ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 1994 г. N С-3-11-722
ОБ ОБУЧЕНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ
Направляем Типовую программу повышения квалификации
руководителей профориентационных подразделений органов занятости,
утвержденную Федеральной службой занятости России (прилагается).
Отработка этих программ повышения квалификации руководителей
профориентационных подразделений и заместителей руководителей
региональных органов занятости, курирующих профориентационное
направление, будет проводиться на базе Российского учебного центра
Федеральной службы занятости России (первая сессия состоится с 10
по 21 октября 1994 года). Прорабатывается вопрос об организации
такого повышения квалификации на Высших курсах практической
психологии при Санкт-Петербургском государственном университете, в
образовательных учреждениях, центрах профориентации других
регионов.
Заявки на обучение руководителей региональных центров
занятости просим направлять по адресу: 129329, Москва,
ул. Кольская, д. 2, Российский учебный центр Федеральной службы
занятости России (Порелова Елена Васильевна, тел. 189-26-15).
Обучение руководителей профориентационных подразделений (там,
где они созданы), заместителей руководителей городских и районных
служб занятости, курирующих профориентационное направление,
рекомендуется организовать на местах по предложенной Типовой
программе.
Одновременно информируем, что разрабатывается третья
программа - продвинутого повышения квалификации специалистов по
профориентации, имеющих базовое психологическое образование,
которая будет выслана дополнительно.
Приложение
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ
Форма обучения: очно-заочная, с отрывом от работы,
3 сессии по 2 недели (по 80 часов).
I сессия
Рынок труда и проблемы занятости в России. Определение
структуры региональной потребности в кадрах.
Основные направления социальной защиты и социальной поддержки
различных категорий незанятого населения. Нормативные документы по
занятости.
Проблемы и перспектива развития профориентации в
государственной службе занятости (нормативные акты и документы).
Стратегия профессиональной ориентации в системе занятости
(цели, содержание, организация, методы).
Организация деятельности профконсультанта.
Профориентация как система мер по управлению адекватным
профессиональным выбором. Содержание и основные направления
деятельности профконсультанта службы занятости.
Основы менеджмента: понятие об организации, модели и методы
принятия решений, основные функции управления, понятия о
руководстве и лидерстве, стили лидерства, методы повышения
эффективности деятельности коллектива.
Основы конфликтологии. Управление конфликтами, изменениями и
стрессами в организации.
Этический стандарт деятельности профконсультанта.
Делопроизводство и обработка информации. Применение
компьютерных технологий в работе профконсультанта. АРМ
профконсультанта.
Цели и особенности проведения социологических исследований в
системе занятости. Технология проведения социологического
исследования, основные принципы интерпретации его результатов.
Организация и опыт работы центра занятости Московской области.
II сессия
Основы профессиоведения.
Основные понятия психологического профессиоведения. Проблема
классификации профессий.
Основные принципы и методы изучения трудовой деятельности в
профессиоведении.
Профессиография как один из основных способов описания
профессиональной деятельности. Виды и структура профессиограмм.
Использование профессиограмм в деятельности работников службы
занятости.
Основы профконсультирования.
Психологические аспекты трудовой деятельности: мотивы и
ценности, уровень притязаний и др.
Выбор профессии как социокультурный феномен. Основные факторы,
влияющие на выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии
и способы их коррекции.
Особенности и проблемы профессиональной переориентации
взрослого населения.
Основные формы и методы профессионального консультирования.
Психологические основы профконсультирования.
Роль индивидуальных особенностей человека в трудовой
деятельности. Психологические и психофизиологические основы
профотбора. Методы профотбора. Медицинские аспекты профориентации.
Применение классических психодиагностических методов в
профконсультировании. Компьютерные варианты психодиагностических
методов.
Особенности профориентационной работы с различными группами
населения: молодежью, женщинами, инвалидами, незанятыми
специалистами, имеющими высшее образование, военнослужащими.
III сессия
Основы психологической поддержки.
Психологическая поддержка как одно из основных направлений
деятельности профконсультанта службы занятости. Активные методы в
работе профконсультанта. Деятельность профконсультанта в "Клубе
ищущих работу", на курсах "Новый старт".
Особенности психологического состояния безработных граждан.
Психокоррекционная работа с безработными как составляющая
психологической поддержки. Основные методы осуществления
психологической поддержки в процессе профконсультирования.
Различные формы групповых занятий: их особенности, цели,
эффективность.
Основные цели и методы психорелаксационной работы с
профконсультантами.
Психология делового общения. Профессиональная культура
руководителя. Тренинг делового общения.
Возможные варианты оценки деятельности профориентационных
подразделений. Организация контроля и оценки адаптации
трудоустроившихся по рекомендациям службы занятости.
Анализ и обобщение опыта работы региональных органов
занятости.
|