ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 1994 г. N 683
О Федеральной программе содействия занятости населения
Российской Федерации на 1994 год
В целях активизации политики занятости населения и усиления
социальной защиты граждан Российской Федерации на рынке труда
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную программу содействия
занятости населения Российской Федерации на 1994 год, представ-
ленную Федеральной службой занятости России по согласованию с Ми-
нистерством экономики Российской Федерации, Министерством труда
Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения
Российской Федерации и другими заинтересованными органами испол-
нительной власти.
2. Установить, что в 1994 году в федеральную часть Государ-
ственного фонда занятости населения Российской Федерации отчис-
ляется 20 процентов сумм обязательных страховых взносов работода-
телей, формируемых на территории субъектов Российской Федерации.
3. Федеральной службе занятости России совместно с заинтере-
сованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить
реализацию указанной в пункте 1 настоящего постановления Програм-
мы на основе взаимодействия с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации за счет средств Государственного
фонда занятости населения Российской Федерации.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации осуществить реализацию региональных программ в
области занятости населения с учетом Федеральной программы содей-
ствия занятости населения Российской Федерации на 1994 год.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июня 1994 г.
N 683
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
содействия занятости населения
Российской Федерации
на 1994 год
ВВЕДЕНИЕ
Федеральная программа содействия занятости населения Россий-
ской Федерации на 1994 год разработана Федеральной службой заня-
тости России совместно с Минэкономики России, Минтрудом России и
с участием федеральных органов исполнительной власти, органов ис-
полнительной власти субъектов Российской Федерации в соответ-
ствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6
ноября 1993 г. N 1152 "О социально-экономическом положении Рос-
сийской Федерации и мерах по реализации первого этапа программы
Совета Министров - Правительства Российской Федерации на
1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской эконо-
мики" и постановлением Правительства Российской Федерации от 9
марта 1994 г. N 192 "О положении российской экономики и перспек-
тивах ее развития на 1994 год".
Ключевыми приоритетными группами населения, на которые рас-
пространяется действие Программы, являются трудоспособные гражда-
не, имеющие работу, но находящиеся под риском ее потери, и безра-
ботные, зарегистрированные в органах государственной службы заня-
тости. Основная направленность мероприятий Программы определяет-
ся задачами государственной политики занятости, сформулированны-
ми Законом Российской Федерации "О занятости населения в Россий-
ской Федерации", и связана с поддержкой и защитой граждан от без-
работицы.
Программа содействия занятости населения Российской Федера-
ции является составной частью системы целевых федеральных прог-
рамм, охватывающих различные сферы деятельности государства в об-
ласти экономической и социальной политики, в том числе и затраги-
вающих вопросы, смежные с вопросами содействия занятости населе-
ния.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы со-
действия занятости населения, которая реализовывалась в 1993 году
Параметры Программы рассчитаны исходя из основного варианта
прогноза экономического развития, разработанного Министерством
экономики Российской Федерации, а также прогнозных оценок рынка
труда, выполненных ФСЗ России и региональными службами занятости
с учетом предполагаемого социально-экономического развития терри-
торий и используемых при разработке программ содействия занятос-
ти населения субъектов Российской Федерации.
ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Итоги 1993 года
Нестабильная экономическая ситуация привела к ухудшению
конъюнктуры на рынке туда.
Резко возросло число вынужденных остановок производств. В
течение 1993 года останавливались 2,5 тыс. предприятий (12 про-
центов от общего их числа). При этом 206 предприятий - полностью.
В результате чего было потеряно 115 млн. человеко-дней (10 про-
центов табельного фонда времени). За 1993 год численность работ-
ников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящих-
ся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохране-
нием заработной платы, возросла по сравнению с 1992 годом в 2,3
раза и достигла к началу 1994 года 4 млн. человек. Продолжи-
тельность вынужденных отпусков в среднем на одного работника сос-
тавила в целом по России 19 дней. Наибольшие масштабы частичной
безработицы отмечались на предприятиях текстильной промышленнос-
ти, сельскохозяйственного машиностроения, электротехнической про-
мышленности, где от 40 до 60 процентов работников пользовались
дополнительными отпусками или были переведены на неполную рабо-
чую неделю. Большая армия "частично" безработных, длительное вре-
мя находящихся под угрозой увольнения, - одна из наиболее харак-
терных черт рынка труда.
В 1993 году резкого роста реальной открытой безработицы уда-
лось избежать, прежде всего, за счет закрытия вакансий, увольне-
ния пенсионеров, расширения практики отпусков по инициативе адми-
нистрации и сокращенных режимов труда.
Совокупный спрос на рабочую силу сокращался, ввод новых ра-
бочих мест не компенсировал их выбытие. Так, из намеченных Феде-
ральной инвестиционной программой к вводу в действие в 1993 году
652 объектов приняты в эксплуатацию лишь 193. В результате чис-
ленность занятых, по данным Госкомстата России, снизилась за год
на 1 млн. человек.
Наибольшее сокращение числа занятых (от 10 до 12,5%) отмеча-
лось в машиностроении и металлообработке, текстильной промышлен-
ности, промышленности стройматериалов. Спад производства затормо-
зил рост сферы обслуживания, и, возможно, пройдет немало времени,
прежде чем расширение этого сектора сможет компенсировать потери
рабочих мест в других отраслях. Рост занятости в негосударствен-
ном секторе, где занято уже более 40% работающих, был недостато-
чен для того, чтобы нейтрализовать потерю рабочих мест на госу-
дарственных предприятиях, которые остаются главным источником за-
нятости.
Наибольшему риску потерять работу подвергались женщины и мо-
лодежь. Доля женщин среди зарегистрированных безработных состав-
ляет около 70%, молодежи - 37%.
Падение доходов населения усилило давление на рынок труда
тех, кто ранее не претендовал на рабочее место. Число обращений,
например, пенсионеров в службу занятости возросло вдвое по срав-
нению с 1992 годом.
Ограничение приема на работу снизило возможности трудоус-
тройства выпускников учебных заведений. В результате в 1993 году
из-за отказа работодателей не получили направления на работу 20
процентов выпускников вузов и 33 процента выпускников средних
специальных учебных заведений.
Сокращение найма в 1993 году на фоне спада производства, а
также структура высвобождений и новой рабочей силы дают основа-
ния предполагать, что неравенство различных возрастных групп на
рынке труда будет возрастать. Для женщин, молодежи, работников
старших возрастов и лиц с невысоким образованием или начальной
профессиональной подготовкой риск безработицы наиболее высок.
Неудовлетворенный спрос на рабочие места составил 3,8 мил-
лиона человек. За 1993 год численность официально зарегистриро-
ванных безработных возросла на 260 тыс. человек, или в 1,4 раза,
и составила на начало 1994 года 835 тыс. человек. На фоне роста
открытой безработицы к концу 1993 года вновь произошло сокраще-
ние числа вакансий, сведения о которых поступают в государствен-
ную службу занятости. Это обусловило увеличение средней продолжи-
тельности периода безработицы с 3 месяцев в начале до 6 месяцев в
конце 1993 года.
Несмотря на то что открытая безработица появилась относи-
тельно недавно, уровень долгосрочной безработицы уже сейчас зна-
чителен. Численность граждан, являющихся безработными свыше 8 ме-
сяцев возросла за прошедший год почти в 2 раза, с 13 до 26% от
общего числа безработных.
Растущая продолжительность безработицы может стать источни-
ком устойчиво высокого уровня безработицы среди отдельных соци-
альных групп даже после того, как начнется экономический подъем.
Повышается уровень городов с моноэкономической структурой, в
которых одно-два предприятия являются градообразующими. Сильная
зависимость от экономического состояния "флагманов производства"
стабильности занятости не только собственного персонала, но и ра-
ботающих на предприятиях-смежниках может дополнительно вызвать
высвобождения и поставить в критическое положение прежде всего
локальные рынки труда в малых городах и поселках.
Наметились и неизбежные межрегиональные различия в распреде-
лении безработицы и вакансий. В отдельных районах уровень офи-
циальной безработицы достигает 7-11% экономически активного насе-
ления. В зону повышенного риска попадают как традиционно трудоиз-
быточные регионы, так и территории с высоким экономическим потен-
циалом. Заметный спад производства в отраслях машиностроения,
особенно относящихся к ВПК, легкой и текстильной промышленности
резко обострил положение на рынке труда территорий с преоблада-
нием этих производств (Владимирская, Ивановская, Ярославская,
Костромская, Архангельская области и ряд других). Региональный
дисбаланс между концентрацией вакансий и нуждающимися в работе
будет возрастать.
Перспективы на 1994 год
Определяющее влияние на состояние рынка труда, масштабы за-
нятости и безработицы окажут реальные возможности по стабилиза-
ции экономики и действия Правительства Российской Федерации в об-
ласти социальной политики. Ожидается, что основные макроэкономи-
ческие параметры будут более благоприятными, однако полностью ос-
тановить кризисные тенденции не удастся.
По оценкам Минэкономики России, валовой внутренний продукт
снизится на 8 процентов. Падение объемов производства сохранится,
но на более низком уровне: 12% - в промышленности, 7% - в
сельском хозяйстве. Темпы инфляции составят 8 процентов.
Указанные, а также другие ограничения, включая ресурсные
возможности государства влиять на ход экономических и социальных
процессов, вызовут усиление напряженности на рынке труда и рост
безработицы.
В марте 1994 г. 4,8 тыс. предприятий имели длительные оста-
новки всех или отдельных производств, потеряно более 24 млн. че-
ловеко-дней (в марте 1993 г. - 2,5 тыс. предприятий, 6,6 млн. че-
ловеко-дней). Полностью останавливались производства на 389 пред-
приятиях. Главная причина остановок теперь связана не с обеспече-
нием сырьем, материалами, энергией, а сложностями со сбытом (55%
всех остановок). Предприятия расширили практику отпусков по ини-
циативе администрации. В ряде регионов каждый второй-третий ра-
ботник находился в длительном неоплачиваемом или частично оплачи-
ваемом отпуске по инициативе администрации. Угроза перерастания
скрытой безработицы в открытую в течение января - марта 1994 г.
возросла.
Возможная "частичная" безработица в течение 1994 года оцени-
вается в пределах 5-8 млн. человек. Численность работников убы-
точных предприятий в целом по народному хозяйству может достиг-
нуть более 20% от общей численности занятых.
Дополнительный спрос на рабочую силу со стороны предприятий
снизился. Риск потери работы гражданами в связи с закрытием или
реорганизацией предприятий усилится. В целом суммарное высвобож-
дение работников в 1994 году за счет всех факторов составит
2,4-3,8 млн. человек. Среди высвобождаемых доля рабочих может
достигнуть 75 процентов. Уменьшение численности работающих ожи-
дается практически во всех отраслях материального производства
(приложение N1). Наиболее существенные изменения произойдут в
текстильной промышленности, машиностроении и металлообработке,
строительстве, на транспорте и связи (приложение N2).
Предложение рабочей силы на открытом рынке труда будет воз-
растать. Численность граждан, не имевших ранее или потерявших и
ищущих работу, превысит 12 млн. человек.
Сократятся возможности трудоустройства новой рабочей силы,
вступающей на рынок труда впервые. По прогнозу Федеральной служ-
бы занятости России, на рынке труда в 1994 году может оказаться
около 1,7 млн. молодежи.
В результате несоответствия спроса и предложения рабочей си-
лы неудовлетворенный спрос на рабочие места может превысить 6,1
млн. человек, или 8,7% от численности экономически активного на-
селения.
Ожидается, что органы в государственной службы занятости в
целом за год может обратиться свыше 5 млн. человек (до 45% всех
незанятых граждан, ищущих работу). Численность зарегистрирован-
ных в службе занятости безработных достигнет к концу 1994 года 3
млн. человек.
В региональном плане по степени напряженности рынка труда
будут по прежнему выделяться две группы территорий. Одна охваты-
вает республики Северного Кавказа (Чеченская, Ингушская, Кабарди-
но-Балкарская, Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесская),
а также Республику Тыва и Республику Калмыкия - Хальмг Танч, где
недостаточно развита экономика и исключительно высока доля неза-
нятых граждан трудоспособного возраста. Другая группа проблемных
территорий обусловлена их производственной специализацией и глу-
бокими кризисными явлениями в функционировании отдельных отрас-
лей. Ожидается, что уровень безработицы в Ивановской, Псковской,
Владимирской, Ярославской, Костромской областях, Республике Мор-
довия и Чувашской Республике и некоторых других регионах превы-
сит общероссийский уровень в 2-3 раза.
К концу 1994 года проблема занятости населения может стать
доминирующей в социально-экономической политике. Главная специфи-
ка предстоящего года - реализация программных мероприятий полити-
ки занятости на фоне возможного значительного расширения безрабо-
тицы.
ЦЕЛИ И ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАНЯТОСТИ В 1994 ГОДУ
Главным направлениями государственной политики, связанной с
поддержкой и развитием занятости в 1994 году, становятся:
преодоление неблагоприятных макроэкономических тенденций,
связанных с падением инвестиционной активности, снижением объе-
мов производства, инфляцией и имеющих следствие нестабильность
системы рабочих мест;
сдерживание массового высвобождения работающих прежде всего
на градообразующих предприятиях;
создание условий для развития и расширения занятости в
альтернативных, негосударственных секторах экономики;
обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан,
вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольне-
ния, дополнительное содействие занятости групп трудоспособного
населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;
смягчение последствий долговременной безработицы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОЧИХ МЕСТ
И РАБОТНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД РИСКОМ УВОЛЬНЕНИЯ
Основная задача политики государства по экономической под-
держке занятости - сдержать сокращение экономически целесообраз-
ных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвести-
ционной активности, создающей новые рабочие места путем проведе-
ния институциональных преобразований, селективной структурной по-
литики, реализации инвестиционных и других целевых программ. Важ-
нейшая задача также - смягчение негативных социальных послед-
ствий сокращения занятости для работников, вынужденно покидающих
ликвидируемые рабочие места, и оказание им заблаговременной под-
держки.
Поддержка рабочих мест
Возможности и направления государственной поддержки эффек-
тивных рабочих мест определяются в первую очередь приоритетами
стабилизационных действий, реализуемых в 1994 году. Ключевыми из
них определены:
умеренно жесткая финансовая и денежная политика, направлен-
ная на снижение инфляции, жесткую экономию государственных расхо-
дов, резкое сужение практики льготного кредитования, освобождение
от налогообложения, предоставление других льгот и преференций;
продолжение институциональных преобразований, включая после-
довательное продолжение приватизации, развитие конкуренции, час-
тного предпринимательства, демонополизацию экономики и т. д.;
селективная государственная структурно-инвестиционная поли-
тика, предполагающая максимальное переключение с дотаций и субси-
дий на высокоэффективные инвестиции, переход на преимущественно
контрактно-конкурсное размещение централизованных инвестиционных
ресурсов, поэтапный отказ от предоставления льготных государ-
ственных инвестиционных кредитов, "точечную" поддержку предприя-
тий, определяющих структурное совершенствование экономики.
Объемы капитальных вложений в экономику оцениваются на 1994
год в 120 трлн. рублей, из которых 18-20 трлн. рублей составят
централизованные вложения, определенные Федеральной инвестицион-
ной программой.
В 1994 году предполагается продолжить или начать реализацию
35-40 федеральных целевых инвестиционных программ. Обязательное
условие принятия программ - учет влияния их положений на динами-
ку рабочих мест,сохранение эффективной занятости на действующих
производствах. Прежде всего это относится к программам конверсии,
приватизации, а также при применении специальных процедур к пред-
приятиям-банкротам.
Стабилизирующее влияние на рынок труда в регионах должны
оказать специальные фонды поддержки и выравнивания регионального
развития, которые наряду со средствами предприятий и организаций,
региональных бюджетов и Государственного фонда занятости населе-
ния Российской Федерации должны составить основу финансовой под-
держки рабочих мест и граждан в проблемных регионах.
Продолжится работа над федеральной программой реструктуриза-
ции угольной промышленности, в рамках которой формируется блок по
обеспечению занятости шахтеров, охватывающий свыше 50 тыс. шахте-
ров и горняков, высвобождаемых в связи с закрытием неперспектив-
ных шахт и разрезов, а также 45 тыс. работающих на Норильском
горно-металлургическом комбинате.
В течение года на создание дополнительных и сохранение эко-
номически эффективных рабочих мест из средств Государственного
фонда занятости населения Российской Федерации предполагается
направить свыше 780 млрд. рублей. Эти средства позволяют сохра-
нить либо создать рабочие места для 280 тыс. граждан, преимущес-
твенно нуждающихся в специальной поддержке государства.
Помощь находящимся под риском увольнения
В связи с продолжительными остановками производства и по
другим экономическим причинам "частичная" безработица может сос-
тавить от 5 до 8 млн. человек.
Основная ответственность за соблюдение трудовых прав граж-
дан, коллективных договоров и соглашений, включая поддержку дохо-
дов работников, находящихся в вынужденных отпусках, организацию
работы трудовых коллективов в условиях неполного использования
рабочего времени и т. д., лежит на администрации предприятий.
Дополнительно органами государственной службы занятости Рос-
сии в 1994 году в целях сохранения кадрового потенциала и предот-
вращения единовременного массового высвобождения будут реализова-
ны меры по экстренному введению компенсационных выплат примерно
для 970 тыс. работников, вынужденно работающих неполный рабочий
день (неделю) по независящим от предприятия производственным при-
чинам или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения со-
держания и работающих на предприятиях, имеющих экономическую пер-
спективу и обоснованную программу выхода из кризисной ситуации.
Компенсационные меры будут вводится в избирательном порядке,
преимущественно на градообразующих предприятиях и в регионах эко-
номического бедствия, и должны сочетаться с программами повыше-
ния квалификации работников и общественных (временных) работ. На
компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате будет нап-
равлено из Государственного фонда занятости населения Российской
Федерации свыше 100 млрд. рублей.
Одновременно продолжится отработка начатой в 1993 году прак-
тики по организации поэтапного высвобождения и перепрофилирова-
ния предприятий, включающей процедуру переговоров администрации и
представителей трудовых коллективов, использования гибких режи-
мов труда и перемещений внутри предприятий, упреждающего профес-
сионального переобучения работников, досрочный выход на пенсию,
использование механизмов, в том числе правовых, гарантированной
занятости для части персонала в условиях проведения приватизации,
конверсии, применения санационных процедур к предприятия-банкро-
там.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ НЕЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН
Средства экономической поддержки рабочих мест и работников,
находящихся под риском увольнений, позволяют частично снять угро-
зу значительного роста открытой безработицы. Однако закрытие не-
рентабельных производств и реальное освобождение работников неиз-
бежно, ровно ка и неизбежны осложнения поиска работы для вступаю-
щих на рынок труда впервые или после длительного перерыва либо не
имеющих объективных возможностей на равных конкурировать на от-
крытом рынке труда.
Основная задача по отношению к этой группе граждан - содей-
ствовать максимально скорейшему их возвращению к активному труду
путем подбора рабочего места, развития профессиональной компетен-
тности, обучения навыкам активного поиска работы, предоставления
возможности пользоваться иными специальными услугами и программа-
ми государственной службы занятости. Предполагается, что всеми
видами программ, реализуемых в 1994 году Федеральной службой за-
нятости России и ее территориальными органами, может быть оказа-
на поддержка более 8 млн. человек.
Активные действия на рынке труда
В течение 1994 года основные направления государственной
службы занятости будут связаны с дальнейшим развитием активных
мер государственной политики занятости. Удельный вес затрат Госу-
дарственного фонда занятости населения Российской Федерации, нап-
равляемых на эти цели, предусматривается увеличить с 17% в 1993
году до 42% в 1994 году.
В рамках активной политики приоритетными направлениями опре-
делены:
содействие трудоустройству;
дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными
возможностями на рынке труда, включая квотирование рабочих мест,
предоставление субсидий работодателям, организующим занятость для
отдельных приоритетных социальных групп населения, поощрение ра-
ботодателей, организующих ученические рабочие места для обучения
инвалидов и молодежи, а также повышающих квалификацию и переобу-
чающих работников, подлежащих высвобождению;
программы организации общественных работ, временной (сезон-
ной) занятости, развития предпринимательства и самозанятости;
профессиональное обучение и консультирование.
1. Содействие трудоустройству
Содействие трудоустройству включает следующие основные услу-
ги, предоставляемые службой занятости:
информирование населения о возможностях трудоустройства;
подбор подходящего рабочего места;
подбор работника по запросу работодателя;
ярмарки вакансий;
информация о занятиях и карьере;
обучение навыкам поиска работы и специальные формы интенсив-
ного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поис-
ке работы;
обучение методам самостоятельного поиска работы, клубы ищу-
щих работу и т. д.
При поддержке службы занятости будет предоставлена работа
1,5 млн. человек. Затраты Государственного фонда занятости насе-
ления Российской Федерации на реализацию мероприятий по содей-
ствию трудоустройству составят свыше 400 млрд. рублей.
2. Целевое поощрение трудоустройства и реабилитация
граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке
Целевое поощрение трудоустройства ориентированно на дополни-
тельное повышение шансов трудоустройства или предоставления
альтернативных возможностей для занятости безработным гражданам в
соответствии с приоритетами политики рынка труда.
В 1994 году предполагается оказать помощь 200 тыс. граждан,
обратившихся в центры занятости и особо нуждающихся в социальной
поддержке. В целом за год на дополнительные мероприятия, связан-
ные с поддержанием и развитием занятости отдельных социальных
групп населения, из Государственного фонда занятости населения
Российской Федерации будет направлено до 100 млрд. рублей.
В рамках этого направления предполагается расширить практи-
ку субсидирования работодателей, принимающих на работу граждан,
испытывающих повышенные трудности в поиске работы (инвалиды, дол-
госрочные безработные, женщины, имеющие малолетних детей, гражда-
не, нуждающиеся в социальной реабилитации), а также создания уче-
нических рабочих мест (молодежная практика для не имеющих профес-
сии, специальности).
Органами государственной службы занятости в 1994 году пред-
полагается:
создать в ряде регионов модельные центры трудовой реабилита-
ции инвалидов;
поощрять организацию специальных ученических рабочих мест
для 14-16 летних подростков;
поддержать занятость на предприятиях, применяющих труд лиц с
ограниченной трудоспособностью;
содействовать работе центров социальной реабилитации лиц без
определенного места жительства.
3. Содействие занятости выпускников
общеобразовательных школ и профессиональных
учебных заведений
В 1994 году мероприятиями по содействию занятости молодежи,
впервые вступающей на рынок труда России, предполагается охва-
тить до 0,9 млн. человек при совокупных затратах за счет средств
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в
183 млрд. рублей.
При этом приоритетными являются следующие задачи:
развитие профориентационных услуг и предоставление возмож-
ностей получения профессионального образования, имея в виду и
подготовку предложений по продлению сроков обучения (сверх норма-
тивных) за счет предоставления дополнительных образовательных ус-
луг выпускникам учебных заведений;
совершенствование и развитие системы компенсаций работодате-
лям расходов, связанных с трудоустройством и использованием тру-
да молодежи, в том числе на организацию специальных ученических
рабочих мест (ученические контракты);
создание с участием молодежных организаций (объединений),
органов исполнительной власти специализированных молодежных бирж
труда (центров) по трудоустройству, социальной и психологической
адаптации выпускников учебных заведений, включая инвалидов и лиц,
оставшихся без попечения родителей;
разработка и реализация целевых региональных программ обес-
печения занятости выпускников учебных заведений, прежде всего в
регионах с высоким уровнем безработицы.
В целях решения проблем в сфере занятости молодежи, впервые
попадающей на рынок труда, действия органов государственной служ-
бы занятости в 1994 году сосредоточатся на:
широком информировании выпускников учебных заведений о воз-
можности обучения, получения дополнительной профессии (спе-
циальности) для трудоустройства (охват - 690 тыс. человек, затра-
ты - 32 млрд. рублей);
организации временной (сезонной) занятости молодежи, в том
числе в свободное от учебы время (охват - 40 тыс. человек, затра-
ты - 10,3 млрд. рублей);
разработке специальных программ обучения и методик, способ-
ствующих поддержке конкурентоспособности инвалидов, оканчивающих
учебные заведения (охват - 4 тыс. человек, затраты - 4,5 млрд.
рублей);
оказании финансовой поддержки предприятиям, учреждениям, ор-
ганизациям, сохраняющим и создающим дополнительные рабочие и уче-
нические места, а также введении механизма субсидирования зара-
ботной платы (охват - 75 тыс. человек, затраты - 43 млрд. руб-
лей);
организации и оснащению совместно с Минобразованием России,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
ученических и рабочих мест на базе действующих учебных учрежде-
ний (охват - 53 тыс. человек, затраты - 5,2 млрд. рублей);
реализации региональных проектов развития молодежного пред-
принимательства, самозанятости, организации специальных обучаю-
щих курсов и оказании финансовой поддержки за счет средств Госу-
дарственного фонда занятости населения Российской Федерации по
открытию собственного дела (охват - 53 тыс. человек, затраты -
5,2 млрд. рублей);
совершенствовании механизма квотирования рабочих мест для
выпускников учебных заведений, осуществляемого органами исполни-
тельной власти (охват - 15 тыс. человек, затраты - 54 млрд. руб-
лей).
4. Общественные работы и временная занятость
Ожидаемое превышение спроса на рабочие места по сравнению с
возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает основа-
ний рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, даю-
щих постоянную работу.
Задача состоит в предоставлении безработным гражданам воз-
можностей для временной занятости на период поиска постоянного
места работы путем организации общественных работ, а также ис-
пользования иных форм временной занятости.
В течение года общественными работами и различными формами
временной занятости предполагается охватить до 600 тыс. человек и
выделить из Государственного фонда занятости населения Россий-
ской Федерации на их организацию и проведение более 160 млрд.
рублей.
Предусматривается первоочередной доступ к общественным рабо-
там длительно безработных, лиц предпенсионного возраста, утратив-
ших профессиональную мобильность, граждан, нуждающихся в трудо-
вой реабилитации, имевших значительный перерыв в профессио-
нальной деятельности в связи с воспитанием детей и уходом за чле-
нами семьи, лишением свободы, а также лиц, неоднократно увольняе-
мых ранее за нарушение трудовой дисциплины.
Как один из основных способов привития трудовых навыков мо-
лодежи в возрасте от 14-16 лет будут реализовываться специальные
программы "Работа для подростков", предусматривающие организацию
временной занятости учащихся в свободное от учебы время, а также
для неработающей и неучащейся молодежи.
5. Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе
В целях создания альтернативных возможностей для трудоус-
тройства незанятых граждан в 1994 году будет оказана поддержка 45
тыс. безработных, организующих собственное дело, а с учетом целе-
вого консультирования и обучения - до 250 тыс. граждан. При этом
затраты за счет средств Государственного фонда занятости населе-
ния Российской Федерации могут составить соответственно 80 млрд.
и 143 млрд. рублей.
Основные действия государственной службы занятости будут
направлены на:
консультирование и профессиональную ориентацию безработных с
целью определения возможностей их эффективной деятельности в ка-
честве предпринимателей;
обучение безработных граждан основам предпринимательства;
организацию консультаций по открытию собственного дела, сос-
тавлению бизнес-планов и ведению финансовой документации;
финансовую поддержку на стадии становления собственного де-
ла;
создание социально-деловых центров (бизнес-инкубаторов) со-
действия самозанятости и предпринимательству;
поддержку международных программ развития малого бизнеса в
России (российско-американская программа "Партнерство" и т. д.).
Действия государственной службы занятости по поддержке мало-
го предпринимательства являются дополнительными по отношению к
соответствующей государственной программе, предусматривающей бо-
лее широкие меры по развитию малого бизнеса в России.
6. Профессиональная ориентация
Прогнозируемое усиление напряженности на рынке труда вызы-
вает необходимость создания системы профессиональной ориентации
безработных, способствующей выбору гражданами эффективных форм
занятости, ориентированных на формирование качественных трудовых
ресурсов.
Предусматривается, что в 1994 году государственная служба
занятости населения сможет осуществить профессиональное кон-
сультирование не менее 1700 тыс. человек, на что планируется вы-
делить из Государственного фонда занятости населения Российской
Федерации до 90 млрд. рублей.
В целях создания системы профессиональной ориентации незаня-
того населения в 1994 году предусматривается разработка и осущес-
твление следующего комплекса мер:
создание разветвленной инфраструктуры профориентации в орга-
нах государственной службы занятости населения, предусматриваю-
щей организацию самостоятельных подразделений, а при необходимос-
ти - центров профориентации и психологической поддержки безработ-
ных граждан и незанятого населения в региональных органах службы
занятости;
подготовка специалистов по профориентации со вторым высшим
образованием, ускоренное, дифференцированное по образованию и
должности повышение квалификации профконсультантов, их аттеста-
ция;
улучшение материально-технической базы и компьютеризация ра-
боты профориентации;
формирование российского банка сертифицированных научно-ме-
тодических материалов, специальных технологий профориентационной
работы с различными категориями населения, проведение науч-
но-прикладных экспериментальных работ по проблемам профориента-
ции, обобщение опыта этой работы;
усовершенствование управления профориентацией.
7. Профессиональное обучение
Ключевая цель действий в области профессионального обучения
незанятых граждан и безработных - повысить конкурентоспособность
потерявших работу и находящихся под риском ее потери путем разви-
тия профессиональных знаний и навыков и тем самым расширить их
возможности в поиске нового рабочего места.
Государственная служба занятости в 1994 году предполагает
предоставить возможности для переподготовки и профобучения до 550
тыс. человек. Затраты Государственного фонда занятости населения
Российской Федерации на эти цели ориентировочно составят до 450
млрд. рублей.
Для решения этих задач в 1994 году предполагается:
обеспечить отбор, преимущественно на конкурсной основе, уч-
реждений профессионального и дополнительного образования, наибо-
лее эффективных учебных программ для обучения безработных, в том
числе использовать действующую учебную базу Минобороны России,
Госкомвуза России по обучению граждан, уволенных с военной служ-
бы, Минсоцзащиты России для переподготовки инвалидов, имеющих
трудовые рекомендации;
развивать сеть региональных учебных центров службы занятос-
ти как многофункциональных учреждений дополнительного образова-
ния (в 1993 году действовало 34 таких центра), прежде всего в ре-
гионах, не имеющих развитой сети учреждений профессионального об-
разования взрослых;
расширить возможности для профессионального обучения безра-
ботных граждан и незанятого населения для работы в негосудар-
ственном секторе, включая занятия предпринимательской деятельнос-
тью и самозанятость по профессиям, специальностям, перспективным
видам трудовой деятельности, определенным ФСЗ России совместно с
Минтрудом России;
оказать информационную и организационно-методическую помощь
органам управления образованием, образовательным учреждениям по
организации профессиональной подготовки в специальных профессио-
нальных образовательных учреждениях и в порядке ученичества - на
предприятиях выпускников образовательных учреждений, не достиг-
ших 16-летнего возраста, и лиц, оставивших эти учреждения по раз-
личным причинам;
содействовать предприятиям, организациям и учреждениям в ор-
ганизации профессионального обучения кадров в период временной
остановки в связи с реконструкцией, перепрофилированием производ-
ства;
участвовать в корректировке объемов и профилей подготовки
рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образова-
ния с учетом состояния региональных рынков труда.
Поддержка доходов безработных и членов их семей
В целях поддержки доходов безработных граждан на период ак-
тивного поиска работы, а также поощрения ротации кадров путем со-
действия досрочному выходу на пенсию в 1994 году будет продолже-
на выплата стипендий, пособий по безработице, материальной помо-
щи, досрочных пенсий.
Предполагается, что в течение 1994 года свыше 550 тыс. без-
работных будут получать стипендии в период оплачиваемого обуче-
ния, до 3,9 млн. граждан в течении года могут стать получателями
пособий по безработице, 640 тысячам будет оказана материальная
помощь (доплаты на иждивенцев, оплата периода временной нетрудос-
пособности, дотирование путевок в летние оздоровительные учрежде-
ния и лагеря детям безработных), свыше 340 тыс. безработных полу-
чат возможность досрочного выхода на пенсию. Совокупные затраты
на эти цели могут составить 1870 млрд. рублей.
Государственная служба занятости населения Российской Феде-
рации ставит своей задачей своевременно и точно производить вып-
латы, а также поощрять лиц, получающих пособия, к активным поис-
кам работы. Предполагается также разработать предложения по со-
вершенствованию порядка определения размеров, условий и сроков
выплаты пособия по безработице, уточнить порядок оказания мате-
риальной и иной помощи за счет средств Государственного фонда за-
нятости населения Российской Федерации безработным гражданам и
членам семей безработных, находящихся на их иждивении, в том чис-
ле оплаты периода временной нетрудоспособности, усилить адрес-
ность оказания материальной помощи.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ
БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
Миграционная политика в части поддержки занятости населения
призвана содействовать преодолению географических расхождений
между спросом и предложением на квалифицированную рабочую силу,
защите внутреннего рынка труда, смягчению напряженности на рынке
труда за счет временного использования рабочей силы за рубежом,
защите прав и интересов мигрантов.
Совокупность средств государственного регулирования мигра-
ционных потоков и решения вопросов, связанных с трудоустройством
мигрантов, отражена в Федеральной миграционной программе, одоб-
ренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15
февраля 1994 г. N 119. Программой предусмотрены действия, связан-
ные с решением вопросов вынужденной, внешней (включая трудовую),
внутренней (социально-экономической), незаконной миграции.
Вынужденная миграция
По прогнозным оценкам Федеральной миграционной службы Рос-
сии, из 400 тыс. вынужденных мигрантов половина будет нуждаться в
трудоустройстве.
Беженцы и вынужденные переселенцы, признанные в установлен-
ном порядке безработными, имеют право доступа ко всем программам
и услугам в области занятости на равных с другими гражданами ос-
нованиях, а также на участие в специальных программах общего и
профессионального обучения.
Вместе с тем, учитывая нарастание в ряде регионов со-
циальной напряженности, вызванной проблемами вынужденной мигра-
ции трудоспособного населения в Российскую Федерацию, органами
государственной службы занятости совместно с территориальными ор-
ганами федеральной миграционной службы, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в течение года будут реали-
зовываться дополнительные меры по:
финансированию конкретных проектов создания новых и дополни-
тельных рабочих мест для беженцев и вынужденных переселенцев,
осуществляемых в рамках региональных программ содействия занятос-
ти и миграционных программ в пределах имеющихся ресурсов;
стимулированию беженцев и вынужденных переселенцев с учетом
их пожеланий к переезду в сельскую местность, в том числе на
принципах инициативного общинного обустройства.
Внешняя трудовая миграция
По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих
выехать на временную работу за границу, может составить от 2 до 5
миллионов в год. Одновременно усиливается неконтролируемое прив-
лечение иностранной рабочей силы. По данным ФМС России, в Россий-
ской Федерации находятся свыше 500 тыс. иностранных работников.
Их приток может составить более 100 тыс. человек в год. В числе
ключевых задач по регулированию внешней трудовой миграции опреде-
лены:
регулирование иммиграции и эмиграции рабочей силы путем зак-
лючения с зарубежными странами соответствующих соглашений с уче-
том защиты внутреннего рынка труда от неконтролируемой "утечки
умов", предусматривающих в числе других мер защиту прав и интере-
сов мигрантов в странах временного пребывания, а также обеспече-
ние прав мигрантов по возвращении;
пресечение нелегальной трудовой миграции и организация им-
миграционного контроля;
образование Центрального бюро по внешней трудовой миграции и
иностранной рабочей силе.
Внутренняя социально-экономическая миграция
По данным Госкомстата России, общие объемы внутренней мигра-
ции за 1992-1993 годы превысили 11 млн. человек. Ожидается, что
неравномерное распределение социально-экономической напряженнос-
ти между регионами приведет к усилению ее интенсивности. Наибо-
лее серьезный отток ожидается из промышленных зон Крайнего Севе-
ра. Вопросы переселения и последующего обустройства будут ре-
шаться в рамках целевых программ реструктуризации угольной и дру-
гих отраслей.
По оценкам, возможности добровольного переселения безработ-
ных граждан в другую местность с более благоприятной ситуацией на
рынке труда весьма ограничены. Вместе с тем предполагается, что в
1994 году примерно 30 тыс. человек смогут использовать возмож-
ность смены работы и места жительства.
ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Основная задача региональной политики занятости - обеспе-
чить равенство граждан в государственной поддержки в случае поте-
ри работы или угрозы безработицы вне зависимости от места их про-
живания, выравнять имеющимися средствами возможности доступа к
рабочим местам.
Региональный аспект государственной политики занятости реа-
лизуется прежде всего через ежегодно принимаемые субъектами Рос-
сийской Федерации территориальные программы содействия занятости
населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на сос-
тояние рынков труда в регионах Российской Федерации.
Регионально ориентированные действия в укрупненном виде
группируются следующим образом:
1. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности -
сохранение экономически оправданных производств, реализация мер
по отселению северян, теряющих рабочие места в связи с сокращени-
ем производства, закрытием нерентабельных шахт и разрезов, в
центральные и южные районы России, развитие возможностей для за-
нятости малочисленных народов в традиционных местах их расселе-
ния.
2. Районы с высокой концентрацией обрабатывающих отраслей, в
том числе старопромышленные, в которых уже сложились уровни без-
работицы выше среднероссийских (Ивановская, Ярославская, Влади-
мирская, Костромская области, Чувашская республика и ряд других
регионов), - сохранение занятости и создание дополнительных рабо-
чих мест, прежде всего для социально уязвимых групп населения,
организация эффективных общественных работ, развитие системы про-
фориентации и профподготовки высвобождаемых работников.
3. Районы сосредоточения предприятий ВПК (Северо-Западный,
Центральный, Уральский районы, ряд других территорий) - развитие
системы упреждающей переподготовки работников, находящихся под
угрозой увольнения, организация альтернативных рабочих мест,
включая малый бизнес, в ряде случаев
- широкомасштабные общественные работы.
4. Депрессионные районы с недостаточной финансовой обеспе-
ченностью и относительно невысоким экономическим потенциалом
(Республика Алтай, Республика Калмыкия - Хальмг Танч, Республика
Тыва, республики Северного Кавказа) - развитие временной (сезон-
ной) занятости, стабилизация занятости на имеющихся производ-
ствах, обеспечение установленного в России минимального уровня
социальных гарантий безработным, развитие альтернативных секто-
ров экономики.
5. Районы, подвергшиеся влиянию радиационных катастроф и
ядерных испытаний (21 регион), - дополнительная социальная под-
держка незанятого населения, проведение внутритерриториального
переселения, создание рабочих мест в сфере экологической санации
территорий.
Учитывая нарастание региональной дифференциации уровня без-
работицы на рынке труда, в течение 1994 года Федеральной службой
занятости России будут реализованы мероприятия по переходу на
программно-целевые методы регулирования процессов занятости.
Одновременно предполагается завершить переход на бюджетные прин-
ципы формирования и расходования средств Государственного фонда
занятости населения Российской Федерации, что позволит обеспе-
чить финансовую поддержку реализуемых в регионах программ содей-
ствия занятости.
В 1994 году вводится усиленный механизм перераспределения
части средств Государственного фонда занятости населения Россий-
ской Федерации, предусматривающий достижение двух основных целей:
гарантированную минимальную поддержку безработных граждан вне за-
висимости от места их проживания и финансовое обеспечение терри-
торий с критическим положением на рынке труда.
Такие действия позволят обеспечить гибкую и дифференцирован-
ную поддержку наиболее сложных регионов из федеральной части Го-
сударственного фонда занятости населения Российской Федерации с
учетом уровня реальной безработицы, масштабов спада производства,
степени дотационности региональных бюджетов и фонда занятости, а
также приоритетности средств политики занятости. На поддержку ре-
гиональной политики занятости из федеральной части Государствен-
ного фонда занятости населения Российской Федерации предусматри-
вается выделить 718 млрд. рублей.
В соответствии с оценками состояния рынка труда в 1994 году
первоочередная помощь может потребоваться:
Ивановской, Ярославской, Камчатской, Псковской областям,
Удмуртской Республике - на организацию общественных работ, дота-
ции на выплату пособий по безработице, сдерживание массового выс-
вобождения, включая опережающее обучение:
республикам Северного Кавказа (Ингушской, Северной Осетии,
Кабардино-Балкарской, Дагестану, Карачаево-Черкесской), а также
Республике Калмыкия - Хальмг Танч, Республике Тыва, Республике
Бурятия - на организацию временной занятости, включая сезонную,
расширение возможностей профессионального обучения молодежи и
взрослого населения, дотации на выплату пособий по безработице;
районам Крайнего Севера, прежде всего Республике Коми, Крас-
ноярскому краю, Магаданской области, - на поддержку высвобождае-
мых работников, выезжающих на новое место жительства, упреждаю-
щую их профессиональную подготовку. Для целевого финансирования
регионов, находящихся в критическом положении, предусматривается
сконцентрировать на федеральном уровне около 800 млрд. рублей.
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ,
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА
Развитие государственной службы занятости имеет своей целью
приведение ее возможностей в соответствие с возложенными на нее
задачами, формирование территориальной системы служб, способных
гибко, а при необходимости заблаговременно реагировать на измене-
ние ситуации на рынке труда.
Общие затраты, связанные с развитием государственной службы
занятости, составят 460 млрд. рублей (до 11% доходов фонда заня-
тости).
Развитие сети центров занятости
Основная цель - продолжить формирование в Российской Федера-
ции сети органов государственной службы занятости, обеспечиваю-
щей свободный доступ к ее услугам всех граждан, и повысить эффек-
тивность действий.
В настоящее время в Российской Федерации действуют 2400 цен-
тров (бюро) занятости, расположенных практически во всех город-
ских и сельских районах. Численность работающих в них составила
32 тыс. человек.
Для решения проблем обеспечения занятости молодежи, женщин,
инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас, в структуре орга-
нов государственной службы занятости России будет продолжено соз-
дание специальных центров, подразделений и т. д.
В целях улучшения обслуживания обращающегося населения в 64
регионах Российской Федерации начато проектирование и строи-
тельство помещений для размещения центров занятости населения.
Учитывая, что государственная служба занятости является
быстро растущей системой государственных органов с постоянно рас-
ширяющимся числом задач и функций, в числе основных направлений -
построение эффективной системы обучения персонала.
Основная цель информатизации - повысить эффективность и ка-
чество действий государственной службы занятости, в первую оче-
редь сократить период подбора рабочего места, обеспечить пра-
вильное и своевременное начисление пособий по безработице, сни-
зить затраты на привлечение дополнительных сотрудников.
В рамках принятой Концепции информатизации и утвержденной
Программы работ в 1994 году продолжится формирование единой для
России информационно-справочной системы АИС "Занятость", основу
которой составляют автоматизированные городские и районные цен-
тры занятости населения. Предусматривается первоочередная компью-
теризация основных работ, связанных с начислением пособий, подбо-
ром рабочего места, профессиональным консультированием.
Разработка и внедрение АИС "Занятость" осуществляются в
соответствии с принятой в Российской Федерации целевой програм-
мой "Информатизация России", что позволит в 1994 году обеспечить
стабильный прием и передачу информации от всех 89 региональных
центров занятости. На эти цели из Государственного фонда занятос-
ти населения Российской Федерации будет направлено более 64 млрд.
рублей.
Мониторинг рынка труда
В течение 1994 года будут реализованы мероприятия по форми-
рованию системы информации о состоянии рынка труда и действиях
службы занятости, что позволит гибко реагировать на быстрые изме-
нения региональной конъюнктуры в сфере занятости, планировать и
осуществлять эффективные программы.
Основными элементами системы информации о рынке труда ста-
нут:
информирование общественности о состоянии рынка труда и тен-
денциях его развития;
информирование населения и работодателей об услугах, предос-
тавляемых службой занятости;
сбор информации для принятия управленческих решений и плани-
рования деятельности.
Предполагается проведение выборочных обследований предприя-
тий, рабочей силы, а также оценка хода реализации программ служ-
бы занятости.
Общие затраты на статистический мониторинг рынка труда и
программ, а также научно-исследовательские разработки и изда-
тельскую деятельность составят 90 млрд. рублей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные программные мероприятия, оценка их объемов и финан-
совых затрат проводились с учетом того, что по всем смежным нап-
равлениям социально-экономической политики будут ощущаться поло-
жительные сдвиги и не произойдет резких изменений, выходящих за
рамки основного прогнозного сценария на 1994 год.
Оценки объемов участия граждан в программах и действиях го-
сударственной службы занятости сделаны исходя из ожидаемого чис-
ла безработных, преемственности основных действий службы занятос-
ти, приоритета основных средств политики по сравнению с пассив-
ной выплатой пособий по безработице.
Предполагалось, что средства в Государственный фонд занятос-
ти населения Российской Федерации будут поступать регулярно, сох-
ранится регулярный норматив отчислений на уровне 2% от средств,
идущих на оплату труда, поступления составят 90% от расчетного
уровня (с учетом наличия предприятий и организаций, освобожден-
ных от взносов). Для обеспечения стабильного финансирования прог-
рамм в регионах с недостатком собственных средств предусматри-
вается установить норматив отчислений в федеральную часть фонда
занятости в размере 20% от его совокупной величины (против 10% в
1993 году). При этих условиях реализовывать мероприятия Програм-
мы предполагается без привлечения средств федерального бюджета.
Учитывая, что Программа будет реализовываться в условиях
возможной вариантности развития экономики страны и, соответствен-
но, степени напряженности на рынке труда, предусматривается ре-
зервный план действий, основанный на максимальном варианте прог-
ноза рынка труда.
Реализация в полном объеме программных мероприятий в соот-
ветствии с максимальным вариантом прогноза (с учетом приоритет-
ности действий) потребует погашения возникающего дефицита средств
фонда в объеме 2 трлн. рублей.
Резервный вариант рассчитан с учетом вероятных затруднений
гарантированного финансирования программ и действий в области по-
литики занятости из средств Государственного фонда занятости на-
селения Российской Федерации. Предполагается расстановка приори-
тетов, основанная на безусловном обеспечении базовых конститу-
ционных прав граждан на защиту при потере работы и возможном пос-
ледовательном частичном или полном закрытии отдельных программ в
зависимости от степени напряженности бюджета фонда занятости. В
общем виде приоритеты выстроены следующим образом:
своевременная и в полном объеме выплата пособий по безрабо-
тице всем гражданам, имеющим на это право;
финансирование услуг службы занятости по подбору рабочего
места и других обязательных функций, предусмотренных действующим
законодательством;
финансирование общественных работ и временной занятости;
финансирование программ профессионального обучения, включая
выплату стипендий безработным гражданам, имеющим на это право;
финансирование специальных программ, ориентированных на до-
полнительное расширение возможностей по трудоустройству групп на-
селения, испытывающих особые трудности при поиске работы (квоти-
рование рабочих мест, субсидии для молодежи, инвалидов и т. д.);
временные компенсационные выплаты работникам, находящимся в
вынужденных отпусках;
программы поддержки малого бизнеса и самозанятости;
программы финансирования сохранения или создания новых рабо-
чих мест.
В зависимости от степени приближенности реальной ситуации к
максимальному варианту прогноза предлагается несколько возможных
путей погашения дефицита:
усиление контроля за расходованием средств в регионах на ос-
новные целевые программы социальной поддержки безработных граж-
дан;
дополнительная централизация средств в федеральной части Го-
сударственного фонда занятости населения Российской Федерации для
финансирования минимальных гарантированных законодательством мер
социальной поддержки безработных в регионах, испытывающих дефи-
цит собственных средств;
дополнительное сокращение перечня предполагаемых действий,
ориентация на преимущественное финансирование выплаты пособий по
безработице и организацию общественных работ;
введение упрощенного порядка регистрирования безработных и
введение стандартных пособий по безработице вне зависимости от
причины вынужденной незанятости;
дотации в Государственный фонд занятости населения Россий-
ской Федерации из собственных средств регионов;
увеличение норматива отчисления средств в Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации с 2 до 3 процентов;
введение страхового взноса на работающих;
погашение части дефицита из федерального бюджета, прежде
всего на выплату пособий по безработице.
|