лиц,
принимающих участие в инвестиционных или коммерческих конкурсах,
арбитражным судам следует иметь в виду, что законодательство о
приватизации на отношения, связанные с продажей не завершенных
строительством жилых домов, не распространяется.
Согласно Положению между победителями коммерческого или
инвестиционного конкурса и первоначальным заказчиком объекта (либо
уполномоченным органом) заключается соответственно договор купли -
продажи или договор на достройку объекта.
В соответствии со статьей 26 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и республик проводимые с данным
Положением инвестиционные и коммерческие конкурсы являются
гражданско-правовыми сделками, поскольку в результате их
проведения у победителей возникает право на заключение договора
на достройку или договора купли - продажи объекта, а у
первоначального заказчика (уполномоченного им органа) -
обязанность заключить такой договор. Поэтому споры о признании
недействительными результатов конкурса, оформленных в
установленном порядке, подведомственны арбитражному суду на
основании статьи 20 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ
|