Приложение
к письму Минэкономики России
от 4 июля 1994 г. N ЯУ-391/041-201
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ТОВАРНЫМИ БИРЖАМИ
ПО ПОРУЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ НА КОНКУРСНОЙ
ОСНОВЕ ТОРГОВ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ЗАКАЗОВ НА ЗАКУПКУ
И ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации "О порядке и условиях
проведения товарными биржами по поручению государственных
заказчиков на конкурсной основе торгов по размещению заказов на
закупку и поставку товаров для государственных нужд" разработаны
во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 452 "О мерах по
стимулированию роста организованного товарооборота биржевых
товаров через товарные биржи".
1.2. Методические рекомендации определяют общий порядок
организации и проведения на товарных биржах на конкурсной основе
торгов (торгов) по размещению заказов на закупку и поставку
товаров для государственных нужд, условия участия в них
поставщиков товаров, порядок рассмотрения предложений участников
торгов и принятия решений тендерным комитетом.
1.3. Целью проведения торгов является выбор поставщиков
товаров, предложивших оптимальные условия выполнения заказов по
закупкам и поставкам товаров для государственных нужд.
1.4. Основными принципами организации и проведения торгов
являются создание равных конкурентных условий для всех поставщиков
товаров, гласность, объективность оценки и единство требований к
участникам торгов.
2. Основные понятия
2.1. Торги - форма подбора на конкурсной основе потенциальных
поставщиков товаров для государственных нужд.
2.2. Организатор торгов - товарная биржа, действующая по
поручению государственного заказчика в соответствии с заключенным
между ними договором.
2.3. Претендент - субъект хозяйственной деятельности,
зарегистрированный на территории Российской Федерации и выразивший
в письменном виде согласие участвовать в торгах на предложенных
условиях.
2.4. Предварительная квалификация - отбор претендентов для
допуска к участию в торгах.
2.5. Участники торгов - потенциальные поставщики товаров,
являющиеся субъектами хозяйственной деятельности,
зарегистрированными на территории Российской Федерации,
выполнившие условия участия в торгах.
2.6. Тендерная документация - комплект документов, содержащих
приглашение к торгам, информацию о предмете и условиях торгов,
инструкцию участникам торгов, предложения их организатора об
условиях заключения с победителем торгов контракта на поставку
товаров для государственных нужд.
2.7. Тендерное предложение - согласие претендента на участие в
торгах на предложенных условиях, оформленное в соответствии с
требованиями, установленными тендерным комитетом. Тендерное
предложение может включать встречное предложение участника торгов,
повышающее эффективность выполнения закупок и поставок товаров для
государственных нужд (снижение цен, улучшение условий доставки и
т.д.).
2.8. Депозит - денежный залоговый взнос, вносимый на счет
организатора торгов и свидетельствующий о серьезности намерений
участия в торгах и гарантирующий выполнение условий, объявленных
организатором торгов.
2.9. Банковская гарантия - обязательство, выданное банком в
письменной форме по просьбе клиента организатору торгов, согласно
которому банк обязуется в случае ненадлежащего исполнения клиентом
условий торгов произвести в пользу организатора торгов платеж в
пределах суммы и сроков, указанных в гарантийном обязательстве.
2.10. Тендерный комитет - коллегиальный орган, принимающий
решение об объявлении торгов, по отбору участников торгов, порядку
и условия торгов, осуществляющий прием, вскрытие и оценку
представленных тендерных предложений и определяющий победителя
торгов. Состав тендерного комитета утверждается государственным
заказчиком по предложению организатора торгов и включает в себя
представителей федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
государственного заказчика, а также необходимых специалистов.
2.11. Консультант - представитель организации, привлекаемый
тендерным комитетом для методического обеспечения торгов,
подготовки тендерной документации, проведения систематизации и
предварительного анализа тендерных предложений.
3. Виды торгов
3.1. В зависимости от формы проведения торги могут быть
открытыми или закрытыми (ограниченными по числу участников).
Решение о форме проведения торгов принимает государственный
заказчик.
3.2. В открытых торгах могут принимать участие субъекты
хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности,
зарегистрированные на территории Российской Федерации.
По решению тендерного комитета открытые торги могут
проводиться с предварительной квалификацией претендентов,
направивших заявления об участии в торгах. Предварительная
квалификация проводится с целью отбора претендентов, обладающих
практическим опытом и возможностями эффективной закупки и поставки
товаров для объявленных направлений государственных нужд.
3.3. Участвовать в закрытых торгах могут только субъекты
хозяйственной деятельности, получившие официальное приглашение
тендерного комитета.
4. Этапы организации и проведения торгов
Организация и проведение торгов включают в себя следующие
этапы:
определение предмета торгов;
определение формы торгов (открытые, закрытые);
определение потенциальных участников закрытых торгов и
направление им приглашений к участию в торгах;
подготовка и публикация объявления о торгах;
составление инструктивных материалов для предварительного
квалификационного отбора претендентов для участия в открытых
торгах;
подготовка (с привлечением технических и коммерческих
консультантов) тендерной документации;
проведение предварительного квалификационного отбора;
прием тендерных предложений от участников торгов;
оценка поступивших тендерных предложений и выявление
победителя торгов;
подписание контракта с победителем торгов.
5. Определение предмета торгов
Предметом торгов являются заказы на закупку и поставку товаров
для государственных нужд. Предмет торгов определяется
государственным заказчиком с установлением характеристик по
товарам и указанием, какие из характеристик могут быть изменены
(улучшены) в ходе тендерных торгов их участниками, а какие должны
оставаться фиксированными.
6. Подготовка и публикация объявления о торгах
6.1. Тендерный комитет доводит до потенциальных претендентов
информацию о торгах. Доведение информации до потенциальных
претендентов производится:
При открытых торгах - посредством публикации в прессе
объявления о торгах. Объявления о проведении торгов по размещению
заказов на закупку и поставку товаров для федеральных
государственных нужд публикуются секретариатом тендерного комитета
в газетах "Экономика и жизнь", "Коммерсантъ", а также в других
газетах по усмотрению тендерного комитета.
При закрытых торгах - посредством рассылки по почте, телефаксу
или в другой форме официальных приглашений в адрес конкретных
потенциальных претендентов.
6.2. Информация (объявление) о торгах содержит следующие
данные:
наименование организатора торгов;
предмет торгов;
условия и сроки исполнения заказа;
сроки предварительного квалификационного отбора претендентов
для участия в торгах;
адрес, телефон и телефакс тендерного комитета;
адрес, телефон и телефакс организации, где можно получить
тендерную документацию;
стоимость тендерной документации;
сумма депозита для участника торгов при подаче тендерного
предложения, расчетный счет, на который он вносится, и порядок его
внесения;
последний срок (с указанием дня и часа) приема предложений
тендерным комитетом;
сроки объявления результатов конкурса.
7. Основные требования к тендерной документации
7.1. Тендерная документация включает:
инструкцию участникам;
техническую часть;
коммерческую часть;
форму соглашения (контракта).
7.2. Инструкция участника тендера содержит:
адрес для связи с представителем тендерного комитета, у
которого можно получить разъяснения относительно условий
проведения торгов;
порядок оформления тендерного предложения, требования к его
визированию;
указание о количестве экземпляров тендерного предложения,
направляемого в адрес тендерного комитета;
требования к процедуре передачи предложения в тендерный
комитет;
размер, порядок внесения и срок возврата денежного депозита,
гарантирующего безотзывность предложения участника торгов в
течение оговоренного периода времени;
условия проведения предварительного квалификационного отбора
претендентов для участия в торгах на закупку и поставку товаров
для государственных нужд;
порядок внесения и оформления изменений в тендерное
предложение после его, представления участником в тендерный
комитет;
информацию о возможности представления участниками торгов
встречных предложений, наряду с предложением, основанным на
требованиях тендерной документации;
указание на возможность переноса даты закрытия торгов при
аргументированной просьбе участника торгов;
ссылка на конфиденциальность любой документации, составляемой
в рамках проводимых торгов;
описание процедуры вскрытия конвертов с предложениями;
критерии, процедура и срок определения победителя торгов
тендерным комитетом;
указание о том, кто и в какие сроки подписывает договор
(контракт) с победителем торгов.
7.3. Техническая часть тендерной документации представляет
собой спецификацию товара, предлагаемого участникам торгов для
закупок и поставок.
7.4. Коммерческая часть тендерной документации включает данные
в отношении:
цены товара;
условий поставки и оплаты;
льготы, предоставляемые поставщикам товаров для
государственных нужд и их ответственность за ненадлежащее
исполнение контракта.
8. Предварительная квалификация торгов
8.1. Предварительная квалификация проводится для выявления и
проверки в предварительном порядке потенциальных финансовых,
коммерческих, производственных и технических возможностей
претендентов выполнить заказ на закупку и поставку товаров для
государственных нужд.
8.2. Предварительная квалификация производится при открытых
торгах. Предварительный квалификационный отбор претендентов для
участия в торгах проводит тендерный комитет. До претендентов
доводятся условия предварительного квалификационного отбора,
определяющие общий порядок организации и проведения
предквалификации, участия в ней претендентов, основные критерии и
принципы принятия решений о допуске претендентов к участию в
торгах, процедуру принятия решения и оформления права претендентов
принимать участие в торгах.
8.3. Допускается прием заявок на участие в предварительной
квалификации по телефаксу. Инструкция для участников
предварительной квалификации при необходимости направляется
заявителю по почте.
8.4. Не допускаются к торгам претенденты:
структуры которых находятся в состоянии реорганизации,
ликвидации или банкротства;
сообщившие о себе ложные сведения;
не представившие необходимые для прохождения
предквалификационные документы, а также надлежащие гарантии в
отношении выполнения финансовых обязательств.
8.5. Решение об отказе в допуске к торгам принимается
тендерным комитетом.
9. Прием тендерных предложений от участников торгов
9.1. Тендерные предложения, помимо заполненной участником
торгов тендерной документации, должны включать следующие документы
и информацию об участнике торгов:
реквизиты участника торгов (адрес, телефон, реквизиты
обслуживающего банка и др.);
копии учредительных документов;
справку - презентацию участника торгов, включающую информацию
о производственных мощностях;
производственные и финансовые показатели за предыдущий год;
письмо уполномоченного банка о платежеспособности участника
торгов;
фамилии лиц, уполномоченных действовать от имени участника
торгов;
копия балансового отчета участника торгов за последний
отчетный период.
9.2. К тендерному предложению прилагается банковская гарантия
или документ, подтверждающий внесение участником торгов денежного
депозита, сумма которого устанавливается тендерным комитетом.
10. Регламент проведения торгов
10.1. Датой открытия торгов является дата официальной
публикации объявления тендерного комитета в средствах массовой
информации (для открытых торгов) либо дата рассылки официальных
приглашений участникам торгов по почте или телефаксу (для закрытых
торгов).
10.2. Срок подготовки и представления тендерных предложений в
рамках проводимых торгов устанавливается тендерным комитетом и
указывается в объявлении об открытии торгов.
Тендерный комитет может принимать решение о продлении срока
представления тендерных предложений, который распространяется на
всех участников торгов.
10.3. Для участия в торгах претендент вносит организатору
торгов депозит, величина и порядок внесения которого определяются
тендерным комитетом или представляет банковскую гарантию.
10.4. Тендерные предложения (включая тендерную документацию)
принимаются только в опечатанных двойных конвертах. Во внешнем
конверте содержатся сопроводительное письмо с приложением
банковской гарантии или документа, подтверждающего внесение
участником торгов депозита. Во внутреннем конверте - тендерное
предложение. На внешнем конверте указывается наименование и адрес
организатора торгов.
10.5. Регламент процедуры вскрытия конвертов и порядок их
хранения определяются тендерным комитетом.
10.6. Тендерные предложения направляются в тендерный комитет
заказным письмом или сдаются под расписку. Внешний конверт
регистрируется тендерным комитетом с указанием даты и времени
получения.
10.7. Тендерный комитет определяет дату, час и место вскрытия
конвертов. Вскрытие конвертов производится на заседании тендерного
комитета. Полученные с нарушением сроков представления тендерные
предложения не рассматриваются и возвращаются участникам торгов
без вскрытия конвертов.
10.8. Срок рассмотрения тендерных предложений определяется
тендерным комитетом с момента вскрытия конвертов. При рассмотрении
предложений устанавливается их соответствие требованиям тендерной
документации, проверяется наличие необходимых документов и
правильность их оформления.
10.9. Изменения в тендерное предложение участником торгов
может вноситься только в соответствии с инструкцией участника
тендера. В противном случае залоговый депозит участнику торгов не
возвращается.
10.10. После закрытия торгов организатор торгов возвращает
депозиты их участникам (за исключением победителя). Депозит
возвращается в течение установленного срока с момента объявления
победителя торгов, но этот срок не может превышать 5 банковских
дней. Депозит победителя торгов может находиться в распоряжении
организатора торгов до момента подписания контракта либо до начала
его исполнения в качестве гарантии надлежащего исполнения
победителем торгов условий этого контракта.
10.11. Участнику торгов депозит не возвращается в случае, если
он отзовет свое тендерное предложение или внесет в него не
предусмотренные инструкцией участника торгов изменения в процессе
проведения торгов (после окончания срока приема тендерных
предложений).
10.12. Победителю торгов депозит не возвращается в случае,
если он откажется заключить контракт на условиях, изложенных в
тендерном предложении.
10.13. Если в ходе переговоров тендерного комитета с
победителем торгов последний выдвигает неприемлемые условия,
тендерный комитет вправе начать переговоры с участником, занявшим
последующее место.
10.14. Издержки по организации и проведению торгов
оплачиваются государственным заказчиком на договорных началах с
организатором торгов или соответствующими предприятиями и
организациями, которым он передал свои полномочия.
10.15. Торги могут быть объявлены тендерным комитетом
несостоявшимися, если:
до момента окончания срока закрытия торгов не поступило ни
одного тендерного предложения;
все представленные тендерные предложения не соответствуют
условиям тендерной документации.
10.16. Тендерный комитет не принимает претензий участников
торгов и не несет имущественной или иной юридической
ответственности перед ними при объявлении торгов несостоявшимися.
В этих случаях только депозит подлежит возврату участников торгов.
10.17. Организатор торгов в порядке, установленном
законодательством, несет перед участниками торгов ответственность
в случае, если торги не состоялись по его вине.
11. Порядок оценки тендерных предложений
11.1. Оценка тендерных предложений проводится в течение
определенного срока, установленного тендерным комитетом. Участники
торгов или их представители не вправе присутствовать при оценке
тендерных предложений. В ходе оценки тендерный комитет имеет право
вызвать претендентов для дачи пояснений, запрашивать у них
дополнительные сведения и подтверждения.
11.2. Оценка тендерных предложений и определение победителя
торгов производятся на основании критериев, изложенных в тендерной
документации. Во внимание также могут приниматься дополнительные,
заранее оговоренные государственным заказчиком в тендерной
документации, технические, организационные и коммерческие
преимущества представленных тендерных предложений, а также
репутация участника торгов.
11.3. В результате оценки тендерных предложений тендерный
комитет ранжирует претендентов, чьи тендерные предложения
соответствуют критериям, содержащимся в тендерной документации, и
определяет победителя торгов.
12. Заключительные положения
12.1. Решение тендерного комитета о победителе торгов
оформляется протоколом. В протоколе указывается:
наименование победителя торгов;
состав тендерного комитета;
результаты голосования;
сводная таблица тендерных предложений участников торгов;
сроки подписания контракта с победителем торгов.
Протокол подлежит утверждению председателем тендерного
комитета.
12.2. Тендерный комитет в срок не позднее 5 дней с даты
определения победителя торгов направляет уведомление в адрес
победителя торгов. Уведомление тендерного комитета о победе в
торгах является официальным приглашением к подписанию контракта с
государственным заказчиком на закупку и поставку товаров для
государственных нужд.
12.3. В случае, если торги не состоялись или имели
отрицательный результат, организатор торгов может повторно
провести торги по тому же предмету торгов.
12.4. Результаты торгов по решению тендерного комитета,
включающие характеристику принятых условий и наименование
победителя торгов, а также условия, предложенные всеми другими
участниками, оглашаются через средства массовой информации.
|