МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июля 1994 г. N 1-2616-18
О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С КУПЛЕЙ - ПРОДАЖЕЙ
ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ КВАРТИР ОДИНОКИХ ГРАЖДАН
Проблемы социальной защиты и поддержки малообеспеченных
граждан, особенно одиноких пожилых, инвалидов, продолжают
оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их
решению. Учитывая это, Министерство социальной защиты населения
Российской Федерации полагает целесообразным довести до сведения
органов социальной защиты населения следующую информацию.
За последнее время в сфере социальной защиты, в том числе
социального обслуживания, появились различные коммерческие
структуры, которые под залог, завещание или договор купли -
продажи приватизированных квартир берут на себя обязательства, при
сохранении права гражданина на пожизненное проживание на
занимаемой им жилплощади, оказывать ему различные виды помощи -
денежную, по оплате жилья и коммунальных услуг, проведению
медицинских консультаций, лечения, социальному обслуживанию на
дому и иную поддержку. Все это связано с тем, что квартиры на
рынке недвижимости имеют высокую стоимость, операции по их купле -
продаже приносят прибыль и различные негосударственные структуры
стремятся получить их в собственность.
Наряду с организациями, выполняющими свои обязательства, в
операции по купле - продаже и иной форме приобретения жилья в
собственность включились и криминальные элементы. Пользуясь
доверием одиноких престарелых людей, не имеющих наследников, они
обещают различные блага, но принятых на себя обязательств не
выполняют и впоследствии лишают поверивших им граждан не только
жилья, но и жизни. О таких фактах неоднократно сообщалось в
средствах массовой информации, предупреждавших наивных граждан о
существующей опасности необдуманных сделок по передаче жилых
помещений неизвестным лицам.
В целях предупреждения подобных явлений и в интересах граждан
органы исполнительной власти стали изыскивать возможности для
реализации новых форм оказания социальной помощи одиноким пожилым
и больным людям. Мэром г. Москвы 26 мая т.г. издано распоряжение
N 252-РМ "О дополнительных мерах по защите граждан от
противоправных действий преступных сообществ при приватизации и
отчуждении жилых помещений", которым предусмотрен ряд мер по
предупреждению незаконных сделок с приватизированными квартирами.
В частности, Главному управлению внутренних дел и Комитету
социальной защиты населения Москвы поручено подготовить и
представить в Департамент муниципального жилья перечень категорий
граждан (группа риска), требующих защиты городских властей при
приватизации и отчуждении ими жилых помещений. В соответствии с
принятым распоряжением Департамент муниципального жилья должен
производить регистрацию сделок по отчуждению жилых помещений
граждан лишь после их выписки с отчужденной площади на другое
место жительства; Главное управление внутренних дел г. Москвы
должно проводить тщательные проверки при получении информации о
лицах, склоняющих граждан к отчуждению жилой площади; даны
поручения органам юстиции и нотариата.
В последнее время в ряде территорий России, например, в
Московской, Самарской, Тюменской и других областях получает
распространение практика заключения и обеспечения договоров
купли - продажи квартир одиноких престарелых граждан на условиях
их пожизненного содержания и передачи жилья органам и учреждениям
социальной защиты населения. Так, в г. Электросталь Московской
области разработан и используется в работе пакет документов по
организации службы индивидуального договорного социального
обслуживания одиноких престарелых граждан. Решением главы
администрации города утверждено положение об этой службе и
прейскурант предоставляемых ею услуг. Ее функциями являются:
подбор обслуживаемых граждан, проведение по доверенности одинокого
гражданина операций с его квартирой, осуществление надомного
социального обслуживания, оплата различного рода услуг, в том
числе и ритуальных.
Определенный опыт работы в этом направлении накоплен в
Самарской области, где вопросами пожизненного обслуживания
одиноких граждан занимаются районные фонды социальной поддержки
населения. Решения о реализации полученного жилья (при условии его
освобождения) принимаются правлением фонда. В настоящее время все
расходы по заключенным договорам несет Самарский
ипотечно-земельный банк, с которым у органов социальной защиты
населения заключен соответствующий договор.
Возникающие в связи с данной проблемой вопросы как
юридического, психологического, так и морального плана крайне
трудны в разрешении. Однако государственные органы, в том числе
органы социальной защиты населения, в этой ситуации обязаны
перейти от нейтрального наблюдения к официальной защите законных
прав граждан и обеспечить пожилым людям достойную старость. Эта
защита должна осуществляться строго на основании законодательства
без вмешательства государственных органов в процесс свободного
волеизъявления граждан по распоряжению своим жильем.
Заместитель Министра
социальной защиты населения
Российской Федерации
С.Г.КИСЕЛЕВ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|