Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ОТ 27 ИЮНЯ 1994 Г. N 200 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА ОЦЕНКИ И ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

УТРАТИЛ СИЛУ
   Действие документа продлено до 01.11.97 года (Приказ
   Госкомэкологии РФ от 28.08.97 N 358).

                             МИНИСТЕРСТВО
             ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  ПРИКАЗ

                от  27 июня 1994 г.                  N200

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА ОЦЕНКИ
             И ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В
                            РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ

        В целях реализации статей 86,  87 Закона Российской  Федерации
    "Об охране окружающей природной среды" и в соответствии с приказом
    по Министерству от 15.03.94 N 73 ПРИКАЗЫВАЮ:
        Утвердить Временный   порядок   оценки   и   возмещения  вреда
    окружающей природной среде в  результате  аварии  (приложение)  со
    сроком действия до 01.01.96.

     Министр                                В.И.Данилов-Данильян




                                             УТВЕРЖДЕНО
                                         приказом Министерства
                                         охраны окружающей среды
                                         и природных ресурсов
                                         Российской Федерации
                                         от 27 июня 1994г. N 200



                   МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
                И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



               ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И ВОЗМЕЩЕНИЯ  ВРЕДА
                   ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ



         1. Временный порядок оценки и возмещения  вреда окружающей сре-
    де в результате аварии разработан на основании Закона Российской Фе-
    дерации "Об охране окружающей природной  среды",  нормативных  актов
    Высшего  Арбитражного  суда  Российской Федерации и в соответствии с
    Положением о Минприроды России.

         2. Настоящий природоохранный нормативный  документ  подготовлен
    Главным управлением экономики природопользования (Шевчук А.В.,  Куп-
    риянов И.В., Ветошкина Л.П.) с участием специалистов других управле-
    ний (Иванов В.А., Лаппо Т.В., Пономарева Л.С.) и структурных подраз-
    делений Минприроды России, территориальных комитетов экологии и при-
    родных ресурсов Тверской и Московской областей .  В основу документа
    положены разработки Института экономических проблем природопользова-
    ния  (Терехов А.Г.),  Научно - исследовательского и координационного
    Центра по проблемам экологической безопасности и управления природо-
    пользованием  в условиях рынка (Лукьянчиков Н.Н.),  Государственного
    института прикладной экологии (Безруков А.А., Лесников Б.М.) и Минп-
    рироды России.

         3. Утвержден приказом Минприроды России  от "27 "июня   1994 г.
            N 200

         4. Разработан впервые.

         5. Настоящий "Временный Порядок оценки и возмещения вреда окру-
    жающей природной  среде в результате аварии" не может быть полностью
    или частично воспроизведен,  тиражирован и распространен в  качестве
    официального издания  без  разрешения  Главного управления экономики
    природопользования Минприроды России.

         6. Введен в действие с 01.07.1994 г.

         7. Срок завершения действия 01.01.96 г.



                         С О Д Е Р Ж А Н И Е
                                                              стр.
         1. Назначение и область применения. . . . . . . . . .  4

         2. Основные понятия и определения . . . . . . . . . .  4

         3. Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

         4. Установление факта аварии и величины вредного воз-
            действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6

         5. Исчисление размеров ущерба и убытков . . . . . . .  7

         6. Исковое производство . . . . . . . . . . . . . . .  8

         7. Формы возмещения вреда . . . . . . . . . . . . . .  9
                            Приложение 1.
         Перечень нормативно-правовых,  методических и справочных
         документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  11
                            Приложение 2.
         Примеры подготовки и оформления документов . . . . . .15



                     1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

         1.1. Настоящий природоохранный нормативный документ  устанавли-
    вает порядок оценки вреда и определения ущерба,  наносимого негатив-
    ным воздействием на окружающую природную среду в  результате  аварий
    на предприятиях, транспорте, организациях, учреждениях и др. незави-
    симо от их организационно-правовых форм и  ведомственной  принадлеж-
    ности,  расположенных на территории Российской Федерации,  континен-
    тальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской  Фе-
    дерации.
         1.2. Документ предназначен для  использования  территориальными
    органами  системы  Минприроды России,  спецморинспекциями Минприроды
    России,  а также государственными природными заповедниками и  нацио-
    нальными природными парками Минприроды России (далее территориальные
    органы), при  негативном воздействии техногенных аварий на их террито-
    рию или охранные зоны.
         1.3. Действие документа не распространяется на случаи  причине-
    ния вреда  природной  среде в результате стихийного бедствия (любого
    природного явления, включая наводнения, перемещение льдов, землетря-
    сения, оползни и ураганы, которое вызывает или может вызвать аварий-
    ное загрязнение окружающей природной среды).
         1.4. Возмещение вреда, нанесенного здоровью людей в результате
    аварийного воздействия, настоящим документом не регламентируется.

                     2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

         2.1. Авария - отклонение от обычно допустимых  эксплуатационных
    условий деятельности, которое вызывает или может быть причиной нега-
    тивного воздействия  на окружающую  природную  среду  (приложение 1,
    п.26).
         2.2. Негативное  воздействие  на природную среду - любые прямые
    или косвенные, немедленные или возникшие через какое-то время, вред-
    ные последствия аварии в частности для:
         а) людей, флоры и фауны;
         б) почвы, воды, воздуха и ландшафта;
         в) взаимосвязи между факторами,  указанными в подпунктах а) и  б)
    2.2.
         2.3. Вред  природной  среде это негативные изменения и последс-
    твия снижения качества природных ресурсов и среды обитания человека,
    биологического  разнообразия и биопродуктивности природных компонен-
    тов,  в конечном итоге - снижение эколого-ресурсного потенциала тер-
    риторий.  Понятие "вред" включает в себя прямой и косвенный ущерб, а
    также убыток.
         2.4. Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредно-
    го воздействия на окружающую природную среду.
         2.5. Убытки - материальные потери и финансовые издержки (прямые
    и косвенные) природопользователей (граждан,  предприятий, учреждений
    и организаций,  независимо от форм собственности), возникающие в ре-
    зультате  ликвидации экологических последствий аварии и восстановле-
    ния нарушенного состояния природной среды  (отдельных  ее  компонен-
    тов);  потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользова-
    телей;  упущенной выгоды от изменения состояния окружающей  среды  и
    природных ресурсов т.д.

                             3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         3.1. Вред,  нанесенный окружающей среде,  оценивается на основе
    фактически  установленного,  инструментально  измеренного и докумен-
    тально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду в
    результате аварии.
         3.2. Величина компенсации ущерба,  наносимого  негативным  воз-
    действием на окружающую среду,  определяется как сумма ущербов, при-
    чиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по
    одному из них.
         3.3. Расследование факта и причин аварии,  оценка вредного воз-
    действия  на  окружающую среду и расчет величины ущерба производится
    территориальными органами системы Минприроды России.  При  необходи-
    мости  по  представлению  территориальных органов Минприроды России,
    либо под их руководством эта  работа  может  проводиться  комиссией,
    создаваемой  государственными органами исполнительной власти субъек-
    тов Российской Федерации и местного самоуправления.  В состав комис-
    сии  могут  включаться представители специально уполномоченных госу-
    дарственных органов Российской Федерации в области регулирования ис-
    пользования  и  охраны  отдельных видов природных ресурсов,  а также
    специалисты научно-исследовательских,  проектных и других  организа-
    ций,  аккредитованных  для выполнения работ (услуг) природоохранного
    назначения.
         3.4. Субъект  хозяйственной деятельности - природопользователь,
    по вине которого произошла авария,  возмещает ущерб и убытки от пря-
    мого и косвенного воздействия,  а также от возможных отдаленных пос-
    ледствий данного  воздействия на окружающую среду в порядке,установ-
    ленном законодательством.
         3.5. Сбор доказательств,  необходимых для  подтверждения  факта
    экологического  правонарушения,  оценки масштабов экологических пос-
    ледствий его и расчетов компенсации за ущерб,  причиненный в резуль-
    тате  аварии,  а  также стоимостная оценка ущерба производятся с ис-
    пользованием отраслевых нормативно-методических документов, перечень
    которых приведен в приложении 1. Могут быть использованы также мате-
    риалы кадастровой оценки природных ресурсов, экологические паспорта.
    Оформление результатов работы должно соответствовать  рекомендациям,
    приводимым в приложении 2.
         3.6. Затраты на проведение работ по оценке фактов вредного воз-
    действия на окружающую среду и величины ущерба и  убытков  и  др.  и
    оформлению соответствующих документов, включаются в состав убытков и
    компенсируются виновной стороной.
         3.7. Регламентация  форм и способов возмещения вреда при транс-
    граничном "(межрегиональном)"  воздействии  на окружающую среду осу-
    ществляется в соответствии с экологическими  требованиями  законода-
    тельства  Российской Федерации,  решениями специально уполномоченных
    федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в об-
    ласти охраны окружающей природной среды.
         3.8. Территориальные органы системы Минприроды  России  обязаны
    оказывать  друг  другу  необходимое содействие в установлении места,
    причин и виновных в аварии, оказавшей трансграничное "(межрегиональ-
    ное) "воздействие на окружающую природную среду, а также в определе-
    нии вреда и возмещении  ущерба,  причиненного  окружающей  природной
    среде.

                  4. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТА АВАРИИ И ВЕЛИЧИНЫ
                            ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

         4.1. Расследование  причин  и  последствий  аварии производится
    территориальными органами Минприроды России немедленно при получении
    информации о ней,  независимо от того, будет ли создаваться комиссия
    органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и мест-
    ного управления. В случае создания указанной комиссии, представители
    территориальных органов Минприроды России подключаются к ее работе.
         4.2. Первичным документом, создаваемым представителем территори-
    ального органа  Минприроды  России или членами комиссии для фиксации
    факта аварии и величины вредного воздействия  на  окружающую  среду,
    является протокол о нарушении экологических требований законодатель-
    ства Российской Федерации  (приложение 2, форма 1).
         4.3. В указанном протоколе должны содержаться следующие  основ-
    ные сведения:
       - время и место аварии;
       - время проведения обследования;
       - лицо или лица, составившие протокол;
       - реквизиты юридического или физического лица, виновного в аварии;
       - характер аварии и её  последствия  (воздействие  на  окружающую
         среду, выбросы, сбросы, размещения отходов, затопления и т.д.);
       - краткая оценка состояния окружающей среды, вида, размера и про-
         должительности воздействия на природные среды (загрязнение возду-
         ха, вод,  почвы, повреждение или гибель растительного и животного
         мира, людей) в месте нанесения вреда и его проявления;
       - статьи законодательных актов и пункты  нормативных  документов,
         нарушение которых констатируется при обследовании;
       - сведения о сборе доказательств (отбор проб,  выполнение измере-
         ний и т.п.) в процессе первоначального обследования;
       - оперативные меры, принятые для ликвидации последствий аварии,
         используемые  для  этих целей средства;
       - обязательства виновной стороны по ликвидации  последствий  ава-
         рий.
         В протоколе могут быть приведены как точные,  так  и  предвари-
    тельные сведения о размерах воздействия на окружающую среду.
         Содержание протокола конкретизируется  в  зависимости  от  вида
    воздействия  на  окружающую среду с учетом требований и рекомендаций
    нормативно-методических документов,  утвержденных или разрешенных  к
    применению Минприроды России.
         4.4. Результаты  обследования,  зафиксированные  в   протоколе,
    подтверждаются подписями всех участников обследования и представите-
    лем виновной стороны, а также свидетелями. В случае несогласия с ка-
    кими-либо  обстоятельствами,  указанными в протоколе,  каждый из них
    вправе изложить особое мнение. Фактические данные, содержащиеся в про-
    токоле,  не могут быть скорректированы без  согласия  территориального
    органа Минприроды России или инспектора комиссии, проводивших обследо-
    вание.
         4.5. Детальное расследование обстоятельств причинения  вреда  и
    сбор доказательств,  обосновывающих величину ущерба и убытков, может
    быть продолжено после составления протокола и определяется  програм-
    мой  работы соответствующего территориального органа Минприроды Рос-
    сии или комиссии (приложение 2, форма 2).
         4.6. Итогом работы по расследованию аварии является расчет  де-
    нежных средств, характеризующий размеры ущерба и убытков.

                  5. ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ УЩЕРБА И УБЫТКОВ

         5.1. Исчисление  ущерба  и  убытков осуществляется на основании
    действующей нормативно-методической документации, кадастровой оценки
    природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за
    ущерб фауне и флоре (приложение  1).  При  возможности  используются
    прямые методы счета. При этом документально подтверждаются данные об
    убытках и ущербе,  включая упущенную выгоду. В конкретных ситуациях,
    при недостаточном нормативно-методическом обеспечении,  используются
    экспертные оценки компетентных специалистов.
         5.2. Оценка ущерба от проявления социально-экологических и эко-
    номических  последствий  аварии осуществляется на основе специальных
    обследований,  аналитических расчетов и прогнозных экспертных оценок
    возможных последствий.
         5.3. Убытки  потерпевшей стороны,  связанные с ликвидацией пос-
    ледствий аварии, рассчитываются по документам, представленным потер-
    певшими и включаются в исковое заявление (приложение 1, п.22).
         5.4. Убытки,  связанные с ликвидацией последствий аварии, поне-
    сенные виновной стороной, не учитываются при определении суммы иска.
         5.5. При расчете величины ущерба учитываются  продолжительность
    воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты эколо-
    гической ситуации и  экологической  значимости,  а  также  изменение
    уровня цен.
         5.6. Величина ущерба,  причиненного негативным воздействием  на
    окружающую  среду в зонах экологического бедствия,  районах Крайнего
    Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на тер-
    ритории национальных парков,  особо охраняемых и заповедных террито-
    риях (акваториях),  экологокурортных регионах, а также на территори-
    ях,  включенных  в  международные конвенции,  увеличивается в 2 раза
    (приложение 1, п.21).
         5.7. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха определяется ис-
    ходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере. Мас-
    са  загрязняющих веществ определяется расчетным или экспертным путем
    по действующим методикам (приложение 1,  пп.23,32-38).  В случае от-
    сутствия  методики  определения  ущерба расчет осуществляется как за
    сверхлимитный выброс путем умножения массы загрязняющих  веществ  на
    базовые  нормативы платы за выброс 1 т загрязняющих веществ в атмос-
    феру в пределах установленных лимитов (временно согласованных выбро-
    сов) с применением коэффициентов индексации,  экологической ситуации
    и повышающего коэффициента 5 (приложение 1, п.19,20).
         5.8. Ущерб от загрязнения водного объекта определяется суммиро-
    ванием ущерба от изменения качества воды и размера потерь, связанных
    со снижением его биопродуктивности (приложение 1, пп.27,28,29).
         Временно, до  утверждения  специальных  методических  указаний,
    ущерб  от  изменения  качества воды оценивается как за сверхлимитный
    выброс путем умножения массы  загрязняющих  веществ,  поступивших  в
    водный объект,  на базовые нормативы платы за сброс загрязняющих ве-
    ществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установ-
    ленных лимитов с применением коэффициентов индексации, экологической
    ситуации и повышающего коэффициента 5 (приложение 1,  п.20).  Размер
    потерь, связанных со снижением биопродуктивности водного объекта оп-
    ределяется на основе  непосредственного  обследования  биологических
    ресурсов, экспертной оценки стоимости снижения биологической продук-
    тивности с учетом нормативно-методических документов (приложение  1,
    пп.12,13,14,42-45,51,52).
         5.9. Размер взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юриди-
    ческими и физическими лицами незаконным выловом, добычей или уничто-
    жением биологических ресурсов, определяется инструкциями, методиками
    и таксами (приложение 1,пп.12-14, 39-52).
         5.10. Размер ущерба от загрязнения земель определяется на осно-
    ве  утвержденных указаний в соответствии с порядком определения раз-
    меров ущерба от загрязнения земель химическими веществами и эксперт-
    ной оценки  стоимости  потерь,  связанных с деградацией земель в ре-
    зультате вредного воздействия (приложение 1, п.20,21,30) .
         5.11 Величина  ущерба от засорения территории обломками опреде-
    ляется в размере платежа за размещение отходов на не отведенной  для
    этой  цели  территории  в  соответствии с инструктивно-методическими
    указаниями по взиманию платы  за  загрязнение  окружающей  природной
    среды (приложение 1, пп.16,17,20). Для расчета массы, объема, соста-
    ва,  класса токсичности используются данные аналитических замеров  и
    экспертных оценок.
                          6. ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

         6.1. Материальная  ответственность  за  нарушение экологических
    требований законодательства Российской Федерации определяется в  ус-
    тановленном Законом порядке.
         6.2. Истцами по искам о возмещении ущерба и убытков,  причинен-
    ных вредным воздействием на окружающую среду,  могут  выступать  как
    потерпевшая сторона,  так  и  местные территориальные органы системы
    Минприроды России,  если объект, которому причинен вред, находится в
    общем использовании.  Территориальные органы системы Минприроды Рос-
    сии, не являющиеся юридическими лицами,  вправе предъявлять иск лишь
    на основании специальной доверенности, выданной им вышестоящими тер-
    риториальными органами Минприроды России. Предъявление иска террито-
    риальными органами  Минприроды  России  не лишает возможности предъ-
    явить иск потерпевшим в результате аварии юридическим  и  физическим
    лицам.
         6.3. Решение о подготовке и направлении претензии или  искового
    заявления принимается на основании Протокола о нарушении экологичес-
    ких требований законодательства Российской Федерации, доказательств,
    собранных в процессе расследования,  и произведенного расчета ущерба
    и убытков.
         6.4. Претензия или исковое заявление должно содержать (приложе-
    ние 2, форма 7):
         - реквизиты истца;
         - реквизиты ответчика;
         - сумму иска;
         - сведения о месте, времени, характере причиненного вреда;
         - указания на статьи законодательных актов и пункты нормативных
           документов, которые были нарушены ответчиком;
         - ссылки на нормативно-методическую документацию,  использован-
           ную при подсчете суммы иска.
         6.5. К исковому заявлению или претензии прилагаются:
         - протокол о нарушении экологических требований законодательст-
           ва Российской Федерации;
         - фотодокументы;
         - картосхемы;
         - акты об отборе и анализах проб (приложение 2, форма 3);
         - заключение о массе загрязняющего вещества (приложение 2, фор-
           ма 6) и другая количественная оценка гибели и заражения  био-
           ты, повреждения растительного и почвенного покрова;
         - свидетельские показания (имеющиеся);
        - экспертная оценка косвенного ущерба от аварии;
        - расчет  ущерба и убытков,  причиненных негативным воздействием
          на окружающую природную среду;
        - доказательства правового положения ответчика.
        - иные документы.
         6.6. Ответчиками могут выступать физические и юридические лица,
    независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности.
         6.7. Пострадавшая сторона имеет право повторно обратиться в суд
    или арбитражный  суд  при  выявлении отдаленных последствий аварии с
    требованием о возмещении ущерба и убытков. Срок исковой давности оп-
    ределяется Законом.
          6.8. Каждая сторона вправе опротестовать решение о факте нане-
    сения вреда либо о размере возмещения. Опротестование осуществляется
    подачей мотивированного письменного  заявления  вышестоящему  органу
    специальной компетенции  в  течение установленного законодательством
    срока.

                         7. ФОРМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА

         7.1. Возмещение  вреда потерпевшей стороне может осуществляться
    в натуральной  и  стоимостной формах за счет собственных средств ви-
    новника или средств страховых организаций,  осуществляющих  экологи-
    ческое страхование.
         7.2. К  натуральным формам возмещения относятся меры по восста-
    новлению эквивалента утраченному количеству  и  качеству  природного
    ресурса, предоставлению равноценного природного ресурса взамен утра-
    ченного или выведенного из  хозяйственного  оборота,  восстановлению
    природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда,
    выделению заменяющих объектов,  материалов,  технологических процес-
    сов,  оборудования и т.д.,  строительство за счет виновной стороны и
    передача потерпевшей стороне сооружений и объектов по  воспроизводс-
    тву и восстановлению утраченного;
        При натуральной форме возмещения вреда:
         - подписываются соответствующие соглашения и  договоры,  регла-
    ментирующие порядок, условия, сроки и объемы компенсационной переда-
    чи потерпевшей стороне эквивалента; либо адекватного возмещения при-
    родного ресурса,  утраченного вследствие нанесенного вреда,  опреде-
    ленных действий или бездействия;
         -  устанавливаются прямые хозяйственные взаимосвязи, в том чис-
    ле путем  подписания договоров поставки,  титульных списков объектов
    строительства и реконструкции и др.
         7.3. К стоимостным формам возмещения вреда относятся:
         -  предоставление  финансовых средств  для восстановления нару-
    шенного состояния окружающей среды до исходного к моменту  нанесения
    вреда уровню;
         - финансирование  мероприятий  по воспроизводству природных ре-
    сурсов;
         - финансовое обеспечение мер по возмещению вреда,  включая упу-
    щенную в связи с этим потерпевшей стороной выгоду;
         - компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановле-
    нием природного ресурса и народнохозяйственной продукции.
        При стоимостной форме возмещения:
         - виновной стороной (или страховой организацией)  на  соответс-
    твующий счет перечисляются требуемые средства,в полном  объеме  и  в
    установленные сроки;
         -  предусматриваются  поэтапные компенсационные выплаты в соот-
    ветствии со сроками восстановления утраченного в результате нанесен-
    ного вреда;
         -  на договорной основе виновной стороной обеспечивается льгот-
    ный режим финансирования и кредитования по перечню мероприятий пост-
    радавшей стороны;
         -  устанавливаются иные формы, адекватные масштабам и последст-
    виям нанесенного вреда.
         7.4. Форма возмещения вреда предлагается территориальными орга-
    нами Минприроды  России  и определяется решением судебных или арбит-
    ражных органов.
         7.5. Минприроды России и его территориальные органы осуществля-
    ют контроль за полным исполнением мероприятий  по  возмещению  вреда
    окружающей среде.
         7.6. Если истцом  выступает  территориальный  орган  Минприроды
    России, то взыскание средств в возмещение вреда производится в реги-
    ональный экологический фонд и осуществляется по решению суда или ар-
    битража.

                                                           Приложение 1
                       Перечень нормативно-правовых,
                   методических и справочных документов

         1. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (от 19.12.91
    N 2060-1);
         2. Закон Российской Федерации "О плате за землю"  (от  11.10.91
    б/н);
         3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (от 11.10.64);
         4. Гражданско - процессуальный кодекс Российской Федерации  (от
    11.10.64);
         5. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
    ниях (с комментариями, от 01.01.85);
         6. Арбитражный  процессуальный  Кодекс   Российской   Федерации
    (от 15.04.92, М., Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховно-
    го Совета РФ, 1992 г. N 16, ст.836-837);
         7. Положение  о  претензионном  порядке  урегулирования  споров
    (Постановление ВС РФ, N 3116-1 от 24.06.92);
         8. "Об утверждении Порядка определения платы  и  её  предельных
    размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отхо-
    дов,  другие виды вредного воздействия" (Постановление Правительства
    РФ от 28.08.92 N 632);
         9. Положение о Министерстве охраны окружающей среды и природных
    ресурсов  Российской  Федерации  (Постановление  Правительства РФ от
    23.04.94 N 375);
        10. Положение о системе  экологической  безопасности  Российской
    Федерации (Минприроды РФ, 03.12.92);
        11. Положение о сети наблюдения и лабораторного  контроля  граж-
    данской обороны Российской Федерации (ГКЧС России, М., 1993 г.);
        12. Положение о государственных природных заповедниках  в РСФСР,
    (утверждено постановлением Правительства РСФСР  от 18.12.91 N 48);
        13. Положение о национальных природных парках Российской Федера-
    ции (утверждено постановлением Правительства РФ от 10.08.93 N 769);
        14. Об  утверждении  такс  для  исчисления  размера взыскания за
    ущерб,  причиненный  уничтожением,  незаконным  выловом  или добычей
    объектов  водных биологических  ресурсов (Утверждено  Постановлением
    Правительства РФ от 25.05.94 N 515);
        15. Положением о порядке взаимодействия Минприроды России с тер-
    риториальными природоохранными органами в области организации  запо-
    ведного дела (утверждено приказом Минприроды РФ от 17.12.93 N 264);
        16. Временный классификатор токсичных промышленных отходов и ме-
    тодических рекомендации по определению класса токсичности промышлен-
    ных отходов (М., 1987 г, Минздрав СССР, ГКНТ СССР);
        17. Предельное содержание токсичных  соединений  в  промышленных
    отходах, обуславливающее  отнесение этих отходов к категории по ток-
    сичности (М., 1984 г., Минздрав СССР, АН СССР, N 3170-84);
        18. Санитарные  правила  устройства  и  содержания полигонов для
    твердых бытовых отходов (М., 1983 г., Минздрав СССР);
        19. Порядок накопления,  транспортировки, обезвреживания и захо-
    ронения токсичных промышленных отходов (Санитарные правила, М.,1985,
    Минздрав СССР);
        20. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за заг-
    рязнение окружающей природной среды (Минприроды РФ, М., 1993 г.);
        21. Базовые нормативы платы за выбросы,  сбросы загрязняющих ве-
    ществ в окружающую природную среду и размещение отходов  (Минприроды
    РФ, М., 1992 г.);
        22. Временная методика  определения  размера  ущерба  (убытков),
    причиненного  нарушениями  хозяйственных  договоров (Сборник законов
    Российской Федерации и других нормативных актов о порядке разрешения
    хозяйственных споров,  М., 1993 г., по состоянию на 01.03.93,
    газета "Экономика и жизнь" N 3, январь 1991 г.);
        23. Пособие по оценке опасности, связанной с возможными авариями
    при производстве,  хранении, использовании и транспортировке больших
    количеств  пожароопасных,  взрывоопасных и токсичных веществ (к Инс-
    трукции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую  среду
    (ОВОС)  при  разработке технико-экономических обоснований и проектов
    строительства народнохозяйственных объектов и  комплексов,  одобрено
    Управлением  экологических  нормативов   и  методического  обеспече-
    ния  Государственной  экологической  экспертизы   (письмо  N  10-8-7
    от   31.01.92г.,  Межведомственный   НМЦ  "Информатика  риска",  М.,
    1992 г.);
        24. Иски  и   претензии  (Справочное  пособие,   Жуков А.А., Па-
    пин С.А., М., Юридическая фирма "Паритет", 1992 г.);
        25. Инструкция "О порядке привлечения должностных лиц, граждан к
    административной  ответственности и наложения штрафов на юридических
    лиц за санитарные правонарушения (Госкомсанэпиднадзора РФ, регистра-
    ционный  номер  N 378 от 27.19.93 г.);
        26. Кодекс  поведения  при  аварийном загрязнении трансграничных
    внутренних вод (ООН, Нью-Иорк, 1991 г.);
        27. Методика подсчета убытков, причиненных государству нарушени-
    ем водного законодательства (ЦБНТИ Минводхоза СССР, М., 1983 г.);
        28. Рекомендации по аэрофотосъемке нефтяных разливов, дешифрова-
    нию фотодокументов и оценке  площади  нефтяного  разлива  (Минводхоз
    СССР, М., 1984 г.);
        29. Рекомендации по расчету площади нефтяного пятна по  перспек-
    тивному  аэрофотоснимку  с  помощью  минкрокалькулятора "Электроника
    Б3-3- 44" (МВХ, СССР, 1984 г.);
        30. Порядок  определения  размеров  ущерба от загрязнения земель
    химическими веществами (Минприроды России, М., 1993 г.);
         31. Инструкция по организации и осуществлению  государственного
    контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды Рос-
    сии (Утверждена приказом Минприроды россии от 25.05.94 N 160,  заре-
    гистрирована в Минюсте России 16.06. N 602).
        32. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействую-
    щими  ядовитыми  веществами  при  авариях (разрушениях) на химически
    опасных объектах и транспорте (Гидромет СССР,  Ленинград 1991 г., РД
    52.04.253-90);
        33. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в
    атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов
    и  размера  предъявляемого  иска за загрязнение атмосферного воздуха
    (Минэкология России, рег. N 87 от 16.11.92 г.);
        34. Временные  указания  по прогнозированию перемещения зон экс-
    тремально высокого загрязнения воздуха сильно действующими ядовитыми
    веществами (Л., ГГО им.Воейкова, НПО "Тайфун", 1988 г.);
        35. Методика оперативной оценки потенциальной опасности объектов
    народного хозяйства  (Штаб ГО СССР,1990 г.)
         36. Информационный  указатель  отраслевых методических докумен-
    тов, разработанных во исполнение задания 03.07. "Разработать и внед-
    рить инструментально-аналитические  и  балансовые методы определения
    параметров технологических выбросов и выбросов от  сжигания  топлив,
    технологических газов и производственных отходов" программы работ по
    ГКНТ 0.85.04 "Создать и внедрить эффективные методы и средства конт-
    роля загрязнения  окружающей  среды" в течение 1981-1983 гг.(Госком-
    гидромет СССР, Л., 1986г.)
         - дополнение N 2 к Информационному указателю отраслевых методи-
    ческих документов от 15.08.86 N 23/6976;
         - дополнение N 3 к Информационному указателю отраслевых методи-
    ческих документов от 5.12.89 N 7194/33;
         - дополнение N 4 к Информационному указателю отраслевых методи-
    ческих документов, 1990г;
         - дополнение N 5 к Информационному указателю отраслевых методи-
    ческих документов от 25.05.91 N 363/33;
         - дополнение N 6 к Информационному указателю отраслевых методи-
    ческих документов от 28.05.92 N 210/33.
        37. Методические  рекомендации по расчету параметров выброса га-
    зовой смеси и ее рассеивания  при  аварийных  разрывах  газопроводов
    (Минприроды РФ, ВНИИГАЗ, Академия нефти и газа им. Губкина, 1992 г.);
        38. Методика расчета количеств  вредных  веществ,  выбрасываемых
    при свободном горении нефтепродуктов на поверхности (Самара,  Гипро-
    востокнефть, 1993 г.).
        39. Инструкция  о порядке привлечения к ответственности за нару-
    шение лесного законодательства (Госкомлес, М., 1987 г.);
        40. Размеры  неустоек  за нарушения лесохозяйственных требований
    при отпуске древесины на корню в лесах  Российской  Федерации.  (Ут-
    верждены   постановлением   Правительства  Российской  Федерации  от
    05.02.92 г. N 67);
        41. Прейскурант   N 07-01-01   и   дополнительный  и прейскурант
    N 07-01-01--1991/1.  Таксы на древесину,  отпускаемую на корню. (Ут-
    вержден  постановлением  Комитета  цен  при  Минэкономике  РСФСР  от
    21.11.91г. N 207);
        42. Временная инструкция о порядке производства по делам о нару-
    шении правил пользования и охраны животного мира  (приказ Минприроды
    РФ от 01.02.93 N 18).
        43. Временная методика оценки ущерба,  наносимого рыбным запасам
    в результате строительства,  реконструкции и расширения предприятий,
    сооружений  и других  объектов и проведения различных видов работ на
    рыбохозяйственных водоемах (Госкомприроды СССР, М., 1990 г.);
        44. Методика  подсчета  ущерба,  нанесенного  рыбному  хозяйству
    в результате  нарушения  правил  рыболовства  и  охраны рыбных запа-
    сов. (Утверждена  Министерством  рыбного  хозяйства   СССР  12.07.74
    N 30-2-02);
        45. Методика  подсчета  ущерба,  нанесенного рыбному хозяйству в
    результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод  и  других
    отходов. (Утверждена  Министерством  рыбного хозяйства СССР 16.08.67
    N 30-1-11).
        46. Шкала гражданских исков,  предъявляемых к организациям и ли-
    цам  в возмещение ущерба,  причиненного государственному охотничьему
    фонду (Утверждена Минсельхоз Российской Федерации от 22.08.93 г.);
        47. Методика  расчета вредных выбросов (сбросов) и оценка эколо-
    гического ущерба при эксплуатации различных видов карьерного  транс-
    порта. М., 1994 г. Согласовано с Мнприроды России).
         48. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб,  причинен-
    ный юридическими  и  физическими  лицами  незаконным  добыванием или
    уничтожением подземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и под-
    земных  беспозвоночных животных (Утверждены приказом Минприроды Рос-
    сии от 04.05.94 N 126,  зарегистрированы в  Минюсте  России  в  июне
    1994г., N 592).
        49. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный
    юридическими и  физическими лицами незаконным добыванием или уничто-
    жением животных,  занесенных в Красную  Книгу  Российской  Федерации
    (Утверждены приказом Минприроды России от 04.05.94 N 126,  зарегист-
    рированы в Минюсте России в июне 1994г., N 592).
         50. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб,  причинен-
    ный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием, сбором,
    заготовлением или уничтожением объектов растительного мира,  относя-
    щихся к видам растений и грибов, занесенным в Красную Книгу Российс-
    кой Федерации,  а также уничтожением,  истощением и разрушением мест
    их произрастания (Утверждены приказом Минприроды России от  04.05.94
    N 126, зарегистрированы в Минюсте России в июне 1994г., N 592).
        51. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный
    юридическими  и физическими лицами незаконным добыванием или уничто-
    жением биологических ресурсов, утвержденными органами исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации (Утверждены приказом Минприро-
    ды России от 04.05.94 N 126, зарегистрированы в Минюсте России в ию-
    не 1994г., N 592).
        52. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный
    юридическими и  физическими лицами уничтожением,  незаконным выловом
    или добычей водных биологических ресурсов во внутренних  рыбохозяйс-
    твенных водоемах,  территориальных водах, на континентальном шельфе,
    в исключительной экономической зоне Российской Федерации  и  запасов
    андромных видов рыб,  образующихся в реках России, за пределами иск-
    лючительной экономической зоны Российской Федерации до внешних  гра-
    ниц экономических и рыболовных зон иностранных государств (Постановле-
    ние Правительства РФ от 25.05.94 N 515.


        ***
                 Перечень основных нормативно-методических
               документов, разрабатываемых в настоящее время

        1. Порядок взаимодействия органов власти,  специально уполномо-
    ченных государственных органов в области охраны окружающей природной
    среды  и других контролирующих органов при возникновении техногенных
    аварий.
        2. Руководство  по расследованию обстоятельств загрязнения вод-
    ных объектов.
        3. Методика определения ущерба, причиненного нарушением водного
    законодательства.
        4. Методические  рекомендации по экономической оценке ущерба от
    истощения и загрязнения используемых подземных вод.
        5. Порядок производственного и государственного  аналитического
    контроля за сбросом загрязняющих веществ в составе возвратных (сточ-
    ных) вод и соблюдением установленных нормативов.  ч.I. Общие положе-
    ния.  Отбор проб. ч.II. Консервация и хранение проб. (Минприроды РФ,
    М.).
        6. Указание  о  порядке  использования результатов анализов при
    проведении экологического контроля.
        7. Порядок определения размеров ущерба от деградации земель.
        8. Инструкция по выявлению деградирования и загрязнения земель.

                 Перечень основных нормативно-методических
                     документов, подлежащих разработке

        62. Положение о комиссии по расследованию аварии;
        63. Руководство по обследованию места аварии и оценке  масштабов
    экологических последствий;
        64. Методика определения экономического  ущерба  от  загрязнений
    природной среды в результате техногенных аварий и катастроф (включая
    базовые нормативы удельного ущерба);
        65. Межрегиональное  соглашение о компенсации последствий транс-
    граничного загрязнения природной среды;
        66. Порядок использования средств экологических и страховых фон-
    дов для ликвидации последствий аварий;
        67. Законодательный акт "О возмещении  ущерба  за  экологические
    нарушения в результате техногенных аварий и катастроф";
        68. Законодательный акт"О компенсации вреда, причиненного транс-
    граничным загрязнением природной среды в результате техногенных ава-
    рий и катастроф";
        69. Руководство  по  расследованию обстоятельств аварийного заг-
    рязнения природной среды  (в том числе водной) и оформлению  претен-
    зионных документов;
        70. Бассейновое экологическое соглашение между  субъектами  Рос-
    сийской Федерации  о компенсации ущерба в результате аварийного заг-
    рязнения трансграничных вод;
        71. Пособие  по  подсчету убытков от аварийного загрязнения при-
    родной среды (с нормативно-справочным материалом);
        72. Региональные  (базовые)  эколого-экономические нормативы для
    оперативной оценки ущерба от аварийного загрязнения природной среды.
        73. Экспресс-методики определения экономического ущерба, наноси-
    мого реципиентам в результате загрязнения окружающей природной  сре-
    ды;
        74. Методика экономической оценки ущерба от аварийного загрязне-
    ния трансграничных вод;
        75. Положение о комиссии по расследованию обстоятельств,  оценке
    и ликвидации последствий аварий и катастроф;
        76. Положение о страховом экологическом фонде для финансирования
    работ по  ликвидации  последствий  аварий  и  возмещению нанесенного
    ущерба;
        77. Рекомендации  по  определению  страховых  ставок платежей за
    экономические нарушения в результате техногенных аварий и катастроф;
        78. Критерии экологического риска хозяйственной деятельности;
        79. Методика эколого-экономического прогноза последствий  аварий
    и катастроф;
        80. Постановление Правительства РФ "О порядке взыскания  компен-
    сации за ущерб, наносимый окружающей природной среде при техногенных
    авариях и катастрофах";
        81. Порядок разрешения споров, возникающих при возмещении вреда,
    нанесенного в результате аварий и катастроф.



                                                           Приложение 1
                      Перечень нормативно-правовых,
                   методических и справочных документов

         1. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (от 19.12.91
    N 2060-1);
         2. Закон Российской Федерации "О плате за землю"  (от  11.10.91
    б/н);
         3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (от 11.10.64);
         4. Гражданско - процессуальный кодекс Российской Федерации  (от
    11.10.64);
         5. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
    ниях (с комментариями, от 01.01.85);
         6. Арбитражный  процессуальный  Кодекс   Российской   Федерации
    (от 15.04.92, М., Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховно-
    го Совета РФ, 1992 г. N 16, ст.836-837);
         7. Положение  о  претензионном  порядке  урегулирования  споров
    (Постановление ВС РФ, N 3116-1 от 24.06.92);
         8. "Об утверждении Порядка определения платы  и  её  предельных
    размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отхо-
    дов,  другие виды вредного воздействия" (Постановление Правительства
    РФ от 28.08.92 N 632);
         9. Положение о Министерстве охраны окружающей среды и природных
    ресурсов  Российской  Федерации  (Постановление  Правительства РФ от
    23.04.94 N 375);
        10. Положение о системе  экологической  безопасности  Российской
    Федерации (Минприроды РФ, 03.12.92);
        11. Положение о сети наблюдения и лабораторного  контроля  граж-
    данской обороны Российской Федерации (ГКЧС России, М., 1993 г.);
        12. Положение о государственных природных заповедниках  в РСФСР,
    (утверждено постановлением Правительства РСФСР  от 18.12.91 N 48);
        13. Положение о национальных природных парках Российской Федера-
    ции (утверждено постановлением Правительства РФ от 10.08.93 N 769);
        14. Об  утверждении  такс  для  исчисления  размера взыскания за
    ущерб,  причиненный незаконным добыванием или уничтожением  объектов
    животного и растительного мира (Утверждено Постановлением Правитель-
    ства РФ от 25.05.94 N 515);
        15. Положением о порядке взаимодействия Минприроды России с тер-
    риториальными природоохранными органами в области организации  запо-
    ведного дела (утверждено приказом Минприроды РФ от 17.12.93 N 264);
        16. Временный классификатор токсичных промышленных отходов и ме-
    тодических рекомендации по определению класса токсичности промышлен-
    ных отходов (М., 1987 г, Минздрав СССР, ГКНТ СССР);
        17. Предельное содержание токсичных  соединений  в  промышленных
    отходах, обуславливающее  отнесение этих отходов к категории по ток-
    сичности (М., 1984 г., Минздрав СССР, АН СССР, N 3170-84);
        18. Санитарные  правила  устройства  и  содержания полигонов для
    твердых бытовых отходов (М., 1983 г., Минздрав СССР);
        19. Порядок накопления,  транспортировки, обезвреживания и захо-
    ронения токсичных промышленных отходов (Санитарные правила, М.,1985,
    Минздрав СССР);
        20. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за заг-
    рязнение окружающей природной среды (Минприроды РФ, М., 1993 г.);
        21. Базовые нормативы платы за выбросы,  сбросы загрязняющих ве-
    ществ в окружающую природную среду и размещение отходов  (Минприроды
    РФ, М., 1992 г.);
        22. Временная методика  определения  размера  ущерба  (убытков),
    причиненного  нарушениями  хозяйственных  договоров (Сборник законов
    Российской Федерации и других нормативных актов о порядке разрешения
    хозяйственных споров,  М., 1993 г., по состоянию на 01.03.93,
    газета "Экономика и жизнь" N 3, январь 1991 г.);
        23. Пособие по оценке опасности, связанной с возможными авариями
    при производстве,  хранении, использовании и транспортировке больших
    количеств пожароопасных,  взрывоопасных и токсичных веществ (к  Инс-
    трукции  о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду
    (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований  и  проектов
    строительства н/х объектов и комплексов, одобрено Управлением эколо-
    гических нормативов и методического обеспечения Государственной эко-
    логической экспертизы (письмо N 10-8-7 от 31.01.92г., Межведомствен-
    ный НМЦ "Информатика риска", М., 1992 г.);
        24. Иски  и  претензии  (Справочное пособие,  Жуков А.А.,  Папин
    С.А., М., Юридическая фирма "Паритет", 1992 г.);
        25. Инструкция "О порядке привлечения должностных лиц, граждан к
    административной  ответственности и наложения штрафов на юридических
    лиц за санитарные правонарушения (Госкомсанэпиднадзора РФ, регистра-
    ционный  номер  N 378 от 27.19.93 г.);
        26. Кодекс  поведения  при  аварийном загрязнении трансграничных
    внутренних вод (ООН, Нью-Иорк, 1991 г.);
        27. Методика подсчета убытков, причиненных государству нарушени-
    ем водного законодательства (ЦБНТИ Минводхоза СССР, М., 1983 г.);
        28. Рекомендации по аэрофотосъемке нефтяных разливов, дешифрова-
    нию фотодокументов и оценке  площади  нефтяного  разлива  (Минводхоз
    СССР, М., 1984 г.);
        29. Рекомендации по расчету площади нефтяного пятна по  перспек-
    тивному  аэрофотоснимку  с  помощью  минкрокалькулятора "Электроника
    Б3-3- 44" (МВХ, СССР, 1984 г.);
        30. Порядок  определения  размеров  ущерба от загрязнения земель
    химическими веществами (Минприроды России, М., 1993 г.);
        31. Разъяснения  о  порядке работ органов,  осуществляющих госу-
    дарственный контроль за использованием и охраной земель,  по привле-
    чению должностных лиц, граждан и юридических лиц, виновных в наруше-
    нии земельного законодательства, к административной ответственности;
        32. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействую-
    щими  ядовитыми  веществами  при  авариях (разрушениях) на химически
    опасных объектах и транспорте (Гидромет СССР,  Ленинград 1991 г., РД
    52.04.253-90);
        33. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в
    атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов
    и  размера  предъявляемого  иска за загрязнение атмосферного воздуха
    (Минэкология России, рег. N 87 от 16.11.92 г.);
        34. Временные  указания  по прогнозированию перемещения зон экс-
    тремально высокого загрязнения воздуха сильно действующими ядовитыми
    веществами (Л., ГГО им.Воейкова, НПО "Тайфун", 1988 г.);
        35. Методика прогнозирования  масштабов заражения  сильно дейст-
    вующими ядовитыми  веществами при авариях (разрушениях) на химически
    опасных объектах и транспорте (Штаб ГО СССР,  Гидромет СССР,  РД-52,
    04, 253-90, 1990 г.);
        36. Методическое  письмо  прогнозирования  масштабов   заражения
    сильно  действующими  ядовитыми веществами при авариях (разрушениях)
    на химически опасных объектах и транспорте (НИИАТОМ "Атмосфера");
        37. Методические  рекомендации по расчету параметров выброса га-
    зовой смеси и ее рассеивания  при  аварийных  разрывах  газопроводов
    (Минприроды РФ, ВНИИГАЗ, Академия нефти и газа им. Губкина, 1992 г.);
        38. Методика расчета количеств  вредных  веществ,  выбрасываемых
    при свободном горении нефтепродуктов на поверхности (Самара,  Гипро-
    востокнефть, 1993 г.).
        39. Инструкция  о порядке привлечения к ответственности за нару-
    шение лесного законодательства (Госкомлес, М., 1987 г.);
        40. Размеры  неустоек  за нарушения лесохозяйственных требований
    при отпуске древесины на корню в лесах  Российской  Федерации.  (Ут-
    верждены   постановлением   Правительства  Российской  Федерации  от
    05.02.92 г. N 67);
        41. Прейскурант   N 07-01-01   и   дополнительный  и прейскурант
    N 07-01-01--1991/1.  Таксы на древесину,  отпускаемую на корню. (Ут-
    вержден  постановлением  Комитета  цен  при  Минэкономике  РСФСР  от
    21.11.91г. N 207);
        42. Временная инструкция о порядке производства по делам о нару-
    шении правил пользования и охраны животного мира  (приказ Минприроды
    РФ от 01.02.93 N 18);
        43. Временная методика оценки ущерба,  наносимого рыбным запасам
    в результате строительства,  реконструкции и расширения предприятий,
    сооружений  и других  объектов и проведения различных видов работ на
    рыбохозяйственных водоемах (Госкомприроды СССР, М., 1990 г.);
        44. Методика  подсчета  ущерба,  нанесенного  рыбному  хозяйству
    в результате  нарушения  правил  рыболовства  и  охраны рыбных запа-
    сов. (Утверждена  Министерством  рыбного  хозяйства   СССР  12.07.74
    N 30-2-02);
        45. Методика  подсчета  ущерба,  нанесенного рыбному хозяйству в
    результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод  и  других
    отходов. (Утверждена  Министерством  рыбного хозяйства СССР 16.08.67
    N 30-1-11);
        46. Шкала гражданских исков,  предъявляемых к организациям и ли-
    цам  в возмещение ущерба,  причиненного государственному охотничьему
    фонду (Утверждена Минсельхоз Российской Федерации от 22.08.93 г.);
        47. Об  утверждении  такс  для  исчисления  размера взыскания за
    ущерб,  причиненный живым водным ресурсам их незаконным выловом, до-
    бычей или уничтожением. Утверждено постановлением Правительства Рос-
    сийской Федерации;


         Перечень основных  нормативно-методических  документов,
                    разрабатываемых в настоящее время

         1. Порядок взаимодействия органов власти,  специально уполномо-
    ченных государственных органов в области охраны окружающей природной
    среды  и других контролирующих органов при возникновении техногенных
    аварий;
         2. Руководство  по расследованию обстоятельств загрязнения вод-
    ных объектов;
         3. Методика определения ущерба, причиненного нарушением водного
    законодательства;
         4. Методические  рекомендации по экономической оценке ущерба от
    истощения и загрязнения используемых подземных вод;
         5. Порядок производственного и государственного  аналитического
    контроля за сбросом загрязняющих веществ в составе возвратных (сточ-
    ных) вод и соблюдением установленных нормативов.  ч.I. Общие положе-
    ния.  Отбор проб. ч.II. Консервация и хранение проб. (Минприроды РФ,
    М.);
         6. Указание  о  порядке  использования результатов анализов при
    проведении экологического контроля;
         7. Порядок определения размеров ущерба от деградации земель;
         8. Инструкция по выявлению деградирования и загрязнения земель;

                Перечень основных нормативно-методических
                    документов, подлежащих разработке

         1. Положение о комиссии по расследованию аварии;
         2. Руководство по обследованию места аварии и оценке  масштабов
    экологических последствий;
         3. Методика определения экономического  ущерба  от  загрязнений
    природной среды в результате техногенных аварий и катастроф (включая
    базовые нормативы удельного ущерба);
         4. Межрегиональное  соглашение о компенсации последствий транс-
    граничного загрязнения природной среды;
         5. Порядок использования средств экологических и страховых фон-
    дов для ликвидации последствий аварий;
         6. Законодательный акт "О возмещении  ущерба  за  экологические
    нарушения в результате техногенных аварий и катастроф";
         7. Законодательный акт"О компенсации вреда, причиненного транс-
    граничным загрязнением природной среды в результате техногенных ава-
    рий и катастроф";
         8. Руководство  по  расследованию обстоятельств аварийного заг-
    рязнения природной среды  (в том числе водной) и оформлению  претен-
    зионных документов;
         9. Бассейновое экологическое соглашение между  субъектами  Рос-
    сийской Федерации  о компенсации ущерба в результате аварийного заг-
    рязнения трансграничных вод;
        10. Пособие  по  подсчету убытков от аварийного загрязнения при-
    родной среды (с нормативно-справочным материалом);
        11. Региональные  (базовые)  эколого-экономические нормативы для
    оперативной оценки ущерба от аварийного загрязнения природной среды.
        12. Экспресс-методики определения экономического ущерба, наноси-
    мого реципиентам в результате загрязнения окружающей природной  сре-
    ды;
        13. Методика экономической оценки ущерба от аварийного загрязне-
    ния трансграничных вод;
        14. Положение о комиссии по расследованию обстоятельств,  оценке
    и ликвидации последствий аварий и катастроф;
        15. Положение о страховом экологическом фонде для финансирования
    работ по  ликвидации  последствий  аварий  и  возмещению нанесенного
    ущерба;
        16. Рекомендации  по  определению  страховых  ставок платежей за
    экономические нарушения в результате техногенных аварий и катастроф;
        17. Критерии экологического риска хозяйственной деятельности;
        18. Методика эколого-экономического прогноза последствий  аварий
    *и катастроф;
        19. Постановление Правительства РФ "О порядке взыскания  компен-
    сации за ущерб, наносимый окружающей природной среде при техногенных
    авариях и катастрофах";
        20. Порядок разрешения споров, возникающих при возмещении вреда,
    нанесенного в результате аварий и катастроф.




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz