ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 18 июля 1994 г. N С-3-11-856
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ
ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 1995 Г.
Федеральная служба занятости России направляет для
использования в практической работе Рекомендации по разработке
региональных программ профессионального обучения безработных
граждан и незанятого населения на 1995 г., одобренные совещанием
Совета руководителей ФСЗ России 11 мая 1994 года в г. Волгограде.
Для региональных служб занятости, имеющих модемную связь с ФСЗ
России, материал можно получить электронной почтой. Просим учесть,
что файл pro-rekl.dok создан в среде Windows редактором Word.
Приложение
к письму ФСЗ РФ
от 18 июля 1994 г. N С-3-11-856
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
Пояснительная записка
Настоящие Рекомендации предназначены для работников
региональных органов службы занятости с целью оказания им помощи в
организации работы по формированию (разработке) региональных
(республиканских в составе Российской Федерации, краевых,
областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт -
Петербурга органов занятости) программ профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных
граждан и незанятого населения <*>. Указанные Рекомендации могут
быть использованы также при разработке программ городскими,
районными центрами (бюро) занятости.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется программа.
Разработка региональных программ осуществляется в соответствии
с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая
1992 г. N 315, Положением об организации профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки <*>
высвобождаемых работников и незанятого населения, Концепцией
профессионального обучения безработных граждан и незанятого
населения, другими законодательными и нормативными актами и
документами.
--------------------------------
<*> В дальнейшем - профессиональное обучение.
Содержание программы должно быть направлено на комплексное
решение задач, способствующих обеспечению эффективной, свободно
избранной занятости граждан; удовлетворению их потребности в
обучении в соответствии с условиями рынка труда; повышению
конкурентоспособности кадров. Программу рекомендуется
разрабатывать, как правило, на один год.
Разработка программы требует предварительной подготовки,
сбора, обработки, анализа соответствующих материалов, информации о
рынке труда и состоянии занятости, изучения программы
экономического развития региона, демографической ситуации и на
этой основе - выбора основных направлений деятельности по
организации профессионального обучения, определению приоритетов
финансирования и оценки необходимых затрат на эти цели.
Для разработки программы региональным органам занятости
рекомендуется создавать временные рабочие группы из работников
различных организаций - занятости, труда, социальной защиты,
образования, статистики, работодателей, научных учреждений и др.
Разработку региональных программ рекомендуется осуществлять в
несколько этапов, основными из которых являются:
подготовительный:
создание временной рабочей группы;
формирование основных целей и задач программы;
определение участников и координаторов программы;
определение и сбор статистических, аналитических и других
материалов;
аналитический:
анализ состава безработных с учетом социальной принадлежности
и профессионально-квалификационной структуры;
анализ состояния профессионального обучения безработных
граждан за предыдущий период, выявление основных тенденций;
анализ имеющихся вакансий с учетом вновь создаваемых рабочих
мест и общей экономической ситуации в регионе;
анализ существующей структуры занятости населения региона;
изучение программ экономического развития региона;
анализ сети образовательных учреждений профессионального
образования, используемых учебных технологий;
уточнение социальных приоритетов (с учетом слабо социально
защищенных категорий граждан);
прогностический:
разрабатывается прогноз рынка труда в регионе на планируемый
период;
прогнозируется создание новых рабочих мест через развитие
альтернативного сектора экономики в городской и сельской
местности;
прогнозируются возможности применения новейших технологий и
видов производств в регионе;
прогнозируется динамика изменения потребности в
квалифицированной рабочей силе и управленческих кадрах;
формируется прогноз обеспечения занятости различных социальных
групп населения в городской и сельской местности;
прогнозируется численность безработных на предстоящий период с
учетом профессионально-квалификационного состава и социальной
принадлежности;
прогнозируется численность безработных граждан, нуждающихся в
профессиональном обучении.
По итогам работы первых двух этапов готовится пояснительная
записка, которая является теоретической основой разрабатываемой
программы;
организационный (основной):
уточняются координаторы программы;
обосновывается выбор социальных приоритетов в профессиональном
обучении безработных граждан;
проводится обоснование и выбор основных направлений
деятельности службы занятости в области профессионального обучения
и предоставления образовательных услуг предприятиям, учреждениям,
организациям, отдельным гражданам;
определяются основные показатели профессионального обучения
безработных граждан с учетом их профессионально-квалификационного
состава и социальной принадлежности;
указываются источники и объемы финансирования направлений
деятельности;
осуществляется систематизация материалов и их оформление в
виде территориальной программы профессионального обучения
безработных граждан;
проводится экспертиза программы профессионального обучения
безработных граждан;
разрабатываются мероприятия по реализации программы и ее
методическому обеспечению, которые оформляются в виде приложений.
По итогам третьего этапа формируется проект региональной
программы профессионального обучения безработных граждан и
незанятого населения;
заключительный:
организуется обсуждение проекта программы в городских,
районных центрах занятости с участием работодателей и органов
управления образованием;
осуществляется необходимое согласование программы с
участниками ее разработки и реализации;
представляется проект программы для рассмотрения в
Координационном комитете содействия занятости населения и
утверждения администрацией региона;
направляется программа в городские и районные центры занятости
для разработки соответствующих программ и организации работы по
профессиональному обучению.
Рекомендуемый срок действия программы профессионального
обучения определяется возможностями надежного прогнозирования
развития экономики региона.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
С учетом накопленного в регионах опыта по разработке программ
рекомендуется следующая ее примерная структура.
1. Пояснительная записка
Излагается краткое обоснование разработки программы.
Указывается время (период) действия программы.
Перечисляются основные участники разработки программы
(учреждения, организации, предприятия).
Указывается ссылка на использованные при разработке программы
основные аналитические, расчетные, статистические, информационно -
справочные и др. материалы.
Дается краткий анализ состояния и прогноза рынка труда,
приводится характеристика проблем и задач профессионального
обучения.
2. Основные цели и задачи программы
Цели и задачи программы формируются с учетом фактической и
прогнозируемой ситуации на рынке труда, региональных проблем
занятости населения, прогнозов потребности в обучении безработных.
Рекомендуется выделить приоритетные направления
профессионального обучения безработных, предоставление службой
занятости услуг предприятиям, учреждениям, организациям, отдельным
гражданам.
Одной из целей разработки и реализации программы должно быть
развитие и совершенствование региональной системы
профессионального обучения безработных граждан и незанятого
населения.
3. Координаторы программ
Перечисляются организаторы профессионального обучения - органы
занятости региона, органы управления образованием, социальной
защиты, формируется механизм их взаимодействия.
Указываются координатор (Координационный комитет содействия
занятости населения) программы, его роль и основные функции,
порядок его взаимодействия с другими участниками реализации
программы.
4. Основные направления деятельности по организации
профессионального обучения
Формируются основные направления деятельности региональной
службы занятости по содействию трудоустройству безработных граждан
через профессиональное обучение. Как правило, выбор направлений
деятельности должен быть ориентирован на приоритетные социальные
группы населения, отражать активную политику в области занятости.
Это прежде всего:
профессиональная подготовка, повышение квалификации и
переподготовка безработных граждан;
профессиональное обучение безработных граждан и незанятого
населения для работы в негосударственном секторе, включая занятия
предпринимательской деятельностью и самозанятостью по профессиям,
специальностям, перспективным видам трудовой деятельности;
профессиональное обучение незанятого населения, проживающего
на труднодоступных и малонаселенных территориях, а также в местах
проживания малочисленных народов;
оказание предприятиям, учреждениям, организациям, отдельным
гражданам образовательных услуг, способствующих эффективной
занятости населения.
Вопросы организации профессионального обучения безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы, раскрываются в отдельных целевых
подпрограммах или в целевых подпрограммах, входящих в состав
программ профессионального обучения, по аналогичной схеме.
Возможны другие направления деятельности, отражающие
демографические и социально-экономические условия региона.
5. Участники программы
Указываются те категории безработных граждан (высвобожденные,
уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений,
лица, не имеющие профессии, специальности, молодежь, женщины,
инвалиды и др.), на профессиональное обучение которых
ориентирована программа. При этом рекомендуется выделить
социальные группы безработных граждан, обучение которых будет
организовано в приоритетном порядке.
Указываются категории граждан, имеющих первоочередное право на
пользование образовательными услугами, предоставляемыми службой
занятости.
6. Финансирование программы
Основным источником финансирования разработки и реализации
программы является региональный государственный фонд занятости.
Целесообразно также широко использовать другие источники
финансирования профессионального обучения безработных граждан и
незанятого населения, в том числе:
региональные и местные бюджеты;
фонды поддержки предпринимательства;
средства работодателей;
зарубежные источники и др.
Могут указываться предельные нормативы стоимости обучения
одного безработного (без стипендии) в расчете на один месяц, в том
числе по отдельным профессиям, специальностям, видам трудовой
деятельности, по предпринимательству и самозанятости населения.
Указываются расчетные показатели общей суммы средств,
выделенных на профессиональное обучение безработных граждан, в том
числе с учетом распределения по социальным группам.
Определяются объемы финансовой помощи работодателям для
проведения мероприятий, связанных с опережающим профессиональным
обучением высвобождаемых работников и способствующих эффективной
занятости населения.
7. Управление программой
Управление программой осуществляется путем целевого
финансирования региональных программ профессионального обучения,
учитывающих особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка
труда в регионах Российской Федерации, соответствующим
распределением полномочий и ответственности на всех уровнях.
Основным организационным принципом управления программой
должна стать децентрализация управления, усиление ответственности
на региональных и местных уровнях, достижение высокой
эффективности реализации программы.
Учитывая нарастание региональной дифференциации напряженности
на рынке труда, в течение 1994 года Федеральной службой занятости
России будут реализованы мероприятия по переходу на программно -
целевые методы регулирования процессов занятости. Одновременно
предполагается завершить переход на бюджетные принципы
формирования и расходования Государственного фонда занятости
населения России, что позволит обеспечить финансовую поддержку
реализуемых в регионе программ.
Поскольку региональная программа профессионального обучения
безработных граждан и незанятого населения является составной
частью региональной программы занятости населения, ответственны за
ее реализацию соответствующие подразделения органов службы
занятости и координационные комитеты содействия занятости
населения. Органы управления образованием, социальной защиты и
другие заинтересованные структуры участвуют в реализации программы
на уровне принятых соглашений.
Предусматривается периодичность обсуждения и другие формы
контроля (отчетности) за ходом реализации программы.
Указывается порядок внесения изменений и дополнений в
программу, взаимодействия с другими региональными программами.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятия должны отражать конкретную работу по реализации
основных направлений программы.
В них указываются характер, объемы, последовательность
выполняемых работ, связанных с организацией профессионального
обучения безработных граждан и незанятого населения,
предоставлением службой занятости образовательных услуг,
методическим обеспечением профессионального обучения, контролем за
его качеством, управлением программой и др.
В мероприятиях указывается срок их исполнения, исполнители, в
том числе органы занятости, по труду, социальной защиты,
образования, предприятия и образовательные учреждения городов и
районов региона.
Рекомендуется следующая форма мероприятий:
----T---------------T-------------T-----------------T------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Исполнители ¦ Срок исполнения ¦ Примечание ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------+-----------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+---------------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------+-------------+-----------------+-------------
В примерную структуру программы с учетом специфики и
особенностей регионов, основных направлений профессионального
обучения и др. факторов могут вноситься необходимые изменения и
дополнения. При этом следует иметь в виду, что разработка
региональных и местных (городских, районных) программ
профессионального обучения безработных граждан и незанятого
населения данного региона должна осуществляться по единой
структуре.
К программе могут прилагаться необходимые расчеты, таблицы,
графики и др. материалы, позволяющие глубже раскрыть ее цели и
задачи, пути их реализации.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ, НОРМАТИВНЫХ, ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ
АКТОВ, ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
(РАЗРАБОТКЕ) ПРОГРАММ
Распоряжение Президента Российской Федерации от 27 марта
1993 г. N 203-рп (по военнослужащим, уволенным с военной службы, и
членам их семей)
Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г.
N 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан
Российской Федерации"
Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 394
"О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости
инвалидов"
Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N 337
"О первоочередных задачах государственной политики в отношении
женщин"
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая
1992 г. N 315 "О системе профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и
незанятого населения"
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября
1992 г. N 809 "О создании учебного центра Федеральной службы
занятости"
Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 "Об организации работы по
содействию занятости в условиях массового высвобождения"
Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 13 июля 1993 г. N 676 "О проекте федеральной
программы содействия занятости населения Российской Федерации на
1993 год"
Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1137 "Об организации работы в
области подготовки кадров для рыночной экономики"
Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 11 июня 1992 г. N 21 - в "Об утверждении Временного
положения о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в
учреждениях, организациях для лиц, нуждающихся в социальной
защите"
Постановление Министерства труда Российской Федерации от
8 сентября 1993 г. N 150 "О перечне приоритетных профессий рабочих
и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую
возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках
труда"
Постановление Федеральной службы занятости России, Миннауки
Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от
22 июля 1992 г. N 13/53/777/26-13 "Об утверждении Положения об
организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения"
Приказ Федеральной службы занятости России от 17 мая 1993 г.
N 61 "О плане мероприятий по реализации программы первоочередных
мер по усилению социальной защиты военнослужащих Российской
Федерации, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в
условиях экономической и военной реформы (распоряжение Президента
Российской Федерации от 27 марта 1993 г. N 203-рп)"
Приказ Федеральной службы занятости России от 10 июня 1993 г.
N 74 "О порядке расходования средств на оказание финансовой помощи
работодателям на создание рабочих мест"
Приказ Федеральной службы занятости России от 16 июня 1993 г.
N 75 "О создании в органах службы занятости подразделений по
профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, а
также граждан, уволенных с военной службы"
Приказ Федеральной службы занятости России от 30 декабря
1993 г. N 161 "Об утверждении методических рекомендаций о порядке
организации работы органов службы занятости в условиях массового
высвобождения"
Письмо Федеральной службы занятости России от 23 июля 1993 г.
N С-3-10-724 "Перечень профессий для обучения инвалидов по
направлению службы занятости"
Письмо Федеральной службы занятости России от 31 августа
1993 г. N С-3-11-880 "Рекомендации по отбору образовательных
учреждений и учебных подразделений предприятий для
профессионального обучения безработных граждан и незанятого
населения"
Письмо Федеральной службы занятости России от 16 сентября
1993 г. N П-3-8-6 "Об организации работы по профессиональному
обучению и обеспечению занятости граждан, уволенных в связи с
сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, а также членов
их семей"
Письмо Федеральной службы занятости России от 14 октября
1993 г. N С-6-11-1019 "О договоре о сотрудничестве Министерства
образования РФ и Федеральной службы занятости России"
Договор о сотрудничестве Госкомвуза РФ и ФСЗ России. Письмо
ФСЗ России от 26 мая 1994 г. N С-3-11-591
Письмо Федеральной службы занятости России от 1 марта 1994 г.
N П-3-11-204 "О вопросах, связанных с организацией и
финансированием опережающего профессионального обучения кадров"
Рекомендации об условиях и порядке лицензирования деятельности
негосударственных организаций по оказанию платных услуг в
содействии занятости граждан. Утверждены ФСЗ России 30 марта
1994 года
Письмо Федеральной службы занятости от 7 апреля 1994 г.
N С-З-10-371 "Об оплате труда работников учебных центров и центров
профориентации службы занятости"
Решение коллегии Федеральной службы занятости России от
19 августа 1993 г. N 13 "О работе Московского областного центра
занятости по профессиональному обучению безработных граждан и
незанятого населения"
Решение коллегии Федеральной службы занятости России от
11 ноября 1993 г. N 15 "О Концепции профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и
незанятого населения"
Управление профессионального
обучения незанятого населения
|