ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 6 июля 1994 г. N 809 г.Москва
О федеральной целевой программе снижения уровня облучения
населения России и производственного персонала от природных
радиоактивных источников на 1994-1996 годы
В целях снижения облучения населения в быту и на производстве от
природных источников ионизирующего излучения, совершенствования обес-
печения охраны здоровья людей Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т :
1. Одобрить прилагаемую федеральную целевую программу снижения
уровня облучения населения России и производственного персонала от
природных радиоактивных источников на 1994-1996 годы, представленную
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации (далее именуется - программа "Радон").
2. Определить государственными заказчиками программы "Радон" Ми-
нистерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации и Государственный комитет санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству
экономики Российской Федерации предусматривать в 1994-1996 годах со-
ответствующие ассигнования, необходимые для финансирования программы
"Радон".
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Россий-
ской Федерации, по согласованию с Министерством охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным ко-
митетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,
руководствуясь программой "Радон", разработать и утвердить региональ-
ные программы неотложных мер по снижению уровня облучения населения и
производственного персонала от природных радиоактивных источников на
1995-1996 годы и осуществлять их финансирование за счет средств бюд-
жетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных
источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 6 июля 1994 г. N 809
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
снижения уровня облучения населения России
и производственного персонала
от природных радиоактивных источников
на 1994-1996 годы
(программа "Радон")
Федеральная целевая программа снижения уровня облучения населе-
ния России и производственного персонала от природных источников
ионизирующего излучения на 1994-1996 годы разработана в соответствии
с поручениями Правительства Российской Федерации и основывается на
анализе состояния здоровья населения, фактов накопления естественных
радионуклидов (ЕРН) на местности, создающих дополнительную радиацион-
ную опасность для людей.
Природные источники ионизирующего излучения создают около 70%
суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации.
Коллективная доза для населения Российской Федерации от природ-
ных источников составляет около 50 млн.чел.-бэр/год, что в 300 раз
больше дозы, получаемой вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Ожи-
даемые медицинские последствия облучения населения (прирост онкологи-
ческих заболеваний и генетических эффектов) пропорциональны величине
коллективной дозы.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в комму-
нальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в облучение
населения вносят радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе
помещений. По предварительной оценке, около 1% населения (1,5 млн.че-
ловек) получает от радона эффективную эквивалентную дозу облучения
6-12 м3в/год. По данным Научного комитета ООН по действию атомной ра-
диации, около 20% всех заболеваний раком легкого может быть обуслов-
лено воздействием радона и его дочерних продуктов.
Проведенные к настоящему времени в небольшом объеме отечественные
исследования свидетельствуют о наличии в Российской Федерации ряда
районов, опасных по природным источникам ионизирующего излучения
(Краснокаменск, Белокуриха, Пятигорск, Выборг и др.). Содержание ра-
дона и продуктов его распада в жилых и общественных зданиях этих рай-
онов в десятки и сотни раз превышает действующие гигиенические норма-
тивы.
Основным источником проникновения радона в воздух помещений яв-
ляется геологическое пространство под зданием. Концентрации и потоки
радона крайне неравномерны и зависят как от геолого-геофизических ха-
рактеристик природной среды и климатических условий, так и от кон-
струкций зданий и системы их вентиляции. Учет этих факторов при стро-
ительстве позволит значительно снизить облучение людей в жилых домах.
Свыше 70% из обследованных к настоящему времени 150 неурановых
рудников и шахт являются радиационно опасными. Дозы облучения на этих
предприятиях могут превышать уровни, допустимые для урановых рудни-
ков.
Воздействию ионизирующего излучения за счет пылерадиационного
фактора и загрязнения оборудования подвергаются также работники пред-
приятий по переработке минерального (неуранового) сырья, характеризу-
ющегося естественными повышенными концентрациями природных радиоак-
тивных элементов. Выявлены факты неблагополучной радиационной обста-
новки в местах добычи и переработки нефти и газа.
Для населения могут представлять опасность естественные ради-
онуклиды, содержащиеся в строительных материалах, а также поступление
ЕРН с питьевой водой.
Основной целью программы "Радон" является предотвращение техно-
генного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами и ми-
нимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории
Российской Федерации.
Выполнение Программы предполагается осуществить силами производ-
ственных и научно-исследовательских организаций различных министерств
и ведомств Российской Федерации с привлечением общественных организа-
ций и других негосударственных структур. Предусмотрено участие пред-
приятий и организаций в реализации мероприятий на территориях с выяв-
ленными высокими уровнями радиационного воздействия природных ради-
онуклидов на население путем финансирования работ по программе из
собственных средств предприятий и организаций, деятельность которых
послужила причиной радиационного загрязнения природной среды, а также
непосредственного проведения этих работ и внедрения разработанных по
программе соответствующих норм и правил.
Реализация Программы будет способствовать решению одной из на-
иболее важных проблем обеспечения радиационной безопасности населе-
ния, практических задач горнодобывающих, перерабатывающих минеральное
сырье и топливно-энергетических отраслей народного хозяйства и стро-
ительной индустрии, в части, касающейся радиационной защиты населения
и предотвращения техногенного загрязнения окружающей среды природными
радионуклидами.
1. Технико-экономическое обоснование
В Программе предусматривается осуществление комплекса медикоби-
ологических, радиационно-экологических, геолого-геофизических, дози-
метрических, санитарно-гигиенических обследований и строительных
изысканий, разработка аппаратурно-методических вопросов и системы мер
по ограничению облучения населения Российской Федерации и лиц, рабо-
тающих с природными радионуклидами.
В первую очередь должны быть защищены группы риска, подвергающи-
еся чрезвычайно высокому облучению. Выявление таких групп планируется
осуществлять на основе радиационно-экологического районирования тер-
ритории России по степени опасности от ЕРН и первоочередного радиаци-
онного обследования жилья и производственных объектов в потенциально
опасных районов.
Воздействию природных источников ионизирующего излучения подвер-
гаются работники разведочных, горно- и нефтедобывающих предприятий, а
также перерабатывающих минеральное сырье производств.
Основным радиационным фактором на таких объектах является поступ-
ление долгоживущих естественных радионуклидов с производственной
пылью, а на нефтегазовых - с растворами солей радия. Высокотемпера-
турные и другие производственные процессы приводят к выбросу ради-
онуклидов во внешнюю среду и их накоплению на технологическом обору-
довании.
Разработка и промышленный выпуск отсутствующей в настоящее время
аппаратуры позволят оснастить основных исполнителей Программы, боль-
шое количество центров Госкомсанэпиднадзора России, других специали-
зированных учреждений, в первую очередь, межведомственных региональ-
ных центров.
Радиогеохимическое районирование территории России по степени
потенциальной радиационной опасности от ЕРН и радона даст возможность
выделить территории с разной степенью опасности, наметить первооче-
редные районы для экспрессного радиоэкологического и радиологического
обследования, позволит осуществлять генеральную планировку строитель-
ства.
Эманационные съемки в радоноопасных районах до начала строитель-
ства помогут оконтурить участки с высокими концентрациями радона в
почвенном воздухе, что позволит предотвратить появление радоноопасных
ситуаций во вновь возводимых зданиях и сократить затраты на защитные
мероприятия.
Контроль и регламентация радиационных характеристик строительных
материалов и изделий, а также внедрение эффективных технических
средств противорадоновой защиты позволят снизить радиационный фон в
зданиях и затраты на их переустройство.
Накопление сведений о фактических дозах облучения различных
групп населения от естественных источников излучения, обучение граж-
дан основам радиоэкологии, ознакомление их с фактическим вкладом ес-
тественных и искусственных источников излучения в формирование доз
облучения человека, и осуществление других санитарно-просветительских
мероприятий даст возможность осуществлять рациональную стратегию за-
щиты населения в зависимости от типа облучения и направлять средства
на снижение доз от тех источников, где достигается максимальное сни-
жение суммарной дозы при минимальных затратах, а также уменьшить не-
оправданную миграцию людей.
Широкомасштабные медико-биологические и санитарно-гигиенические
исследования позволят развить существующие представления о воздей-
ствии ионизирующих излучений на население. Выделение групп риска и
проведение медицинской профилактики должны снизить вероятность онко-
логических заболеваний.
В целом реализация Программы должна обеспечить в перспективе
снижение средней дозы облучения населения на 20-25%, что равнозначно
сохранению многих человеческих жизней в одном поколении.
2. Основные направления программы
В 1994-1996 годах выполняются следующие основные направления на-
учных исследований и практических мероприятий согласно приложению:
1. Радиационно-гигиеническое обследование населения и народнохо-
зяйственных объектов, выявление групп риска, доза облучения которых
природными источниками ионизирующего изучения превышает установленные
гигиенические нормативы. Разработка концептуальных основ снижения ра-
диационного риска от природных источников ионизирующего излучения.
2. Клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья
населения и производственного персонала, подвергающихся воздействию
природных источников ионизирующего излучения, разработка прогноза и
медицинских мер профилактики отдаленных последствий.
3. Аппаратурное, методическое и метрологическое обеспечение -
создание аппаратуры, методической и метрологической базы для проведе-
ния разноплановых широкомасштабных работ и исследований по оценке доз
облучения населения и персонала природными источниками ионизирующих
излучений. Оснащение ведущих НИИ и исполнителей программы необходимы-
ми приборами и оборудованием.
4. Радиационно-геологическое районирование и обследование (сем-
ка) территории Российской Федерации, районов и населенных пунктов, с
целью выявления и оконтуривания радоноопасных площадей и участков.
5. Инженерно-строительные исследования, разработка нормативно-ме-
тодической базы для проектирования и строительства радиационно безо-
пасных зданий и сооружений.
6. Информационное обеспечение - разработка структур и формирова-
ние банков данных по уровням, факторам и последствиям облучения пер-
сонала и населения природными источниками ионизирующего излучения.
3. Механизм реализации
и конечные результаты Программы
С целью организации работ по реализации Программы создается Ди-
рекция, куда войдут представители заинтересованных министерств и ве-
домств, ведущие специалисты по главным направлениям Программы. Дирек-
ция Программы осуществляет общую координацию работ, организует кон-
курсный отбор исполнителей заданий программы, контролирует ее выпол-
нение, организует экспертизу и проводит приемку завершенных работ.
Деятельность, структура и персональный состав Дирекции определя-
ются Положением, утверждаемым государственными заказчиками.
Реализация Программы потребует ассигнований на проведение необ-
ходимых мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источ-
ников.
За счет федерального бюджета выполняются работы межотраслевого
характера: разработка концептуальных вопросов, подготовка методик,
стандартов и других нормативных документов, разработка комплекса ап-
паратуры, метрологическое обеспечение измерений, районирование терри-
тории России по уровням радиационной опасности и разработка методов
прогнозирования и средств снижения облучения населения.
Использование средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов планируется с 1995 г. (по согласованию с органами
управления субъектов Федерации и органами местного самоуправления). За
счет этих бюджетов осуществляются: оценка радиационной обстановки в
конкретных населенных пунктах, медицинское обследование населения,
реконструкция и строительство, связанные с радиационной реабилитацией
жилого фонда, осуществление других защитных мероприятий.
За счет внебюджетных источников, включая собственные средства
предприятий, оснащаются региональные центры, создаваемые на базе су-
ществующих служб Госкомсанэпиднадзора России, Минприроды России и
других ведомств, производятся обследования объектов и разработка необ-
ходимых рекомендаций для этих объектов.
На территориях, где обнаружен высокий уровень влияния природных
радиоактивных источников на здоровье населения:
составляются отраслевые и региональные программы по снижению
уровней облучения персонала и населения, которые согласовываются го-
сударственными заказчиками и утверждаются органами исполнительной
власти;
финансирование мероприятий по снижению облучения населения и
персонала, связанного с техногенными источниками ионизирующего излу-
чения, осуществляется за счет средств предприятий, ответственных за
радиоактивное загрязнение окружающей среды;
финансирование мероприятий по снижению дозы облучения населения
от природных радиоактивных источников осуществляется из бюджетов су-
бъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
С начала 1995 года финансирование работ по программе "Радон" из
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собствен-
ных средств предприятий будет проводиться на основании специальных
договоров между Дирекцией Программы и заинтересованными организаци-
ями.
В ходе реализации Программы предусматривается поэтапное решение
широкого круга как взаимосвязанных, так и самостоятельных задач, при-
оритетность которых в целом делает необходимым одновременное выполне-
ние приведенных выше направлений Программы.
В 1994-1995 годах будет завершен подготовительный этап работ по
Программе:
разработана аппаратурно-методическая база проведения исследова-
ний, изготовлены и метрологически аттестованы опытные партии приборов
для оснащения ведущих организаций-исполнителей Программы;
разработана методология районирования территории по радоноопас-
ности и составлен макет карты;
созданы стандарты на методы определения удельной активности
строительных материалов, разработаны рекомендации по радио-геофизичес-
ким инженерным изысканиям на территории застройки и по проектированию
защиты от радона в жилых и общественных зданиях;
сформулированы научно-обоснованные критерии для отнесения взрос-
лого и детского населения к группам повышенного риска;
разработана структура информационного обеспечения банка данных.
В 1996 году будут выпущены промышленные партии приборов для оп-
ределения содержания природных радионуклидов в различных средах и
объектах, проведены первоочередные широкомасштабные обследования жило-
го фонда и радиационно опасных промышленных объектов, а также состо-
яния здоровья населения в группах риска. Кроме того, будут:
составлена карта районирования территории России в масштабе
1:2500000 с выделением радоноопасных регионов;
созданы полигоны для обеспечения радиационно-геологических работ;
разработаны рецептура, а также технологии производства и приме-
нения радоноизолирующих материалов в строительстве, разработана сис-
тема радиационного контроля в строительной отрасли;
разработаны требования по обеспечению радиационной безопасности
персонала и населения при проектировании, строительстве и эксплуата-
ции объектов, являющихся источниками повышенного воздействия природных
радионуклидов на организм человека, предложены и осуществлены меры по
уменьшению выбросов радионуклидов угольными тепловыми электростанци-
ями, снижению облучения персонала рудников;
получены эпидемиологические данные о распространении рака легко-
го среди населения радоноопасных районов.
В результате выполнения мероприятий, намеченных программой на
1994- 1996 годы, будут:
завершены работы по районированию территории России с оконтури-
ванием радиационно-опасных районов и сельхозугодий;
выявлены контингенты лиц, подвергающихся сверхнормативному облу-
чению и намечены меры по снижению этого облучения;
оценены дозы облучения населения за счет природных радионуклидов
и разработаны необходимые защитные меры;
составлены типовые макеты разномасштабных карт районирования
территорий, разработана технология радиогеохимических исследований
при инженерно-геологической подготовке участков под строительство;
изготовлены установочные партии (от 100 до 1000 шт) всех необхо-
димых типов приборов и подготовлена техническая документация для их
серийного выпуска, разработаны система, аппаратура и средства граду-
ировки и поверки приборов, серийно подготовлены стандартные образцы и
эталоны;
сформирована единая система банков данных, объединяющая дозимет-
рическую, медицинскую, эколого-геофизическую и строительную информа-
цию.
Намеченные Программой мероприятия учитывают следующие практичес-
кие интересы отраслей народного хозяйства:
в здравоохранении - снижение онкологической заболеваемости насе-
ления, увеличение средней продолжительности жизни;
в строительстве - освоение технологии сооружения радонобезопас-
ных зданий;
в горнодобывающей промышленности - снижение профессиональной за-
болеваемости персонала, сертификация выпускаемой продукции по ради-
ационным характеристикам;
в энергетике - уменьшение неблагоприятного воздействия на окру-
жающую среду, безопасная утилизация отходов.
Выполнение Программы позволит создать основу для организации
систематического мониторинга природных радионуклидов и внедрения на-
учно обоснованной системы защитных мер, направленных на ограничение
облучения населения и производственного персонала от природных источ-
ников ионизирующего излучения в Российской Федерации, обеспечить ус-
ловия для значительного снижения коллективной дозы у наиболее облуча-
емых групп персонала горнодобывающих предприятий и населения.
Будут также созданы социально-психологические условия для пра-
вильного восприятия населением деятельности государственных учрежде-
ний по выполнению Программы и получаемых результатов.
|