Изменено приказом ГКАП РФ
от 13 ноября 1995 г. N 147
ОТМЕНЕНО Приказом ГКАП РФ от 13.11.95 г. N 147
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
ПРИКАЗ
от 14 июля 1994 г. N 83
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О
НАРУШЕНИЯХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ РЕКЛАМЕ
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации "О
защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994
г. N 1183 приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях
принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на
достоверную информацию при рекламе.
2. Назначить Председателем Комиссии ГКАП России по
рассмотрению дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции
и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе
заместителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву.
3. Руководителям территориальных управлений ГКАП России
организовать работу в соответствии с утвержденным Положением.
4. Направить утвержденное Положение в соответствии с
установленным порядком на регистрацию в Министерство юстиции
Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву.
Председатель Комитета
Л.А.БОЧИН
Утверждено
приказом ГКАП России
от 14 июля 1994 г. N 83
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ПРИНЦИПОВ
ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ РЕКЛАМЕ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1183 "О
защите потребителей от недобросовестной рекламы" и определяет
порядок рассмотрения дел по фактам нарушения принципов
добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную
информацию при рекламе услуг банков, финансовых, страховых и
инвестиционных предприятий, учреждений и организаций, граждан -
предпринимателей, акционерных обществ, а также иных юридических
лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих товары и
услуги (далее - рекламодатели).
I. Общие положения
1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
(далее - ГКАП России) осуществляет контроль за рекламной
деятельностью банков, финансовых, страховых и инвестиционных
предприятий, учреждений, организаций и граждан - предпринимателей
в части обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав
потребителей на получение достоверной информации.
1.2. Рассмотрение дел по фактам нарушения принципов
добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную
информацию при рекламе (далее - нарушение требований к рекламной
деятельности) осуществляют ГКАП России и его территориальные
управления.
1.3. При рассмотрении дел ГКАП России и его территориальные
управления руководствуются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", Указом Президента Российской Федерации от 10
июня 1994 г. N 1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. N 915, иным
законодательством Российской Федерации, положениями о
территориальных управлениях ГКАП России, утвержденными ГКАП
России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая
1994 г. N 53, настоящим Положением.
1.4. Дела по фактам нарушения требований к рекламной
деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП
России по месту нахождения рекламодателя, за исключением случаев,
когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России.
ГКАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению.
Вопрос о принятии дела к рассмотрению ГКАП России решается
Председателем Комитета (его заместителем).
II. Порядок и сроки рассмотрения дел о нарушениях
требований к рекламной деятельности
2.1. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности
рассматриваются ГКАП России и его территориальными управлениями:
- по заявлению депутатов;
- по представлению федеральных органов исполнительной власти,
в том числе Министерства финансов Российской Федерации (в сфере
финансовых услуг, кроме банковских), Федеральной службы России по
надзору за страховой деятельностью (в сферах страховых услуг), а
также Центрального банка Российской Федерации (в сфере банковских
услуг);
- по представлению органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- по собственной инициативе;
- по представлению общественных объединений потребителей;
- по материалам прокуратуры, суда и арбитражного суда.
2.2. ГКАП России и его территориальные управления
рассматривают дела по собственной инициативе при получении их
должностными лицами лично через средства массовой информации или
иные технические средства от юридических и физических лиц
информации, свидетельствующей о нарушениях требований к рекламной
деятельности.
Дела рассматриваются по представлению в письменной
произвольной форме с указанием информации, свидетельствующей о
нарушениях требований к рекламной деятельности.
2.3. Основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
по признакам нарушения требований к рекламной деятельности
является выявление фактов недобросовестной рекламы, а именно,
несоблюдение рекламодателями следующих обязанностей:
- указывать реальные размеры дивидендов, выплаченные по
простым именным акциям в течение последнего финансового
года;
- указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам
вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по
месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно
(ежеквартально);
- указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых
ценных бумаг, место их регистрации и место, где можно
ознакомиться с условиями выпуска;
- не допускать объявления гарантий, обещаний или предложений о
будущей эффективности (доходности) своей деятельности;
- не допускать сравнения между рекламируемыми и другими
юридическими лицами, их услугами (товарами), если данное
сравнение невозможно подтвердить данными статистической
отчетности или бухгалтерского баланса, заверенного
аудиторами;
- не обещать проведение работ, оказание услуг, предоставление
товаров, если таковые фактически не осуществляются (не
производятся) на день рекламы;
- указывать акционерным обществам в рекламе только фактически
выплаченные по итогам не менее одного года размеры
дивидендов по обыкновенным акциям.
2.4. Для рассмотрения дел по фактам нарушения требований к
рекламной деятельности ГКАП России его территориальные управления
образуют соответствующие комиссии.
Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности,
связанные с недобросовестной конкуренцией на товарных рынках,
рассматриваются в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения
дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
2.5. Представления или заявления лиц, указанных в пункте 2.1
настоящего Положения, с приложением информации, свидетельствующей
о нарушениях требований к рекламной деятельности, рассматриваются
заместителем Председателя ГКАП России (начальником
территориального управления) в течение 10 рабочих дней с момента
их поступления.
В случае, когда представленные документы содержат признаки
нарушений требований к рекламной деятельности, Председатель
комиссии выносит постановление о возбуждении производства по делу
о нарушениях требований к рекламной деятельности, которым, в
частности, утверждает персональный состав Комиссии (Приложение N
1).
В случае недостаточности данных, свидетельствующих о
нарушениях требований к рекламной деятельности, Председателем
комиссии может быть затребована дополнительная информация.
2.6. Возбудив производство по делу, Председатель комиссии в
десятидневный срок обеспечивает подготовку материалов к
рассмотрению. При подготовке дела к рассмотрению Председатель
комиссии или по его поручению члены комиссии:
проводят собеседование с заявителем, а также с рекламодателем,
в отношении которого возбуждено дело о нарушении требований к
рекламной деятельности, об обстоятельствах дела и затребуют
необходимые письменные и вещественные доказательства;
затребуют письменное объяснение рекламодателя;
разрешают вопрос о необходимости привлечения к участию в
рассмотрении дела иных заинтересованных лиц и экспертов;
совершают иные действия, обеспечивающие полное, объективное и
всестороннее рассмотрение дела по существу.
2.7. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности
рассматриваются в месячный срок с момента получения всех
запрошенных материалов.
О времени и месте рассмотрения дела извещаются рекламодатели и
заявители (далее - стороны), эксперты и другие заинтересованные
лица, не позднее чем за три дня до рассмотрения.
2.8. Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется
Председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полные,
объективные и всесторонние анализ и оценку обстоятельств дела,
соблюдение прав и интересов сторон, устранение и предупреждение
нарушений требований к рекламной деятельности.
На заседании заслушиваются стороны, представители сторон,
представители предприятий и организаций, привлеченных к
рассмотрению дела, специалисты ГКАП России (территориального
управления), эксперты.
Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, имеют право
знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, представлять
доказательства, задавать вопросы друг другу и комиссии,
высказывать свои соображения по всем возникающим вопросам.
Ход заседания фиксируется в протоколе, который подписывается
Председателем и членами комиссии.
2.9. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока)
в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства,
привлечь к участию в деле экспертов или других лиц, участие
которых по мнению комиссии обязательно, а также в тех случаях,
когда разрешение дела невозможно в данном заседании.
2.10. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:
нахождения на рассмотрении в ГКАП России, его территориальном
управлении, суде, арбитражном суде, следственных органах другого
дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов
рассмотрения;
получения заключения специалиста органа государственного
управления;
назначения экспертизы.
Об отложении дела и о приостановлении рассмотрения дела
комиссия извещает всех лиц, привлеченных к участию в деле.
2.11. При наличии нарушений, перечисленных в п. 2.3 настоящего
Положения, комиссия выносит решение по факту недобросовестной
рекламы в соответствии с прилагаемой формой (Приложение N 2).
Решение выносится членами комиссии в отсутствие сторон и всех
лиц, привлеченных к участию в деле, простым большинством голосов.
При отсутствии оснований для вынесения решения о нарушении
требований к рекламной деятельности соответствующий вывод комиссии
фиксируется в протоколе.
Выводы комиссии доводятся до сведения сторон и лиц,
привлеченных к участию в деле, немедленно по вынесении.
2.12. Решение комиссии направляется заинтересованным лицам, в
том числе рекламодателю и органу, осуществившему лицензирование, в
трехдневный срок со дня вынесения решения.
В таком же порядке копия решения направляется в
территориальное управление в случае, если дело рассматривалось
комиссией ГКАП России, для осуществления контроля за его
исполнением.
Решение комиссии подлежит обязательному рассмотрению
рекламодателем и органом, осуществившим лицензирование, в
недельный срок с момента их уведомления.
Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной,
обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с
момента окончания срока на рассмотрение решения и немедленно
информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и
орган, осуществивший лицензирование рекламодателя.
2.13. В случае, если рекламодатель не снял рекламу с
распространения или орган, осуществивший лицензирование
рекламодателя, не рассмотрел вопрос о недобросовестной рекламе,
Председатель ГКАП России (заместитель Председателя) или начальник
территориального управления ГКАП России принимает решение о
приостановлении действия выданной рекламодателю лицензии
(Приложение N 3).
Решение в трехдневный срок направляется для исполнения
рекламодателю и органу, осуществившему его лицензирование.
Действие лицензии восстанавливается по решению ГКАП России
(территориального управления) после снятия рекламы с
распространения.
III. Порядок направления представлений и обжалования
решений ГКАП России и его территориальных управлений
3.1. В случае неоднократного (более 3-х раз в течение 1 года)
нарушения Указа Президента Российской Федерации "О защите
потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N
1183 Председатель ГКАП России (его заместитель) или начальник
территориального управления направляет соответственно Центробанку
России, Минфину России, Госкомимуществу России, Росстрахнадзору
или их территориальным органам представление о досрочном
аннулировании лицензии (Приложение N 4).
3.2. Решения ГКАП России и его территориальных управлений по
фактам нарушения требований к рекламной деятельности могут быть
обжалованы в установленном порядке в арбитражный суд.
Приложение N 1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ПО ПРИЗНАКАМ
НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
от "____"_______________199 г. ____________________
(место рассмотрения)
Председатель Комиссии ГКАП России (... территориального
управления) по рассмотрению дел о нарушениях требований к
рекламной деятельности, рассмотрев материалы, представленные
_________________________________________________________________,
(указание наименования органа, представившего материалы)
признал их достаточными для возбуждения производства по делу и на
основании Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г.
N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"
постановил:
1. Возбудить производство по делу о нарушении п. _____ Указа
Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О
защите потребителей от недобросовестной рекламы" _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование рекламодателя, в отношении которого возбуждено
производство по делу).
2. Рекламодателю, в отношении которого возбуждено производство
по делу
__________________________________________________________________
(наименование)
- обеспечить явку представителя (с доверенностью на участие в
рассмотрении дела);
- представить в срок до ________________ следующие документы и
материалы _____________________________________
__________________________________________________________________
(перечень документов и материалов)
3. Назначить рассмотрение дела _______________________________
(дата, время, адрес)
4. В состав Комиссии включить: _______________________________
_______________________________
_______________________________
Председатель Комиссии (подпись)
Приложение N 2
РЕШЕНИЕ
от "____"_______________199 г. ____________________
(место рассмотрения)
Комиссия ГКАП России (... территориального управления) в
составе __________________________________________________________
рассмотрела материалы производства по делу от " " 199 г. N ____ о
нарушении п. _____ Указа Президента Российской Федерации от 10
июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной
рекламы", возбужденного по представлению _________________________
(наименование органа
в отношении ______________________________________________________
(наименование рекламодателя)
в присутствии ____________________________________________________
(Ф.И.О. представителей)
при участии ______________________________________________________
(иные лица, привлеченные к участию в деле)
Комиссия установила: _________________________________________
__________________________________________________________________
(объяснения рекламодателя, других лиц, заключения экспертов и
т.д.)
Руководствуясь ________________________ и в соответствии с
(норма законодательства)
пунктом ______ Положения о порядке рассмотрения дел о нарушениях
принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на
достоверную информацию при рекламе, утвержденным приказом ГКАП
России от 14 июля 1994 г. N 83, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Обязать рекламодателя _____________________________________
(наименование рекламодателя)
снять рекламу с распространения __________________________________
(указать средства распространения)
и в трехдневный срок информировать ГКАП России (территориальное
управление ГКАП России) о снятии рекламы.
2. Органу, осуществившему лицензирование, ____________________
(указать
_________________ в недельный срок рассмотреть вопрос о
наименование)
недобросовестной рекламе, данной ________________________________,
(наименование рекламодателя)
и информировать ГКАП России (территориальное управление ГКАП
России) о взятии этого вопроса под контроль.
В случае неисполнения данного решения рекламодателем в
трехдневный срок и (или) органом, осуществляющим лицензирование, в
недельный срок ГКАП России (территориальное управление)
приостанавливает действие лицензии.
Подписи:
Председатель Комиссии: ____________________
Члены Комиссии: ___________________________
Приложение N 3
НА БЛАНКЕ
РЕШЕНИЕ
О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ЗАНЯТИЕ
________________________________________________
(вид деятельности)
от "____"_______________199___г. ____________________
(место вынесения)
ГКАП России (... территориальное управление), руководствуясь
пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации "О защите
потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N
1183, и в связи с неисполнением решения Комиссия ГКАП России (...
территориального управления) от "___ " ____________199 г. N ______
__________________________________________________________________
(место рассмотрения)
по факту нарушения вышеназванного Указа Президента Российской
Федерации
__________________________________________________________________
(наименование рекламодателя или органа, осуществляющего
лицензирование)
приостанавливает действие лицензии N _____________________________
от "____"__________________ 199___г., выданной ___________________
__________________________________________________________________
(наименование органа, выдавшего лицензию)
(Подпись Председателя Комиссии)
Приложение N 4
НА БЛАНКЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ДОСРОЧНОМ АННУЛИРОВАНИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ЗАНЯТИЕ
________________________________________________
(вид деятельности)
от "____"_______________199___г. ____________________
(место выдачи)
ГКАП России (... территориальное управление), руководствуясь
п. 9 Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей
от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183 __________
__________________________________________________________________
(наименование рекламодателя или органа, осуществляющего
лицензирование)
предлагает _______________________________________________________
(указать соответствующий орган)
досрочно аннулировать лицензию N __________ от "___" ____________
199____г., выданную ______________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование органа, выдавшего лицензию)
(Подпись Председателя Комиссии)
|