МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 июня 1994 г. N 221
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве в органах
внутренних дел Российской Федерации.
2. Установить, что Приказ МВД СССР от 15 января 1986 г. N 11 в
органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.
Министр,
генерал армии
В.ЕРИН
Приложение
к Приказу МВД России
от 30 июня 1994 г. N 221
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Цели и задачи наставничества
1.1. Целью наставничества в органах внутренних дел является
оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном
становлении, а также формирование в органах, подразделениях,
учреждениях и учебных заведениях системы МВД России <*> кадрового
ядра.
------------------------------------
<*> В дальнейшем - "органы внутренних дел".
1.2. Основными задачами наставничества являются:
а) адаптация к службе в органах внутренних дел и закрепление
сотрудников (стажеров) в соответствующих подразделениях, ускорение
процесса профессионального становления сотрудника органов
внутренних дел и развитие способности самостоятельно и качественно
выполнять возложенные на него оперативно-служебные задачи по
занимаемой должности;
б) привитие сотрудникам (стажерам) интереса к
правоохранительной деятельности и порученному делу, верности
Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации,
усвоение лучших традиций служебных коллективов, воспитание у них
уважения к правам и достоинству человека и гражданина,
добросовестности, дисциплинированности, законопослушности,
бдительности, мужества, гражданской и правовой активности,
сознательного и творческого отношения к выполнению служебного
долга.
2. Организация наставничества
2.1. Наставничество устанавливается над следующими категориями
сотрудников (стажеров):
а) лицами, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел
на должности рядового, младшего и среднего начальствующего
состава;
б) сотрудниками органов внутренних дел - выпускниками очных
профессиональных образовательных учреждений системы МВД России, а
также завершившими заочное, вечернее обучение, в случаях
назначения их с повышением в должности;
в) сотрудниками, перемещенными по службе на вышестоящую либо
равнозначную должность в другую службу, если выполнение ими
функциональных обязанностей требует расширения и углубления
профессиональных знаний и новых практических навыков.
2.2. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех
месяцев до одного года без учета времени пребывания на курсах
переподготовки в учебных заведениях МВД России или курсах
специального первоначального обучения в учебных центрах МВД, УВД
(ГУВД), УВДТ.
2.3. Наставники подбираются из наиболее подготовленных
сотрудников (классных специалистов), обладающих высокими
профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в
службе, богатый жизненный опыт, склонность к воспитательной работе
и пользующихся авторитетом в коллективе. К работе по
наставничеству могут привлекаться пенсионеры правоохранительных
органов, принятые на службу в органы внутренних дел в качестве
специалистов. Руководитель органа внутренних дел определяет
количество лиц, над которыми наставник одновременно осуществляет
наставничество, в зависимости от его личностных качеств и объема
выполняемой в соответствии с должностными обязанностями работы.
2.4. Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника
производится приказом начальник органа внутренних дел по истечении
не менее двух недель с момента назначения сотрудника стажером по
должности либо назначения его на определенную должность.
Основанием для издания приказа является рапорт непосредственного
начальника при обоюдном согласии предполагаемого наставника и
сотрудника (стажера), за которым он будет закреплен.
2.5. По окончании установленного приказом срока наставник
готовит заключение применительно к требованиям приложения 5 к
Приказу МВД России от 25 июня 1993 г. N 300.
2.6. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении
аттестационной комиссией. На основании предложения аттестационной
комиссии руководитель органа внутренних дел может поощрить
наставника в соответствии с имеющимися у него полномочиями.
За наставническую деятельность сотрудникам, имеющим
квалификационное звание "Специалист I класса - наставник",
выплачивается денежное вознаграждение в порядке и размере,
установленных приложением 40 к Приказу МВД России от 8 февраля
1993 г. N 50.
2.7. За образцовое выполнение служебного долга, значительный
вклад в профессиональное становление и воспитание сотрудников
(стажеров) наставники, прослужившие в органах внутренних дел не
менее двадцати лет и подготовившие не менее десяти человек, могут
быть представлены к награждению почетным знаком "Заслуженный
сотрудник МВД Российской Федерации".
2.8. По инициативе наставников органа внутренних дел они могут
создавать органы общественной самодеятельности - Советы
наставников.
3. Обязанности наставника
3.1. Знать требования законодательства, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника
(стажера) по занимаемой должности, вопросы прохождения службы,
профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
3.2. Разрабатывать совместно с непосредственным начальником
сотрудника (стажера) индивидуальный план обучения и воспитания
последнего с учетом уровня его интеллектуального развития,
физической, общеобразовательной и специальной подготовки и
представлять на утверждение руководителю органа внутренних дел.
3.3. Всесторонне изучать волевые, деловые и нравственные
качества сотрудника (стажера), его отношение к службе, коллективу,
гражданам, бытовые условия, увлечения, наклонности, круг
досугового общения.
3.4. Оказывать сотруднику (стажеру) индивидуальную помощь в
овладении избранной профессией, практическими приемами и способами
качественного выполнения оперативно-служебных, боевых задач и
поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
3.5. Личным примером развивать положительные качества
сотрудника (стажера), корректировать его поведение на службе и в
быту, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы,
содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора.
3.6. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной,
общественной деятельностью, поведением вне службы сотрудника
(стажера), вносить предложения в органы общественной
самодеятельности, непосредственному начальнику, руководителям
органа внутренних дел о его поощрении, применении мер
воспитательного и дисциплинарного воздействия, удовлетворении
разумных потребностей и запросов.
3.7. Периодически докладывать руководителям органа внутренних
дел о процессе адаптации сотрудника (стажера), его дисциплине и
поведении, результатах своего личного влияния на его становление.
4. Руководство наставничеством
4.1. Непосредственное руководство наставничеством осуществляют
заместители начальников органов внутренних дел по кадрам (по
работе с личным составом).
4.2. Начальник органа внутренних дел и его заместитель по
кадрам (по работе с личным составом) обязаны:
а) представить назначенного сотрудника (стажера) личному
составу органа внутренних дел, объявить приказ о закреплении за
ним наставника;
б) создать необходимые условия для совместного несения службы
сотрудника (стажера) с закрепленным за ним наставником, выполнения
ими оперативно-служебных задач;
в) организовать планомерное обучение наставников передовым
формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам
педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую
помощь в составлении планов работы с сотрудниками (стажерами),
разрешении их неотложных нужд и потребностей;
г) изучать, обобщать и распространять положительный опыт
организации наставничества.
Главное управление кадров
МВД России
|