Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 06.07.94 N 809 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА 1994-1996 ГОДЫ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                     ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                      от 6 июля 1994 г. N 809 г.Москва
          О федеральной целевой программе снижения уровня облучения
         населения России и производственного персонала от природных
                 радиоактивных источников на 1994-1996 годы

       В целях снижения облучения населения в быту и на производстве от
  природных источников ионизирующего излучения, совершенствования обес-
  печения  охраны  здоровья  людей  Правительство Российской  Федерации
  п о с т а н о в л я е т :
       1. Одобрить прилагаемую  федеральную целевую программу  снижения
  уровня облучения  населения  России  и производственного персонала от
  природных радиоактивных источников на 1994-1996 годы,  представленную
  Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
  Федерации (далее именуется - программа "Радон").
       2. Определить государственными заказчиками программы "Радон" Ми-
  нистерство охраны  окружающей  среды  и природных ресурсов Российской
  Федерации  и  Государственный  комитет  санитарно-эпидемиологического
  надзора Российской Федерации.
       3. Министерству  финансов Российской  Федерации  и  Министерству
  экономики Российской  Федерации предусматривать в 1994-1996 годах со-
  ответствующие ассигнования, необходимые  для финансирования программы
  "Радон".
       4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Россий-
  ской Федерации,  по  согласованию  с  Министерством охраны окружающей
  среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным ко-
  митетом санитарно-эпидемиологического надзора  Российской  Федерации,
  руководствуясь программой "Радон", разработать и утвердить региональ-
  ные программы неотложных мер по снижению уровня облучения населения и
  производственного персонала от природных радиоактивных источников  на
  1995-1996 годы и  осуществлять их финансирование за счет средств бюд-
  жетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных
  источников.
   Председатель Правительства
   Российской Федерации             В.Черномырдин



           ПРИЛОЖЕНИЕ
  к постановлению Правительства
      Российской Федерации
     от 6 июля 1994 г. N 809

                      ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
              снижения уровня облучения населения России
                      и производственного персонала
                  от природных радиоактивных источников
                           на 1994-1996 годы
                          (программа "Радон")

       Федеральная целевая программа снижения уровня облучения  населе-
  ния России  и  производственного  персонала  от  природных источников
  ионизирующего излучения  на 1994-1996 годы разработана в соответствии
  с поручениями  Правительства  Российской  Федерации и основывается на
  анализе состояния здоровья населения, фактов накопления  естественных
  радионуклидов (ЕРН) на местности, создающих дополнительную радиацион-
  ную опасность для людей.
       Природные источники  ионизирующего  излучения  создают около 70%
  суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации.
       Коллективная доза  для населения Российской Федерации от природ-
  ных источников составляет около 50  млн.чел.-бэр/год,  что  в 300 раз
  больше дозы, получаемой вследствие аварии на  Чернобыльской АЭС. Ожи-
  даемые медицинские последствия облучения населения (прирост онкологи-
  ческих заболеваний и генетических эффектов) пропорциональны  величине
  коллективной дозы.
       Природные источники радиации воздействуют на людей  как в комму-
  нальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в облучение
  населения вносят радон  и продукты его распада, находящиеся в воздухе
  помещений. По предварительной оценке, около 1% населения (1,5 млн.че-
  ловек) получает  от  радона  эффективную эквивалентную дозу облучения
  6-12 м3в/год. По данным Научного комитета ООН по действию атомной ра-
  диации, около 20%  всех заболеваний раком легкого может быть обуслов-
  лено воздействием радона и его дочерних продуктов.
       Проведенные к настоящему времени в небольшом объеме отечественные
  исследования свидетельствуют  о  наличии  в Российской Федерации ряда
  районов,  опасных  по природным  источникам  ионизирующего  излучения
  (Краснокаменск, Белокуриха,  Пятигорск, Выборг и др.). Содержание ра-
  дона и продуктов его распада в жилых и общественных зданиях этих рай-
  онов в десятки и сотни раз превышает действующие гигиенические норма-
  тивы.
       Основным источником  проникновения радона в воздух помещений яв-
  ляется геологическое  пространство под зданием. Концентрации и потоки
  радона крайне неравномерны и зависят как от геолого-геофизических ха-
  рактеристик природной среды и климатических  условий,  так  и от кон-
  струкций зданий и системы их вентиляции. Учет этих факторов при стро-
  ительстве позволит значительно снизить облучение людей в жилых домах.
       Свыше 70% из  обследованных  к настоящему времени 150 неурановых
  рудников и шахт являются радиационно опасными. Дозы облучения на этих
  предприятиях могут  превышать  уровни, допустимые для урановых рудни-
  ков.
       Воздействию  ионизирующего  излучения за  счет пылерадиационного
  фактора и загрязнения оборудования подвергаются также работники пред-
  приятий по переработке минерального (неуранового) сырья, характеризу-
  ющегося естественными  повышенными концентрациями природных  радиоак-
  тивных элементов. Выявлены факты неблагополучной радиационной  обста-
  новки в местах добычи и переработки нефти и газа.
       Для населения  могут  представлять  опасность естественные ради-
  онуклиды, содержащиеся в строительных материалах, а также поступление
  ЕРН с питьевой водой.
       Основной целью программы "Радон" является предотвращение  техно-
  генного загрязнения  окружающей среды природными радионуклидами и ми-
  нимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории
  Российской Федерации.
       Выполнение Программы предполагается осуществить силами производ-
  ственных и научно-исследовательских организаций различных министерств
  и ведомств Российской Федерации с привлечением общественных организа-
  ций и  других негосударственных структур. Предусмотрено участие пред-
  приятий и организаций в реализации мероприятий на территориях с выяв-
  ленными высокими уровнями радиационного  воздействия  природных ради-
  онуклидов на население путем финансирования  работ  по  программе  из
  собственных средств предприятий и  организаций,  деятельность которых
  послужила причиной радиационного загрязнения природной среды, а также
  непосредственного проведения  этих работ и внедрения разработанных по
  программе соответствующих норм и правил.
       Реализация Программы  будет  способствовать решению одной из на-
  иболее важных проблем обеспечения  радиационной  безопасности населе-
  ния, практических задач горнодобывающих, перерабатывающих минеральное
  сырье и  топливно-энергетических отраслей народного хозяйства и стро-
  ительной индустрии, в части, касающейся радиационной защиты населения
  и предотвращения техногенного загрязнения окружающей среды природными
  радионуклидами.

                 1. Технико-экономическое обоснование
       В Программе предусматривается  осуществление комплекса медикоби-
  ологических, радиационно-экологических, геолого-геофизических,  дози-
  метрических,  санитарно-гигиенических   обследований  и  строительных
  изысканий, разработка аппаратурно-методических вопросов и системы мер
  по ограничению облучения населения Российской Федерации  и лиц, рабо-
  тающих с природными радионуклидами.
       В первую очередь должны быть защищены группы риска, подвергающи-
  еся чрезвычайно высокому облучению. Выявление таких групп планируется
  осуществлять на основе  радиационно-экологического районирования тер-
  ритории России по степени опасности от ЕРН и первоочередного радиаци-
  онного обследования  жилья и производственных объектов в потенциально
  опасных районов.
       Воздействию природных источников ионизирующего излучения подвер-
  гаются работники разведочных, горно- и нефтедобывающих предприятий, а
  также перерабатывающих минеральное сырье производств.
       Основным радиационным фактором на таких объектах является поступ-
  ление  долгоживущих  естественных  радионуклидов  с  производственной
  пылью, а на нефтегазовых  -  с растворами солей радия. Высокотемпера-
  турные  и  другие производственные процессы приводят к выбросу  ради-
  онуклидов во внешнюю  среду и их накоплению на технологическом обору-
  довании.
       Разработка и промышленный выпуск отсутствующей в настоящее время
  аппаратуры позволят оснастить основных исполнителей Программы,  боль-
  шое количество центров Госкомсанэпиднадзора России, других  специали-
  зированных учреждений, в первую очередь, межведомственных  региональ-
  ных центров.
       Радиогеохимическое  районирование  территории России  по степени
  потенциальной радиационной опасности от ЕРН и радона даст возможность
  выделить территории  с  разной степенью опасности, наметить первооче-
  редные районы для экспрессного радиоэкологического и радиологического
  обследования, позволит осуществлять генеральную планировку строитель-
  ства.
       Эманационные съемки в радоноопасных районах до начала строитель-
  ства  помогут  оконтурить участки с высокими концентрациями радона  в
  почвенном воздухе, что позволит предотвратить появление радоноопасных
  ситуаций во вновь  возводимых зданиях и сократить затраты на защитные
  мероприятия.
       Контроль и регламентация радиационных характеристик строительных
  материалов и  изделий,  а  также  внедрение  эффективных  технических
  средств противорадоновой  защиты  позволят снизить радиационный фон в
  зданиях и затраты на их переустройство.
       Накопление  сведений  о фактических  дозах  облучения  различных
  групп населения  от естественных источников излучения, обучение граж-
  дан основам радиоэкологии, ознакомление их с  фактическим вкладом ес-
  тественных и  искусственных  источников  излучения в формирование доз
  облучения человека, и осуществление других санитарно-просветительских
  мероприятий даст возможность осуществлять рациональную стратегию  за-
  щиты населения в  зависимости от типа облучения и направлять средства
  на снижение доз  от тех источников, где достигается максимальное сни-
  жение суммарной дозы  при минимальных затратах, а также уменьшить не-
  оправданную миграцию людей.
       Широкомасштабные медико-биологические и  санитарно-гигиенические
  исследования позволят  развить  существующие  представления о воздей-
  ствии  ионизирующих  излучений на население. Выделение групп риска  и
  проведение медицинской профилактики должны снизить вероятность  онко-
  логических заболеваний.
       В целом  реализация  Программы  должна  обеспечить в перспективе
  снижение средней дозы облучения населения на  20-25%, что равнозначно
  сохранению многих человеческих жизней в одном поколении.

                   2. Основные направления программы
       В 1994-1996 годах выполняются следующие основные направления на-
  учных исследований и практических мероприятий согласно приложению:
       1. Радиационно-гигиеническое обследование населения и народнохо-
  зяйственных объектов, выявление  групп  риска, доза облучения которых
  природными источниками ионизирующего изучения превышает установленные
  гигиенические нормативы. Разработка концептуальных основ снижения ра-
  диационного риска от природных источников ионизирующего излучения.
       2. Клинико-эпидемиологические  исследования  состояния  здоровья
  населения и  производственного персонала, подвергающихся  воздействию
  природных источников ионизирующего излучения,  разработка  прогноза и
  медицинских мер профилактики отдаленных последствий.
       3. Аппаратурное,  методическое  и метрологическое  обеспечение -
  создание аппаратуры, методической и метрологической базы для проведе-
  ния разноплановых широкомасштабных работ и исследований по оценке доз
  облучения населения и персонала  природными  источниками ионизирующих
  излучений. Оснащение ведущих НИИ и исполнителей программы необходимы-
  ми приборами и оборудованием.
       4. Радиационно-геологическое районирование  и обследование (сем-
  ка) территории Российской Федерации, районов и  населенных пунктов, с
  целью выявления и оконтуривания радоноопасных площадей и участков.
       5. Инженерно-строительные исследования, разработка нормативно-ме-
  тодической базы для проектирования  и строительства радиационно безо-
  пасных зданий и сооружений.
       6. Информационное обеспечение - разработка структур и формирова-
  ние банков данных  по уровням, факторам и последствиям облучения пер-
  сонала и населения природными источниками ионизирующего излучения.

                            3. Механизм реализации
                         и конечные результаты Программы
       С целью организации работ по реализации  Программы создается Ди-
  рекция, куда  войдут представители заинтересованных министерств и ве-
  домств, ведущие специалисты по главным направлениям Программы. Дирек-
  ция Программы  осуществляет  общую координацию работ, организует кон-
  курсный отбор  исполнителей заданий программы, контролирует ее выпол-
  нение, организует экспертизу и проводит приемку завершенных работ.
       Деятельность, структура и персональный состав Дирекции определя-
  ются Положением, утверждаемым государственными заказчиками.
       Реализация Программы потребует ассигнований на проведение  необ-
  ходимых мероприятий  за  счет  средств федерального бюджета, бюджетов
  субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источ-
  ников.
       За счет федерального бюджета  выполняются  работы межотраслевого
  характера:  разработка  концептуальных вопросов,  подготовка методик,
  стандартов и  других нормативных документов, разработка комплекса ап-
  паратуры, метрологическое обеспечение измерений, районирование терри-
  тории России по  уровням  радиационной опасности и разработка методов
  прогнозирования и средств снижения облучения населения.
       Использование средств бюджетов субъектов Российской  Федерации и
  местных бюджетов планируется с 1995  г.  (по  согласованию с органами
  управления субъектов Федерации и органами местного самоуправления). За
  счет этих  бюджетов  осуществляются: оценка радиационной обстановки в
  конкретных  населенных  пунктах, медицинское  обследование населения,
  реконструкция и строительство, связанные с радиационной реабилитацией
  жилого фонда, осуществление других защитных мероприятий.
       За счет  внебюджетных  источников,  включая собственные средства
  предприятий, оснащаются  региональные центры, создаваемые на базе су-
  ществующих  служб  Госкомсанэпиднадзора  России, Минприроды России  и
  других ведомств, производятся обследования объектов и разработка необ-
  ходимых рекомендаций для этих объектов.
       На территориях,  где обнаружен высокий уровень влияния природных
  радиоактивных источников на здоровье населения:
       составляются  отраслевые  и  региональные программы по  снижению
  уровней облучения  персонала и населения, которые согласовываются го-
  сударственными  заказчиками и  утверждаются  органами  исполнительной
  власти;
       финансирование  мероприятий  по  снижению облучения населения  и
  персонала, связанного с техногенными источниками ионизирующего  излу-
  чения, осуществляется  за  счет средств предприятий, ответственных за
  радиоактивное загрязнение окружающей среды;
       финансирование мероприятий по снижению дозы облучения  населения
  от природных  радиоактивных источников осуществляется из бюджетов су-
  бъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
       С начала 1995  года финансирование работ по программе "Радон" из
  бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собствен-
  ных средств  предприятий  будет  проводиться на основании специальных
  договоров между Дирекцией Программы  и  заинтересованными организаци-
  ями.
       В ходе реализации Программы предусматривается поэтапное  решение
  широкого круга как взаимосвязанных, так и самостоятельных задач, при-
  оритетность которых в целом делает необходимым одновременное выполне-
  ние приведенных выше направлений Программы.
       В 1994-1995 годах будет завершен подготовительный  этап работ по
  Программе:
       разработана аппаратурно-методическая  база проведения исследова-
  ний, изготовлены и метрологически аттестованы опытные партии приборов
  для оснащения ведущих организаций-исполнителей Программы;
       разработана методология районирования  территории по радоноопас-
  ности и составлен макет карты;
       созданы  стандарты  на методы  определения  удельной  активности
  строительных материалов, разработаны рекомендации по радио-геофизичес-
  ким инженерным изысканиям на территории застройки и по проектированию
  защиты от радона в жилых и общественных зданиях;
       сформулированы научно-обоснованные критерии для отнесения взрос-
  лого и детского населения к группам повышенного риска;
       разработана структура информационного обеспечения банка данных.
       В 1996 году  будут выпущены промышленные партии приборов для оп-
  ределения содержания  природных  радионуклидов  в  различных средах и
  объектах, проведены первоочередные широкомасштабные обследования жило-
  го фонда и радиационно  опасных промышленных объектов, а также состо-
  яния здоровья населения в группах риска. Кроме того, будут:
       составлена  карта  районирования территории  России  в  масштабе
  1:2500000 с выделением радоноопасных регионов;
       созданы полигоны для обеспечения радиационно-геологических работ;
       разработаны рецептура,  а также технологии производства и приме-
  нения радоноизолирующих материалов в строительстве, разработана  сис-
  тема радиационного контроля в строительной отрасли;
       разработаны требования по  обеспечению радиационной безопасности
  персонала и  населения при проектировании, строительстве и эксплуата-
  ции объектов, являющихся источниками повышенного воздействия природных
  радионуклидов на организм человека, предложены и осуществлены меры по
  уменьшению выбросов радионуклидов  угольными тепловыми электростанци-
  ями, снижению облучения персонала рудников;
       получены эпидемиологические данные о распространении рака легко-
  го среди населения радоноопасных районов.
       В результате  выполнения  мероприятий,  намеченных программой на
  1994- 1996 годы, будут:
       завершены работы  по районированию территории России с оконтури-
  ванием радиационно-опасных районов и сельхозугодий;
       выявлены контингенты лиц, подвергающихся сверхнормативному облу-
  чению и намечены меры по снижению этого облучения;
       оценены дозы облучения населения за счет природных радионуклидов
  и разработаны необходимые защитные меры;
       составлены  типовые макеты  разномасштабных  карт  районирования
  территорий,  разработана  технология радиогеохимических  исследований
  при инженерно-геологической подготовке участков под строительство;
       изготовлены установочные партии (от 100 до 1000 шт) всех необхо-
  димых типов приборов  и  подготовлена техническая документация для их
  серийного выпуска,  разработаны система, аппаратура и средства граду-
  ировки и поверки приборов, серийно подготовлены стандартные образцы и
  эталоны;
       сформирована единая система банков данных, объединяющая дозимет-
  рическую, медицинскую, эколого-геофизическую  и строительную информа-
  цию.
       Намеченные Программой мероприятия учитывают следующие практичес-
  кие интересы отраслей народного хозяйства:
       в здравоохранении - снижение онкологической заболеваемости насе-
  ления, увеличение средней продолжительности жизни;
       в строительстве - освоение технологии сооружения  радонобезопас-
  ных зданий;
       в горнодобывающей промышленности - снижение профессиональной за-
  болеваемости персонала, сертификация выпускаемой продукции  по  ради-
  ационным характеристикам;
       в энергетике  - уменьшение неблагоприятного воздействия на окру-
  жающую среду, безопасная утилизация отходов.
       Выполнение  Программы  позволит  создать основу для  организации
  систематического мониторинга природных радионуклидов и внедрения  на-
  учно обоснованной  системы  защитных мер, направленных на ограничение
  облучения населения и производственного персонала от природных источ-
  ников ионизирующего  излучения в Российской Федерации, обеспечить ус-
  ловия для значительного снижения коллективной дозы у наиболее облуча-
  емых групп персонала горнодобывающих предприятий и населения.
       Будут также созданы социально-психологические  условия  для пра-
  вильного восприятия населением  деятельности государственных учрежде-
  ний по выполнению Программы и получаемых результатов.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz